ДЕКАБРИСТЫ

Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » Декабристы. » Бестужев Михаил Александрович.


Бестужев Михаил Александрович.

Сообщений 1 страница 10 из 21

1

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕСТУЖЕВ

https://img-fotki.yandex.ru/get/4127/19735401.ad/0_6f347_b09e5f0a_XXXL.jpg

Н.А. Бестужев. Портрет Михаила Александровича Бестужева. 1840-е гг.
Картон, масло. 21,2x18 см.
Всероссийский музей А. С. Пушкина.

(22.9.1800 — 22.6.1871).

Штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка.

Воспитывался в Морском кадетском корпусе, куда поступил в 1812, гардемарин — 10.6.1814, мичман — 1.3.1817, лейтенант — 22.3.1822, переведён поручиком в лейб-гвардии Московский полк — 22.3.1825, штабс-капитан — 3.5.1825, командовал 3 фузилерною ротою, в 1817 на линейном корабле «Не тронь меня» плавал в Кале для возвращения в Россию остававшегося во Франции корпуса М.С. Воронцова, в 1817—1819 служил в Кронштадте, в 1819—1821 — в Архангельске.

Член Северного общества (1824), активный участник восстания на Сенатской площади.

Арестован 14.12.1825 на Сенатской площади, 18.12 доставлен в Петропавловскую крепость («Бестужева по присылке, равно и Оболенского и Щепина велеть заковать в ручные железа. Бестужева посадить также в Алексеевский равелин») в №14 Алексеевского равелина, раскован — 30.4.1826.

Осуждён по II разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорён в каторжную работу вечно, срок сокращён до 20 лет — 22.8.1826.

После приговора вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург — 7.8.1826, отправлены в Сибирь — 28.9.1827 (приметы Михаила: рост 2 аршина 5 1/2 вершка, «волосы на голове и бровях чёрные, лицом чист, смугловат, глаза тёмнокарие, нос посредственный, острый, под шеей на левой стороне маленькие два пятнышка, на правой щеке родимое пятнышко, а на левом боку бородавка»), доставлены в Читинский острог — 13.12.1827, прибыли в Петровский завод в сентябре 1830, срок сокращён до 15 лет — 8.11.1832 и до 13 лет — 14.12.1835.

По окончании срока каторги по указу 10.7.1839 обращены на поселение в г. Селенгинск Иркутской губернии.

Выехали из Петровского завода — 27.7.1839 и около месяца пробыли в с. Посольское Верхнеудинского уезда Иркутской губернии, дожидаясь разрешения поселиться в Селенгинске, прибыли в Селенгинск — 1.9.1839.

В феврале 1844 мать Бестужевых, продав имение, возбудила ходатайство о разрешении ей вместе с дочерьми Еленой, Марией и Ольгой переселиться в Селенгинск к сыновьям, выразив готовность подвергнуться всем ограничениям, которые будут для этого поставлены; однако в этом разрешении Николай I 7.9.1844 ей отказал; лишь после смерти П.М. Бестужевой сёстрам было разрешено выехать в Селенгинск со всеми ограничениями, предписанными для жён государственных преступников.

После амнистии 26.8.1856 Михаил Бестужев остался в Сибири, хотя по особому высочайшему повелению от 22.4.1862 ему было разрешено проживать постоянно в Москве, и только после смерти жены выехал из Селенгинска в июне 1867 и переехал в Москву, где и умер.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Автор мемуаров.

Жена — Мария Николаевна Селиванова (ум.1867), сестра казачьего есаула.

Дети: Елена (1854 — 1867), Николай (1856 — 1867), Мария (1860 — 1873) и Александр (1863 — 1876).

ВД, I, 475-494; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 49.

2

Алфави́т Боровко́ва

БЕСТУЖЕВ Михайло Александров

Штабс-капитан лей6-гвараии Московского полка.

