Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЖЗЛ » П.Е. Щёголев. «Пётр Григорьевич Каховский».


П.Е. Щёголев. «Пётр Григорьевич Каховский».

Сообщений 51 страница 60 из 74

51

«Вера, примирив меня с совестию моею, вместе с темь представила высшие отношения мои; милосердие же твое, о Государь, меня победило. В то время, когда я лишился всех надежд, когда темница  сделалась мой мир, а голые стены оной — товарищами моей жизни, манием благотворной руки твоей письмо отца моего, как ангел-утешитель, принесло спокойствие и отраду душе моей. Благодеяние твое, монарх милосердный, воззрение твое на мольбу семидесятилетнего старца — останется незабвенным в душе моей. И потому, видя в тебе не строгого судью, но отца милосердного, я, с твердым упованием на благость твою, повергаю тебе жребий чад твоих, которая не поступками, но желаниями сердца могли заслуживать твой гнев» * . Но как актер, играющий короля, в действительности не имеет в своей душе ничего королевского, так и Николай Павлович, игравший роль благородного гражданина, был совершенно чужд истинному благородству. И милосердие оказалось только на словах. Взяв от своих жертв все, что было можно и нужно взять, он подверг их жесточайшим наказаниям. Он, так много выигравший от чувства благодарности, живущего в благородном сердце, отстранил от самого себя малейшие обязательства признательности и благодарности.

Итак, государь выдавал себя не за того, кем он был на самом деле: государь играл. В дни и месяцы сыска над декабристами Николай Павлович показал свое лицо в неожиданном, зловещем освещении. Царь-актер, искусно меняющий личины... Из этой его духовной сущности, открывшейся в начале царствования, мы должны исходить, если желаем понять его личность, его образ действия во всей последующей жизни. Он всегда умел провести наблюдателей, которые простодушно верила в его искренность, благородство, смелости, а ведь он только играл. И Пушкин, великий Пушкин, был побежден его игрой. Он думал в простоте души, что царь почтил в нем вдохновенье, но дух державный в нем не жесток... А для Николая Павловича Пушкин был просто шалопаем, требующим надзора. Снисходительность же объясняется исключительно желанием и из поэта извлечь возможно большую выгоду...
Каховский стоял перед «тираном», которого он только что собирался поразить для блага родины, перед царем, в договор с которым он не верил, перед «врагом отечества». Но новый царь явился перед ним как бы преображенным, таким, какого он и встретить не ожидал. Так же, как и Каховский, он болел несчастиями родины, так же, как и первый, он верил в одни и те же средства избавления.

*    Сочинения К. Ф. Рылеева, изд. под ред. М. П. Мазаева. Спб. 1893. Стр. 165.

52

Многоликий, он открыл один из своих ликов — лик царя-гражданина и реформатора. Но этот лик — лишь маска. Николай Первый в такой же мере мог быть царем - реформатором, в какой шеф жандармов Бенкендорф — поэтом и композитором. Помимо гражданина и реформатора, в Николае Павловиче открылся для Каховского новый для него человек, полный благородства, истинной щедрости духа, способный понять сложнейшие и интимнейшие намеки его души. Вот тут-то, при столкновении с живым человеком, терпел крушение идеал политического убийства. Казалось легким убить отвлеченного человека, поработителя свободы, тирана, деспота, и вдруг почувствовалась вся неизмеримая тяжесть убийства вот этого, стоящего перед ним человека, Николая Павловича Романова, почти такого же,  как он сам. И Каховский не имел сил даже признаться в своих замыслах, когда услышал из уст этого человека коротенькую фразу: «а нас всех зарезать хотели!»

Между царем и государственным преступником произошел долгий разговор. Каховский рассказывал о переустройстве родины, о всех недостатках, о всяком зле, словом обо всем, что явилось причиною основания тайного общества. Нужно думать, что он был необыкновенно красноречив, пылок и одушевлен, его письма к царю и генералу Левашову, которых он изложил, очевидно, все, что было предметом разговора, являются образцом эпистолярного стиля. Ему казалось, что сам Николай Павлович не мог бы поступить иначе: — «Взгляните на состояние народное, что есть у нас, — писал он впоследствии (19 марта) царю,— безопасность лиц и собственность ничем не ограждены; совершенное отсутствие закона и справедливости в судопроизводстве, тяжкие налоги, взимаемые не с приобретений, но разрушающие капиталы; убитая торговля, сжатое просвещение, задушенная свобода, — вот наше богатство, наше достояние. Государь, станьте частным лицом в государстве нашем и спросите самого себя, что бы вы произвели на нашем месте, когда бы подобный вам человек мог располагать вами по своему произволу, как вещью».

