Александр Михайлович Горчаков
Воспоминания о 14 (26) декабря 1825 г.
Свидетельство князя Александру Михайловичу Горчакову (1798-1883). Это один из самых известных соучеников А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею. Личность очень неординарная: начав службу по выпуске из Лицея в 1817 году, он сразу определяется по Министерству иностранных дел. Часто бывая за границей, а с 1822 года — первый секретарь русского посольства в Англии, он смог уберечься от «революционных» затей гвардии. В декабре 1825 года А.М.Горчаков находился по служебным делам в Петербурге. Он, по старой лицейской дружбе, 15 декабря пытался помочь Ивану Пущину бежать за границу, доставив ему заграничный паспорт.
«Как теперь помню, приехал я в Зимний дворец в чулках, сильно напудренный, и один из всех собравшихся камер-юнкеров был в очках. Достойно внимания, что при дворе императора Александра Павловича ношение очков считалось таким важным отступлением от формы, что на ношение их понадобилось мне особенное высочайшее повеление, испрошенное гоф-маршалом Александром Львовичем Нарышкиным; при дворе было строго воспрещено ношение очков.
Помню весьма живо, как в то же утро, 14-го декабря, во дворце императрица Александра Федоровна прошла мимо меня уторопленными шагами одеваться к церемонии, видел ее потом трепещущую, видел и то, как она при первом пушечном выстреле нервно затрясла впервые головою. Эти нервные припадки сохранились у нее на всю жизнь. [...]
Из всех декабристов мне особенно грустно за судьбу Михаила Ивановича Пущина. Он служил в коннопионерах, пользовался любовью своего августейшего начальника великого князя Николая Павловича и о тайном обществе ничего не знал. Но вот 13-го декабря 1825 г., т.е. накануне мятежа, разыскивая брата своего, Ивана Ивановича, приехавшего из Москвы, Михаил Иванович Пущин зашел к Кондратию Федоровичу Рылееву, жившему на Мойке, близ Синего моста, в нижнем этаже дома Прокофьева, и здесь попал в самый очаг заговора. Маленькие комнатки Рылеева были набиты заговорщиками. Шли горячие толки о плане действий на другой день. Толки закончились восклицаниями некоторых из присутствовавших, что "завтрашний день будет славнейшею страницею в русской истории!"
Михаил Иванович Пущин не пристал к заговорщикам, но и не выдал никого из участников в сходке 13-го декабря 1825 года" 1).
Примечания
1) Русская старина. 1883. № 10. С. 164-167. (Цитируется по кн.: Крутов В.В., Швецова-Крутова Л.В. Белые пятна красного цвета. Декабристы. В двух книгах. Книга первая. Новости прошлого. М., 2001.)