Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » БРОГЛИО-РЕВЕЛЬ де Гавриил Евстафьевич (Альфонс-Габриэль-Октав).


БРОГЛИО-РЕВЕЛЬ де Гавриил Евстафьевич (Альфонс-Габриэль-Октав).

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

ГАВРИИЛ ЕВСТАФЬЕВИЧ де БРОГЛИО-РЕВЕЛЬ

кн. (1785-1865), французский эмигрант.

Кадет 1 кадетского корпуса — 9.12.1798, выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Семёновский полк —8.11.1804, участник войн 1805—1814 (Аустерлиц, Фридланд — ранен пулею в ногу.

Бородино, Тарутино и Малый Ярославец, Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг и Париж), награждён орденом Георгия 4 ст. и золотой шпагой за храбрость, полковник лейб-гвардии Семёновского полка — 23.9.1813, уволен от службы с мундиром — 16.6.1816.

Членом тайных обществ декабристов не был.

Ошибочно назван членом общества Н.М. Муравьёвым.

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 14.

2

Алфави́т Боровко́ва

БРОГЛИО

Князь.

Никита Муравьев при спросе по высочайшему повелению на счет связей его с профессором Раупахом показал в дополнение прежних своих показаний, что Василий Давыдов, в бытность свою в Петербурге, сообщил ему, что он принял в тайное общество какого-то князя Броглио (имеющего поместья во Франции и в России) с тем, чтобы он, по приезде в Париж, вошел в тамошнее общество и служил ему соединением с Южным обществом. Что же из сего последовало, ему неизвестно.
Давыдов на вопрос об оном утвердительно отвечал, что не только никогда не принимал в общество Броглио и не делал ему никаких поручений, но вовсе никогда не знал его и ни от кого не слыхал, чтобы какой-либо Броглио принадлежал к обществу, и что Никита Муравьев, вероятно, ошибся, назвав Броглио вместо графа Полиньяка, которого, как уже известно, принял он в общество в 1824 году, при отъезде его во Францию.
Об оном сообщено господину начальнику Главного штаба его императорского величества для доклада государю императору.

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/518060/199368979.b9/0_217c3e_1c81fe98_XXXL.jpg

Броглио-Ревель де 1-й, Альфонс Гавриил Октав, князь.

Чин(ы) в 1812 г.:
Россия›По гвардии›Штабс-капитан
Подразделение:
Лейб-гвардии Семёновский полк
Пехота
Гвардия
Российская Империя
Награды:
Св. Иоанна Иерусалимского
Св. Владимира 4-й ст. с бантом
Св. Анны 3-й ст. "За храбрость"
Золотое оружие "За храбрость"

Князь де Броглио-Ревель 1-й Альфонс Гавриил Октав из французских князей. 9 декабря 1798 года зачислен кадетом в 1-й Кадетский корпус. 14 октября 1799 года произведён в унтер-офицеры. 803, Июля 13, в федфебеля; 804, Ноября 8, в прапорщики Л. Гв. в Семеновский полк; 806, Авг. 17, в подпоручики; 807, Дек. 27, в поручики; 810, Апр. 15, в штабс-капитаны, Кавалер ордена св. Иоанна Иерусалимскаго; 1805 года, Ноября 20-го, Австрийскаго владения, при местечке Аустерлице, против Французских войск в действительном сражении находился, за что и награжден орденом св. Анны 3-го класса; 1807 года, Мая 24 и 25-го, Прусского владения при Гутштате, 29-го при Гейлсберге в резервах и Июня 2-го чисел при Фридланде против Французских войск в действительном сражении находился, где ранен в ляшку правой ноги пулей, за что и награжден орденом св. Владимира 4 ст. 1812 года, Марта 9-го дня, выступил Лейб-Гвардии с Семеновским полком командуя 2 гр. ротою из С.-Петербурга в поход; 5 Апреля Всемилостивейше пожаловано 400 руб., участвовал во время всей ратирады от г. Вильны до с. Бородина, где Августа 24 и 25-го в резерве, а 26-го в действительном сражении находился; за что и награжден золотой шпагой с надписью "За храбрость", Октября 6-го в ночной экспедиции при разбитии неприятельскаго корпуса при селении Тарутино в резерве; Октября 11-го под городом Малым Ярославцем в резерве и при дальнейшем преследовании неприятельских войск до границ Российской Империи находился.

