Роман Медокс. Похождения русского авантюриста XIX века.
C.Я. Штрайх
ПРЕДИСЛОВИЕ С.Я. ШТРАЙХА К ИЗДАНИЮ 1929 ГОДА
Свыше полувека судьба Романа Медокса представляла загадку для русских историков. При Александре Первом он был заточен в Шлиссельбургскую крепость и просидел там безвыходно четырнадцать лет как опасный государственный преступник. Известно было, что в 1812 году Медокс, вырядившись блестящим свитским офицером, вился с подложным царским повелением на Кавказ, собирал там среди горских народов ополчение для борьбы Наполеоном и получил по фальшивым ордерам крупные деньги из разных отделений государственного казначейства. Освобожденный Николаем Первым в 1828 году из крепости, он недолго пробыл на воле, вскоре был снова заточен в Шлиссельбургскую крепость и на этот раз просидел там целых двадцать два года.
В одном месте своего Дневника Медокс говорит, что он подобно гомерову Юпитеру хотел двумя шагами достигнуть края вселенной, но очутился на одной из самых низших ступеней человечества. Два раза Медокс пытался сделать карьеру крупными авантюрами, и оба раза сорвалось: юпитеровы шаги привели его в крепость на тридцать шесть лет. Только смерть Николая Павловича освободила Медокса из каменного мешка, но уже там он был тогда на краю могилы и через три года после выхода из крепости умер, оставив неразъясненной загадку своего вторичного заключения.
Уходя в могилу, старый авантюрист позаботился еще о том, чтобы имя его было окружено легендою. За полгода до смерти Медокс опубликовал в специальном историческом сборнике записку о своих кавказских похождениях, выставляя себя в этой записке плутарховым героем, последователем Минина и Пожарского и Орлеанской девы. Ни словом не обмолвился он здесь о том, что делал на свободе с 1827 по 1834 год и за что был посажен в крепость при Николае Первом.
Только двадцать лет спустя стали появляться в русских исторических журналах сведения о Медоксе, нисколько, однако, не способствовавшие разъяснению его судьбы после восстания декабристов в 1825 году и не дававшие даже намека на то, что судьба эта была тесно связана с историей декабристов после их ссылки в Сибирь. Мало того: один из родственников Медокса, исходя из своих фамильных интересов, всячески старался осложнить загадку и, пользуясь письмом самого авантюриста, пытался, по поводу рассказа об его сношениях в 30-х годах с жандармским ведомством, создать легенду о том, что вторичное заточение Медокса в крепость вызвано было боязнью правительства Николая Первого, что он сбежит в Европу и опубликует там какие-то важные разоблачения.
Так и вошел Роман Медокс в энциклопедические словари с ореолом неразгаданной тайны. Трудно было догадаться, что таинственная связь Медокса с III отделением в начале 30-х годов обусловливалась ловко задуманной провокацией, которая одно время грозила ухудшить положение сосланных в Сибирь декабристов и причинила много неприятностей их семьям в России.
Ничего нового не дали для разъяснения загадки Медокса ставшие после революции 1917 года доступными для исследователей дела декабристов и другие документы, сохранившиеся в разных правительственных архивах. Только благодаря случайно попавшейся мне пачке бумаг я имел возможность раскрыть тайну второго, двадцатидвухлетнего заточения Медокса.
Хотя вся изложенная в этой книге история очень ярка и красочна, хотя она полна захватывающей интриги и драматизма, мне не пришлось прибегать к фантазии ни в один из моментов продолжительного и сложного труда. Достаточно было выбрать из многочисленных документов наиболее сочные эпизоды, достаточно было систематизировать весь материал и извлечь из него самые интригующие отрывки, чтобы получилась книга, которая читается как злободневный кинематографический роман.