Принят в Северное общество за нecкoлькo месяцев до 14-го декабря.
О цели оного знал только, что предполагалось ввесть конституцию.
В совещании был один раз, 13 декабря повечеру, где ему и объявлено, чтобы для достижения цели общества не давать другой присяги и отклонять от того нижних чинов. Он отвечал за свою роту, которую, равно и другие рoты  своего полка, возбуждал к мятежу.  Поутру 14-го декабря приказывал людям заряжать ружья. Вместе с братом Александром, имея в руках пистолеты, говорили полковнику Хвощинскому, чтобы вел их за Константина. Когда граф Милорадович подъезжал к каре мятежников и надвигала на них  кавалерия, он, Бестужев, с прочими возмутителями командовал стрелять.
По приговору Верховного уголовного суда осужден к лишению чинов и дворянства и к ccылкe в каторжную работу вечно.
Высочайшим жe указом 22 августа повелено оставить его в работе 20 лет, а потом обратить на поселение в Сибири.

3

Бестужев Михаил Александрович (22.9.1800 - 22.6.1871) с 12 лет учился в Морском кадетском корпусе. Плавал в Белом, Северном, Балтийском морях.

В 1817 году ходил во французский порт Кале на линкоре «Не тронь меня», на котором после Отечественной войны вернулись солдаты и офицеры корпуса М.Воронцова.

По документам Центрального государственного архива Республики Бурятия, Михаил Александрович Бестужев был: гардемарин — с 10.6.1814, мичман — с 1.3.1817, лейтенант — с 22.3.1822, переведен поручиком в лейб-гвардии Московский полк — с 22.3.1825, штабс-капитан — с 3.5.1825 лейб гвардии Московского полка, командовал 3 фузилерною ротою 1824 г. В 1817 на линейном корабле «Не тронь меня» плавал в Кале для возвращения в Россию остававшегося во Франции корпуса М.С. Воронцова. Знакомство с европейской жизнью произвело на него чрезвычайно сильное впечатление. В его голове забродили вольнолюбивые мечты. В 1817—1819 служил в Кронштадте, в 1819—1821 — в Архангельске. Второй раз Бестужев попал за границу через четыре года, когда проездом из Архангельска в Кронштадт остановился в Копенгагене; здесь, как он показывал на суде, “заимствованные во Франции понятия более укрепились”. Рассказы товарищей, также бывавших за границей, “невольно питали полученные им понятия ”. В том же направлении действовали известия о революционных брожениях в Италии, Испании и Германии. В 1824 г. Бестужев был введен в Тайное общество капитаном Торсоном.

Член Северного общества (1824), активный участник восстания на Сенатской площади. В день восстания, в Петербурге 14 декабря 1825 г. в 10 часов утра он вместе со штабс-капитаном князем Щепиным-Ростовским и другими единомышленниками обходил роты Московского полка, рассказывая солдатам, что Константин Павлович вовсе не отказался от престола, и убеждал солдат не давать присяги императору Николаю. Потом, приказав 3-й роте, которая состояла под его командой, захватить боевые патроны, Бестужев повел ее на Сенатскую площадь вместе с тремя другими ротами, шедшими под командой князя Щепина-Ростовского и Александра Бестужева. вывел на сенатскую площадь Московский полк.

Арестован 14.12.1825 на Сенатской площади, 18.12 доставлен в Петропавловскую крепость («Бестужева по присылке, равно и Оболенского и Щепина велеть заковать в ручные железа. Бестужева посадить также в Алексеевский равелин») в №14 Алексеевского равелина, раскован — 30.4.1826. Михаил Александрович еще в Петропавловской крепости изобрел тюремную азбуку. В истории политической тюрьмы азбука перестукивания стала важнейшим средством общения.

Осужден по ІІ разряду, но приравнен к І разряду и приговорен к вечной каторге. После приговора вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург — 7.8.1826, отправлены в Сибирь — 28.9.1827 (приметы Михаила: рост 2 аршbyf 5 1/2 вершкjd, «волосы на голове и бровях черные, лицом чист, смугловат, глаза темнокарие, нос посредственный, острый, под шеей на левой стороне маленькие два пятнышка, на правой щеке родимое пятнышко, а на левом боку бородавка»), затем доставлены в Читинский острог — 13.12.1827,.

Вечная каторга, которую отбывал в Чите, и Петровском Заводе, была сокращена до 20 лет, « ...постоянный грохот цепей, топот снующих взад и вперед существ, споры, прения, рассказы о заключении, о допросах, клокочущий неумолчно...»,- вспоминал Михаил.

