Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » Н.В. Басаргин. Некоторые мысли и соображения...


Н.В. Басаргин. Некоторые мысли и соображения...

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Николай Басаргин


НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ И СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ ВОПРОСА ОБ ИЗМЕНЕНИИ КРЕПОСТНОГО БЫТА


Покров, 1858 года, марта 10 дня

Вопрос, долженствующий изменить крепостное состояние России и окончательно устроить общественный ее быт, так важен для будущности государства и так сложен и разнообразен в своем применении к местным и частным обстоятельствам не только каждой губернии, каждого уезда, но даже каждой помещичьей собственности, что всякое общее постановление необходимо встретит в тех, до кого оно будет относиться, или приверженцев, или противников, смотря по тому, согласуются ли с ним или  не согласуются  их местные личные выгоды.

Вот почему при самом начале суждений об этом вопросе возникло столько разногласий и столько различных противоречащих мнений. Государю императору благоугодно было предоставить российскому дворянству, как сословию, наиболее участвующему в нем, обсудить и решить   его   в   губернских   комитетах,   не   отступая   от   тех правил, которые изложены в высочайшем по этому случаю манифесте и в циркулярах господина министра внутренних дел.

Нет сомнения, что всякий благомыслящий и просвещенный гражданин согласится с главными основаниями и положениями этого благодетельного изменения общественного быта и вполне постигнет его пользу. Противниками его могут быть только невежество, предрассудки и худо понимаемые личные выгоды.

Но главное дело состоит в том, как решить его, как согласовать в этом случае пользу помещиков и их крестьян, как с наименьшею потерею для первых улучшить быт последних? Как исполнить это без потрясений общественного порядка, без нарушения прав собственности, основанных на прежних узаконениях, обычаях и освещенных временем? Одним словом, как окончательно устроить новый порядок, удовлетворив, сколько возможно, всем требованиям справедливости?                         

Считая обязанностью каждого благомыслящего человека, любящего свое отечество, класть последнюю лепту своего достояния, вещественного или умственного, на пользу общую, я, по примеру многих других, решился изложить свое мнение и некоторые суждения по поводу этого важного вопроса.

Во-первых, мне кажется, что в этом случае надобно отделить общие основные положения вопроса от подробностей частных. Первые независимы ни от местности, ни от обстоятельств той или иной губернии. Будучи общими и обязательными для всего государства, их можно только согласовать с местными условиями, но не изменять или отвергать.

Вот эти положения:

1. Уничтожение крепостного состояния в более или менее продолжительное время.

2.   Вещественное   улучшение   крестьянского   быта.

3.   Больший  или меньший  надел  земли  крестьянам.

4.   Справедливый и сколько менее отяготительный выкуп этой земли и самой личности крестьянина от помещиков.

5.   Прикрепление крестьян к земле, на которой они ныне находятся, посредством таких условий, которые были бы выгодны для той и другой стороны и согласны с местными обстоятельствами.

Частные положения  могут быть  следующие:

a)   Количество и оценка уступаемой земли согласно с местными качествами этой земли и ее значением в сельском хозяйстве.

b)    Оценка личности крестьянина по их промыслам, состоянию и местным удобствам. В иных губерниях и даже имениях личность крестьянина значит весьма много, в других — очень мало.

c)   Способ, каким образом этот выкуп может совершиться без излишнего обременения крестьян, ибо в противном случае предоставится явная невозможность к такому выкупу.

d)   Обеспечение платежа этого выкупа деньгами или работою.

e)   Отношение крестьян и помещиков в продолжение того времени, пока этот выкуп не совершится окончательно.

f)    Меры к изменению быта и положения дворовых людей.               

g)    Необходимые узаконения и меры к обеспечению сельского хозяйства в остающейся у помещиков земле посредством вольного труда и, наконец,

h) учреждение местных судебных расправ для разбирательства недоразумений и нарушений условий между крестьянами и помещиками во время переходного состояния, т. е. пока не совершится окончательное освобождение первых.