Сама собою, без специальных стараний автора этих строк, перед читателем вырисовывается картина нравов той среды, которая на развалинах тайных обществ правила Россией в первое десятилетие царствования Николая Павловича, и выясняется обстановка, которую создавала эта среда для побежденных ею заговорщиков, хотевших освободить народ от рабства политического и социального, проходит на экране цветистая фигура самозванца, задумавшего на фоне этой эпохи и обстановки вывести грандиозную провокацию.
Появившиеся в печати — отечественной и зарубежной — многочисленные отзывы о моей работе отмечали чрезвычайную занимательность включенного в книгу материала, который в настоящем издании пополнен новыми письмами и записками Медокса, а также очень интересным в историко-литературном и бытовом отношении Дневником его.
Занимательность повести о похождениях Медокса объясняется живым изложением ее: во всей книге рассказ ведется от имени самого героя. Теперь еще больше, чем в указанной выше работе, я ограничил свою роль группировкой и систематизацией собственных писаний Медокса, обладавшего хорошим литературным слогом и большой начитанностью. К тому же писания Медокса исполнены того пафоса лжи, о котором говорит Гоголь в своем указании актерам, как играть Хлестакова: «Он сам забывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит».
Кроме своего историко-литературного и бытового значения в качестве документов для характеристики эпохи хлестаковщины собранный мною материал интересен также для истории пребывания декабристов на каторге и для истории отношения правительства Николая Первого к побежденным в 1825 году заговорщикам, даже тени которых боялся могущественный император. Из вновь публикуемых здесь документов особенно интересны списки книг, читавшихся декабристами в Петровском заводе.
Надо еще отметить значение собранных здесь документов для истории русского общественного движения — ими выявляются источники русской политической провокации. Переписка Медокса с шефом жандармов А.Х. Бенкендорфом дает возможность видеть корни Азефовщины в медоксовой авантюре: уже в 30-х годах прошлого столетия царское правительство нащупывало почву для создания кадра агентов-провокаторов.
Вообще же все вновь включенные в настоящую работу материалы, с одной стороны, еще более рельефно, чем прежде, выявляют провокационный характер авантюры Медоксл среди декабристов, с другой стороны, отчетливо вскрывают готовность правительства Николая Первого поддержать этого авантюриста в целях окончательного ущемления побежденных заговорщиков.
Ввиду содержания этой книги нет надобности давать общую характеристику Медокса — она сама вырисовывается в его писаниях.
Но мне все-таки кажется интересным подчеркнуть здесь особенности в характере Медокса, роднящие его с гениальнейшим авантюристом всех времен — Казановой. Как и этот крупный международный шарлатан, Медокс был наделен от природы весьма щедро, и подобно Казанове он мог обращать свои дарования только на авантюры. И если бесконечно далеко Медоксу до бессмертия Казановы, то, может быть, только потому, что волею судеб ему приходилось действовать в XIX веке, который не был так благоприятен для грандиозных авантюр, как XVIII век, когда жил и действовал Казанова.
Подобно своему духовному предку, наш герой также происходил из театральной семьи, унаследовав от отца способность к перевоплощениям — моральным и физическим. Подобно Казанове, Медокс в совершенстве знал главные европейские языки, был хорошо начитан, умел разбираться в серьезных научных вопросах; как этот прославленный обольститель, он был привлекателен для женщин, причем в отношении к ним у него преобладало начало эротическое, отличавшее также отношения Казановы к женщинам.
Но главной страстью для Медокса — что особенно роднит его с Казановой — была безудержная страсть игрока, у которого всегда про запас имеется колода крапленых карт. И подобно Казанове он стал авантюристом не из нужды, а по врожденному темпераменту, всю жизнь не умея, при всех своих блестящих данных, заняться чем-нибудь положительным, чем-нибудь серьезным, ибо, как говорил о себе сам Казанова, разумный образ жизни был противен натуре Медокса, ибо, как и для Казановы, для Медокса являлось отправлением организма — шарлатанить, ослеплять, одурачивать и водить за нос.