В Петровский завод в сентябре 1830, срок сокращен до 15 лет — 8.11.1832 и до 13 лет — 14.12.1835. Пока каторжные работы отбывались в Чите, Михаилу жилось очень тяжело. С переводом в 1830 г. в Петровский Завод положение улучшилось, и оставалось много времени для работы над своим образованием. Еще сидя в крепости, Бестужев увлекся изучением языков. В Сибири он хорошо усвоил не только все главные европейские языки, но и такие, как испанский и польский. Для кружка товарищей, систематически изучавших философию и историю, он написал ряд рефератов. Оказавшись в тюремных камерах, они с первого же дня стали учиться всяким ремеслам.

По окончании срока каторги по указу 10.7.1839 обращены на поселение в г. Селенгинск Иркутской губернии. Выехали из Петровского завода — 27.7.1839 и около месяца пробыли в с. Посольское Верхнеудинского уезда Иркутской губернии, дожидаясь разрешения поселиться в Селенгинске, прибыли в Селенгинск — 1.9.1839.

В феврале 1844 мать Бестужевых, продав имение, возбудила ходатайство о разрешении ей вместе с дочерями Еленой, Марией и Ольгой переселиться в Селенгинск к сыновьям, выразив готовность подвергнуться всем ограничениям, которые будут для этого поставлены; однако в этом разрешении Николай I 7.9.1844 ей отказал; лишь после смерти П.М. Бестужевой сестрам было разрешено выехать в Селенгинск со всеми ограничениями, предписанными для жен государственных преступников.

Братья Бестужевы были отправлены на поселение в Селенгинск 27 июля 1839 года.

Они приобрели усадьбу, и со свойственным увлечением Михаил Александрович отдался сельскому хозяйству. В Селенгинске декабристы показали себя новаторами ведения сельскохозяйственного производства. В поте лица они добывали себе хлеб. На их огородах росли овощи, в парниках арбузы, дыни и китайские огурцы.

Бестужевы заметно выделялись среди товарищей страстью к постоянной деятельности Человек разносторонних дарований, Михаил Александрович Бестужев слишком разбрасывался и ни на чем определенном не сосредоточил свои таланты. Он много писал в прозе и стихах, но ничего не печатал.

Как и все Бестужевы, он был на все руки мастер, знал множество ремесел и прилагал свои способности к разного рода изобретениям. Ему, между прочим, приписывают устройство очень удобной тележки — “сидейки”, получившей в Сибири большое распространение под именем “бестужевки ”.

В Сибири его знали как ученого, изобретателя, педагога, писателя.

О себе Михаил Александрович писал: «Лишенный возможности быть существенно полезными обществу, мы жили в абстрактном мире …Мы поглощали с ненасытной жадностью все, что мир духовный творил, и мы были умны теоретически! Я предугадал, что с подобной системой занятий можно легко сойти с ума. Я начал умственные занятия перемешивать с занятиями более практическими, материальными: я изучал более шести языков, я был попеременно портной, сапожник, переплетчик, слесарь, кузнец, лудильщик, шорник, и ювелир».

Как видим из этого признания декабриста, он был что называется, «мастером на все руки», он не переставал пополнять свои знания и передавать их другим. Историки и литературоведы отмечают, что на каторге и в ссылке Михаил Бестужев полностью сохранил свой революционный темперамент и демократические убеждения, это был человек большой жизненной активности и стойкости, что он выдержал не мало ударов судьбы, и в самых ужасных условиях сибирской каторги и ссылки продолжал заниматься не только различными полезными жизненными делами, но и литературой. Литературное наследие М. Бестужева невелико по объему и пестро по составу: он переводил западно - европейских классиков, писал повести о морской жизни, занимался фольклором и этнографией. Еще в 20-е годы Х1Х века он выступил как поэт. Писал стихи, о которых отзывался так: «… тут были и замки и ливонские рыцари, и девы, и новгородцы », но стихи юного поэта до нас не дошли.

О том, что Михаил Бестужев сохранил верность декабристским идеалам, свидетельствуют его стихи, написанные в Сибири в 1829 и 1830-х годах. В стихах:

Еще ко гробу шаг - и может быть, порой,
Под кровом Лар родных, увидя сии строки,
Ты с мыслью обо мне воспомнишь край далекий,
Где брошен жизни сей бушующей волной,
Ты взора не сводил с звезды своей вожатой
И средь пустынь нагих, презревши бури стон,
Любви и истины искал святой закон
И в мир гармонии парил мечтой крылатой. "
(посвящалось М.И. Муравьеву - Апостолу) и «Песня» звучит тема «борьбы с судьбою в Сибири дикой», полночной, «одичалой». Но лейтмотивом звучит в стихах мысль, что страдания узников были не напрасными, они принесут народам счастьем и «луч улыбки».

