Клинские декабристы - участники Отечественной войны 1812 года

       
Отечественная война 1812 г. и движение декабристов, закончившееся восстанием на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г., - явления судьбоносные в истории России. Они неразрывны друг от друга, ибо многие участники войны 1812 года, воспитанные в духе патриотизма и любви к своей Отчизне, стали декабристами.
Большинство будущих декабристов родились на рубеже XVIII и XIX столетий, почти все они были по происхождению дворянами.
Будущие декабристы были охвачены патриотическим порывом. Именно это и привело их в ряды защитников Родины. Война 1812 г. разбудила их политическое сознание, патриотический порыв закалил его. «Мы – дети 1812 года», - говорил декабрист Матвей Муравьев-Апостол. Среди них - и наши земляки, а также герои этих событий, хотя и косвенно, но тесно связанные с Клинским краем.
Четыре усадьбы, четыре «дворянских гнезда» в Клинском уезде связаны с именами декабристов-участников Отечественной войны 1812 года. Это: Демьяново, Аксеново, Спасское и Давыдково, в которых жили семейства Римских-Корсаковых, Челищевых, Фонвизиных и Волконских.

ДЕМЬЯНОВО

В семье М.И. Римской-Корсаковой было восемь детей – три сына и пять дочерей. Павел – старший сын, погиб при Бородине.
Сергей женился на той самой кузине Грибоедова, Софье Алексеевне, которую предание называет прототипом Софьи Фамусовой. Ее отца – дядю Грибоедова – прототипом самого Фамусова.
Григорий – младший сын, довольно незаурядная личность, имевший отношение к тайному обществу.
Варвара – вдова Ржевского, была просватана за князя Владимира Михайловича Волконского (его мать – урожденная Рим-ская-Корсакова). Она умерла в 1813 г. и была похоронена в Николо-Пешношском монастыре. Там же похоронены и остальные дочери: Наталья – красавица, поздно вышедшая замуж и близнецы Екатерина (овдовев, вышла замуж за композитора Алябьева) и Александра, в которую был влюблен А.С. Пушкин (она на 29-м году жизни вышла замуж за Александра Николаевича Вяземского, причастного к делу 14 декабря 1925 г.). Пятая дочь – Софья Волкова.
Известно, что Григорий Александрович Римский-Корсаков входил в тайное общество «Союз благоденствия» и, наверное, был бы осужден, если бы не был за границей во время выступления декабристов. В 1823 г. он, будучи уже два года в отставке, уехал за границу, и только три года спустя, в 1826 г., он вернулся в Россию, благополучно избежав репрессий, которые наверняка не миновали бы его.
П.А. Вяземский писал о нем как о «замечательном человеке по многим нравственным качествам и по благородному характеру». Наверное, неслучайно Г.А. Римский-Корсаков в 1826-1830 гг. сблизился с А.С. Пушкиным, который разделял его взгляды.

АКСЁНОВО

На карте Клинского уезда значится старинная усадьба Аксеново, которая, хотя бы и косвенно, но имеет отношение к декабристам. Здесь провела последние годы жизни и умерла на 83-м году Екатерина Алексеевна Челищева – фрейлина императорского двора. Древний дворянский род Челищевых дал немало людей талантливых, верных долгу и Отечеству. Среди них – Челищев Александр Александрович (1797-1881).
А.А. Челищев – участник войны 1812 г. и заграничных походов в составе Силезской армии. В 1814 г. был переведен в 16-й егерский полк майором. С 1822 г. он член «Союза благоденствия». На следствии по делу декабристов он сначала был осужден в ссылку на поселение сроком на 20 лет, но потом, после дополнительных показаний, было «высочайше повелено оставить без внимания». По показаниям Никиты Муравьева и Евгения Оболенского, А.А. Челищев «был членом «Союза благоденствия», но уклонялся и не участвовал в тайных обществах, действовавших с 1821 г.» Впоследствии А.А. Челищев – медынский помещик. В 1833 г. женился на Наталье Александровне Пушкиной. Она была дочерью действительного статского советника Алексея Михайловича Пушкина. У них было четверо детей: близнецы Алексей (1836-1894) и Владимир (1836-1855), дочери Мария и Екатерина.
Говоря о Челищевых, нельзя не сказать о том, что одна из представительниц этого рода, Елизавета Матвеевна Челищева, была первой женой декабриста Поджио Иосифа Викторовича, который был осужден по четвертому разряду. Она не дожила до событий 1825 г., оставив мужу четверых детей: Александра, Софью, Наталью и Марию.