По условиям времени и обстановки Роман Медокс разменялся на мелочи, но размах и замыслы были у него большие, дающие ему право на включение в галерею крупных авантюристов.
ПОТОМОК ФИНИКИЙСКОГО ПЛЕМЕНИ
«Чрез сие объявляется, что славной Аглинской Эквилибрист Меккол Медокс 15 числа сего октября месяца на театре, что при деревянном зимнем доме, искусство свое показывать будет, к чему всех охотников почтеннейше приглашает». Это объявление было напечатано в № 81 «Санкт-Петербургских Ведомостей» от 9 октября 1767 года. А через 120 лет внук Медокса, старавшийся доказать древнее и благородное происхождение своего рода, писал: «Фамилия Медокс, вероятно, происходит от древнефиникийских племен, живших в нынешнем Закавказье... Михаил Георгиевич Медокс родился в Англии 14 мая 1747 года. Будучи профессором математики Оксфордского университета, в 1766 году прибыл в Россию и через посредство английского посланника милорда Макартнея был представлен графу Н.И. Панину и определен преподавателем физики и математики к наследнику великому князю Павлу Петровичу, по окончании образования которого, около 1775 года, сделался учредителем и владельцем московских театров».
Несмотря на всю решительность заявления внука М.Г. Медокса о том, что последний был в 19 лет профессором знаменитого английского университета и настолько признанным ученым, что Екатерина II вместо отказавшегося от ее предложения великого французского математика Даламбера пригласила Медокса преподавателем к наследнику престола, — этому заявлению верить не приходится.
Правдоподобнее предположение о том, что М.Г. Медокс успешно продолжал в течение ряда лет в Петербурге, а затем и в Москве свою славную деятельность эквилибриста. Во всяком случае, в № 15 «Московских Ведомостей» от 19 февраля 1776 года появилось такое объявление: «Показывающий московской благоприятельствующей публике до сего времени любопытства достойные! механические и физические представления англичанин г. Маддокс; во-первых, за долг почитая принести спою всенижайшую благодарность всем удостоившим его своим смотрением представляемых им .чабан и с надлежащим почтением имеет донести, что оные по окончании сего месяца более показываемы не будут; а дабы не лишить удовольствия желающих в последний раз видеть, через сие с надлежащим почтением просит и приглашает».
Конечно, оба приведенные здесь объявления упраздняют легенду об оксфордской профессуре родоначальника русских Медоксов, хотя, как допускает О.Э. Чаянова в своем интересном и обстоятельном исследовании о деятельности М.Г. Медокса как учредителя и многолетнего директора московского Большого театра, это не исключает возможности того, чтобы он в качестве превосходного механика был приглашен ко двору показать Павлу Петровичу свое искусство и давал ему разъяснения по этой части.
Что касается «древнефиникийского, закавказского» происхождения Медокса, то старая Москва была на этот счет иного мнения, чем внук ее популярного антрепренера. Мемуаристы начала XIX века, люди, знавшие М.Г. Медокса лично или по рассказам отцов, — от Е.П. Яньковой (знаменитые «Рассказы бабушки», изданные Д. Благово в 1885 г.) до Ф.Ф. Вигеля (его записки переизданы мною в 1928 году), — называют его английским жидом. И спустя много лет после прекращения антрепризы М.Г. Медокса, глава жандармского ведомства в циркуляре, разосланном по всей России, о поимке скрывшегося P.M. Медокса называет последнего «сыном бывшего содержателя московского театра, английского жида».
Правда, Роман Медокс в своем письме к тому же шефу жандармов с предложением своих услуг в качестве разоблачителя нового, им самим выдуманного, заговора декабристов опровергает версию о своем еврейском происхождении и предлагает жандармам удостовериться в Москве, «сколь ложны справки циркуляра, будто покойный отец - - английский жид; отец так прозван актерами, ибо достоинства всегда возбуждают зависть». Л спустя десять лет, в письме к брату из Шлиссельбурге кой крепости, он объясняет распространение Бенкендорфом ложных сведений о еврейском происхождении Медоксов боязнью шефа жандармов держать англичанина в крепости.
