МИХАИЛ НИКИТИЧ МУРАВЬЁВ
Михаил Никитич Муравьёв – отец и дядя четырёх декабристов: Никиты и Александра - сыновей и Михаила Лунина с Артамоном Муравьёвым – племянников.
М.Н. Муравьёв - Русский писатель, поэт, государственный деятель.
М.Н. Муравьев родился 25 октября (5 ноября) 1757 года в Смоленске.
Он происходил из графского рода, не мог похвастаться блестящим аристократическим происхождением, зато имел право сослаться на старинное выслуженное дворянство: его предки, новгородские "боярские дети", с XV века служили московскому самодержцу.
Его отец, Никита Артамонович, военный инженер, часто находился в разъездах, с 1760 года служил вице-губернатором в Оренбурге, где Михаил Муравьев получил начальное домашнее образование.
В возрасте 8 лет начались его занятия немецким языком, затем латинским и французским, а также математикой, которой обучал его отец. В январе 1768 года Михаил переехал с отцом в Москву, где поступил в дворянскую гимназию при университете. В гимназии (1768-1770) он учился языкам, истории, географии и математике, "будучи еще дитя, шел как исполин; не доволен был классическими книгами, но старался разбирать труднейшие сочинения особливо в латинском языке". Уже в 11-летнем возрасте Михаил остался без матери, он умерла в 1768 году. Тогда же мальчик начинает свои первые литературные опыты - наброски переводов "Федры" Ж.Расина, "Заиры" Вольтера и т.д.
Отсутствие единого и цельного образования не помешало М.Н. Муравьеву стать одним из самых образованных людей своего века.
На выпуске гимназии 17 декабря 1769 года он произнес "признательные речи" на французском и немецком языках. С 1770 года Муравьев - студент Московского университета, где слушает лекции профессоров Барсова, Шадена, знакомится с И.П. Тургеневым, дружбу с которым сохранит на всю жизнь. Но в октябре 1770 года в связи с новым назначением отца М.Н. Муравьев вынужденно прерывает учебу и отправляется в Архангельск, а затем в Вологду, где занимается самообразованием. Живя в Архангельске (в 1770), он интересуется науками, ведет переписку со своим товарищем по оставленному университету Николаем Рахмановым, который шлет ему краткие конспекты лекций по философии. В Архангельске Муравьев перевел отрывок из трагедии П.Корнеля "Цинна", ряд стихотворений Ж.Буало, работал над переводом трагедий Ж.Расина "Федра" и "Андромаха", писал духовные оды.
В сентябре 1772 года Муравьевы отправились из Вологды в Петербург на речном судне (это плавание описано в стихотворении "Путешествие") и прибыли в столицу 25 октября. Уже 31 октября Михаил был зачислен солдатом в знаменитый своими литературными связями и поэтами лейб-гвардии Измайловский полк. 24 ноября он был произведен в капралы, 1 января 1773 года - в фурьеры, 23 мая 1773 года назначен каптенармусом, а 22 сентября 1774 года получил чин сержанта. Первый офицерский чин прапорщика был ему пожалован 1 января 1782 года. Служба в Измайловском полку не мешала его научным занятиям. Он интересуется математикой, механикой, физикой, историей, живописью, часто бывает в Академии художеств, посещает лекции профессоров Л.Эйлера и Крафта, изучает греческий, английский, итальянский языки, не пропускает новых спектаклей в театре, рисует. Он тратит свободное время на литературные упражнения, участвует в литературных салонах в окружении известных петербургских литераторов - В.И. Майкова, Н.А. Львова, И.И. Хемницера, В.В. Капниста, Г.Р. Державина. Свою первую книгу Михаил Муравьев опубликовал в пятнадцать лет - в 1773 году вышел его сборник "Басни" (книга сдана в типографию в 1772 году, судя по надписи на титульном листе рукописи, где Муравьев назван "капралом"). Сборник включил в себя 19 басен и стихотворный "Эпилог". В отличие от других баснописцев, Муравьев редко прибегал к заимствованиям, сюжеты его басен оригинальны. Он развивал сатирическую линию басни, начатую Сумароковым и продолженную Майковым, а не моралистическую, приверженцем которой был Херасков. По-видимому, этим объясняется недовольство Хераскова баснями, отмеченное Муравьевым: "Мих. Матв. Херасков у Вас. Ив. Майкова в доме попрекал мне, что я не читал их никому из них прежде печати". Около 1773-1774 годов Муравьев познакомился и сблизился с Н.А. Львовым (а через него с И.И. Хемницером), что явилось началом существования "львовского кружка".