53

Слушая речи Каховского, царь плакал. «Государь, — писал Каховский в том же письме. — Что было причиной заговора нашего, спросите самого себя, что, как не бедствия отечества? Добрый государь, я видел слезы сострадания на глазах ваших. Вы — человек, вы поймете меня! Можно ли допустить человеку, нам всем подобному, вертеть по своему произволу участью пятидесяти миллионов людей? Где, укажите мне страну, откройте историю, где, когда были счастливы народы под властью самодержавною, век закона, без прав, без собственности?» В ответ на страстные речи Каховского, что мог сказать Николай Павлович? Да только пожалеть, почему же обо всех этих бедах не писали государю! «Его Величеству, — писал Каховский 24 февраля генералу Левашову, — угодно было сказать мне: «зачем я не писал к покойному императору о известных мне неустройствах? Многие, очень многие писали, но не внимали им».

Страстным воплям Каховского о необходимости взяться за устройство родины Николай Первый противопоставил фразу и обольстил его фразой. «Я сам есть первый гражданин отечества» — сказал он Каховскому. И через день после свидания-допроса тот писал царю: «Счастлив подданный, слышавший от своего монарха: «Я сам есть первый гражданин отечества». Дай Бог, чтобы отечество было у нас в совокупности с государем. Я, желающий блага моей милой родине, благословляю судьбу, имея случай излить чувства и мысли мои перед монархом моим, обещающим быть отцом отечества». Итак, царственная игра зашла далеко. Каховский забыл свое недоверие к власти, и Николай стал для него отцом отечества, а то, что было на Сенатской площади, вдруг оказалось таким ненужным, братоубийственным и преступным.
Царь, казалось, подметил кое-какие особенности Каховского. Он почувствовал его антипатию к иностранцам и отозвался на нее. «Слава Богу, — писал тот в первом же письме к царю, — вы не презираете именем русского. Я заметил, как сказали вы: «Кто может сказать, что я не русский!» Так, государь, вы русский. Любите народ свой, а народ будет боготворить в вас отца своего». Должно быть,— мы не можем утверждать с достоверностью, но письма дают право на такое заключение, — Каховский рассказал Николаю о своей жизни, и Николай увидел, какой это быль одинокий, заброшенный и несчастный человек, увидел и сейчас же воспользовался этим. После первого допроса он отослал Каховского в крепость с следующей запиской: «Присылаемого Каховского посадить в Алексеевский равелин, дав бумагу, пусть пишет, что хочет, не давая сообщаться». Эту записку А. Я. Сукин, комендант Петропавловской крепости, получил в половине 3 пополудни 16 декабря. После второго свидания-допроса Николай Павлович прислал следующую записку: "Каховского содержать лучше обыкновенного содержания, давать ему чай и прочее, что пожелает, но с должною осторожностью. Адъютанта герцога Александра Бестужева заковать, ибо по всем вероятиям он убийца штыком графа Милорадовича. Содержание Каховского я принимаю на себя ". Сукин доносил комиссии: «При Высочайшем Е. И. Величества повелении возвращенный арестант Каховский посажен в прежний каземат, где и будет получать повеленное ему лучшее содержание». Каховский быль возвращен 18 декабря в 9 1/2 часов вечера. Таким образом, после 14 декабря Николай Павлович становился для Каховского до некоторой степени тем же, чем был для него до 14 декабря Рылеев: материальной поддержкой. И чувство благодарности было приподнято и разрешалось отзывчивостью...

