Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЖЗЛ » П.Е. Щёголев. «Пётр Григорьевич Каховский».


П.Е. Щёголев. «Пётр Григорьевич Каховский».

Сообщений 21 страница 30 из 74

21

РУССКИЙ БРУТ.

Миросозерцание Каховского о сложилось раньше, чем он узнал об обществе. Но разве нужно принадлежать к обществу, чтоб исповедывать его миросозерцание? «Мы не составлялись в обществе, но совершенно готовые в него лишь соединялись,—писал генералу Левашову Каховский 24 февр. 1826.— Начало и корень общества должно искать в духе времени и положении, в котором мы находимся. Я с немногими членами тайного общества был знаком и вообще, думаю, число их не велико. Но из большого числа моих знакомых, не принадлежащих ни к каким тайным обществам, очень немногие были противного со мной мнения. Смело говорю, что из тысячи молодых людей не найдется ста человек, которые бы не пылала страстно к свободе. И юноши, пламенея чистой, сильной любовью к благу отечества, к истинному просвещению, делаются мужами»  *.

С определенным миросозерцанием, с определенным настроением появился Каховский в столице. Он жаждал принести жертву за дело свободы. Из Петербурга он рассчитывал отправиться в Грецию и,  подобно Байрону, принять участие в борьбе за греческое освобождение.


*   «Общ. движ. в первую половину XIX в.». т. I, стр. 243. Оболенский ошибается, утверждая, что он служил в лейб-гренадерском полку.

22

Появление его было замечено декабристами. «Незаметно протекал 1825 год, — пишет Е. П. Оболенский в своих записках.— Помню из этого времени появление Каховского, бывшего офицера лейб-гренадерскаго полка, приехавшего в Петербурга по каким-то семейным делам/  Рылеев был с ним знакомь, узнал его короче и, находя в нем душу пылкую, принял его в члены общества. Лично я его мало знал, но, по отзыву Рылеева, мне известно, что он высоко ценил его душевные качества. Он видел в нем второго Занда. Знаю также, что Рылеев ему много помогал в средствах к жизни и не щадил для него своего кошелька» *.

Действительно, с Рылеевым Каховский был знаком уже давно. Еще в 1820 году между ними происходили разговоры об общественном служении. Сохранились датированные 1820 годом стихи Рылеева, посвященные Каховскому и написанные в ответ на стихи последнего, в которых он советовать ему навсегда остаться в Украине. Рылеев отвечает:

Чтоб я младые годы
Ленивым сном убил!
Чтоб я не поспешил
Под знамена свободы!

Нег, нет, тому во век
Со мною не случиться...
Тот жалкий человек,
Кто славой не пленится

Кумир младой души,
Она меня, трубой
Будя в немой глуши,
Ведет и  кличет за собой
На берега Невы» ** .

В первых своих показаниях Каховский отрицался от продолжительного знакомства с Рылеевым, настаивая на том, что он познакомился с ним в последний приезд в Петербурге, в доме Глинки; но в последнем признании он заявил решительно: «я не познакомился с Рылеевым у Глинки». Завязанная несколько лет тому назад отношения упрочились на почве политических разговоров и предприятий. 

* Сочинения К. Ф. Рылеева, ред. M. H. Мазаева. Спб. 1893 г., стр. 82.

  ** Это показание Рылеева опровергается приведенным выше свидетельством Оболенского и словами Каховского.

23

«Скоро я с ним,—писал в этом признании Каховский,— сошелся довольно коротко, бывал часто у него, он у меня, и всегда, при свиданиях, разговор наш большею частью быль о правительств. Согласие в мнениях нас подружило. Он открыл мне о тайном обществе, принял меня в оное и при самом принятии открыл мне и цель оного: истребление царствующей фамилии и водворение правления народного. Я с ним во всем быль согласен. Он просил меня распространять сведения, стараться усиливать общество надежными а полезными людьми, сказав: «особливо старайся принимать офицеров гвардии, но будь осторожен в выборе и не открывай цель настоящую, а лишь возбуждай ненависть к правительству и стремление к свободе; до прочего каждый сам дойдет. Рисковать нам много не надо. Mне с тобой скрываться не нужно, ты сам столько же готов, как и я; ты многое узнаешь, но пожалуйста при приеме не открывай членов в береги общество». Я нимало не скрываюсь. Рылеев мне не сказал ничего нового. Точно я давно быль готов. От меня не составил—через него я лишь соединился с обществом. Насчет распространения сведений, я их и без него делал».

Рылеев о знакомстве с Каховским дал 24 апреля несколько различающееся показание. «Каховский приехал в Петербурга с намерением отправиться отсюда в Грецию и совершенно случайно познакомился со мной. Приметив в нем образ мыслей совершенно республиканские и готовность на всякое самоотвержение, я после некоторого колебания решился его принять, что и исполнил, сказав, что цель общества есть введение самой свободной монархической конституции. Более я ему не сказал ничего: ни сил, ни средств, ни плана общества к достижению преднамерения оного. Пылкий характер его не мог тем удовлетвориться, и он при каждом свидании докучал мне своими нескромными вопросами; но это самое было причиною, что я решился навсегда оставить его в неведении» * .