21 августа 1773 года М.Н. Муравьев подал "доношение" в Академию наук с просьбой о напечатании сборника "Переводные стихотворения", составленного из ранее переведенных произведений Анакреона, П.Флеминга, Б.-Г. Брокеса, М. де Скюдери, Буало, Вольтера, отрывков из Корнеля, Тита Ливия и сочинений Горация, к которому Муравьев относился с особенным интересом. Книга была отпечатана в сентябре, а в декабре Муравьев подал прошение о напечатании "Похвального слова М.В. Ломоносову". В 1774 году М.Н. Муравьев напечатал перевод поэмы "Гражданская брань" - фрагмента "Сатирикона" Петрония, большое стихотворение "Военная песнь", названное в типографских документах "поэмой" и "Оду государыне Екатерине II, императрице Всероссийской, на замирение России с Портой Оттоманскою". Поскольку Муравьев был стеснен в средствах, его книги издавались небольшими тиражами - по 200 экземпляров. В марте 1775 года был отпечатан сборник М.Н. Муравьева "Оды", черновая рукопись которого свидетельствует о повороте в его творчестве. Сборник состоял из 10 од и 9 стихотворений, которыми поэт перешел от классицизма к сентиментализму. Молодой поэт, оставив традиции классицизма, избирает особый путь; его поэзия - впервые в России - становится лирической. Сохранив торжественность слога, он избрал предметом описания не событие государственной важности, не военную победу, не восхваление вельможи, а природу, любовь, дружбу - то, что относится к интимному миру человека. Для Муравьева характерно обостренное чувство "живописной красоты" природы, интерес к итальянской и греческой поэзии. Эта книга стала последним прижизненным сборником стихов Муравьева. Автору сборника тогда исполнилось лишь 18 лет.
29 декабря 1775 года Никита Артамонович Муравьев, получив назначение в Тверь, уехал туда вместе с дочерью. С этого момента Михаил Муравьев регулярно писал им, сообщая о себе и о новостях жизни столицы. Нужно сказать, что литературные круги Петербурга доброжелательно встретили способного юношу. Его наставником в поэзии становится Василий Майков, ему покровительствует Михаил Херасков, приглашает для сотрудничества в журнале "Утренний свет" Николай Новиков. Муравьев становится членом "Львовского кружка" молодых литераторов, много думает о будущем русской литературы, начинает переводить "Илиаду" Гомера. Он знакомится с актером и драматургом И.А. Дмитриевским, поэтами В.В. Капнистом и Я.Б. Княжниным, сближается с Г.Р. Державиным. В декабре 1776 года Муравьева принимают в члены Вольного Российского собрания при Московском университете. К этому времени он уже был известен как баснописец и переводчик Гомера. Здесь, в Собрании при Московском университете, он читал свои переводы из Горация, в "Трудах" собрания были помещены его сочинения. Литература, по мнению Муравьева, призвана улучшать человека, а писатель должен быть проповедником истины, моральным примером не только в своих произведениях, но и в жизни, поэтому его занятие есть призвание более высокое, чем, например, военная служба. "Величие мое в душе моей, а не в производстве, не в чинах, не в мнениях других людей… Имя философа знаменитее титла камер-юнкера".