4

Братья Броглио

Одной из главных достопримечательностей Выборга является усадьба Монрепо. В усадебном парке Монрепо есть монумент, который посвящён памяти братьев жены Пауля Николаи, служивших в Преображенском и Семёновском гвардейских полках и погибших в сражениях эпохи наполеоновских войн. Жену Пауля Николаи звали Александрина-Симплиция де Бройль (1787-1824). А братьев у нее было трое. За свое второе Отечество (Россию) головы сложили двое из них, будучи совсем еще молодыми.
По воинскому званию они были поручиками и просто не успели дослужиться до высоких чинов. Поэтому портретов братьев де Бройлей нет в Военной галерее Зимнего дворца, но для нас они всё равно герои.

Старший брат, князь Огюст-Сезар де Бройль (1783-1805) погиб под Аустерлицем, младший брат, князь Шарль-Франсуа де Бройль (1788-1813) – под Кульмом.
Средний брат, князь Альфонс-Габриэль-Октав де Бройль (1785-1865) или, как его звали в России, Гавриил Евстафьевич де Бройль (или Броглио-Ревель), прожил довольно долгую жизнь, вернулся на историческую родину после восстановления монархии, где и умер. Он тоже был участником наполеоновских войн, сражался под Аустерлицем, под Фридландом был ранен пулею в ногу, участвовал в сражениях при Бородино, Тарутино и Малом Ярославце, Люцене, Бауцене, Кульме, Лейпциге и Париже. За проявленную доблесть был награжден орденом Георгия 4-й степени и золотой шпагой за храбрость. Был уволен от службы с мундиром в чине полковника в 1816 году и сразу же уехал с матерью во Францию.
Ветвь князей де Брольи продолжается во Франции и сейчас.

Вернемся к Выборгу. Монумент в парке Монрепо был изготовлен из серо-зелёного мрамора в виде обелиска на постаменте с двухступенчатым цоколем, по проекту английского архитектора Чарльза Хиткота Тэтама (1772-1842) в мастерской шведского скульптора Эрика Гёте (1799-1838) и установлен в Монрепо в июле 1827 году. В ниши постамента когда-то были вставлены мраморные плиты с надписями на латинском языке: на северной и южной стороне надписи посвящены Александру I и установке обелиска Паулем Николаи, на восточной и западной – братьям де Бройлям. В надписях употреблено латинизированное написание их имён: Август и Карл Броглио (Broglio). Поэтому монумент и называют «обелиском братьев Броглио». Восточная плита, посвящённая Огюсту-Сезару де Бройлю, к сожалению, утрачена. По канонам садово-паркового искусства обелиск является формой овеществленной памяти, свободной от кладбищенского настроя и излишней торжественности. Это – более естественный, сливающийся с природой силуэт. Если вспомнить, что на Левкадийской скале, в Монрепо, прежде стоял Храм Амура, посвященный Любви, то в смене сооружений можно заметить и некую преемственность: обелиск Броглио выражает собой и благодарную память потомков, и их уважение друг к другу, и любовь Пауля Николаи к своей жене и ее семье, и их всеобъемлющую любовь к людям и Родине.