Ни жестокая расправа, учиненная Николаем І, ни кошмарные условия тюрем, каторжных работ и поселения не сломили и не разоружили декабристских литераторов. А.И. Кюхельбекер, В.Ф.Раевский, А.И. Одоевский, братья Бестужевы – все они продолжали в далекой Сибири активную творческую деятельность. Кроме этого в Сибири Михаил Бестужев писал публицистические статьи, занимался изучением фольклора .Это можно узнать из его статей и других произведений по которым пригоршнями рассыпаны этнографические и фольклорные материалы – о ламах , о тибетской медицине, об амурских сплавах и т.д. Михаил Александрович увлекался ламаизмом об этом он подробно пишет в письме - сестрам. (Приложение)

Наиболее крупным литературным произведением в наследии М.А. Бестужева являются «Записки», которые к сожалению остались не завершенными .

В своей основе Записки содержат рассказы о людях и событиях, которые переживал автор. Написаны «Записки» живо, ярко, интересно и увлекательно. Сибирский узник рассказал о работе каторжников и ссыльных. Он описал жизнь свою и брата Николая в Селенгинске, рассказал о своих сестрах и о тех, кто навещал их в Селенгинске. С кем братья вели переписку.

Воспоминания Михаила Бестужева – лучшая часть мемуарного наследия декабристов.

В 1847 г. женился на дочери есаула Селеваного – Марии Николаевне. Дела и женитьба прочно привязали его к Сибири, и он долго не пользовался амнистией.

Много и плодотворно работал Михаил Александрович Бестужев в области краеведения Бурятии. В своем дневнике автор говорит о том, что увлекался фольклором бурят и составил краткий словарь для бесед с бурятами на поселении. Из литературного наследия М. Бестужева наиболее ценны его работы по Буддизму, которые ждут своего открывателя.

Вместе, с братом Николаем разделил муки каторги и поселения в Сибири, прожив там 30 лет. Михаил Бестужев покинул Селенгинск в 1867г. Дом с мезонином, два флигеля, баню – обсерваторию, кузницу, мастерские разыграл в лотерею, но фактически раздарил сележанам.

Жители Селенгинска устроили в честь него молебен церкви, прощальный обед. Поклонившись могилам брата Николая, жены Марии, сына Коли и Константина Торсона, того, кто принял его в общество.

Михаил Бестужев сел в тарантас с 3- летним сыном Сашей, 7 летнею дочерью Машей уехал. «Уезжая Михаил Александрович сильно плакал,- вспоминала бурятка – служанка Жигмит Анаева.- Это были боги, а не люди!»

После амнистии декабристам (1856) и смерти жены уехал в 1867 г. в. Москву. Но можно добавить, что в Сибири остался глубокий след жизни и деятельности Михаила Александровича Бестужева.

Он умер в Москве в 1871 г. от холеры.

Похоронен на Ваганьковском кладбище. Никто из его 4 детей не пришел роковой для них черты 13 лет – жена, страдавшая чахоткой, родила их слабыми здоровьем.

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/97884/199368979.c/0_1a7147_9f9fdf19_XXXL.jpg

Александ Федосеевич Бестужев, отец декабристов.
Портрет работы В.Л. Боровиковского. 1806 г.
Кировский областной художественный музей.

5

https://img-fotki.yandex.ru/get/47043/199368979.c/0_1a714c_586fc63f_XXXL.jpg

В.Л. Боровиковский. Портрет Прасковьи Михайловны Бестужевой. 1806 г.

Холст, масло, 69,5 х 56,5 см. Коллекция Константиновского дворца.

В одном из писем Николай Бестужев писал о матери: «Я помню ее, если не красивой, то, по крайней мере, очень, очень приятной женщиной, что доказывает и ее портрет, деланный тогда уже, когда ей было за тридцать лет, Боровиковским. Я как теперь вижу старика-живописца, пишущего левой рукой».