В августе 1777 года Муравьев получил от Новикова и Хераскова предложение перевести с латыни "Боэция, консула римского" и фрагменты из Оссиана для вновь организуемого журнала "Утренний свет". Муравьев, по просьбе Новикова, вербовал подписчиков на журнал среди знакомых и родственников в Петербурге и Твери (через отца, служившего с октября 1777 года вице-губернатором в Твери). Однако его сотрудничество в "Утреннем свете" оказалось весьма ограниченным: там были опубликованы: "Дщицы для записывания" - произведение, имитирующее дневниковые записи и стихотворение "Учение природы. Письмо к В.В. Ханыкову", в первоначальной редакции звучавшее в унисон с нравоучительным тоном журнала. Сохранив навсегда уважение к человеческим качествам Хераскова и Новикова, Муравьев решительно противился их масонским идеям и, по мере того как росло их увлечение розенкрейцерством, все более отдалялся от них. Расхождение наметилось уже в 1777 году, когда Херасков одобрил, а Новиков отверг "Стихи на смерть А.П. Сумарокова", где ощущалось скептическое отношение Муравьева к масонским "мудрствованиям" Сумарокова и отдавалось предпочтение Ломоносову.
Продвижение по службе, между тем, шло весьма сложно. Муравьев получает звание прапорщика и записывает в дневнике: "Гвардии прапорщиком я стал поздно и своим величеством могу удивлять только капралов. Но дурак я, ежели стыжусь в мои годы быть прапорщиком; дурак, ежели кто меня почитает по прапорщичеству. Неоспоримые титлы мои должны быть в сердце". А в письме к отцу 17 июля 1778 года, говоря о смене очередного фаворита императрицы, он замечает, что при дворе "все управляется по некоторым ветрам, вдруг восстающим и утихающим так же. Любимец становится вельможей; за ним толпа подчиненных ползает: его родня, его приятели, его заимодавцы. Все мы теперь находим в них достоинства и разум, которых никогда не видали. Честный человек, который не может быть льстецом или хвастуном, проживет в неизвестности".
В стихотворениях 1779-1780 годов начинают преобладать мрачные настроения, мысли об уходящей молодости, об угасающем таланте. Тяжелое настроение Муравьева было, по-видимому, связано с "незаконным чувством", с рождением 8 (19) мая в Твери в доме его отца мальчика - Николая Уткина (будущего гравера). По преданию, Уткин - незаконный сын Никиты Артамоновича Муравьева, но, скорее всего, действительным отцом ребенка был Михаил Муравьев, а Н.А. Муравьев только "прикрыл грех" сына. В.В. Ханыков, человек не склонный к "сантиментам", в феврале 1780 года писал сестре Муравьева: "Матушка Федосья Никитишна! Видели ли вы ужасное его письмо, которое он ко мне писал? Неужели он столь несчастлив, что стал нечувствителен к внушениям вашим, нежности и прекрасному..."
В конце 1783 или начале 1784 года М.Н. Муравьев был переведен в статскую службу; но в ноябре 1785 года возвращен в военную службу с чином поручика. Между тем сам Муравьев счастливо миновал и "честной" неизвестности, и "льстивой" известности. Состоя на военной службе в гвардии, он получил доступ к екатерининскому двору. Кто-то из людей, близких ко двору, возможно А.В. Нарышкин, обратил внимание Екатерины II на талантливого и образованного офицера, и 30 ноября 1785 года Муравьев был "взят в кавалеры" к великому князю Константину Павловичу, а затем назначен воспитателем и учителем русской истории, русской словесности и нравственной философии обоих великих князей - Константина и Александра, являясь вторым по значению воспитателем после Лагарпа. В учебных пособиях и книгах, написанных им для будущего императора, ощущается влияние идей Руссо, подчеркивается необходимость заботы монарха о народном благе и просвещении, порицается "рабское состояние" слуг и прихоти помещика. Прививая веру в просвещение и возможность практических мер по нравственному улучшению человека, воспитание Муравьева оказало существенное влияние на идеалистические стороны в характере Александра I.