СПАССКОЕ

В 18 км от Клина расположено старинное село Спас-Коркодино, известное усадьбой Спасское, связанное с именем декабриста М.А. Фонвизина. Из «Исторического обозрения хода общества» Н.М. Муравьева известно, что «в мае месяце 1825 года М.А. Фонвизин жил в своей деревне под Клином…». Деревня под Клином (усадьба Спасское) была приобретена дядей М.А. Фонвизина – Павлом Ивановичем Фонвизиным в 1792 году. П.И. Фонвизин – родной брат известного комедиографа Д.И. Фонвизина, директор Московского университета Михаил Александрович Фонвизин – один из самых активных декабристов, участник Отечественной войны 1812 г.
Он получал свои раны и ордена на полях Европы в период русско-шведской войны 1808-1809 гг., Отечественной войны 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг.. М.А. Фонвизин, выйдя в отставку в чине генерал-майора, за участие в заговоре против режима и выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. был приговорен вместе с другими декабристами «к ссылке и каторжную работу на пятнадцать лет» (по другим источникам - на 8 лет). Почти три сибирских десятилетия стали продолжением подвига на Сенатской площади. Эти годы показали огромную нравственную силу «первенцев свободы», они явились примером благородства, бескорыстия, взаимовыручки, которые до сих пор нас волнуют и восхищают.
Жена М.А. Фонвизина в числе одиннадцати жен декабристов, не раздумывая, последовала за мужем в далекую Сибирь, разделив его судьбу, перенося все тяготы жизни в течение 27 лет. Декабристы попали в Сибирь еще совсем молодыми людьми, а вернулись стариками, поскольку проведенные там десятилетия, нравственные и физические испытания наложили на них свой отпечаток. Еще в Сибири М.А. Фонвизин начал заниматься научными исследованиями и переводами. В вопросе будущего устройства России он колебался между республикой и конституционной монархией. Он оставил большое эпистолярное наследие: воспоминания, ряд статей по политической истории и философии. Свою работу М.А. Фонвизин продолжал в родовом имении Марьино Бронницкого уезда Московской губернии, где он прожил последний год жизни (после Сибири) и умер 30 апреля (12 мая по новому стилю) 1854 г.
Марьинские крестьяне на руках несли гроб с телом генерала Фонвизина. Они его любили. Он пытался сделать отношения с крепостными более человечными и справедливыми, поэтому вникал во все их нужды, помогал им словом и делом.

НАГОРНОЕ

С.Г. Волконский (1788-1865). Волконские – давние обитатели Клинского уезда. Документы 18-го века указывают на небольшое владение Волконских в селе Ельцово. В разное время им принадлежали: Борисоглебское, Голенищево, Соголево, Селифоново, Темново, Воронино, усадьба Нагорное рядом с Д. Давыдково. Волконские славились в народе добрым, гуманным отношением к своим крепостным. Одна из Волконских – Варвара Алексеевна, жившая в с. Ельцово, завещала свой дом соголевским крестьянам для устройства в нем дома престарелых. Сама она была похоронена у алтаря соголевской церкви. Имение С.Г. Волконского – Нагорное было расположено вблизи деревни Давыдково, которая в 1812 г. оказалась в зоне военных действий.
С.Г. Волконский – удивительная личность. Князь, богатый землевладелец, занимавший высокое положение в аристократическом обществе, становится одним из руководителей южного тайного общества декабристов и принимает самое активное участие в подготовке восстания против царизма. После событий 14 декабря на Сенатской площади он был осужден по четвертому разряду и приговорен к смертной казни, замененной каторгой, а затем ссылкой в Сибирь. Многие декабристы, в т.ч. и С.Г. Волконский – участник 58 сражений, награжденный множеством орденов и медалей, получивший чин генерал-майора за мужество в боях, были лишены всех наград, чинов и званий после декабрьского восстания 1825 г. В Сибири многие из них занимались просветительской деятельностью и написали свои воспоминания.
С.Г. Волконский вернулся из ссылки, пройдя 30-летний путь страданий – вначале в каземате Петропавловской крепости, затем на каторге в руднике Благодатный и Читинском остроге. Рядом с ним всегда была его жена Мария Николаевна (урожденная Раевская), дочь прославленного генерала Н.Н. Раевского, которая добровольно пожертвовала своим благополучием и последовала за мужем в далекую Сибирь, разделив его судьбу.
В 1856 г. семья Волконских возвратилась из Сибири и поселилась в подмосковном имении дочери – Шуколове Дмитровского уезда. Здесь чета Волконских пишет мемуары, дошедшие до наших дней. Под конец жизни Волконские уехали из Подмосковья в с. Вороньки под Черниговом, где в 1865 г. Сергей Григорьевич умер, пережив свою жену немногим более года. Образ Мари Николаевны Волконской навеки запечатлен в русской литературе А.С. Пушкиным. В молодости поэт был тайно влюблен в Машу Раевскую и посвятил ей немало поэтических строк. Поэт Н.А. Некрасов написал чудную поэму «Русские женщины», использовав «Записки» М.Н. Волконской.

Подготовила И. ПАПУЛОВА, краевед