Переписка М.С. Лунина
План начальных занятий, разделенный на 3 этапа с 8-летнего возраста до 14 лет
Первый этап: от 8 до 10 лет
a. Языки: русский, французский и английский (предполагается, что ученик уже понимает по-французски).
b. История: священная и древняя (в сокращении).
c. География.
d. Естественная история.
e. Арифметика.
f. Музыка и рисунок.
g. Гимнастика.
Основные правила для 1-го этапа:
1. Занятия занимают два часа ежедневно в первый год и три часа — во второй.
2. Музыке и рисунку учатся в часы досуга. Обучение музыке должно начаться с законов гармонии.
3. Оставшееся время употребить на гимнастические упражнения (за исключением верховой езды).
4. Обучение ограничивается простым и ясным изложением предметов, избегая с равным тщанием старых метод и новых систем. Больше всего прилежания — к языкам, ибо они — ключ к знаниям 1. Эти замечания охватывают все три периода.
Авторы для 1-го этапа:
Русские: Ломоносов, Фон-Визин, M. H. Муравьев 2.
Грамматика Р<оссийской> Ак<адемии>, то же Соколова. Словарь Р<оссийской> Ак<адемии>.
Французские: Беркен, Буйи, мад<ам> Жанлис, де Ламенне: руководство для младшего возраста. Париж, 1825.
Грамматики: Летелье, Вайи, Дювивье, и т. д. 3.
Словари:
Английские: Мисс Эджуорт, Паркер, Тейлор и т. д. Мэнгнолл Грам<матики>: Меррей, Черчиль, Блейр и т. д.
Словари: Шеридан, Уокер, Джонсон, и т. д. 4.
Второй этап: от 10 до 12 лет.
a. Языки: русский, французский, английский и латынь.
b. История: русская, всеобщая.
c. География:
d. Математика, элем<ентарная> астрономия.
e. Естественная история.
f. Упражнения в сочинении по-русски, тема соч<инений> по выбору учащегося.
g. Изящные искусства.
h. Гимнастика.
Основные правила для 2-го этапа:
1. Занятия занимают 4 часа ежедневно в первый год и — 5 — во второй.
2. Гимнастические упражнения следует усложнить, по-прежнему исключая верховую езду. Каждую неделю — выход на охоту, с целью привить вкус к этому искусству 5.
Авторы для второго этапа;
Русские *: Кантемир **, Державин, Курбский 6. Французские: Мад<ам> Севинье, Гамильтон 7. Английские: Лорд Честерфильд, Брум, Локк (в отрывках) 8. Историки 9.
Латинские: Корнелий Непот, Саллюстий, и т. д. Комментарии к Цезарю 10.
Третий этап: от 12 до 14 лет.
a. Языки: русский, французский, английский, латинский и немецкий.
b. История: всеобщая. История церкви.
c. Богословие.
а. Науки политические и общественные.
е. Военные науки.
i. Высшая математика.
g. Философия, литература, изящные искусства.
h. Упражнения в сочинении по-русски, если только ученик не отдает предпочтения другому языку. Темы по выбору.
i. Гимнастика.
Основные правила для 3-го этапа:
1°. Занятия занимают 6 часов ежедневно в первый год и 7 — во второй. Гимнастические упражнения во всем их объеме, включая верховую езду. Охота, привлекающая опасностями, и т. д.
Авторы для третьего этапа.
Русские 11.
Французские: Св. Библия, пер<евод> де Санса. Классики, за исключением Вольтера, в отрывках, и Ж. Ж. Руссо полностью 12.
Английские: то же, исключая философов и духовных авторов.
Латинские. Св. Библия. Отцы церкви. Классики. Ист<ория> <нрзб.>
Немецкие. Классики ***, включая философов разных школ, которые слишком глупы, чтобы быть вредными. Достаточно указать на их исходную точку, чтобы опровергнуть их системы 13.
Цель этого плана приготовить 14-летнего ученика к поступлению в общественную школу или к продолжению занятий самостоятельно, по источникам.
ave Maria gratia plena ****.
М.С. Лунин. Письма из Сибири. М., Наука. 1988. В настоящей интернерт-публикации использована электронная версия книги с сайта http://www.dekabristy.ru/