Но если не выяснен вопрос о том, был ли М.Г. Медокс чистокровным англичанином или происходил от английских евреев, то вполне установлено, что от эквилибристики он перешел к механическим и физическим представлениям, проявив в этой области большое искусство 1, а своей последующей тридцатилетней антрепренерской деятельностью заслужил почетное имя в истории русской культуры. Его театральное дело, по словам исследователя, «воистину явилось тем горнилом, из которого родилось национальное русское театральное искусство».
Что касается его сыновей, которых у московского антрепренера было трое, то об одном из них — адъютанте генерала Вельяминова — А.П. Ермолов писал в 1822 году А.А. Закревскому, что это — «величайшая дрянь». Несущественно, к какому из двух находившихся тогда в военной службе сыновей М.Г. Медокса относится это определение знаменитого боевого генерала, но третий его сын, герой нашей повести, Роман Михайлович, гораздо больше привлекал внимание своих современников и оставил по себе яркий след в истории русского быта первой половины XIX века.
МИНИН—ПОЖАРСКИЙ И ЖАННА д'АРК
Первое выступление Романа Медокса на общественном поприще относится к 1812 году — к моменту наивысшего напряжения сил русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Невозможно установить с точностью, сколько лет было P.M. Медоксу в то время: сам он несколько раз заявлял, что родился в 1795 году, племянник его утверждал, что дядя родился 18 июля 1789 года, но правдоподобнее всех других дата жандармов, считавших, что Роман Медокс родился в 1793 году. Получив хорошее и разностороннее образование в доме своего отца, P.M. Медокс вступил в военную службу и при своих недюжинных способностях мог сделать хорошую карьеру. Но, унаследовав отцовский размах и стремление ко всему внешнему и блестящему, его склонность к чудесным превращениям и переодеваниям, P.M. Медокс всю свою предприимчивость умел обращать только на авантюры уголовного характера.
КРАТКАЯ ЗАПИСКА МОЕГО ПРОЕКТА СОСТАВИТЬ
КАВКАЗСКО-ГОРСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПРОТИВ ФРАНЦУЗОВ
В 1812 ГОДУ
В те дни, как Россия, зрев пламенем объятую Москву, мечтала снова пасть рабою пред другим Батыем, я, семнадцати лет от роду, в пылу юности рвался на ее защиту, быв корнетом по кавалерии, и по ходатайству лейб-медика Виллие — при атамане донских казаков графе Платове. Не излишне сказать, что я, сын доброго англичанина, от детства питался ненавистию к Бонапарту, а от многого чтения, при романическом воображении, дышал духом плутарховых героев. Когда же Москва, моя родина, обратилась в груды пепла и ее окрестности усеялись смердящими трупами людепй, то во мне родилось какое-то презрение и к жизни, и к смерти. В бранном жару, я ощутил в себе силы сделать б о л е е в о з м о ж н о г о в с т р о ю; объятый хаосом отважнейших предприятий, кои, смею сказать, ободрил сам монарх, вызывав подражателей Пожарскому, Палицыну и Минину, я, без малейшей мысли самохранения, вздумал составить конное и пешее ополчение: конное — из казаков кубанских, моздоцких, волжских, гребенских и терецких. А так как они, обще с регулярными поисками, защищают Кавказскую линию, то, дабы их уменьшение не ободрило хищных горцев к вящшим набегам, я предполагал набрать Его Величеству л е й б-к а в к а з с к о-г о р с к у ю с о т н ю из заграничных владетельных князей, которые, отправленные вместе с помянутыми казаками о главную армию, служили бы заложниками к обузданию их родственников2 . Потом я хотел ехать в Стародубовские старообрядческие слободы (Черниговской губернии), вызвать там охотников для пехоты и, с ними присоединясь к коннице, идти на поле брани3 .