О положениях общих нечего и говорить. Их основательность и справедливость понятны и очевидны для каждого мыслящего человека. Как я уже сказал, одно только невежество и предрассудки могут их опровергать, да и то без всякого логического основания, потому что само правительство выразило в этом отношении свои виды и свою волю.

В отношении частных положений можно сказать следующее: надел земли крестьянам и оценка ее должны быть произведены для каждого имения особенно. В этом случае должны быть приняты в соображение местность, качество и количество земли каждого поместья. Необходимо также брать во внимание мнение самого помещика и его крестьян.

Личность крестьянина также должна подвергнуться строгой   и   справедливой   оценке,   смотря   по   промыслу и условиям местности, относительно промышленных и земледельческих занятий и по состоянию, в котором находятся крестьяне.

Выкуп совершиться может одновременным взносом всей суммы, следующей с каждого имения, если крестьяне имеют на то способы, или ежегодною уплатою процентов на капитал в виде оброка и определенного частью на погашение долга. Чем эта последняя будет значительнее, тем скорее окончится выкуп. Ежегодный платеж этих процентов, казенных повинностей и части капитала на погашение долга не должен превышать тех способов, которыми крестьянин может располагать независимо от необходимых расходов на свое содержание при обыкновенном, но не усиленном труде.

Весьма бы желательно было, чтобы во время переходного состояния отношения крестьян с помещиками были как менее сложны и чтобы скорее установились между ними отношения вольного труда и наемной заработной платы.

Весьма естественно, что представится надобность в каждом поместье сделать размежевание земли так, чтобы часть, остающаяся у помещика, не была чересполосною с крестьянами и чтобы обе эти части отмежеваны были отдельно.

Теперь приступаю к изложению моего мнения о возможности обеспечить владельцам населенных имений выкупной суммы за уступаемую крестьянам землю и за личность крестьянина, а также и о том, как скорее установить между ними простые отношения вольного труда и наемной заработной платы. Это, по моему мнению, вполне может достигнуться учреждением губернских банков, в ведение которых поступят все крестьяне помещичьих имений.

Вот мои соображения по этому случаю. Избираю для примера одну какую-нибудь губернию, положим, хотя Владимирскую. В ней земля не имеет той ценности, как в хлеборобных российских губерниях, но зато личность крестьянина по промыслам и местным обстоятельствам Должна цениться дороже. Положим, что в каком-нибудь имении этой губернии каждая душа с наделом 2 ½ десятины земли, в том числе усадебной, лесных дач, покосов и  неудобной,   оценится   в   100  р.   сер.:    полагаю   50 р.   за землю и 50 за личность крестьянина. Стало быть, в имении, где будет, 100 душ, выкуп их с наделом 250 десятин земли обойдется 10 тыс. руб. Губернский банк выделит помещику на эту сумму облигаций с обязательством платить ежегодно по 4% до окончательной уплаты этого долга.

Эта облигация не может поступить в обращение, а принадлежит как недвижимая собственность имению, так что передача ее другому лицу не иначе может совершиться, как посредством купчей крепости. Этим способом предотвратится увеличение денежного рынка в государстве и сохранятся на время необходимые для сельского хозяйства капиталы.

100 душ крестьян и 250 десятин земли, поступая в ведение банка, обеспечивают вполне эту сумму.

Губернский банк назначает от себя с достаточным жалованием особенных управляющих из дворян к имениям, поступающим в его ведение. Смотря по местным обстоятельствам, к 1500 или 2000 душ одного. Эти управляющие обязаны доставлять в положенные сроки бездоимочно ежегодный с крестьян сбор, наблюдать за их хозяйством, решать маловажные недоразумения в случае несостоятельности крестьянина, отдавать его в заработки к помещикам и получать с них условную цену для пополнения сбора.

