Александр Ходкевич
Недалеко от Млынова, в котором находится бывшее имение Ходкевичей, есть село Пекалив. В конце 18 века в этом селе, которое сейчас даже не обозначается на географических картах Украины, находились: картинная галерея, богатейшая библиотека, насчитывающая тысячи книг, небольшой театр с собственным оркестром, проводились физические опыты и занимались астрономией.
Там жил и писал для пекалевской галереи копии картин Рафаэля малоизвестный, но очень интересный художник Иосиф Иванович Олешкевич, которого пригласил к себе хозяин Пекалева Александр Ходкевич, он же и оплачивал обучение художника в Дрездене.
Картина Олешкевича "Прощание Ходкевича с женой перед Хотинским сражением (1808) была написана художником специально для своего мецената.
В галерее были картины Брюллова, итальянских и польских мастеров. Одна из чудом сохранившихся картин польского художника Франциска Смуглевича "Смерть Якова Кароля Ходкевича под Хотином", также была в этой коллекции.
Это было в селе, которого сейчас даже нет на карте по причине малочисленности его жителей. Да и о его бывшем хозяине, думаю, сейчас никто и не знает. А ведь это был прогрессивный военный, политический и общественный деятель своего времени. Потому очень хочется восполнить этот пробел, так как Александр Ходкевич достоин хотя бы небольшой памяти.
Ходкевич Александр Францишек, граф (1776-1838), генерал-лейтенант, писатель, химик и технолог, покровитель науки, культуры и искусства - сын Людовики и Яна Ходкевичей. Жил в Варшаве, периодически навещая своё имение в Пекалеве. После того, как его мать, Людовика, скоропалительно выехала из Млынова , стал заниматься достройкой Млыновского имения, а затем перевез сюда из Пекалева свою библиотеку - самую большую библиотеку Волыни, драгоценные картины и родительский архив с ценными документами.
Что же было построено под его руководством? Нужно отдать должное фантазии отставного генерала. Все сохранившиеся дома в усадьбе имеют очень оригинальное строение. Особенно это касается "Философского дома", в котором Александр Ходкевич проводил всё своё свободное время - он увлекался химическими и фиическими опытами .
Так выглядел "Философский дом" в конце 19 века.
Представьте себе, в этом "Философском доме", в пристроенной лаборатории, Александр Ходкевич пытался взвесить свет!.. И не только пытался, но опубликовал научную статью и считал, что открыл "вес света", что любил демонстрировать своим гостям. В том числе и Ю.И. Крашевскому (известного польскому писателю-этнографу), который навестил генерала.
Откуда же у отставного генерала появилось такое увлечение?
В 1816 году польский писатель и историк Юлиан Немцевич отправился в путешествие по Волыни с целью сбора материала о старинных реликвиях. Зная о коллекции в млыновском дворце, он заехал в имение, где в то время находился Александр Ходкевич. Коллекция картин его поразила. Но особенно путешественник впечатлился картиной Франческо Казановы (1727-1802) (младший брат всем известного любвеобильного Джакомо Казановы). Пожалуй, больше всего его поразили размеры картины - она занимала всю стену в дворцовой гостинной. А возможно, его впечатлил сюжет - нападение разбойников. Исход действа вроде бы ясен. Хотя свет, проникающий через грозовые облака даёт надежду, что благополучный исход всё-таки возможен.
И вот именно этот свет сквозь тучи натолкнул нашего генерала-экспериментатора на то, что луч света имеет вес. Он, якобы, увидел на картине, что луч света отталкивает нападающих разбойников. Так вспоминал Юлиан Немцевич. И хотя он в теорию, высказанную Александром Ходкевичем, и в его эксперименты не поверил, - всё-таки внимательно слушал, а затем описал этот визит в своих мемуарах.
Интересы Александра Ходкевича были весьма разносторонни. Например, он разработал новые методы получения поташа и соды, усовершенствовал технологию варки пива, пытался довести до совершенства производство керамики. А ещё был страстным коллекционером. Кроме старинных манускриптов у него была коллекция старинного оружия. Ценным экспонатом была сабля, которая принадлежала Яну Собесскому. На сабле был герб Собесского "Янина" и девиз: "Бойся фальшивых друзей, чтобы я могла спасти тебя от врагов". Не менее ценной была и шляпа Наполеона, которую Александр Ходкевич привёз в 1812 году, будучи участником Отечественной войны. Очень дорожил плащом Тадеуша Костюшко, который он оставил, когда его под конвоем в 1794 году через Млынов везли в Петербург. Здесь, в имении, он провёл несколько дней.