Вот в таком-то смысле я написал себе инструкцию, будто бы данную мне по высочайшему повелению правившим должностию военного министра князем Горчаковым, с предоставлением власти действовать по совету командующего на Кавказской линии, не спрашивая разрешения по дальности расстояния.
По прибытии в Георгиевск я переменил эти предначертания. Начав с лейб-сотни, я спешно склонил в службу его величества многих весьма знатных особ, а именно: султана Арслан-Гирея (родного племянника последнего крымского хана Шагин-Гирея, потомка Чингисхана), князя Расламбека, князя Албуриаджио, князя Бекича и прочих, с их узденями, то есть дворянами4 .
Вслед за ними горцы съезжались ко мне толпами, явили возможность составить целое кавказско-горское ополчение, что я и предпринял немедленно. Для совещания я пригласил к командующему на Кавказской линии генерал-лейтенанту Портнягину тамошнего гражданского губернатора Брискорна и губернского прокурора Озерского: они все трое подписали «Запись совета о составлении кавказско-горского ополчения».
Здесь за краткостию нельзя да и не нужно распространяться о всех средствах достижения сей цели; один случай достаточно покажет путь действия, неоскорбительного величию Российской империи. Лазутчики, мною в горы посланные для расхваливания богатых добыч в войне с французами, хотя и произвели возбуждение, но желанных последствий не оказывалось по причине рассеянности аулов (деревень; там нет ни одного города, нет прочных сообщений).
Приметив это и узнав, что закубанцы очень нуждаются солью, я от своего имени послал к их князю Айтек-Мисоусту двести пудов оной для раздачи неимущим. Народ, в свирепую зиму бедствовавший, собравшись за солью и подстрекнутый задаренными, вдруг взволновался идти служить России, так что князь Айтек-Мисоуст был принужден сам выехать и обещаться договариваться о том со мною, что он и сделал. Мы виделись на границе, в Усть-Лабе. Он имеет пятнадцать тысяч конницы и дать две тысячи вершников; но я был задержан до окончания переговоров. Во всех же городах можно было наврать от пятнадцати до двадцати тысяч человек.
Всем известно, сколь чудесно храбры обитатели подошв хребта Кавказского и сколь в войне полезны их легкие стаи всадников; но не бывший в том краю не может вообразить того зрелища, какое представляли мною собранные витязи в их блестящих кольчугах и полном азиатском вооружении.
Надобно сказать, что это ополчение было предпринято а декабре 1812 года, когда вспять гонимые французы уже с проходили границы России, и что я весьма разумел негодность оного в бытность неприятеля внутри России; ибо в подобных случаях чужие вспомогательные войска не помогают, а грабят и по возможности завоевывают. Сей урок твердят летописи почти всех государств, да и в своих мы читаем, что шведы, Шуйским на помощь против поляков безрассудно призванные, разорили Новгородскую область и потом на Столбовском миру принудили к уступке земель.
Да позволится на мгновение отступить, чтоб вспомнить великое деяние Минина, и рассмотреть, можно ли и полезно ли бы сделать точно то же через два столетия? Выслужив урочные годы простым рядовым, Кузьма Минин возвратился на свою родину, в Нижний Новгород, и взялся за отцов промысел, торговать мясом. Когда же Россия, внутрь и вне терзаемая, молила о помощи, то он бросил топор, но не пошел в стан князя Трубецкого, предводительствовавшего московскими силами, где его гений был бы ничтожен, как капля в океане.
«Великие люди выходят готовыми из рук природы», — Сказал Фонтенель в похвальном слове Петру Великому; то же самое можно сказать и о Минине, впрочем, не равняя воина с просветителем народов. Он на площади принес в жертву отечеству коробку жениных нарядов; но его примеру явились груды богатств, которые он забрал к себе, и чрез то сделался, так сказать, государственным казначеем.