У Прасковьи Михайловны было восемь детей – пять сыновей и три дочери. Четыре сына – офицеры Петр, Николай, Михаил и Александр (писатель Бестужев- Марлинский) – вывели солдат и матросов 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. Они мечтали  ограничить власть царя Конституцией и уравнять сословия. Может быть, в этом стремлении свою роль сыграла судьба их матери?

Прасковья Михайловна происходила из обычной мещанской семьи, в которую во время русско-шведской войны попал тяжело раненный артиллерийский капитан Александр Федосеевич Бестужев. Он полюбил ухаживавшую за ним девушку настолько, что решил на ней жениться. Однако род Бестужевых был богат и знатен, поэтому ради брака с мещанкой молодому офицеру пришлось не только оставить свой полк, но и навсегда отказаться от военной карьеры. Он поступил на службу в Академию художеств, и частыми гостями дома Бестужевых стали архитекторы, скульпторы, живописцы - в том числе и Владимир Лукич Боровиковский.

В 1845 году Прасковья Михайловна, испросив разрешение у Николая I и продав одну из деревень, отправилась к сыновьям в Сибирь, но была остановлена в пути императорским повелением. Этого она пережить не смогла и вскоре скончалась.

Посмотрите внимательно на портрет этой женщины. Вы увидите не только высокое мастерство исполнения, характерное для работ Боровиковского, но и ее душевную теплоту, переданную мастером.

6

Письмо Михаила Бестужева - сёстрам. Селенгинск. 27 января 1842 г.

« Первое еще письмо пишу к вам, милые мои сестры, в этом году который дай Бог , чтоб принес вам какое – нибудь утешения в скорбной нашей жизни и был к вам милоствее его прошедших собратий. Какого то вы проводили праздники? Что же до меня касается, то я провел их, если не совсем весело, то , по крайней мере , шумно-рассеенно; в сфере для меня совершенно новой, в кругу людей, с которыми судьба меня свела впервые. Вот почему я не мог писать вам прежде и вот почему брат к вам до сих пор не отвечает на ваши письма . Но на днях я и его ожидаю Уже прошло двадцать семь дней нашего нового года, а китайский и монгольский новый год начнется .Это только через два дня. Самый из их годовых праздников и называется Саган-Сара, т.е. Белый месяц: празднество начинается рождением Луны. Тогда весь бурятский мир пьет веселится и набожные едут в кумирни молиться Великому Бурхану (Богу) . Прошедший год я ездил из любопытства в их главную кумирню на Белый месяц и был чрезвычайно доволен своею поездкою, так много любопытного я там насмотрелся. Эта Кумирня стоит на берегу Гусиного озера, которое от нас в верстах в 35. Называется Гусиным потому,, что летом бесчисленное множество гусей прилетают на берега этого озера, линяют и выводят детей; длиною на верст около 40. На оконечностях его и на середине стоят кумирни, из коих одни есть главные , где присутствует Хамбо -Лама, т. е. их митрополит, который мой большой приятель и нынче заезжал звать в гости к себе на Белый месяц - но я не знаю, поеду ли ? Наружный вид их кумирен имеет большое сходство с нашими церквами. Штиль чисто индийский, и как штиль древнее византийского, по которому в старину строили наши церкви, тоже много заимствовал из Индии, то и неудивительно это сходство. Вокруг главного здания кумирни выстроены отдельные часовни. В одной хранитель Ганжур, т. е. их учение веры с подробным исполнением всех обрядов касательно их вероисповедания; он состоит из 212 книг infolio В другой часовенке хранится Данжур, т. е. краткое толкование их вероисповедания и состоит из 106 книг infolio. В третьей погребаются Хамбо - Ламы; в четвертой - колесница, в виде кареты с 4 зелеными лошадьми, в которой их вто​ростепенный бог с большим торжеством катается во​круг кумирни; около середины лета при входе в главную кумирню стоят по обе стороны дверей чучела каких-то страшных фантастических зверей, а при входе в храм — осьмиугольный вертящийся барабан, украшенный лосутками разноцветных материй и обвешанный бубенчиками и колокольчиками. Каждый правоверный, проходя в храм, должен его повернуть, а набожные — несколь​ко раз. Этот барабан называется «Умани -батмехум», т. е. «господи помилуй».

Такие барабаны, но только меньших размеров вы увидите на всех кладбищах, вертящие, подобно мельницам от ветру; их увидите, вер​тящие, в юрте лам, над огнем их очага - посредством течения воздуха; вы увидите их даже у каждого убушея, т. е. набожного человека, который, если есть сво​бодная минутка, повертывает его, как волчок, рукою.