54

Роль царя-реформатора была сыграна с необыкновенным успехом. Вернувшись из дворца в крепость и получив бумагу, Каховский 17 декабря набросал письмо государю. Он начал с изложения причин, отторгнувших его от монарха. Он писал о том, что страна стонет и ропщет под бременем налогов, прямых и косвенных, иногда изыскиваемых даже вдвойне (таков подорожный налог, уплачиваемый два раза: натурой и деньгами). Он указывал на стеснения торговли, причиняемые запретительной системой, на вред казенных монополий и тарифов. Он перечислял вопиющие недостатки русского судопроизводства: неясность, недостаточность и противоречие существующих законов, судебную волокиту, необеспеченность чиновников, являющуюся причиной взяточничества. Он порицал предпочтение, оказываемое иностранцам и обижающее русских, и упоминал о полнейшем отсутствии просвещения.
«Вот причины, — заканчивал Каховский, — великодушный Государь, отторгнувшие меня от моего монарха.
«Желаю верить, что вы, Государь, облегчите участь народа русского, вышним промыслом вверенного.
«Государь! я не умею, не могу и не хочу льстить: со вчерашнего вечера я полюбил вас, как человека,  и всем сердцем желаю любить в вас моего монарха, отца отечества.  «Вы ко мне милосерды, ваше великодушие меня обезоруживает: вы умели уже несколько меня привязать к себе. Но, Государь, что я? 50 миллионов ждут вашей благости, ждут от вас своею счастия. Какое поприще для вашей славы, для вашего наличия».

Для человека, сильно и тонко чувствующего, великолепие царя, которого только что собирался предать смерти, было действительно мучительно. Оно не только обезоруживало, оно вызывало сильнейшая мучения новости. Отметим, что Каховский не решался с самого же начала признаться в своем сокровенном мысли. Он поистине чувствовал себя преступным перед человеком, который в первый же час разговора сумел привязать его к себе. Каховский был, по собственному его выражению, растерзан милосердием к нему государя. Единственное оправдание, единственное духовное утешение в случившемся он видел лишь в бескорыстии и чистоте помыслов, в глубине своей приверженности к благу родины.

55

Царственные заботы о Каховском были вознаграждены, и сыск, произведенный «отцом отечества», принес благие плоды. Преступник в порыве благодарности и изумления перед мнимым величием души не отказал царю в признаниях и открытиях. Он открыл цели общества. «Скрытые намерения общества, — писал он в первом показании, — заключались том, чтобы даровать каждому гражданину право собственную и личную безопасность оградить законам... В душе считал себя честным. Личного намерения я не имел, все желания мои относились к отечеству моему. Положение государства приводило меня в трепет: финансы расстроенные, отсутствие справедливости в судах, корыстолюбие, уничтожение внешней коммерции, все сие предшествовало в глазах моих полному разрушению. Одно спасение полагал я в составлена законов и принятии оных непоколебимым вождем, ограждающим собственность и лицо каждого». Вспомним, что под законом Каховский разумел конституцию. «В здравом смысле, — говорит он в одном из своих писем, — закон есть воля народная!» Каховский открыл ближайшие планы общества, между прочим, план предполагавшегося занятия дворца Якубовичем. Наконец, он назвал членов общества, как принятых им, так и известных ему. Он заявил, что им приняты Сутгоф, Панов, Кожевников, Глебов. Сохранившиеся официальные документы не передают, очевидно, всех признаний и открытий, сделанных Каховским: часть их не была положена на бумагу. Но заметим теперь же—его открытия не могла быть так подавляющи и всеобъемлющи, как, например, сделанная князьями Трубецким и Оболенским, Рылеевым. Впрочем для объективной оценки действий Каховского это указание не имеет значения. Но Каховский умолчат об одном очень важном обстоятельстве. Он не открыл ничего о намерениях общества устранить царствующую фамилию и о своей роли в вопросе о цареубийстве. Для Николая и его следователей как раз этот пункт и представлялся самым существенным.
Больнее всего для Каховского было назвать других членов общества, в том числе и принятых им. 21 декабря Каховский писал генералу Левашову: «Государь император чрезмерно милосерд ко мне; я не имею слов благодарить его за милостивое его ко мне внимание. Положение мое облегчено: он позволил мне писать к моим родным 56. Ваше превосходительство! есть несчастные жертвы, которых я губитель; они меньше меня виноваты, я увлек их, а положение мое облегчено, и не могу разделит с ними одной участи: это мучительно! Ваше превосходительство! я прибегаю к вам с моею просьбою сделать милость доложить его величеству: я с радостью отказываюсь от всех льгот, отказываюсь писать к родным моим и прошу одной милости: чтобы облегчили судьбу Сутгофа, Панова, Кожевникова, Глебова. У них у всех многочисленные семейства, которых я убийца. Панов имеет невесту, он помолвлен, посудите об его положении! Ваше превосходительство, вы имеете сердце, не отриньте мольбу мою. Государь милосерд; если он сострадателен ко мне, преступнику, то я надеюсь, по вашему ходатайству, он не откажет облегчить положение менее меня виновных."