На посту царского воспитателя М.Н. Муравьев проявил себя незаурядным педагогом, что подтвердили его повести и статьи, написанные с учебной целью, а также рассказы о русской истории и прозаические повести "Обитатель предместия" и "Эмилиевы письма", форма и язык которых во многом предварили прозу Н.М. Карамзина. Впрочем, в своих педагогических исканиях он оказался и мягкосердечен, и наивен, воспитывая будущих венценосцев на идеях Адама Смита, Кондильяка, Мабли, Мирабо, Монтескье, Руссо. Он желал воспитать истинно просвещенных монархов, понимающих значение развития промышленности и торговли, видевших в своих подданных людей, а не скотов… С обучением великих князей были связаны прозаические произведения Муравьева ("Эпохи российской истории", "Собрание писем различных творцов, древних и новых", "Нравственные изображения" и др.). Печатались они малыми тиражами в Императорской типографии у И.Вейтбрехта, выполнявшей заказы двора. В январе 1790 года Муравьев был произведен в капитаны, 1 января 1791 года - в полковники. Вскоре после прибытия в Петербург в октябре 1792 года принцессы Марии-Луизы-Августы Баден-Дурлахской (будущей императрицы Елизаветы Алексеевны) Муравьев был назначен к ней учителем русского языка. Для обучения Елизаветы Алексеевны в типографии у Вейтбрехта печатались единичные экземпляры сочиненных Муравьевым коротких и простых по лексике и синтаксису русских текстов с обозначением ударений; при этом на левой странице размещался русский текст, на правой - французский словарь к нему. Не оставлял Муравьев и собственно литературных занятий. Из печати выходит его пьеса "Доброе дитя. Драматическая сказочка" (1789) - первое специально предназначенное для нравственного воспитания детей драматическое произведение в России.
31 октября 1794 года состоялась помолвка М.Н. Муравьева с Екатериной Федоровной Колокольцовой (1771-1848), дочерью сенатора, начальника одного из департаментов Сената, а 10 ноября - свадьба.
Муравьев не мог считаться крупным влиятельным землевладельцем: его родовые поместья в Новгородской и Рязанской губерниях были невелики и малодоходны; ситуация изменилась после женитьбы на дочери известного откупщика, сенатора Ф. М. Колокольцова: жена принесла Михаилу Никитичу в приданое 14 деревень, разбросанных по разным губерниям Нечерноземного края, более тысячи десятин земли и около 450 душ крепостных15.
19 августа 1796 года у Муравьевых родился сын Никита, будущий глава Северного общества декабристов и - по наследству от деда Ф.М. Колокольцова - один из богатейших людей России.
3 февраля 1796 года, по окончании воспитания Константина Павловича, М.Н. Муравьёв был пожалован бригадиром и награжден орденом св. Владимира 3-й степени, с ежегодной пенсией в 2000 рублей, и как бывший кавалер великого князя получил единовременно 6000 руб. По-видимому, на эти деньги были изданы под заглавием "Опыты истории, письмен и нравоучения" (1796), наиболее серьезные и полезные для общества учебные пособия и лекции. В феврале 1796 года Муравьев подает в отставку в чине бригадира Измайловского полка, но из-за нерасположения Павла I переведен в гражданскую службу. В суровые времена павловского режима М.Н. Муравьёв принадлежал к небольшому кружку, поощрявшему либеральные идеи заподозренного в заговоре наследника. Тем не менее, именно при императоре Павле, 18 июля 1797 года Муравьев был произведен в генерал-майоры, 3 ноября 1798 года получил титул действительного статского советника, а 14 июля 1800 года пожалован в тайные советники и назначен сенатором.