Для чего, спросите, вы должны вертеть этот волчок? А вот для чего. В древние времена пред входом в кумир​ню ставили подобный барабан и на всех его сторонах писались молитвы, которые должно было все прочитать, прежде ежели войдет в храм — для удобности он по​вертывался. Набожные люди прочитывали молитвы по нескольку раз, впоследствии первоначальная мысль утратилась — осталось только наружное действие, и те​перь набожность мерится числом оборотов барабана. Но надо вам сказать, что внутри этого барабана лежат молитвы и целая стопа бумаги, на которой написано «Уммани - батмехум», т. е. «господи помилуй»» — и пред​полагается, что всякий, кто поверяет его - значит, он прочитал все молитвы и повторил столько раз «господи помилуй», сколько заключает их в себе вертящийся барабан. Покойный барон Шиллинг фон Капштадт приобрел от одной кумирни предорогие издания Ганжура с таким условием, чтоб он им напечатал 10 стоп бумаги «Уммани- батмехум» и чтоб на каждом листе печатном было не менее 20 000. Представляю вам са​мим вычислить на досуге, сколько раз каждый право​верный при повороте барабана произносит «господи помилуй».

Когда войдете в храм, то внутренность его вы едва можете рассмотреть от множества разноцветных лоскут​ков, висящих под потолком. Направо и налево висят и стоят у стены огромные барабаны около сажени в по​перечнике: бубны, бубенчики, трещотки и огромные ро​га. Все это принадлежности их священной музыки, но какова она, вы можете сами представить. Во всю дли​ну кумирни стоят низкие скамьи, на коих сотни 3 или 4 лам сидят, поджав ноги. В самом углублении — вроде католического алтаря, где помещены их бурханы. Перед каждым бурханом стоит маленькая чашечка с во​дою и другие с пшеном и свечки из алоевого дерева. Перед этим алтарем на самом высоком месте заседает Хамба-лама, направо и налево пониже ширетуй и дзарджей — его помощники, и так по старшинству прочие ламы на низких диванах. Все они одеты в красные или желтые шелковые или суконные халаты особенно​го покроя и сверху накинуты пурпурные мантии, которыми они живописно драпируются при молении - кро​ме того, у них по их чинам и шапки особенные - но прочие ламы имеют обыкновенную шапку лам, цветом желтую, и должны в кумирне сидеть с обнаженною головою, несмотря на 30-градусный мороз, и сидеть почти весь день с раннего утра и до позднего вечера. Служба прекращается только на весьма короткое время. Это я говорю про службу в Белый месяц. Что вам сказать о их службе? В первый раз, как я присутствовал при их богослужении - признаюсь - оно сделало на меня чрезвычайное впечатление своею страшностию. Вообразите огромный храм, разделенный во всю длину двумя рядами пилястр с резными капителями, перепу​танных по потолку, как паутиною, разными арабеска​ми, между которыми повешены различной формы балдахины и лоскуты разноцветной материи, по стенам уродливые изображения их богов, их священные инстру​менты; в глубине алтарь с их бурханами, слабо освещенными небольшими лампадами, и в этом полумраке 300 человек лам, сидящих неподвижно, так что я сна​чала принял их за идолов.

Уже вечерело, когда я пришел. Скоро вошел Хамбо- лама, сопровождаемый дву​мя дьяконами: красивыми, рослыми и одаренными звучным голосом. При всеобщем хоре Хамба очень живописно совершил трижды коленопреклонение при входе, на середине храма и пред алтарем, потом сел на свое возвышенное место, и служба началась. Началась тем, что с потолка спустили один балдахин, под которым было блюдо со священным пшеном и раздали всем ламам; потом опустили другое блюдо со священною водою и также раздали всем в их медные чашечки. Потом один из дьяконов встал и начал гимны, за ним все. Вся их служба состоит в этом.