56

Смертные муки он переживал в крепости, вспоминая о своих признаниях. И они стали особенно тяжелы, когда он увидел, что грозят серьезнейшие кары и наказания, о которых он как-то не думал в в первые месяцы. Нужно отметить, что признания были исторгнуты после каких-то уверений и ругательств, данных ему властями. 14 марта, отвечая на вопросы комитета, Каховский писал: «если, что показывал, показывал истину; не для спасения своего,  но после ручательства обер-полицеймейстера и некоторых господ генералов и офицеров во дворце; я был тронуть до глубины сердца мягкостью обхождения господина генерал-адъютанта Левашова и милосердием государя императора». А 19 марта Каховский писал Николаю: «Простите, великодушный Государь, что я преступник и смею еще просить вашей милости. Увлеченный чувствами, я сделал открытие о тайном обществе, нe соображаясь с рассудком, но по движению сердца, к вам благодарного; и, может, то сказал, чего бы не открыли другие члены оного, Я — преступник перед вами, преступник перед обществом, перед людьми несчастными, мной в него принятыми. Легко погибнуть самому, но быть, причиной гибели других — мука нестерпимая. Я, растерзанный, у ног ваших, умоляю: Государь! спасите несчастных! Свобода обольстительна; я, распаленный ею, увлек офицеров лейб-гвардии Гренадерского полка поручиков: Сутгофа, Панова, подпоручика Кожевникова, прапорщика Жеребцова и генерального штаба прапорщика Палицына. Коллежский секретарь Глебов знал о существовании общества, по не принадлежал к оному. Все сии люди имеют семейства, отцов, матерей, а я сталь их убийцею. Не зная меня, они были бы счастливы. Государь, вы сами отец, вы человек, посудите страдание несчастных, невинных семейств. Обманутый Рылеевым, я и их обманывал. Я — злодей ужасный, всему причиною; пусть па мне кончатся их мучения: а они, исполненные благодарностью, могут быть полезнее вам, отечеству и заслужить свое неблагоразумие. Спасите их, великодушный Государь! Я умру, благословляя милосердие вашего императорского величества. Может быть, выражения мои неприличны, Государь; дерзок поступок, что осмелился писать к вашему величеству. Простите мне то: я не рожден у двора, а последовал движению сердца».

57

Мучительные опасения за судьбу выданных им товарищей сменялись угрызениями совести, нечистой по отношению к царю. Каховский метался во все стороны. Памятником этих душевных волнений остались следующие строки, набросанные вскоре после первого допроса-свидания: «Государь! я сделался пред вами преступником, увлекаясь любовью к отечеству. Я никогда не мог принадлежать никакому обществу, Я никогда ничего не желал себе. Я принадлежу благу общему и всегда готов запечатлеть любовь мою к отечеству последней каплей крови моей. Намерения мои были чисты, но в способах я вижу заблуждение. Не смею просить вас простить мое заблуждение; я и так растерзан вашим ко мне милосердием. Я не способен никому изменять; я не изменял и обществу, но общество само своим безумием изменило себе...

«Государь! от вас зависит благоденствие наше, мы вам вверены; я отдаюсь вам, я ваш. Есть существо, проницающее в изгибы сердец человеческих, оно видит, что я говорю истину — я ваш! И благом отечества клянусь, я не изменю вам! Мне собственно ничего не нужно; мне не нужна и свобода; я и в цепях буду вечно свободен; тот силен, кто познал силу человечества. Честному человеку собственное убеждение дороже лепета молвы. Я не говорю за себя: Государь! есть несчастные, которых я увлек; спаси их, великодушный монарх! Спаси детей твоих; клянусь, они чисты.