В 1801 году, после воцарения своего ученика Александра I, М.Н. Муравьёв получил пост статс-секретаря по принятию прошений на Высочайшее имя. В этом своем качестве он оказался необыкновенно полезен Н.М. Карамзину, т.к. способствовал появлению указа Александра I от 31 октября 1803 года о присвоении Карамзину титула историографа. Позднее И.В. Киреевский (ссылаясь на самого Карамзина) писал о Муравьеве: "Кто знает, может быть, без его благомысленного и теплого содействия Карамзин не имел бы средств совершить своего великого дела". В марте 1802 года Муравьёв был назначен Александром I в состав Комитета по рассмотрению новых уставов Академий и университетов. По результатам работы Комитета в августе 1802 года был подготовлен доклад, в котором были сформулированы основы будущей реформы народного просвещения. При образовании 8 сентября 1802 года министерства народного просвещения, М.Н. Муравьёв был назначен в 1803 году товарищем (заместителем) министра и членом Главного правления училищ. По характеристике самого Александра I именно на него падала основная тяжесть управления министерством. На этом посту М.Н. Муравьев стал проводником преобразовательных начинаний, содействовал реформам образования, организации научных и литературных обществ, изданию газет и журналов.
В начале 1803 года Муравьёв был назначен также попечителем Московского университета. Задачами попечителя были, прежде всего, укрепление общественного статуса Московского университета, привлечение к нему широких кругов дворянского сословия, воспитание нового поколения европейски образованного дворянства, которое бы вошло в ряды участников либеральных реформ. Для этого необходимо было повысить уровень университетского преподавания и само общественное положение ученых, пересмотреть характер управления университетом. Все эти вопросы нашли свое разрешение с принятием 5 ноября 1804 года первого устава и Уставной Грамоты Московского университета, одним из авторов которых явился М.Н. Муравьёв. В них последовательно проводятся выработанные европейским Просвещением принципы университетской автономии и трех свобод - преподавания, обучения и научного исследования. Одновременно с разработкой устава Муравьёв приступает к наполнению строящейся им "ученой республики" новыми профессорами. Через заграничных корреспондентов в 1803-1804 годах он приглашает в Москву 11 профессоров из ведущих университетов Германии, среди которых были такие ученые европейского масштаба как Г.Фишер фон Вальдгейм, Г.Ф. Гофман, Х.Маттеи, И.Т. Буле. С другой стороны, попечитель добивается расширения командировок за границу для выпускников Московского университета, с уехавшими туда молодыми учеными поддерживает переписку (И.А. Двигубский, Р.Ф. Тимковский, А.Х. Чеботарев, М.Я. Мудров), покровительствует многим талантливым университетским студентам и выпускникам.
Дневники Муравьёва в этот период заполнены размышлениями об улучшении системы преподавания. Благодаря Муравьёву в 1804-1805 годах при университете было открыто несколько новых ученых обществ (Общество Истории и Древностей Российских, Общество испытателей природы, Общества Соревнователей Медицинских и Физических наук и т.д.), Институты хирургический, клинический и повивальный, ботанический сад и Музей натуральной истории. По его плану и под его постоянным присмотром при университете стали выходить журналы "Московские ученые ведомости" (1805-1807), "Журнал изящных искусств" (1807), "Друг юношества" (с 1807). Благодаря притоку новых сил расширяется круг университетского преподавания, состав и глубина предметов. Огромный успех получают организованные по инициативе попечителя публичные лекции профессоров. По настоянию Муравьёва профессора переводят на русский язык европейские учебники по всем специальностям и пишут собственные, с тем, чтобы в перспективе полностью перейти к чтению лекций на русском языке. И приглашая в Московский университет профессоров из-за границы, он мечтает о времени, когда иностранцы будут приезжать в Россию в качестве студентов: "Может быть, со временем приедут шведы учиться в Москве!". Пост попечителя Московского университета Муравьёв занимал до самой своей кончины, живя преимущественно в Петербурге.
Муравьёв и сам продолжал писать. В 1801-1802 годах он упоминает о том, что работает над составлением итоговых поэтических сборников: "Извлечение из стихотворений" и "Собрание стихотворений". Видно, что, по недостатку времени, работа шла медленно. Располагая произведения в хронологическом порядке, он успел включить в сборник только 34 стихотворения начала и середины 1770-х годов. В 1803-1804 годах Муравьёв написал "Краткие сведения из жизни тайного советника Львова", опубликовал составленные им биографии профессоров Университета А.А. Барсова и И.М. Шадена. 24 мая 1804 года Муравьёв был избран членом Российской Академии; кроме того, он был членом Академии художеств, ряда обществ при Московском университете, почетным членом Виленского университета и Лейпцигского общества латинской литературы.
