ПОТОМКИ К.Ф. РЫЛЕЕВА В ЛАТВИИ

Фантин Лоюк

"Даугава" №4, 1996

Кондратий Федорович Рылеев, поэт и декабрист, был казнен 13 июля 1826 года. Утром, в день казни, он писал своей жене: "Бог и государь решили участь мою".
Государь, Николай I, решил судьбу не только К.Рылеева, но и его потомков. Казнив Рылеева, царь назначил его дочери Анастасии (1820—1890) пенсию до ее полного совершеннолетия и распорядился определить ее в Институт сирот для детей штаби обер-офицеров. Здесь и воспитывалась Анастасия Рылеева, которая впоследствии занялась поисками и собиранием литературного наследия отца, подготовкой наследия к публикации.
В 1842 году Анастасия вышла замуж за поручика Ивана Александровича Пущина, дальнего родственника Ивана Ивановича Пущина, декабриста, лицейского друга Пушкина. Спустя тринадцать лет после женитьбы И.А.Пущин выходит в отставку и поселяется в своем родовом имении Кошелевка Тульской губернии. В семье Пущиных было девять детей, девять рылеевских внуков.
Лет двадцать тому назад один из рылеевских правнуков Николай Николаевич Органов (умер в марте прошлого года) и Юрий Иванович Чернов, потомок троюродного брата К.Ф.Рылеева, предприняли кропотливые изыскания родословной Рылеева.
Выяснилось, что одна из дочерей Анастасии — Юлия Ивановна Пущина (1857-1933) вышла замуж за Николая Александровича Круглевского (1814-1919), профессора Военно-медицинской академии, члена Медицинской Академии наук, лейб-хирурга Александра II. Бюст этого видного ученого установлен в Военномедицинской академии.
В семье Круглевских было пятеро детей, среди них Александр, продолживший рылеевский род на латвийской земле. Родился он 27 мая 1886 г. в Санкт-Петербурге. В 1905-1908 гг. — студент юридического факультета Петербургского университета, там же с 1914 г. — приват-доцент. Его специальность — криминалистика. С 1916 года А.Н.Круглевский — профессор Пермского университета.
Славна кончина за народ! Певцы, герою в воздаянье,

Из века в век, из рода в род

Передадут его деянье.

К.Рылеев.

"Волынский "потом — Томского, с 1921 г. — член Петербургского института по изучению права, а с осени того же года он снова в Перми.
В 1924 г. А.Н.Круглевский по просьбе юридического факультета Латвийского университета был командирован в Латвию для участия в разработке уголовного кодекса молодого государства. Вместе с ним работали П.Минц, П.Якоби и другие выпускники российских университетов, известные правоведы еще с дореволюционных времен. С 1924 г. А.Н.Круглевский — доцент Латвийского университета.
По окончании командировки А.Н.Круглевский в Россию не вернулся, в конце 20-х гг. получил латвийское гражданство.
В Риге А.Круглевский знакомится с Верой Эдуардовной Микельсон, судьба семьи которой тоже связана с особенностями XX века.
Ее отец, Эдуард Микельсон, был младшим сыном в крестьянской семье из Руиены. Старшие братья, как и положено, вели родовой хутор, а младший должен был искать своей доли на стороне. Сторона эта оказалась сперва Германией, где он учился агрономии (братья помогали ему деньгами), а потом Харьковщиной, где Э.Микельсон стал управляющим имением, мужем Евгении Герасимовны Нестеренко (1884-1973). В 1909    г. в семье Микельсон-Нестеренко родилась дочь Вера.
В 1918 г. Латвия провозгласила независимость. Эдуард Янович (Иванович) Микельсон решил вернуться на родину, но в 1919 г. в пути, в Новороссийске, он умирает от тифа. Жена и дочь его через шесть лет все же добираются до Латвии и поселяются в Риге. Вере 16 лет, она заканчивает русскую школу (латышского языка пока не знает), поступает на экономический факультет университета, через год переводится на юридический. Здесь и произошла встреча Александра Круглевского, потомка К.Рылеева, автора дум "Войнаровский", "Наливайко", для которого не была чужда Ливония-Лифляндия, с Верой Микельсон-Нестеренко. В 1932    г. они поженились. Вера Эдуардовна долгие годы работала в адвокатуре, скончалась в 1994 г.
А.Н.Круглевский проработал в Латвийском университете 25 лет, с 1924 по 1944 год он, доцент кафедры уголовного права, с 1944 по 1949 — профессор. Александр Николаевич представлял в науке психологическую школу права. Его учитель Л.И.Петражицкий — один из основателй этой школы. (Кстати, в свое время Л.И.Петражицкого приглашали занять кафедру в Латвийском университете, но он после революции предпочел обосноваться в Польше. Возможно все же, что именно его рекомендация сыграла роль в судьбе А.Н.Круглевского.) Существенное влияние на научные взгляды Круглевского оказали исследования В.И.Вернадского о биосфере. Если лекции и книги Л.И.Петражицкого переместили интерес Круглевского с частных вопросов права на философские проблемы права, на роль права в истории человечества, то в трудах Вернадского Александра Николаевича привлек единый подход к разработке естественных и общественных наук, что давало возможность объективизировать результаты гуманитарных исследований. Идеи Л.И. Петражицкого и В.И.Вернадского нашли достойное отражение в работе А.Н.Круглевского "История международных отношений", которая, к сожалению, осталась незавершенной. Изданные на русском, немецком и латышском языках работы А.Н.Круглевского демонстрируют его многоаспектный подход к проблемам криминалистики. В начальный период своей научной деятельности он исследует "Имущественные преступления"(1913), через год выходит его работа "Учение о покушении". В 1927 г. появляется работа с характерным названием "Уголовное право как культурный фактор", а в 1929 г. — "Легальная классификация преступлений как проблема политики права". В 1930 г. был издан труд "Проект уголовного кодекса Латвии и развитие латвийской культуры", затрагивавший многообразие отношений человека и государства.
В послевоенные годы, когда преподавание юридических дисциплин в значительной степени отождествлялось с политическим начетничеством, лекции профессора А.Н. Круглевского в Латвийском университете оказались не к месту. В 1949 г., обвиненный в объективизме, он вынужден был оставить кафедру. Скончался Александр Николаевич в 1964 г.
В Риге живут его дети — Вероника Александровна (род. в 1939 г.) и Валерий Александрович (род. в 1941 г.).
Национальную библиотеку Латвии нельзя представить себе без Вероники Александровны, библиографа справочного отдела гуманитарных наук. И впервые пришедший в библиотеку читатель, и многолетний ее посетитель всегда найдут в Веронике Александровне доброго помощника, замечательного библиографа. И никто не удивится, узнав в Веронике Александровне потомка К.Ф. Рылеева. И не потому, что в облике ее можно угадать фамильные черты. А потому что высокое служение — один из отличительных признаков рылеевского рода. Муж В.А.Круглевской — Павел Вячеславович Тихомиров, из известной в Латвии семьи православных священнослужителей, член Синода Латвийской православной церкви.
Валерий Александрович Круглевский — доктор физики, ведущий научный сотрудник Института математики Латвийского университета, член правления Фонда Сороса в Латвии, хранитель семейного архива и библиотеки, толкователь научного наследия отца. В его семье (жена — рижанка Рута Александровна Пелеке) растут дети — Александра (9 лет) и Юрис (8 лет) , которым выпала почетнейшая и ответственнейшая обязанность продолжения рылеевского рода.

Фантин Лоюк,
кандидат педагогических наук.