«Желать бы еще раз, Государь, говорить с вами. Мне дорого благоденствие отечества, я не ищу беспорядков и крови. Положитесь на меня, не обману вашу ко мне доверенность».

58

Второе свидание - допрос состоялось 18 декабря. Затем потянулись долгие месяцы заключения и нравственных пыток. Красноречивы и ярки приведенные нами свидетельства о моральных страданиях Каховского. Лучи царского милосердия, обольстившего его, скрылись внезапно и безвозвратно. Осталась вера в искренность реформаторских намерений Николая. Каховский написал ряд писем: генералу Левашову и самому царю. Левашову он писал 24 февраля, 5, 14 марта. В этих письмах, которые он просил довести до сведения государя, он изложил свои взгляды на настоящее России и на меры к исправлению неустройств. По этим письмам мы характеризовали выше общественные взгляды Каховского. Царю он писал на другой день после первого свидания — 16 декабря, затем—19 марта, 4 апреля. Общее содержание писем к царю — резкая критика существующего строя, выяснение причин, создавших тайное общество, смелое и несомненно казавшееся Николаю дерзким обличение политики покойного Александра, характеристика того Николая Павловича, кото­рый был известен декабристам, и, наконец, горячие призывы о необходимости учреждения законов,  о необходимости конституции. Мы знаем теперь Николая Первого, знаем, как он относился к конституциям, ко всякому малейшему проявлению сво­бодной мысли. И мы можем оценить то неизмеримо грустное и трогательно смешное положение, в кото­рое попал Каховский с своими призывами к конституции, обращенными к императору Николаю. Ведь Каховский хотел убедить царя — ни много, ни мало — в том, что и он, царь, на его месте не поступил бы иначе, а тоже стал бы заговорщиком и вышел на площадь. Ему, державшему под гнетом запредельного самодержавия Россию больше четверти века, Каховский доказывал необходимость ограничения абсолютизма, ссылаясь на его собственную психологию! Он-то не знал этого, мы знаем. Но Каховский говорил царю смелым и сильными языком. Больше уж никогда не слышал Николаи таких смелых и дерзких речей, таких горьких и обидных истин. Он решительно мог почесть за обиду некоторые фразы Каховского: «Простите, Ваше Величество, я буду совершенно откровенно говорить: искренность моя есть мое к вам усердие. Вы были великим князем, мы не могли судить о вас иначе, как по наружности; видимые ваши занятия были: фрунт, солдаты, и мы страшились иметь на престоле полковника». Каховский задевал самое больное место Николая; действительно, весь цвет, все наслаждение жизни для Николая Павловича — во фрунтовых занятиях. Он жизни не мог представить без них. И вдруг он читал в письмах Каховского следующие тирады: «доложу Вашему Величеству, что весть о смерти императора Александра поразила людей либеральных и благонамеренных; можно сказать, при сем известии общие слова были: «вот в каком мы положении, что императора Александра жалеть должны!» Так, Государь, мы равно страшились всех его наследников, — причина сему вам должна быть известна; я только доложу вам, что и самые люди, к Вашему Величеству преданные, не оправдывают, в вас страсти к фронту. Сие занятие государей наших в глазах всего народа уже сделалось ненавистно. Самые войска чрезмерно тяготятся им и ужасно ропщут. При учении солдат иногда вырываются такие изречения, которые, распространяясь по государству, вооружают сердца и умножают ропот. Ваше Величество! Если бы вы знали, сколь много вы повредили себе в общем мнении сим занятием! Обиженное честолюбие успокоить трудно — и какие вести, какие слухи носились по государству! От вас зависит теперь судьба пятидесяти миллионов людей, и я усердно желаю, Государь, чтобы вы предпочитали приятное полезному».

