Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » САПОЖНИКОВ Александр Петрович.


САПОЖНИКОВ Александр Петрович.

Сообщений 1 страница 10 из 16

1

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ САПОЖНИКОВ

http://forumupload.ru/uploads/0019/93/b0/5/150285.jpg

Василий Андреевич Тропинин. Портрет купца Александра Петровича Сапожникова , 1826 г., Государственный Эрмитаж

(16.11.1788 - 24.03.1827).

Александр Петрович Сапожников (1788 – 1827), сын Петра Семёновича Сапожникова (1762 – 1828) – вольского купца второй гильдии, родоначальника знаменитой торговой фирмы астраханских купцов, владельца известной картинной галереи, в которой находилась и знаменитая «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.
Астраханский, а затем и петербургский купец 1-й гильдии. Меценат, коллекционер картин. Успешно развивал и множил рыбные промыслы на Каспийском море, имел до десятка собственных пароходов.
Принимал участие в собраниях декабристов накануне восстания.
Друг декабристов В. И. Штейнгейля, Г. С. Батенькова, знакомый К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева.

Женат на Пелагеи Ивановне, урожд. Ростовцевой (1799 – 1868).

2

http://forumupload.ru/uploads/0019/93/b0/5/80790.jpg

Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пелагеи Ивановны Сапожниковой.
1826 г.
Холст, масло.
Государственный Эрмитаж

Пелагея Ивановна Сапожникова, ур. Ростовцева (21.07.1799-17.12.1868).
2-я супруга А. П. Сапожникова с 1820 г., сестра декабристов Я.И. и  И.И. Ростовцевых.

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/59023/199368979.24/0_1c093a_97604412_XXXL.jpg

Александр Александрович Сапожников (18.09.1827-9.06.1887), сын А.П. Сапожникова, племянник Ростовцева Я.И.
Художник В.А. Тропинин. 1852 г.

САПОЖНИКОВ  Александр Александрович (1828-1887) - астраханский рыбопромышленник-миллионер, купец первой гильдии, коллекционер.

Компания "Братья Сапожниковы" возникла в 1819 г. и в середине XIX века владела 42 тысячами десятин земли, 12 крупными рыбными промыслами, 8 пароходами, 12 баржами и многим другим. Годовой оборот ее составлял 9 миллионов рублей. На компанию работали свыше 11 тысяч рабочих (только постоянных).

Шевченко знавал Сапожникова еще в начале 40-х годов, в Петербурге, когда учился в Академии художеств, а юный Александр, сын богатея-мецената, брал у него уроки живописи. "... 16 августа (1857 г., в Астрахани - Л. Б.) я возобновил старое знакомство с Александром Александровичем. Это уже был не шалун-школьник в детской курточке, которого я видел в последний раз в 1842 году. Это уже был мужчина, муж и, наконец, отец прекрасного дитяти. А сверх всего этого, я встретил в нем простого, высокоблагороднейшего , доброго человека". (V, 108).

Сапожников упоминается во многих записях Дневника. (V, 98, 104, 110, 112, 113, 115, 116, 118, 128-130, 133, 138, 139, 214, 236). Кстати, последняя из этих записей, сделанная 4 мая 1858, вносит существенную поправку в характеристику Сапожникова как "простого человека"; когда Шевченко, уже в Петербурге, пришел к нему, то не был принят "по случаю скорого обеда".

О Сапожникове говорится в некоторых письмах поэта. (VI, 176, 179, 182). Об отношениях между ними мы знаем также по воспоминаниям И.П. Клопотовского (В.Кларк. "Тарас Григорьевич Шевченко в Астрахани", "Русская старина", 1896, кн.3, стр.655-658).

Однако, говоря о знакомстве Шевченко с Сапожниковым, исследователи упускают одно немаловажное обстоятельство (им и вызвано упоминание Сапожникова среди тех, кто составлял окружение поэта периода оренбургской неволи).

Уже в один из первых дней пребывания своего в Астрахани, увидев табличку: "дом Сапожникова", Шевченко не только не удивился, но и записал: "Не будь Александр Александрович Сапожников бриллиантовою звездою астраханского горизонта и безмездным (даровым, ничем не вознаграждаемым - Л. Б.) астраханским метрдотелем, я зашел бы к нему, как старому знакомому, но эти великолепные его недостатки меня остановили". (V, 98).

