Декабристы на Кавказе и в Сочи.

В строительстве укреплений участвовали декабристы. Царь использовал их знания и опыт в военном и инженерном деле. В создании форта Лазарева в 1839 году участвовали декабристы А. И. Одоевский, Ф. Л. Ордынский, В. И. Лихарев и многие другие. Командовал береговой линией генерал-лейтенант Николай Николаевич Раевский, друг А. С. Пушкина. Раевскому была посвящена поэма «Кавказский пленник». Н. Н. Раевский старался облегчить тяжелую солдатскую жизнь многим декабристам, переведенным на Кавказ из сибирской ссылки. Однако суровые условия необжитого края, тропическая лихорадка, малярия, многочисленные военные сражения вырвали из жизни десятки и сотни лучших сынов России.

Декабристы составляли «погостные списки» своих товарищей, погибших на Кавказе: «Берстель А. К. — на Кавказе, изрублен на орудии. Бестужев А. А. — убит под Адлером на Кавказе. Одоевский А. И. — на Кавказе, на берегу моря. Лихарев В. Н. — убит на Кавказе в сражении при Валерике…» Декабристы были смелыми и опытными воинами, но они осуждали жестокость колониальной войны. «Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Ефрате. Он здесь», — так писал Александр Александрович Бестужев. Несмотря на тяжелые условия солдатской службы во времена императора Николая I, полнейшее бесправие и самое унизительное положение, декабристы не ограничивались только военной службой. Попав в новую для них страну, в среду незнакомых им дотоле народов, в окружение другой культуры, декабристы стремились познать эту страну, изучить ее прошлое, жизнь и быт ее народов, их своеобразную и замечательную культуру. Становясь поневоле участниками военных действий на Кавказе, декабристы становились кавказоведами. Свои записки, дневники, стихотворения, художественные литературные произведения оставили многие декабристы. Среди них писатель А. А. Бестужев и поэт А. И. Одоевский.
В поселке Головинка Лазаревского района растет тюльпанное дерево — живой памятник декабристам, отдавшим свою жизнь и талант Родине. 13 апреля 1838 года эскадра русского Черноморского флота под командованием контр-адмирала Артюхова подошла к устью реки Шачэ (по-убыхски). Под прикрытием артиллерийского огня десант генерал-майора Симборского высадился на берег и ринулся на штурм Сочи. В журнале отряда A. M. Симборского была зафиксирована дата закладки форта Александрия — 21 апреля 1838 года. Эта дата считается днем основания города Сочи. Часть кладки крепости сохранилась до настоящего времени в центре Сочи, недалеко от маяка. В этом же году были основаны укрепления Лазаревское, Головинское и Святой Дух (Адлер).
В 1839 году форт Александрия был переименован в Навагинский в честь Навагинского полка, отличившегося в десантной операции. Жизнь в Навагинском укреплении была ужасной. Оттесненные в горы убыхи не сложили оружия, и малейшая неосторожность стоила русскому солдату жизни. Но сильнее пуль косила солдат малярия. В 1840 году восставшие горцы атаковали Навагинское укрепление. Мужественно сражались навагинцы, но их немногочисленные ряды становились все меньше. Комендант крепости подполковник Посыпкин подавал личный пример мужества и храбрости. Он выполнял свой долг. Однако настал момент, когда силы защитников иссякли, и падение крепости было предрешено.
В критическую минуту на высокий земляной вал, окружавший крепость, вышла жена коменданта Посыпкина. Раскрыв зонтик для тени и обмахиваясь веером, она стала не торопясь прогуливаться по валу, не обращая внимания на свист пуль. Расчет героини оправдался — убыхи не стали стрелять в безоружную женщину, так как в их традициях было заложено уважительное отношение к женщинам. Ее храбрость и самообладание вдохнули силы в защитников крепости. Гарнизон выдержал штурм и отстоял крепость. О подвиге Посыпкиной говорили на всем побережье. Он был отмечен дорогим подарком царского двора — фермуаром из благородных камней. Сам Посыпкин получил звание полковника. Только в тяжелые годы Крымской войны в 1853-1856 годах по приказу высшего командования Навагинское укрепление, как и остальные форты на Черноморском побережье, в стратегических целях было разрушено, а гарнизон эвакуирован. Кавказская война была изнурительной и кровопролитной для обеих сторон.
После пленения в 1859 году имама Шамиля, возглавлявшего борьбу горцев с Россией, главные действия русских войск были перенесены на Северо-Западный Кавказ. Осенью 1861 года в Кубанскую область прибыл император Александр II. Он принял депутацию адыгов, которые просили российского подданства.