11 августа 1803 года М.Н. Муравьёв создал стихотворение "Оборот на себя", в котором очень скромно оценил свое творчество и место в русской поэзии. В действительности в истории русской литературы Муравьев сыграл огромную роль. Он был учителем Карамзина и всех сентименталистов 1790-х годов. Поэт К.Н. Батюшков был не только племянником и воспитанником Муравьева, но и учеником его в поэзии. В.А. Жуковский прекрасно был знаком с рукописями Муравьёва, разработанные впервые Муравьёвым жанры и стилистические обороты активнейшим образом использовали поэты "Арзамаса". Чуть ли не наизусть знал доступные ему стихи Муравьёва А.С. Пушкин и неоднократно применял их как явные или скрытые цитаты в своих произведениях. Таким образом, крупнейшие литераторы конца XVIII - начала XIX в. знали стихотворения Муравьёва и использовали его опыт, массовый же читатель поэта-новатора практически не знал. Его приверженность к гуманизму, высокая нравственность, справедливость, проявилась в сыновьях Александре (1802-1853) и Никите (1796-1843) - будущих декабристах. В его доме бывал А.С. Пушкин, современники (Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков) сохранили удивительно единодушный портрет Муравьева, который привлекал окружавших его людей неповторимым обаянием своей личности, простотой, отзывчивостью, сохраненной несмотря на близость к высшим государственным сферам, благодаря выработанному годами чувству внутреннего достоинства и душевной свободы.
Своим влиянием Муравьёв сделал доступными для Карамзина многие из тех материалов, на которых построена "История Государства Российского".
Как писатель, Муравьёв считается проводником сентиментализма, подражателем Н.М. Карамзина, которому следовал и в изложении теоретических взглядов на историю ("Учение истории" и "О истории и историках").
Муравьёва постигла участь поэтов переломного времени: классицисты, от которых он постепенно отошел в своем творчестве, отвернулись от него еще при жизни; сентименталисты и романтики, которым он прокладывал дорогу, оценили его посмертно.
1780–1790-е гг. были важным этапом в становлении русской исторической мысли.
Именно в эти годы происходит переход от накопления фактов к их осмыслению, к выяснению вопроса, в чем состоит специфика русской истории. Своих предшественников – Татищева, Щербатова, Болтина – Муравьёв называл «собирателями истории нашей» и противопоставлял им историков- просветителей Ш. Л. Монтескье, Мабли, Д'Аламбера .
Эти процессы получили достаточно отчетливое выражение и в работах Михаила Никитича Муравьёва. Исторические работы создавались М. Н. Муравьёвым с конкретной и весьма своеобразной педагогической целью – с 1785 по 1796 г. он преподавал русскую словесность, историю и нравственную философию великим князьям Александру и Константину. В ходе подготовки к занятиям Муравьёв делал многочисленные заметки, которые и легли в основу его исторических сочинений. Педагогические задачи поставили Муравьёва перед необходимостью создания краткого, просто и доступно написанного курса русской истории, живо и ярко освещающего основные события и характеры. Именно поэтому его труды заслуживают самого пристального внимания среди тех ранних попыток написания беллетризированного курса русской истории, которые непосредственно предшествовали «Истории государства Российского»
Н. М. Карамзина.
Но при написании своих работ Муравьев встал перед необходимостью философского осмысления исторического прошлого России. Его раздумья легли в основу целого ряда небольших заметок теоретического характера. Этот материал дает возможность выявить философские представления Муравьёва о мировой и русской истории и проследить, как он применил их к описанию конкретного фактического материала.
Анализ литературного, исторического и общественного наследия М. Н. Муравьёва позволяет сделать вывод о его самобытности и самостоятельности как мыслителя, поэта и прозаика.