Откуда эти сведения - и о том, что Сапожников тот самый "старый знакомый", и - тем более - что он "безмездный метрдотель"? Такие сведения Шевченко получил либо от К.М.Бэра, либо от других участников его экспедиции. "В доме купцов Сапожниковых... находилась "штабс-квартира" экспедиции в течение 2 лет, до июня 1855 г., когда дом Сапожниковых сгорел". (М.Соловьев. "Бэр на Каспии", стр.43). Экспедиция располагалась здесь именно "безмездно", щедрейшие угощения Сапожникова нашли отражение даже в дневниковых записях Бэра. (Цитируются в той же книге Соловьева).

Как можно предположить, уже во время первого посещения Мангышлака, в 1853, академик и его спутники рассказали Шевченко о своем астраханском "хозяине"; через них же о местопребывании известного ему поэта и художника мог узнать по возвращении экспедиции А.А.Сапожников. Подобный обмен сведениями продолжался в течение ряда лет.

Никаких данных о личном общеннии Шевченко и Сапожникова в эти годы, хотя бы посредством их переписки (равно как и о материальной поддержке со стороны Сапожникова, которая могла быть весьма кстати), в нашем распоряжении нет. Таких связей, скорее всего, не было. Но, выезжая в Астрахань, Т. Шевченко о Сапожникове несомненно знал и на помощь его мог рассчитывать. Воспользоваться помощью богача сразу по приезде из Новопетровского укрепления не позволило чувство гордости; он принял ее лишь после того, как его разыскал сам Сапожников. Их общение было особенно тесным на пароходе "Князь Пожарский".

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/59023/199368979.24/0_1c0938_c6bd131a_XXXL.jpg

Александр Петрович Сапожников.
С портрета работы неизвестного художника. 1820-е гг.
Государственный Эрмитаж.

5

Из книги П.В. Ильина "Новое о декабристах". СПб., 2004 г.

https://img-fotki.yandex.ru/get/47741/199368979.25/0_1c0942_f5ceb988_XXXL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/153157/199368979.25/0_1c0943_5f637abc_XXXL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/28292/199368979.25/0_1c0944_d6467af2_XXXL.jpg

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/101212/199368979.24/0_1c093c_4fb2a3fb_XXXL.jpg

Мердер (Moerder) К. Портрет Петра Семеновича Сапожникова, отец А.П. Сапожникова. 1819.
Миниатюра. Кость, акварель, гуашь 10.2 х 7.7 Слева внизу: "C:Moerder". На письме, изображенном в углу миниатюры, указана дата: "1819"

Изображен с шейными золотыми медалями на Андреевских лентах и "купеческой" бронзовой медалью "В память Отечественной войны 1812 года" на аннинской ленте.
Собрание А. В. Зубановой. Москва.
Сергей Подстаницкий. Портретная миниатюра из частных собраний. ИД Руденцовых 2007, с. 108.

7

https://img-fotki.yandex.ru/get/43800/199368979.24/0_1c093e_4716c950_XXXL.jpg

Евграф Фёдорович Крендовский. "Семь часов вечера". 1820-е гг.
Изображены: П.П. Свиньин (читает), Г. Чернецов (у самовара), Н. Чернецов (с трубкой), В. Лангер (со стаканом), А.П. Сапожников (на спинке кровати). Государственный Русский музей, СПб.

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/48890/199368979.24/0_1c0937_c0ef333b_XXXL.jpg

Портрет купца Петра Семеновича Сапожникова художника Н.Аргунова, 1802 год; отец А.П. Сапожникова.
На обороте надпись: Вольской второй гильдии купец Петръ Семеновичъ Сапожниковъ родился Генваря 10 числа 1762 г. Писанъ сей портретъ с натуры в Москве в 1802 году на 41 отъ рождения.
Портрет поступил в 1959 году от старейшего ленинградского коллекционера русской живописи Павла Ивановича Кутузова.
Ранее - в собрании семьи Леонтия Николаевича Бенуа, супруга которого Мария Александровна Сапожникова была правнучкой Петра Семеновича.
Портрет экспонировался на Таврической выставке 1905 года № 300.

Пётр Семёнович Сапожников (9.01.1762-1828), родоначальник торговой фирмы астраханских купцов, городской голова г. Вольска, вольский купец второй гильдии. Происходил из вольских крестьян. Сын казненного сподвижника Е. Пугачева. Екатерина II позволила сыну не отвечать за проступки родителей. Выучившись грамоте отправился в Астрахань. Стал преуспевающим рыботорговцем и стал собирать картины. За заслуги перед городом его портрет, изначально помещен в ризнице Успенского кафедрального собора Астрахани.

9

https://img-fotki.yandex.ru/get/48069/199368979.24/0_1c093d_2fb8fa3c_XXXL.jpg

Петр Семенович Сапожников. Эрмитаж.