59

Очень резкой критике Каховский подверг личность покойного Александра и его политику. Он считал его настоящим врагом отечества и «истинной причиной восстания 14 декабря». «Не им ли, — писал Каховский,— раздут в сердцах наших светоч свободы, и не им ли она была так жестоко удавлена, не только в отечестве, но и во всей Европе»... «Быстро двинув умы к правам людей и вдруг, переменив свои правила, осадил их и тем произвел у нас все заговоры и скопища». Александр обманул свой народ. «В 25-летнее царствование покойного императора было время и смутное, но большая часть оного было время мирное. Кончилась война с Наполеоном; мы все надеялись, что император займется внутренним порядком в государств; с нетерпением дали закона постановительного и преобразования судопроизводства нашего; ждали и что ж? Через 12 лет ожидания лить переменилась форма мундиров гражданских». Каховский резко упрекал Александра в том, что он предпочитал побывать у развода, чем посетить высшее правительственное местоимение — сенат. Обратить внимание на образование армии и не заниматься устройством государства, я нахожу столь же гибельным для государя и отечества, как для человека частного, обратившего все его внимание на одежду и наружность свою и не старающегося об образовании внутренних, своих качеств. Александр, по мнению Каховского, совершенно не желал вникнуть в положение народа. Он смотрел лишь войска и не хотел видеть, что встречи, устраиваемые ему, — чисто декоративного характера. Целый ряд обвинений высказан в письмах Каховского по адресу покойного государя. Обвинения были общераспространенны, но Николай, должно быть, впервые выслушивал их в такой яркой форме.

Все желания Каховского сводились к заявлению о и необходимости «постановительного закона» т. е. конституции. В каждом своем письме Каховский необратно твердил с воодушевлением и страстью о необходимости для блага русского народа дать конституцию.

60

«Сударь! — писал он в первом же своем письме 17 декабря. —Верьте, я не обману вас! Moгу  ошибиться, но говорю, что чувствую: невозможно идти против духа времени; невозможно нацию удержать вечно в одном и том же положении; зрелость дает ей силу и возможность; все народы имел и имеют свои возрасты. Благодетельные правители следовали по течению возмужалости духа народного и тем предупреждали зло».

19 марта Каховский писал: «Цари самовластные много благотворят в частности; и покойный император много раздавал денег, орденов, чинов; но составляет ля это пользу общую?.. Нет, Государь! Не в частности надо благотворить, но благо­творить всему народу, и правление будет счастливо и покойно, безмятежно»... «Ради Бога, ради блага человечества, собственного вашего блага, оградите себя и отечество законом. Вам предстоит славное поприще! Дайте права, уравновесьте их и не нарушайте; водворите правосудие, откройте торговлю, покровительствуйте истинное просвещение — и вы сделаетесь другом и благотворителем народа доброго».

14 апреля Каховский вновь взывал к Николаю. «Дай Бог, чтобы вы, милосердый государь, основали благоденствие народное, властвовали не страхом», а любовью, и тогда наверно отечество будет счастливо и покойно.

Каховский указывал на то, что без «постановительнаго закона» царь не найдет поддержки ни среди окружающих, ни в войсках, ни в церкви. Все эти опоры шатки. Он бросал в лицо Николаю ядовитые сарказмы: «как вы думаете, государь, если бы вас не стало, из окружающих теперь вас много ли бы нашлось людей, которые истинно о вас  жалели?» С иронией Каховский отмечал, что «не солдаты составляют силу и опору тронов, и те обманываются, которые думают, что можно оградить себя штыками». «Ошибаются и те, которые полагают, что алтарь—опора трона вашего. 14 декабря доказало противное».

Каховский думал обольстить Николая историческими перспективами, раскрывающимися перед русским монархом, уничтожившим самодержавие. Государь, вы одни можете не только в отечества, но во всей Европе переменить систему правления, спасти троны и равно принести пользу и царям и народам». В письме к Левашову он пробовал указать этим глухим душам на суд истории. «Исчез обряд судить народу умерших царей своих до их погребения. Но история передает дела их на суд беспристрастного потомства. Не все историки подобны Карамзину. Деяния века нашего заслуживают иметь своего летописца—Тацита. Кто знает, может быть, и есть он, но таится в толпе народа, работая для веков и потомства. Он возвестит им истину: и благословения и проклятия потомков обнаружат дела, поразят и украсят венценосцев». Глас вопиющего в пустыне!


Вы здесь » Декабристы » ЖЗЛ » П.Е. Щёголев. «Пётр Григорьевич Каховский».