Как сообщают исследователи, в России фамилия Бройль известна часто в другом произношении: Броглио, Брольо, Брольи.
Первые эмигранты из этой старинной франко-итальянской аристократической семьи появились в России в конце XVIII века, когда во Франции заполыхали костры Великой Французской революции. Тогда множество французских дворян покидали родину и находили приют при европейских дворах.
Дед Александрины, последний маршал дореволюционной Франции, герцог Виктор-Франсуа де Бройль (1718-1804) после нескольких попыток усмирить восставших жителей Парижа, покинул страну, сопровождал в эмиграции брата короля Людовика XVI, графа д´Артуа, служил с отрядом эмигрантов в Англии, затем в 1798 году оказался в России. Здесь он очень скоро вышел в отставку и уехал в Вестфалию.
Отец Александрины Николаи, Огюст–Жозеф де Бройль (1762-1795), умер еще до прибытия семьи в Россию, по некоторым данным, он был казнен революционерами.
У матери Александрины, Франсуазы де Бройль, по приезде в Россию сложились дружеские отношения с семьей Людвига Генриха Николаи (1737-1820). Вместе с дочерью Александриной княгиня была частым гостем семьи Николаи в Санкт-Петербурге. Приезжали они на лето и в Монрепо. Очень вероятно, что бывали в Монрепо и братья Александрины. По словам Пауля Николаи (1777-1866), Александрина была всеобщей любимицей. Свадьба Пауля и Александрины состоялась в январе 1811 года в Монрепо. Для их потомков де Бройли стали близкими родственниками.. Альфонс-Октав и Шарль-Франсуа (братья Александрины) воспитывались в Санкт- Петербурге в сухопутном шляхетском корпусе. Обучавшийся там же Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859), будущий писатель и журналист, состоявший в дружеских отношениях с Шарлем де Бройлем, в своих «Воспоминаниях» сообщает, что «все они были люди отличные, с умом, с душою, с дарованиями. Обхождение с этими отличными молодыми людьми имело на меня сильное влияние».
Старший из братьев де Бройлей, Огюст, в 1798 году уже выпущенный поручиком в Преображенский полк, продолжал посещать в корпусе занятия по картографии и русскому языку.

По словам, служившего вместе с младшими де Бройлями в Семёновском полку декабриста Матвея Ивановича Муравьёва- Апостола (1793-1886), все сыновья эмигрантов в совершенстве владели русским языком и пользовались уважением среди солдат и офицеров. И можно сказать не только уважением, а вызывали в сослуживцах чувства дружбы, крепкой привязанности и любви.
Так, например, Александр Васильевич Чичерин (1793—1813), служивший вместе с Броглио в Семёновском полку (и умерший от раны в Праге через несколько дней после битвы под Кульмом), писал о Шарле-Франсуа в своём дневнике: «Я столько же люблю Броглио, сколько уважаю его, и не могу удержаться от удовольствия беседовать с ним часами всякий раз, как мы встречаемся». Вероятно, образованность, доброта и прекрасные человеческие качества были свойственны всем членам семьи де Брольи (Броглио).
В научном архиве ГИАПМЗ имеются документы, которые передают теплоту отношений и переживания родственников. В переписке семьи Николаи Франсуаза де Бройль (мать наших героев и жены Пауля Николаи) именуется «принцессой Ревельской» (Ревель – французская форма названия итальянского города Ревелло, откуда семья была родом, поэтому в источниках встречается полное написание фамилии де Броглио-Ревель, с ударением на последний слог). Николаи очень сочувствуют постигшему ее горю – гибели старшего сына Августа под Аустерлицем в 1805 году. Ему было всего 22 года.
Вот что пишут родители Паулю Николаи:
«…Ты вряд ли можешь представить себе состояние принцессы Ревель. Она потеряла под Аустерлицем своего Августа, своего старшего сына. Ей всё ещё кажется, что он, как и многие, которых считали погибшими, вернётся назад, и при подтверждении печальной вести её горе стало таким же сильным, как в первый момент. К тому же пришла весть о смерти её отца, которую от неё скрывали ввиду её слабости. Её дочь похожа на маленького ангелочка. Карл, старавшийся утешить свою мать, сказал ей в частности: «Не лучше ли, что мы потеряли нашего Августа, а не нашего императора, который подвергался такой же опасности?» Мы привезём принцессу в Монрепо вместе с дочерью, как только это будет возможно…».
Какая искренность и какой невероятный патриотизм!
О смерти второго брата, Карла (Шарля-Франсуа), в битве при Кульме (1813), рассказывает уже упомянутый нами декабрист Матвей Иванович Муравьев-Апостол, служивший в роте под командованием среднего Броглио, Альфонса-Гавриила-Октава:
«… Узнав о смерти брата, князь Броглио заперся в своей палатке. 18-го августа рано утром товарищи пришли его навестить и увидели князя в палатке спящего возле убитого брата. Ночью князь Броглио, терзаемый мыслью, что тело брата его брошено на съедение зверей, отправился отыскивать убитого брата. Для него самого было непонятно, каким образом он мог его отыскать: ночи в последних числах августа темны, наши батальоны в продолжение Кульмского сражения ходили несколько раз в штыки…».

Через полгода, в марте 1814 года, Муравьев-Апостол и средний Броглио вместе вошли в Париж.