Дьякон начинает потом все подхватывают, но размер и такт беспрестанно переменяется, а иногда сопровождается их музыкою. Иногда дьякон один и уж очень долго мычит какое-то соло без слов, и я никак не мог добиться толку, для чего он это делает. По временам Хамба -лама или дзарджей читают книги, а на каждый стих вся честная компания лам так страстно отвечают каким-то гортан​ным рычанием. Это, право, страшно. В продолжение службы все ламы бросают вверх священное пшено и кропят по воздуху священную воду в жертву бурхану. Это ночное служение заключилось всеобщим хором богу и о ниспослании его благодеяния на все твари, и когда дошло до того, где испрашивается благоденствие царю — то поднялась такая адская музыка, что я не​вольно затрепетал — сперва она начинается тихо, громче и громче, голоса даже усиливаются — потом вы слышите раскаты грома, потом звякание метели, треск, вой огромных рогов — и все это в аккомпанемент с завыванием 300 голосов нечеловеческих, а как будто голодных гиен или шакалов! — И все это на полу, и все это посре​ди неподвижно сидящих, как истуканы, лам, которых признаки жизни только можно видеть по густому пару, который клубится из их рта, когда они так страшно за​вывают. Посреди этой сцены Хамба -лама встал и вели​чественно отправился из кумирни, и вдруг все, как бе​шеные, вскочили со своих мест и бросились, давя друг друга в дверях. Так кончилось в этот день служение, но извините — не кончаюсь. Едва ламы разошлись по своим кельям, которые выстроены вокруг кумирни,— как вдруг снова повестка: собираться в кумирню как можно скорее. Было уже за полночь: что такое? зачем? А вот что... злой дух в виде крылатого дракона, прогуливаясь по безводному пространству, прельстился ясным месяцем, которое, как серебряное яблочко, спокойно катилось по тверди небесной, и вздумал его скушать. Уж край ясного месяца был обгрызай, Когда ламы, без сомнения, и я с ними, собрались в кумирню. Дело состояло в том, чтоб отогнать голодного дракона, вследствие чего поднялась такая тревога... что - хоть святых БОЙ понеси. Но, несмотря на их проделки, дра​кон продолжал, как удав, кусать лакомый кусочек, и уже половина серебряного яблочка исчезла в пасти дракона, как вдруг, вероятно, испугавшись усиливающихся криков и стукотни, он начал выплевывать свою жертву. Чрез полчаса ненаглядный голубчик по-прежнему катался чист, цел и ясен по синеве неба. Вы догадались, что это было просто затмение Луны, но они <...;> изъясняют это так, как я описал выше, и во всех местах <[...> обязанность каждого жителя при таковом казусе — бежать на улицу и стуком в тазы и сковороды и криком стараться отогнать мнимого дра​кона.

Но полно об этом — я заболтался и теперь только заметил, что исписал три листа вздору и могу надоесть …»

7

https://img-fotki.yandex.ru/get/58675/199368979.c/0_1a7158_682bb882_XXXL.jpg

Камера Михаила Бестужева в Петровской тюрьме. Акварель Н.А. Бестужева. 1831 г.
Художник изобразил себя за работой над портретом И.В. Киреева, сидящего перед ним; слева стоит Михаил Бестужев. Тульский областной краеведческий музей.

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/128901/199368979.c/0_1a7142_41a15c13_XXXL.png

9

Михаил Александрович Бестужев (22 сентября [4 октября] 1800, Санкт-Петербург — 21 июня [3 июля] 1871, Москва) — штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка, декабрист, писатель.
Отец — Александр Федосеевич Бестужев (24.10.1761 — 20.3.1810), артиллерийский офицер, с 1800 года правитель канцелярии Академии художеств, писатель. Мать — Прасковья Михайловна (1775 — 27.10.1846).

В 1812 году поступил в Морской кадетский корпус. 10 июня 1814 года произведён в гардемарины. С 1 марта 1817 года — мичман, а с 22 марта 1822 года — лейтенант. 22 марта 1825 года переведен в лейб-гвардии Московский полк в звании поручик. С 3 мая 1825 года — штабс-капитан. С 1817 года по 1819 служил в Кронштадте. С 1819 года по 1821 — в Архангельске.
В 1824 году принят в Северное общество К. П. Торсоном. Вывел на Сенатскую площадь 3-ю роту Московского полка. Арестован 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
18 декабря 1825 года заключён в Петропавловскую крепость.