Имея ум и деньги, можно успеть во многом. Он некоторых склонил, других принудил уполномочить его подпискою в распоряжении их имуществом и даже в праве, при крайности отечества, продавать их самих с детьми в рабство. Потом его старанием составилось ополчение, которое он вручил своему прежнему военачальнику князю Пожарскому и которое на пути в Ярославль, а оттоле к Москве, спешно умножившись, стало многочисленною ратию и спасло Россию, бывшую на краю падения.
Легко видеть, что если б я хотел сделать точно то, что Минин, то был бы столь же смешон, как если б, с желанием нравиться Пленире, явился на бульвар, убравшись во французскую пару и большой, по плечам кудри развевающий парик, ибо в подобном наряде Людовик XIV был счастливейшим Адонисом. Годное в одном случае негодно в другом. В старину наши крестьяне могли биться с поляками врукопашную; против же нынешних регулярных войск с конною артиллериею им нет возможности действовать. Тут была бы брань почти столь же неравная, как нагих мексиканцев с Кортесом. Надобно и то рассудить, что нынешнее местное начальство не допустит частного человека даже и приступить к составлению войск. Если б знаменитый Минин, воскресши во время нашествия французов, снова одушевил завалить площадь пожертвованиями, то, разумеется, градоначальство приставило бы к оным свою стражу. Что же сделал бы он без денег? А если б сей герой российской летописи взял что-нибудь в свое распоряжение, то — увы! — не степень думного дворянина, не бессмертие и не памятник, десницею Александра сооруженный, а позорная казнь торговая была бы мздовоздаянием любви его к отечеству.
С помощью собственных денег — 3000 рублей — я богато оделся офицером Конной гвардии, назвался поручиком, флигель-адъютантом, и с ложным предписанием о содействии поехал на Кавказскую линию. По получении там на расходы 10 000 рублей ассигнациями я на другой же день, с донесением о том и описанием проекта, послал Казанского пехотного полка прапорщика Зверева курьером к находившемуся при государе министру полиции Балашову для донесения его величеству.
Помянутые 10 000 рублей розданы большею частию в присутствии командующего на Кавказской линии известным людям и под расписки, находящиеся в моем журнале. Так, дано князю Бекичу 4000 рублей, султану Менгли-Гирею — 1000 рублей, князю Албуриаджио — 1000 рублей, курьеру — 500 рублей, за соль — 300 рублей. Были расходы и другого рода, в коих нет расписок, например: осьмилетней дочери султана Менгли-Гирея подарена турецкая шаль в 600 рублей; свидание с князем Айтек-Мисоустом стоило более 1000 рублей; но все это известно по следствию, которое производил сам с.-петербургский главнокомандующий граф Вязъмитинов.
Конечно, невзирая ни на что, погиб бы я безвозвратно, если б император Александр Павлович, среди самого разгару величайшей войны, не имел присутствия духа заняться жребием ничтожного юноши, а предал бы суду законному. Судьи, смотря в книги законов, не заглядывают ни в сердце виновного, ни в источник преступления. Судьи не судят, а лишь, подобно эху, повторяют слова законодателей, предоставивших дела необыкновенные благорассмотрению самих венценосцев. Посему-то даже и в Англии, где среди царских утварей председает едина тень монарха, королю дано право прощать законами осужденных.
«Добродетели, — говорит Декарт, — не всегда проистекают от познания блага, например: простота рождает милость, страх — набожность, отчаяние — храбрость». Так точно и преступления не всегда проистекают от зла и порока.
Без сомнения, странно, что юноше вздумалось составить войско. Но тут надобно вспомнить, как деревенская девушка Жанна д'Арк, назвавшись посланною от Бога, предводительствовала в битвах и освободила Орлеан от осады и как в награду ее сожгли живую, а потом чтили наравне со святыми.