Этот ежегодный сбор с крестьян определяется 4-мя процентами на выданную облигацию, 1 ½ процентами на уплату казенных повинностей, 4-мя процентами на погашение долга и ½% на расходы по управлению. Следовательно, всего 10 процентов с 100 р. сер. или 10 с души. Полагая же на каждое тягло 2 ½ души, выйдет, что оно [тягло.— И. П.] должно платить ежегодно 25 руб., включая тут уже все повинности. Оброк вовсе не отяготительный.

Этим способом в течение 20 лет весь долг будет уплачен, и тогда крестьянин поступит в ведение государственных имуществ.

Уплата облигаций, или, лучше сказать, погашение всего долга по губернии, должна производиться ежегодно по жребию. Перед концом каждого года владельцы облигаций, желающие получить деньги, представляют о том сведения в банк. Если желающих получить окажется более,    нежели   банк   может   выплатить,    то   между   ними решает жребий. Если их менее, то они все удовлетворяются и для остальных денег приступают тоже к жребию между остальными владельцами облигаций. Ежегодно банк представляет отчет о всех своих действиях и о том, сколько уплачено в этот год долга, сколько осталось,  кому  и  за  какие облигации  сделана уплата.

Я полагаю, что эта мера вполне достигнет цели, разрешая вопрос выкупа и обеспечивая совершенно помещика в отношении платежа выкупной суммы. Вместе с тем она не обременяет ни государство долгом, ни денежного рынка излишеством бумажной монеты, временно сохраняя при имениях необходимые для сельского хозяйства капиталы. Она также может быть применена по всем местностям, не требуя ни наличных капиталов, ни особенных и спорных распоряжений.

Для первого года, может быть, потребуется в каждой губернии до 100 т[ыс]. серебром, чтобы пустить в ход это учреждение прежде, нежели наступят сроки ежегодного сбора с крестьян. Но эта сумма незначительна и легко может найтись в каждой губернии, то нет сомнения, что многие зажиточные помещики охотно согласятся дать ее на время губернскому банку за 4%. В конце же первого года она уже будет уплачена.

Одна из главных выгод этой меры состоит в том, что отношения между крестьянами и помещиками делаются сейчас же весьма простыми и основанными на вольном труде и заработной плате. Переходное положение, весьма затруднительное для тех и других, прекращается в самом начале. Остающаяся у помещиков земля обрабатывается, а заведения поддерживаются процентами на получаемый ими выкупной капитал. Если в этом случае и будет некоторая потеря владельцев, то она не будет значительна и вполне вознаградится более рациональным сельским хозяйством.

Сверх того, при вольном труде и более хозяйственных распоряжениях земледелие и вообще вся сельская экономика  сделают  необходимо   быстрые успехи.

Эти мысли и соображения были набросаны мною вследствие часто слышимых сомнений насчет обеспечения платежа выкупной суммы и затруднительности помещиков ведаться с крестьянами во время переходного состояния. Представляя их для соображений при предстоящих суждениях об  этом  вопросе в  губернских комитетах, я очень буду рад, если в них найдется что-нибудь дельное и удобное для применения при составлении проектов, дол­женствующих, поступить   на   рассмотрение   правительства.

Вот расчет мой.

С наделом 2 ½ десятины на душу за десятину — 20 р.  сер., за личность — 50 р. сер., всего—100 р. сер.

Полагая тягло в 2 ½ души, придется на тягло земли 6 ¼ десятины,  а  выкупная  сумма 250  р.   сер.:

По 4 процента в год — 10

Казенных повинностей — 3-75

На управление — 1-25

На погашение долга — 7-50

В запас капитала — 2-50

Всего в год — 25 р. сер.

В имениях, заложенных в Опекунском совете, при уплате облигаций губернских банков следующая в совет сумма вычитается и отсылается прямо туда. Оставшиеся деньги   выдаются   владельцу  облигации.

Крестьяне каждого имения имеют право выплачивать единовременно весь свой долг в губернский банк, но не поодиночке, а всем обществом или взносом всей суммы.