Заключение в одиночной камере и желание узнать что-либо о находившемся за стеной брате Николае подтолкнули М. А. Бестужева к поиску способа сообщения с ним. Попытки выстукивать буквы их порядковым номером в алфавите не оказались успешными и он составил свою азбуку по новому принципу.
В дальнейшем азбука широко распространилась по застенкам России, была усовершенствована и применялась несколькими поколениями политзаключенных.
Вера Фигнер, которой смертную казнь заменили каторгой, долгие годы провела в одиночной тюремной камере и впоследствии написала: "… я поступила в Шлиссельбург, не умея стучать и не зная тюремной азбуки, изобретенной декабристом Бестужевым и с тех пор видоизмененной. Только в начале декабря, после долгих бесплодных попыток, мне удалось, наконец, распределить алфавит в 6 строк, по 5 букв в каждой, и я разобрала слова: «Я — Морозов. Кто вы?», слова которые по крайней мере в течение целого месяца выстукивал мой старый друг Морозов из камеры, находившейся по соседству внизу…"

Осуждён по II разряду. 10 июля 1826 года приговорён в каторжную работу вечно.
7 августа 1826 года вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург. 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 20 лет. Отправлены в Сибирь 28 сентября 1827 года. Прибыли в Читинский острог 13 декабря 1827 года. Переведены в Петровский завод в сентябре 1830 года.
8 ноября 1832 года срок каторги был сокращён до 15 лет, а 14 декабря 1835 года до 13 лет.
В «каторжной академии» изучал испанский язык под руководством Д. И. Завалишина, польский и латынь под руководством М. И. Рукевича, итальянский язык под руководством А. В. Поджио, английский под руководством З. Г. Чернышёва.
Изучал золотое, часовое, переплетное, токарное, башмачное, картонажное и шапочное дело. Автор популярной среди ссыльных песни «Уж как туман» (1835 год), посвящённой 10-й годовщине восстания Черниговского полка.
10 июля 1839 года братья Михаил и Николай Бестужевы обращены на поселение в город Селенгинск Иркутской губернии. Прибыли в Селенгинск 1 сентября 1839 года.
14 марта 1838 года в Селенгинск переехали мать и сестра декабриста К. П. Торсона. В феврале 1844 года мать братьев Бестужевых продала имение и ходатайствовала о разрешении ей вместе с дочерьми Еленой, Марией и Ольгой переселиться в Селенгинск. После смерти Прасковьи Михайловны (27 октября 1846 года) сёстрам Бестужевым разрешили поселиться в Селенгинске со всеми ограничениями, предписанными для жён государственных преступников.
Женился на сестре казачьего есаула Селиванова — Марии Николаевне (ум. 1867). Имели 4 детей: Елену (1854—1867), Николая (1856—1867), Марию (1860—1873), Александра (1863—1876). Построил дом, занимался сельским хозяйством, акклиматизацией растений. Печатался в первой газете Забайкалья «Кяхтинский листок». Сконструировал и производил конный экипаж, который в Забайкалье называли «сидейка».
В Селенгинске братья Михаил и Николай Бестужевы близко сошлись с главой буддистов хамбо-ламой Гусиноозерского дацана Гомбоевым. Михаил написал трактат о буддизме, основанный на «Буддийской космологии». Трактат был передан на хранение кяхтинскому купцу А. М. Лушникову. Лушников поместил трактат в сундук и завещал его вскрыть в 1951 году. Сундук потерялся.
Написал нескольких повестей, воспоминаний по истории движения декабристов.
После амнистии, последовавшей 26 августа 1856 года, Михаил Бестужев остался в Селенгинске.
В 1857 году участвовал в большом торговом сплаве по Амуру до Николаевска (Амурские экспедиции 1854 — 1858 годов). Бестужев руководил флотилией из 40 барж и плотов.
22 апреля 1862 года Бестужеву было разрешено проживать постоянно в Москве.
Выехал из Селенгинска в июне 1867 года после смерти жены.
Михаил Александрович умер от холеры в Москве 22 июня 1871 года.
Жил и умер в доме № 17 по 7-му Ростовскому переулку г. Москвы, в нынешнем районе Хамовники.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/47043/199368979.c/0_1a7150_2b4702a8_XXXL.jpg

Показания М.А. Бестужева о восстании на Сенатской площади. 6 января 1826 г.
ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 340. Л. 6. Писарская запись с правкой рукой М.А. Бестужева. В конце приписка снимавшего допрос генерала В.В. Левашова.


Вы здесь » Декабристы » Декабристы. » Бестужев Михаил Александрович.