В честь этого события был насыпан курган. Согласно легенде, его насыпали местные крестьяне, перенося землю в шапках по велению эксцентричной владелицы имения - Людовики.
На вершине кургана стоит крест. Его поставили поляки в 2000 году, когда приезжали в Млынов почтить память своего национального героя. Они знали, что здесь, на берегу реки Иквы возвышается его бюст. Но увы... Памятник Тадеушу Костюшко они не обнаружили, - оказалось, что его смыло в реку в одно из наводнений. И чтобы как-то возместить потерю и отметить памятное для них место, поляки возвели этот крест.
Жизнь генерала была полна неординарных событий. С 1809 года он принимал участие в деятельности тайных польских сообществ на Волыни. На свои средства сформировал пехотный полк, вместе с ним защищал польскую крепость Модлин, был окружён и попал в плен. Затем: начальник штаба гвардии Королевства польского, сенатор Королевства Польского, депутат сейма. Неоднократно встречался с руководителями Декабрьского восстания Бесстужевым-Рюминым и Муравьёвым-Апостолом. В 1926 году за связь с декабристами и за участие в ложе масонов был арестован и отправлен в Петербург. Но его причастность к тайным обществам подтвердить не удалось, поэтому был освобождён и отправлен под надзор полиции в Житомир, откуда вернулся в своё имение в Млынове.
О неординарности отставного генерала говорит также здание, возведенное при его участии. Он назвал его "Темплум". Почему так? Возможно, в честь ордена тамплиеров.
Здание весьма оригинальной формы и хорошо сохранилось. Правда, настенные копии красавиц Альфонса Мухи никак не вписываются в общую атмосферу усадьбы, но так распорядилось руководство сельскохозяйственного техникума, который сейчас располагается в усадьбе.
При Ходкевичах здание использовалось как летний павильон для гостей. Очень оригинальна полукруглая ротонда, примыкающая к прямоугольному зданию. Сейчас в ротонде происходят заседания и научные конференции.
А во времена Александра Ходкевича здесь была летняя музыкальная столовая. Внизу размещался оркестр, и через какие-то остроумные приспособления звуки передавались в зал, чтобы гости поглощая хозяйские яства, наслаждались прекрасной музыкой , которая наполняла этот круглый зал. Очевидно реставрация бывшей столовой велась с учётом 19 века. Потому что трудно себе представить, как эти картины в 21 веке могут способствовать учебному процессу.
Но отставной генерал занимался постройками не только в своём имении. На его средства и по его проекту в Млынове была построена винокурня.
Завершая рассказ об Александре Ходкевиче, добавим к его многогранной натуре - литературный талант. Польская энциклопедия приводит список его многочисленных литературных произведений, которыми в своё время зачитывалась вся польская аристократия. Но кроме этого он еще разработал "Руководство по химии" в семи томах!
Умер Александр Францишек Ходкевич 24 января 1838 года в Млынове. И было ему всего 61 год. Похоронен был в фамильной крипте Млыновского костёла, который был построен в 1786 году по проекту всё того же Э. Шрегера, проектировавшего Дворец в усадьбе. Здесь же, в костёле, хоронили всех Ходкевичей. Костёл являлся Памятником архитектуры, т.е. охранялся законом. Его и "охраняли". Долгое время здесь был зерносклад. А в 60-х годах костёл разрушили, чтобы на его месте возвели кинотеатр "Жовтневый". Интересно, каково было зрителям смотреть кинофильмы, зная, что внизу покоятся останки многочисленного семейства. Не являлись ли призраки Ходкевичей в кинозал, напуганные громкими звуками? И может, поэтому давным-давно кинозал пустует, а приют здесь нашли "насіння, добрива та голландські корма"... А когда-то на этом месте стоял 35-метровый костёл, в котором до середины 20-го века играл орган...
Но кое-что всё-таки уцелело. Удалось спасти уникальный крест с Распятием, выполненный учениками Пинзеля (!). Около сорока лет крест служил прихожанам млыновского православного храма, который, кстати, был выстроен на средства Александра Ходкевича. А затем, по просьбе общины Дубненского католического костёла Святого Яна Непомука старинный крест с распятием был передан в эту парафию.
Возникает вопрос - куда же делась коллекция картин и прочих раритетов, которые всю жизнь собирал генерал? Как это ни печально, но коллекция почти вся канула в Лету. Достаточно сказать, что в мае 1919 года в имении "хозяйничали" красноармейцы, которые сделали старинные картины во Дворце и скульптуры в парке мишенями для своих упражнений в меткости стрельбы и умении владеть саблями...
Источник