Запасный капитал в последний для выкупа год приобщается к частям в выкупной сумме, и, следовательно, выкуп может совершиться ранее 20 лет. Сверх того, можно найти, и нет сомнения, что найдутся, и другие источники к увеличению выкупной суммы. Например: частные пожертвования, остатки от казенных повинностей, от суммы, назначаемой на управление от перехода крестьян в другие сословия с определением комитетами платежей за таковой переход, наконец, от некоторых пособий правительства от продажи облигации губернских банков, причем надобно испросить у правительства, чтобы пошлины при совершении купчих крепостей оставались в губернском банке для увеличения выкупных сумм. При всех источниках и условиях весьма легко может быть, что в некоторых губерниях погашение всей выкупной суммы совершится не более как в 15 лет.

Запасной капитал образуется для того, чтобы в некоторых несчастных случаях, например, когда произойдут в имениях пожары, когда случится особый неурожай или при других каких-либо общих бездействиях, иметь всегда под руками средств к скорой и правильной помощи. Об кем   надобно  составить  основательные  положения.

2

Комментарии

НЕКОТОРЫЕ  МЫСЛИ И СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ ВОПРОСА ОБ ИЗМЕНЕНИИ КРЕПОСТНОГО БЫТА

ЦГАОР. Ср. 279. Оп. 1. Д.  183. Л.  1—10

Беловой автограф. Печатается впервые. В деле имеются разрозненные и незавершенные наброски под названием: «Некоторые суждения и мысли об изменении крепостного состояния», «Акционерное общество для получения и владения населенными земельными собственностями», а также «Правила, на коих общество владеет населенными имениями». Два первых из названных набросков не поддаются упорядочению и систематизации, а потому не могут быть опубликованы. Исключение составляют «Правила», представляющие определенный интерес при выяснении взглядов Басаргина на решение крестьянского вопроса. Вот их текст—.

«1) Земля и все находящиеся на ней угодья, равно как усадьба и все другие постройки и заведения, составляют неотъемлемую собственность общества.

2)   Крестьяне, находящиеся на этой земле, первые 10 лет от получения имения обществом управляются на основании прежних помещичьих на них прав.

3)   Каждый из них имеет право выкупиться, внеся за себя или за  семейство   с   землею   или   без   земли   определенную  сумму.

4)    По окончании 10 лет крестьяне делаются свободными и получают   известную   на   семейство  препорцию   земли  и  угодий.

5)    Если крестьяне остаются на месте с наделом земли, то сохраняют к обществу некоторые определенные обязанности относительно сельского хозяйства.

6)     Эти обязательства могут быть различны <нрзб.> по свойству и положению имений — или в известном числе рабочих дней  в  году,  или  в  занятиях по  разного  рода  заведениям.

7)   Все эти обязанности могут быть приведены в виде заработной платы, и, следовательно, каждый может освободиться от них ежегодным взносом денег.

8)   Если же крестьянин по прошествии десяти лет или по взносе определенной суммы отходит из имения без надела земли, то все его обязательства к обществу прекращаются, и он, приписываясь к   какому-либо   сословию,   делается   совершенно  свободным»   (л.  16).

Приведенный текст дает представление о том, как Н. В. Басаргин представлял себе взаимоотношения между членами сельской поземельной общины («обществом») и помещиком после отмены крепостного права. Сохранение на 10 лет временнообязанного состояния говорит об умеренности его позиции в этом вопросе, хотя он и был сторонником освобождения крестьян с землей за выкуп.

«Некоторые мысли и соображения» были написаны вскоре после 16 февр. 1858 г., когда Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Басаргин оказался в русле широко распространенного среди поместного дворянства настроения и выразил свое отношение к предстоящей реформе крестьянского быта в специальной записке (Б а г р а м я н Н. С. Помещичьи проекты освобождения крестьян // Революционная ситуа­ция в России в 1859—1861 гг. М., 1962. С. 18—21).


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » Н.В. Басаргин. Некоторые мысли и соображения...