Селивановский  Семен Аникеевич  (Иоанникеевич)

Семен Аникеевич Селивановский происходил из крепостных крестьян. Он родился 10 апреля 1772 года в селе Дединово на Оке (здесь в свое время был построен первый русский корабль "Орел"). В 1785 году Селивановский получил вольную и прибыл в Москву к своему дяде, типографщику Матвею Петровичу Пономареву, у которого стал работать наборщиком. Корректором в той же типографии служил юный Евфимий Болховитинов, будущий митрополит Киевский Евгений (с 1822 года). Между молодыми людьми завязались дружеские отношения, которые они сохраняли до конца своих дней.
Со временем Семен Аникеевич получил возможность открыть собственное дело: в 1793 году взял в аренду вольную типографию Завьялова в Зарядье. Однако скоро вольные типографии закрыли, и Селивановский уехал в город Николаев. В 1800 году он вернулся в Москву и арендовал уже Сенатскую типографию, находившуюся вблизи Охотного ряда.

31 января 1805 года С.А.Селивановский женился на Екатерине Федоровне Шишкиной, а 25 ноября у них родился сын, названный Николаем.
В 1802 году С.А.Селивановский возобновил собственное дело. "Типография Семена Селивановского" просуществовала, по одним сведениям, до 1859, по другим же - до 1869 года, выпуская исторические издания, журналы и альманахи - всего около 900 наименований. В 1810 - 1811 годах С.А.Селивановский являлся одним из крупнейших типографщиков Москвы. За три дня до вступления Наполеона в город типография Семена Аникеевича еще работала, печатая воззвания московского генерал-губернатора Ф.В.Ростопчина к народу. К 1825 году она по количеству выпущенной печатной продукции была четвертой в России и первой в Москве. Помещалось производство С.А.Селивановского во дворе князя Козловского на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка. Здание существовало до 1973 года; в настоящее время на его месте находится Российский государственный архив социально-политической истории (в недавнем прошлом партархив и Институт марксизма-ленинизма).

При С.А.Селивановском в Сенатской типографии увидело свет "Слово о полку Игореве"; он был издателем "Дум" и "Войнаровского" К.Ф.Рылеева (последний в одном из писем называл Семена Аникеевича "истинно почтенным человеком"). В "Типографии Селивановского" печатались Н.М.Карамзин, с которым хозяин состоял в дружеских отношениях (после войны 1812 года историограф некоторое время даже жил в его доме на Большой Дмитровке), И.И.Дмитриев, Д.В.Давыдов, Ф. и С.Н.Глинки, П.Я.Яковлев, Д.В.Веневитинов, В.А.Жуковский, А.Ф.Мерзляков, А.Ф.Вельтман, А.А.Бестужев-Марлинский, В.В.Пассек, К.Ф.Калайдович, Н.Д.Иванчин-Писарев. А вот с А.С.Пушкиным у Семена Аникеевича дела не сложились. После предложения типографщика издать поэмы "Руслан и Людмила", "Кавказский пленник" и "Бахчисарайский фонтан" за 12000 рублей (гонорар далеко не маленький) поэт писал своему брату: "Селивановский предлагает мне 12000 рублей, а я должен от них отказаться - эдак я с голоду умру". При жизни А.С.Пушкина типография Селивановского печатала его стихи только в сборнике "Литературный музеум на 1827 год", составленном В.В.Измайловым.

Семен Аникеевич был близко знаком и с такими людьми, как библиограф В.С.Сопиков, архитектор М.М.Маслов, издатель латинского лексикона Ф.Ф.Розанов, поэт В.П.Петров, адмирал Н.С.Мордвинов, археолог И.М.Снегирев, историк П.М.Строев. К работе над задуманным С.А.Селивановским Энциклопедическим словарем в 1822 - 1825 годах привлекались будущие декабристы В.И.Штейнгель, К.Ф.Рылеев, П.А.Муханов, В.К.Кюхельбекер.

После восстания Штейнгель показал на допросе, что Рылеев предлагал ему принять Селивановского в тайное общество, и Семен Аникеевич оказался под следствием. 10 мая 1826 г. в доме Селивановского был проведён обыск. В результате у него были изъяты все материалы затеянного с 1821 г. издания Полной русской энциклопедии в 45 томах, а также одобренные Цензурным Комитетом Императорского Московского Университета и уже отпечатанные первые 3 тома. Одним из авторов статей энциклопедии был В. К. Кюхельбекер.
Следственный комитет не обнаружил в отобранных у Селивановского бумагах ничего подозрительного и положил «возвратить все сии бумаги и книги к московскому генерал-губернатору» Помогло Семену Аникеевичу заступничество генерал-губернатора Д.В.Голицына и сенатора С.С.Кушникова. Но еще долго по Москве ходили слухи, будто манифесты декабристов печатались в типографии Селивановского.

В последние годы жизни Семен Аникеевич передал дела своему сыну Николаю Семеновичу и большую часть времени проводил с женой Екатериной Федоровной за городом, радушно принимая гостей. Неоднократно навещавший Селивановских И.М.Снегирев пишет в своем дневнике 5 августа 1823 года: "По приглашению Селивановского жены зашел к ним и обедал. С.А. рассказывал анекдот о Потемкине, Петрове, Новикове... От Селивановского тихонько ушел к А.И.Татаринову в Тюфелеву рощу".
Первоначально, вероятно, Селивановские имели небольшую дачу в Симоновой слободе, но, купив участок Бекетова, оказались владельцами роскошной загородной усадьбы.

Там Семен Аникеевич и умер 7 июня 1835 года.
Похоронили его в Симонове монастыре рядом с Д.В.Веневитиновым. Сохранилось извещение, направленное А.А.Писареву Е.Ф.Селивановской, в котором говорится, что отпевание происходило в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове в 9 часов утра.

Распоряжался похоронами сын Семена Аникеевича Николай, уплативший монастырю 500 рублей (тогда как место в третьем разряде стоило 50 рублей). В последующие годы от сына и вдовы по Семену Аникеевичу в монастыре заказывались панихиды. На могиле был установлен памятник: гроб из черного гранита, стоящий на каменной плите.

"Московские ведомости" дали следующее объявление: "Московский первой гильдии купец Семен Иоаникеевич Селивановский волею Божией 7-го числа сего июня скончался, оставя по себе единственного сына Николая, и при жизни покойного управлявшего делами его, который, принимая на себя все обязательства родителя, покорнейше просит... обращаться к нему..."

Екатерина Федоровна Селивановская умерла 15 января 1860 года и была похоронена рядом с мужем. Уже 16 января и 20 февраля родственники сделали по ней в Симонов монастырь богатые вклады. Вероятно, эти вклады Селивановских были не первыми - они и прежде жертвовали обители, где находилось их фамильное захоронение.

Источники:
Восстание декабристов. Документы. Т. XVI . Журналы и докладные записки Следственного комитета — М.: Наука, 1986, с.220
Материалы Википедии