Члены рода Броглио пользовались авторитетом во всех государствах, где им доводилось жить и служить, везде они занимали высокие посты, были явными и тайными министрами, отличались на военном поприще, а некоторые представители рода оставили свой след в науке.
Например, Луи де Бройль (1892-1987) в 1929 году получил Нобелевскую премию за открытие волновой природы электронов. При вручении премии было отмечено, что блестящее открытие де Бройля, развивающее идеи Эйнштейна и Бора, устранило в умах границу между миром света (волн) и материи (частиц). Пожалуй, это самый известный из Бройлей человек. На практике открытие связанных с электронами волн привело позднее к созданию электронного микроскопа. Волны, связанные с материальными частицами, теперь принято называть волнами де Бройля.
«Нашим» братьям и сестре Броглио-Бройлям физик Луи де Бройль приходится двоюродным правнучатым племянником.
Посетители парка Монрепо часто интересуются, является ли еще один известный в России Броглио - лицейский товарищ Пушкина Сильверий Францевич Броглио (1799—1820-е) - родственником «нашим» Броглио-Бройлям. Можно сказать, что является. Но очень-очень-очень дальним. По генеалогическим данным Сильверий - пра-правнук Марио Феличе, графа ди Касальборгоне (1653—1701), шестиюродного (!) брата генерала Франсуа-Мари, графа де Брольи. Франсуа-Мари де Брольи (1671-1745) – это прадед наших героев. Так что, «скольки-то-юродная» связь между ними и Сильверием существует, но определить ее точно вряд ли кто возьмется.
Но судьба Сильверия Броглио в своей краткости и трагичности оказалась похожа на судьбы его дальних братьев: после окончания Царскосельского Лицея Броглио был назначен к производству в армейские офицеры, но не остался в России. Он уехал в Италию, к себе на родину, в Пьемонт, входивший в состав Сардинского королевства. Там с 1817 года он стал служить в чине поручика в сардинской армии, примкнул к освободительному движению. Движение это было сравнительно легко подавлено властями. Одни из его участников были казнены, другие — большинство — наказаны изгнанием. Сильверий Броглио, по постановлению королевского суда, был лишен чинов, орденов, имущества и изгнан за пределы родины «навечно». Вместе с другими повстанцами он отправился в Испанию и Грецию, где посвятил свои силы упрочению порядка, более соответствовавшего тому идеалу славы и свободы, о котором мечтал для своей родины.
В Греции, где шла освободительная война против турецкого ига, Сильверий Броглио погиб в возрасте чуть более 20 лет.

Вот такие удивительные истории незримыми буквами написаны на камнях скромного обелиска братьев Броглио в выборгском парке Монрепо. Умеющий читать – да прочтет, умеющий слушать – да услышит.

Источники информации:
1. Болгов В. Де Бройли и Николаи. К истории родственных отношений // Монрепо: Альманах – Выборг: ЛОГУК ГИАПМЗ «Парк Монрепо», 2010, с.95-97.
2. Письма Л.Г. Николаи и И.М. Николаи к сыну П.Николаи из научного архива ГИАПМЗ // Т-А6, с.197-198 (письмо от 23.01.1806) – материал любезно предоставлен заведующей отделом науки Мошник Ю.И.
3. Материалы Википедии и Интернет-сайтов: http://www.parkmonrepos.org/node/164, http://www.museum.ru/1812/library/Chich … _1812.html (дневник Александра Чичерина, 1812-1813), http://dugward.ru/library/bulgarin/bulg … html#poryv (Ф.В. Булгарин. Воспоминания, часть II), http://sci.informika.ru/text/magaz/newp … /brog.html (Руденская М., Руденская С. Они учились с Пушкиным. — Л.: Лениздат, 1976. — 293 с.: ил.), http://www.reenactor.ru/lofiversion/ind … 67375.html (Из послужных списков офицеров Лейб-Гвардии Семеновского полка), http://www.hrono.ru/libris/lib_m/mu_ap1812.html (М.И. Муравьев-Апостол. Воспоминания и письма).
Авторы-составители текста – Алексеева Алиса, 7а, Волкова Л.Г.


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » БРОГЛИО-РЕВЕЛЬ де Гавриил Евстафьевич (Альфонс-Габриэль-Октав).