Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



РАДОНИЧ.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

РАДОНИЧ

Прапорщик строительного отряда путей сообщения.

Доставлен в Следственный комитет в связи с делом Пелишева, который говорил Радоничу, что он член польского тайного общества.

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 319.

2

Алфави́т Боровко́ва

РАДОНИЧ.

Прапорщик Строительного отряда путей сообщения.

Имев от начальства поручение снять на плане и описать все берега Черного и Азовского морей, прибыл для сего 17-го ноября 1824 года в г. Тмуторакань (Тамань).
Командир тамошнего гарнизонного полка, по неимению писаря, дал ему грамотного рядового Пелишева, о котором как он, так и баталионный командир предварили его, Радонича, что он из разжалованных унтер-офицеров и что некогда готовился играть важную роль в политическом перевесе. Таковое предварение завлекло Радонича в любопытство; стараясь выведать в подробности его историю и употребив для сего средства: уверения в ненависти своей к русским, подарки и проч., наконец, чрез месяц достиг своей цели. Из слов его он составил было подробное описание истории жизни Пелишева, но оное сгорело в Киеве при пожаре, случившемся в квартире его, в сентябре 1825 года. Главнейшее в теперешнем, равно пространном изложении того же предмета состоит в том, что Пелишев был принят в Варшаве в масонскую ложу, имевшую целию при благоприятном времени в одну ночь вырезать всех русских, убить великого князя цесаревича и восстановить независимость Польши и, что число лиц, участвовавших в сем заговоре, простиралось на несколько тысяч. Пелишев обещал было Радоничу показать список сих лиц и пояснить темные места его истории, но бежал, не исполнив своего слова. Сие показание Радонича, сделанное им в Киеве 29-го генваря сего года генерал-адъютантам князю Щербатову и Демидову, было препровождено по высочайшему повелению к государю цесаревичу. Его высочество отозвался на сие, что Пелишев, служивший в 1-м Бугском уланском полку унтер-офицером, несколько раз находился в бегу, составляя себе фальшивые виды на имя хорунжего и городового секретаря Чако; что все, сказанное им Радоничу, есть совершенная ложь и что сей последний подает повод заключить о себе невыгодно, что, быв предварен о Пелишеве, искал в нем доверия к себе для составления нелепой и ни в чем не сообразной истории.
Между тем Радонич был вызван сюда и в апреле, по высочайшему повелению возвращен к месту службы своей на казенном содержании и прогонах сюда и обратно.