Петр Семенович Сапожников родился в небольшом селе Малыковка (г. Вольск). Именно здесь был казнен по приказу Екатерины II его отец – Семен Сапожников, крестьянин, возглавивший бунт в поддержку Емельяна Пугачева. Причем, казнью руководил будущий известный придворный поэт Гавриил Державин, находящийся на тот момент на службе у императрицы в чине поручика. Казнив бунтовщика, милостливая императрица дала возможность его сыну не отвечать за грехи отца. Выучившийся грамоте, сметливый юноша занялся в родном городе Вольске предпринимательством.

В начале XIX века Петр Сапожников переехал в Астрахань и довольно скоро стал успешным рыбопромышленников. Здесь, став купцом, он зажил на широкую ногу. Начал собирать коллекцию картин, занимался меценатством. Наряду со многими заслугами Петра Семеновича перед Астраханью известно, что в 1818 году он пожертвовал здешнему Успенскому кафедральному собору серебряные царские врата, специально заказанные петербургским мастерам… За заслуги перед городом портрет П.С. Сапожникова был помещен в ризнице Успенского собора.

По стопам отца пошел и его сын – Александр, самый известный из рода из рода Сапожниковых. Он успешно развивал и множил рыбные промыслы на Каспийском море, имел до десятка собственных пароходов. «Купец – добытчик, богач, энергичный стяжатель денег», как называли его современники, он не чуждался романтики чувств и всю душу вложил в заложенный им сад.
В 1831 году Александр Петрович внес на строительство в г.Вольске Покровского собора около 80 тыс. рублей (для примера, буханка хлеба тогда стоила 3 копейки, а зарплата квалифицированного рабочего составляла 10-12 рублей в месяц). Деньги жертвовал Сапожников не без умысла, с условием, что собор будет построен на месте казни деда. Позже купец Александр Петрович Сапожников разбил в Вольске замечательный сад, в оранжереях которого росли лимоны и апельсины, редкие деревья, в кадках выносились на лето пальмы. При входе в парк располагался музыкальный павильон и ресторан. Сад был построен для горожан и стал одним из первых общественных садов в России, наряду с саратовскими «Липками». Этот сад в Вольске существует до сих пор и является достоянием города и любимым местом гуляния горожан.

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/47741/199368979.24/0_1c093f_1a40875e_XXXL.jpg


ЗДРАВСТВУЙТЕ, "БРАТЬЯ САПОЖНИКОВЫ”!

У астраханцев старшего поколения фамилия Сапожниковы еще, пожалуй, на слуху, в памяти, но с навязанным идеологическим стереотипом советского периода, почти по Маршаку: "владелец заводов, газет, пароходов”, а Сапожниковы к тому же владели и рыбными промыслами, винными погребами и т.д. В новой книге "Братья Сапожниковы”, вышедшей весной в серии "Астраханская губернская библиотека”, Александр Марков прослеживает судьбу нескольких поколений династии, прославившей губернию вплоть до рокового семнадцатого года минувшего столетия. Ее чтение увлекательнее любого модного бестселлера, потому что автор проделал большую исследовательскую работу, собирая по крупицам в архивных фондах и библиотечном океане книг факт за фактом, уточняя, выверяя и сопоставляя степень родства, истоки фамилии, энергетику характеров, скрытую, казалось бы, завесой времени. Редко кто из нас, сегодняшних, знает историю своей семьи, своего рода далее трех поколений, а Марков с присущей ему скрупулезностью восстанавливает истоки неистового трудолюбия и благодетельную цепь добродеяний и поступков Сапожниковых, выбившихся "в люди” из простой крестьянской семьи.

"Портрет П.С. Сапожникова” кисти крепостного художника Николая Аргунова, копия которого находится в Астраханской картинной галерее, становится отправной точкой, той нитью Ариадны, которая увела  в семидесятые годы восемнадцатого века, когда отец Петра Сапожникова, крестьянин-старовер из саратовской деревеньки Малыковка, был повешен на сельской площади за участие в пугачевском бунте. Однако тесен мир! О расправе сообщает не кто иной как поручик царской армии Гавриил Державин, будущий российский поэт, отряд которого был отправлен на подавление мятежа.

Писателю Маркову, автору книги  "Братья Сапожниковы” повезло, а может, потому и везет, что он сам грузит и везет этот умножающийся исторический воз событий, фактов, лиц, - и, будучи еще тогда в Ленинграде, Марков встречается с Г.А. Шретер, внучкой М.А. Сапожниковой-Бенуа, которая не только знакомит его с семейным преданием, записанным ее матерью, но и дарит копию рукописи. А в ней – несколько иная версия изложенного выше факта. Когда во время пугачевского бунта в Малыковку вошел отряд Державина, командир приказал доставить старосту и сельскую казну. Старостой был Семен Сапожников, а казну сразу не нашли, и старосту повесили. Приказ был выполнен мгновенно. Но вскоре казна нашлась, а старосту уже похоронили на старообрядческом кладбище. Позже внуки Сапожникова построили на этом месте церковь, а ранее была возведена часовня.