Мировоззрение Муравьёва представляло собой сложный и достаточно типичный для своей эпохи сплав просветительских и патриархально-идиллических взглядов. Постоянно соотнося свою жизнь, с идеалом гражданина-деятеля, а также и с усвоенным через литературу сентиментализма патриархальным идеалом просвещенного помещика, Муравьёв ощущал, что его жизнь далека и от
того и от другого. В такой своеобразной форме проявился в его мировоззрении тот «разрыв умозрения и деятельности», ликвидацию которого Карамзин считал главной, но так и не решенной общеевропейской задачей века Просвещения.
Таким образом, можно говорить об основных принципах просветительства М.Н. Муравьёва.
Во-первых, это утверждение внесословной ценности личности, проходящее через все общественно-политическое, художественное и эпистолярное наследие поэта. Поэтому он и обращает внимание на недворянские слои русского общества и стремится вызвать к ним
сочувствие и уважение.
Во-вторых, следствием из этого стал вывод М.Н. Муравьёва о неправомочности крепостного права. Но спецификой этой точки зрения является отсутствие в ней какого-либо революционного пафоса, в отличие от А. Н. Радищева или И. П. Пнина.
И, в-третьих, постепенное нарастание критического отношения к русской государственности приводит М. Н. Муравьева к убеждению в существовании иного, ненасильственного пути для изменения окружающей действительности. Этот путь – в просвещении, которое сделает человека гуманным и откроет ему тайны природы и принципы, на которых держится общество. Воплощению этой идеи
М.Н. Муравьёв посвятил свои произведения и жизнь.
М.Н. Муравьёв не был одинок в своих взглядах на политическое и культурное развитие общества. Эти взгляды разделяли его старые и близкие друзья: сенатор И.М. Муравьёв-Апостол, деятель новиковского кружка и известный масон И.П. Тургенев, питомец Страсбургского университета и выдающийся агроном своего времени Н.Н. Муравьёв-старший, основатель и активный участник либерального «Санкт-Петербургского журнала» А.Ф. Бестужев. Это старшее поколение дворянской элиты, из которой впоследствии вышли декабристы, уже прокладывало дорогу буржуазным идеологическим течениям; но в своем общественном быте и социально- политических взглядах оно еще крепко стояло на старой феодально-землевладельческой почве.
М.Н. Муравьёв, вероятно, с сочувствием и интересом следил за выходящими книжками либерального «Санкт-Петербургского журнала», но при этом гораздо ближе примыкал не к радикальным писателям Радищеву и Пнину, а к сентиментальным романтикам Карамзину и Жуковскому.
Литературный салон М.Н. Муравьёва, в котором находили одинаково радушный прием и будущие основатели «Арзамаса», и переводчик «Илиады» Н. И. Гнедич, и ревнитель старины И. И. Дмитриев, являлся посредствующим звеном между писательской средой и
столичными кругами дворянского общества.
Склонность к уединению и покою не мешала М.Н. Муравьёву поддерживать постоянные связи и с императорским двором, и с представителями высшей сословной аристократии.
Изучение личности М.Н. Муравьёва и его деятельности многое объясняет в литературной и общественной жизни России второй половины XVIII в. В частности, помогает полнее и глубже представить сложный процесс перехода от классицизма к сентиментализму, так как Муравьёв, по определению Г. А. Гуковского, оказался «связующим переходным звеном, соединившим сумароковскую школу с карамзинизмом – и в то же время разъединившим их».
Скончался М.Н. Муравьёв неожиданно, в разгар бурной разнообразной деятельности.
Простудившись на похоронах своего друга, директора Московского университета И.П. Тургенева, он долго болел и умер в Петербурге 29 июля (10 августа) 1807 года в возрасте 50 лет.
По семейным преданиям последний тяжелый приступ болезни у него вызвали известия о поражении русских войск под Фридландом и о позорном для России Тильзитском мире.
Отец декабристов, сановник и педагог, историк и поэт Михаил Никитич Муравьёв был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.