Царь объяснил, что это возможно только при условии прекращения набегов, беспрекословном повиновении русским властям и немедленной выдаче всех русских пленных. Но депутаты, обойдя молчанием эти требования, в свою очередь, потребовали не прокладывать дороги в горах, не строить крепостей и не заселять станицы. Это сохранило бы сложившееся положение, неприемлемое для царского правительства. Тогда Александр II заявил: «Я даю месячный срок — абадзехи должны решить, желают ли они переселиться на Кубань, где получат земли в вечное владение и сохранят свое народное устройство и суд, или же пусть переселяются в Турцию!». В ответ весной 1862 года сочинский меджлис, избранный ранее из 15 наиболее авторитетных горцев, призвал к новой священной войне против России. Так была открыта еще одна трагическая страница истории горских племен.
Однако не все горские племена были непреклонны. Бжедухи, темиргоевцы, махошевцы, натухаевцы и другие племена присягнули русскому царю. Шапсуги, населявшие побережье до реки Шахе, а также горцы Северного Кавказа, не пожелавшие переселиться за Кубань, оказывали последнее отчаянное сопротивление. В конце марта у речки Годлик произошло сражение между отрядом генерала Геймана и черкесами, которые храбро сражались, но были разбиты в количестве 5000 человек и в беспорядке отступили. Без боя было занято бывшее Навагинское укрепление и 25 марта 1864 года на его месте основан пост Даховский. Продвижение русских войск и казачьих отрядов сопровождалось кровопролитными стычками.
Драматическую картину последней борьбы с горцами Закубанья описал генерал В. А. Гейман в своем письме: «Абадзехи голые, нищие, пробираются на Туапсе… Мы действительно поступаем с ними варварски, но нет другого исхода…». Основная масса абадзехов, шапсугов и убыхов, запуганная ходом военных событий, а также дворяне, муллы и значительная часть богатых тфокотлей, которые держались за своих рабов, переселялись в Турцию. Адыгов запугивали произволом русских властей, солдатчиной, мнимой необходимостью отказаться от мусульманства.
По данным английского консула в Трапезунде, из переселившихся в Турцию с ноября 1863 года по сентябрь 1864 года 220 тысяч адыгов 10 тысяч человек были проданы в рабство, а 100 тысяч умерли от голода и болезней. До последнего сопротивлялись горцы обществ Ахчипсу и Псху, занимавшие труднодоступные ущелья по верховьям рек Мзымты и Бзыби.
Но, несмотря на сильный ружейный огонь и град камней, которые горцы сбрасывали со скал на головы русских солдат, войска генерала Н. И. Евдокимова штыковыми ударами выбили их из завалов. Четыре колонны русских войск пробились с разных сторон и соединились в урочище Кбаадэ (ныне поселок Красная Поляна в Адлерском районе). В мае 1864 года в этом глухом ауле были проведены торжества по случаю окончательного покорения Западного Кавказа.
Наместник царя на Кавказе Великий князь Михаил провозгласил манифест о полном присоединении Западного Кавказа к России. Так закончилась кровопролитная Кавказская война, длившаяся 47 лет. Она принесла обеим сторонам многочисленные бедствия. По данным П. У. Аушева, русские войска за 1801-1865 годы потеряли 23 тысячи человек, а адыги в несколько раз больше. Около 500 тысяч горцев покинули родные дома. Аулы были разрушены, виноградники и сады заброшены. Когда-то цветущий край опустел.
Так к 1864 году Черноморское побережье лишилось почти всего населения. Освоить край заново оказалось настолько трудно, что прошло полстолетия, прежде чем новые поселенцы прижились в незнакомом краю.

Денис Моргацкий.