Петру Сапожникову в то время было двенадцать лет. Я берегу время читателей и газетную площадь, чтобы не повторять вслед за автором путь становления крестьянского мальчика из сельца Малыковка. Уверена, что каждый, кто раскроет книгу "Братья Сапожниковы”, не оторвется от чтения, потому что автору удалось воссоздать колоритные фигуры, яркие личности этого семейства, прославившегося в Вольске, потом в Астрахани и в Санкт-Петербурге недюжинной энергией и предпринимательским талантом, щедрой благотворительностью и беспримерным усердием на благо города и горожан.

Знаете ли вы, что по заказу Петра Семеновича Сапожникова в 1818 году в Петербурге были искусно исполнены серебряные царские врата весом в 32 пуда для нашего Успенского собора, а еще раньше, в 1812 году, на его же средства сделаны под мрамор стены и столпы верхнего этажа в соборе, которым восхищался еще Петр Великий. Это еще не говоря о безвозмездной услуге государству по провозу провианта к действующим в Персии русским войскам, за что был награжден золотой медалью с бриллиантами. А большие денежные пожертвования по предотвращению эпидемии чумы в Астрахани. А помощь русской армии во время нашествия Наполеона. Петр Сапожников был патриотом России, как и герой Чесменской битвы Иван Андреевич Варваций, с которым вместе вели дела и торговые операции, вместе участвовали в благотворительности, если так скромно можно назвать их огромный вклад в украшение города.

А книга, собственно, о детях Петра Семеновича – Александре и Алексее Сапожниковых, достойных своего отца, и втором поколении братьев - Александре Александровиче и Алексее Александровиче. В оглавление книги вынесено, кстати, название 60-сильного буксирного парохода "Братья Сапожниковы”, возившего по Волге караваны с рыбной продукцией.

Вот только названия некоторых глав: "Александр Сапожников и декабристы”, "Собрание картин Александра Сапожникова”, "Сапожниковы и Шевченко”, "Каспийские экспедиции Карла Бэра”, "Царь-освободитель на Житном промысле”, "Из книжного собрания Сапожниковых”, "Высокие гости на Оранжерейном промысле Сапожниковых”, "Мадонна Бенуа”. Как не напомнить, что это та самая "Мадонна с цветком” Леонардо да Винчи, изображением которой открывается почти каждый красочный альбом Эрмитажа. Картину дочь Александра Александровича Сапожникова получила в дар от отца вместе с другими свадебными подарками. Об истории и легендах ее приобретения, о подтверждении авторства и обо всех перипетиях ее появления в коллекции Эрмитажа в авторском исследовании Маркова рассказывается увлекательно и до деталей точно. Мария Александровна уступила картину за 150 тысяч рублей Эрмитажу вместо 187 тысяч, которые предложил английский антиквар Дювин. Согласие на приобретение "Мадонны с цветком” ("Мадонны Бенуа”) дал Николай II, а сумма должна была выплачиваться владелице из рода Сапожниковых в течение десяти лет, но все же она предпочла Россию, поскольку была "очень русской и большой патриоткой”. В январе 1914 года полотно Леонардо поступило в Эрмитаж, а в декабре 1918 года Велимир Хлебников в своей статье "Астраханская Джиоконда”, опубликованной в газете "Красный воин”, задает риторический вопрос: "Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да – то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани "Мадонну” - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?”

Но ось времени уже надломилась. Последнего управляющего Оранжереинским промыслом Сапожниковых Василия Корнеева застрелили бандиты в 1922 году прямо в его кабинете. Владелица бесценного полотна Мария Александровна Сапожникова скончалась в 1938 году в Германии у дочери Ольги на руках, ее муж, Леонтий Николаевич Бенуа, в двадцатом году был арестован и просидел несколько месяцев в тюрьме - "по недоразумению”, как ему потом сказали, он был ректором Академии художеств.

Книга "Братья Сапожниковы” богато иллюстрирована. Черно-белые и цветные фотоизображения, собранные автором, дополняют удивительное повествование об этой астраханской династии.

Открыта еще одна малоизвестная глава в исторических хрониках Астрахани – через судьбы нескольких поколений Сапожниковых.
Н. КУЛИКОВА


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » САПОЖНИКОВ Александр Петрович.