Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » ЗЫКОВ Дмитрий Петрович.


ЗЫКОВ Дмитрий Петрович.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ ЗЫКОВ

(1798 — март 1827).

Отставной штабс-капитан л.-гв. Преображенского полка.

Из дворян, за отцом в Саратовской и Нижегородской губернии 800 душ.

Воспитывался у родственников.

В службу вступил в 3 артиллерийскую роту Нижегородского ополчения — 13.3.1813, подпрапорщик л.-гв. Преображенского полка — 8.2.1815, прапорщик — 11.8.1818, подпоручик — 5.7.1820, поручик — 20.9.1821, штабс-капитан — 12.12.1823. в отставке «за болезнью» — 2.1.1824.

В 1820 в «Сыне отечества» опубликовал «Письмо к сочинителю критики на поэму "Руслан и Людмила"» (ч.64, №38, с. 227, с подписью NN).

Член Северного общества (1823).

Приказ об аресте — 13.1.1826, арестован в Москве — 23.1, доставлен в Петербург на главную гауптвахту — 26.1, 27.1 переведён в Петропавловскую крепость («посадить по усмотрению и содержать хорошо») в №13 Невской куртины.

Высочайше повелено (15.6.1826), продержав еще месяц в крепости, выпустить с запрещением жить в столицах.
Освобождён — 15.7.1826.

ВД, XVIII, 215-228; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 173.

2

Алфави́т Боровко́ва

ЗЫКОВ Дмитрий Петров

Отставной гвардии штабс-капитан.

Сначала отрицался от принадлежности к тайному обществу и известности ему существования оного, но быв приведен для очной ставки, сознался с показанием Евгения Оболенского, что принят в 1823 году, знал дальнюю цель оного - достижение конституционного правления распространением просвещения, освобождением крестьян и другими подобными сему мерами.
Участия в обществе никакого не принимал, вскоре по вступлении в оное вышел в отставку и, поселясь в деревне, прекратил все сношения. Из членов знал только Оболенского, Поджио и Фон-Вольского.

Содержался в крепости с 26-го генваря.

По докладу Комиссии 15-го июня высочайше повелено, продержав еще месяц в крепости, выпустить с запрещением жить в столицах.

Об оном  к исполнению сообщено управляющему Министерством внутренних дел.

3

Д.П. Зыков

Письмо к сочинителю критики на поэму "Руслан и Людмила".

Формально статья обращена к А.Ф. Воейкову, автору  "Разбора поэмы "Руслан и Людмила"".

Вы разбирали одно из лучших произведений литературы сего года; позвольте вас попросить объяснить некоторые места, о которых вы ничего не говорите. Я уверен, что вы возьмете на себя труд отвечать на мои вопросы. Начнем с первой песни. Commengons par le commencement (Начнем сначала (фр.)).

Зачем Финн дожидался Руслана? Зачем он рассказывает Руслану свою историю, и как может Руслан в таком несчастном положении с жадностию внимать рассказы (или, по-русски, рассказам) старца?

Зачем Руслан присвистывает, отправляясь в путь; показывает ли это огорченного человека? Зачем Фарлаф с своею трусостью поехал искать Людмилы? Иные скажут: затем, чтобы упасть в грязный ров - et puis on en rit et cela fait toujours plaisir (что является смешным, и это всегда приятно (фр.)).

Справедливо ли сравнение (стр. 43), которое вы так хвалите? Случалось ли вам это видеть?

Зачем маленький карло с большою бородою (что, между прочим, совсем не забавно) приходил к Людмиле? Как Людмиле пришла в голову странная мысль схватить с колдуна шапку (впрочем, в испуге чего не наделаешь?), и как колдун позволил ей это сделать? Каким образом Руслан бросил Рогдая, как ребенка, в воду, когда

Они схватились на конях;
Их члены злобой съединенны;
........................................
Объяты молча, костенеют, и проч.

Не знаю, как Орловский нарисовал бы это. Зачем Руслан говорит, увидевши поле битвы (которое совершенный hors d'oeuvre (вставка (фр.))), зачем говорит он:

О поле, поле! кто тебя
Усеял мертвыми костями?
.............................
.............................
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья...
Времен от вечной темноты,
Быть может, нет и мне спасенья! и пр.

Так ли говорили русские богатыри? и похож ли Руслан, говорящий о траве забвенья и вечной темноте времен, на Руслана, который чрез минуту после восклицает с важностью сердитой:

- "Молчи, пустая голова
............................
Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Я еду, еду, не свищу,
А как наеду, не спущу!" ...
Знай наших! и пр.

Зачем Черномор, доставши чудесный меч, положил его на поле, под головою брата; не лучше ли бы было взять его домой? - Зачем будить 12 спящих дев и поселять их в какую-то степь, куда, не знаю как, заехал Ратмир? Долго ли он пробыл там? Куда поехал? Зачем сделался рыбаком? Кто такая его новая подруга? Вероятно ли, что Руслан победил Черномора и, пришед в отчаяние, не находя Людмилы, махал до тех пор мечом, что сшиб шапку с лежащей на земле супруги? Зачем карло не вылез из котомки убитого Руслана? Что предвещает сон Руслана? Зачем это множество точек после стихов:

Шатры белеют на холмах?
...........................

Зачем, разбирая "Руслана и Людмилу", говорить об "Илиаде" и "Энеиде"? Что есть общего между ними? Как писать (и, кажется, серьезно), что речи Владимира, Руслана, Финна и проч. нейдут в сравнение с Гомеровыми? Вот вещи, которых я не понимаю и которых многие другие также не понимают. Если вы нам объясните их, то мы скажем: "Cujusvis hominis est errare: nullius, nisi insipientis in errore perseverare" (Philippic. XII. 2) ("Каждому человеку свойственно заблуждаться, упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу" (Филиппики. XII. 2) (лат.)).

Впервые опубликовано: "Сын отечества". 1820. Ч. 64. № 38.

Дмитрий Петрович Зыков (1797/1798-1827). Критик. Являлся литературным последователем своего сослуживца П. А. Катенина. Статья о "Руслане и Людмиле" - единственно известное печатное выступление Зыкова.


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » ЗЫКОВ Дмитрий Петрович.