Каховский утверждает, что Рылеев с самого начала открыл ему две цели общества: водворению правления народного и истребление царствующей фамилии. Рылеев отрицал это и стоял на том, что Каховский сам вызвался быть цареубийцей.

Различие в показаниях Каховского и Рылеева объясняется тем, что ни тот, ни другой не посмели сказать всей правды до конца.

*  Г. А.И. В. № 334. В дальнейшем ссылок на это дело Рылеева не делаем

24

Каховский должен был бы сказать, что он, действительно, обрекал себя в жертву родине, брал на себя крайний эффект революционной энергии, обещал поразить тирана. А он до конца жизни не сказал этого: быть может, потому, что сказать это значило бы обнажить свою душу, открыть сокровеннейшие замыслы. Быть может также, ему было чересчур тяжело рассказать царю, от которого он скрыл это и расположение которого—так казалось ему—он завоевал. В своих признаниях он доходил до утверждений, что он непременно выстрелил бы «по Государю», если бы тот подъехал к каре. Он даже иногда проговаривался: говоря о том, как накануне 14 декабря заговорщики умоляли его решиться на цареубийство, он высказывал удивление: «зачем меня было уговаривать, когда я сам вызвался?» Он сознавался в том, что когда ему открыли цель общества — истребление фамилии, он был согласен; и все же он не решался открыть своей инициативы, оригинальности своего замысла.

В своих ответах Каховский не один раз повторяет о своем самоотвержении, о своей готовности пожертвовать жизнью, ради блага отечества поразить родного отца, принести на алтарь любви к родине не только жизнь, а даже и честь. «Для блага общества я не видал преступления». И во всех этих фразах есть недоговоренное: он умалчивает о крайней цели, о конечном эффекте своего самоотвержения: истреблении тирана. «Человек, чем-то огорченный, одинокий, мрачный, готовый на обречение; одним словом Каховский. Он сам предложил себя на случай надобности в режициды» — как характеризуете его наблюдательный Штейнгель. Так он и остался в памяти всех декабристов, как режицида, как обрекший сам себя на жертву.

25

Не сказал всей тирады и Рылеев. Он не посмел сказать того, что Каховскому с самого начала была открыта цель общества — истребление фамилии и водворение народного правления. Впрочем, эта градация, пущенная в ход Каховским, не соответствует действительности: это не две равнозначущие и/или — истребление и водворение нового строя; это соподчиненные одна другой—переворота, необходимо связан­ный с истреблением. Каховский не случайно употребил эту градацию: она-то и могла заинтересовать его и привлечь его внимание к обществу. И нет сомнения, что, открывая ему о тайном обществе и зная его за человека, распаленного любовью к отечеству, Рылеев указал, что его «способности» найдут приложение в общества, а мечты воплотятся. А обществу были необходимы такие люди, как Каховский. Сам Рылеев, гражданский поэт, звавший к борьбе с самовластительным тираном и воспевавший Брута, понимал необыкновенность самоотречения; и его отношение к подвигу, как поэта, шло навстречу желаниям вождя и организатора тайного общества. Но он был слишком мягкий и добрый человек, и при малейшей попытке мысленно пред­ставить воплощение идеи он сейчас же отказывался от фактического осуществления. Давая во время следствия отчет в своих отношениях к цареубийству, Рылеев по временам отказывался даже верить, что в его голове родились мысли о цареубийстве. Он все время проверял себя и менял своя показания. Его последнее признание? «дабы совершенно успокоить себя, я должен сознаться, что после того, как я узнал о намерениях Якубовича и Каховского, мне самому часто приходило на ум что для прочного введения нового порядка вещей необходимо истребление всей царствующей фамилии. Я полагал, что убиение одного императора не только не произведете никакой пользы, но, напротив, может быть пагубным для самой цели общества, что оно разделит умы, составить партии, взволнует приверженцев августейшей фамилии и что все это совокупно неминуемо породить междоусобие и все ужасы народной революции. С истреблением же всей императорской фамилии я думал, что поневоле все партии должны будут соединиться или, по крайней мере, их легче можно будет успокоить. Но сего преступного мнения, сколько могу припомнить, я никому не открывал»... У Рылеева хватило сил сознаться в том, что он думал и соображал о цареубийстве но не хватало смелости признать, что он высказывался по этому поводу в разговорах с другими. И тут же об этих разговорах он сам сообщает!

26

Каховский понимал умерщвление тирана, как акт высшей нравственности; Рылеев, совершенно согласный с такой точкой зрения в своей поэзии, в жизни не мог даже представить себе убийства и, вынужденный своею ролью вождя тайного общества, смотрел на умерщвление тирана, как на акт крайней необходимости. Акт высшей нравственности и акт крайней необходимости—вот две точки зрения, исчерпывающие взгляды декабристов на момент цареубийства. На первой стоят индивидуалисты (Якушкин, Якубович, Каховский), на второй — партийные люди, организаторы общества. Но последние не разработали  своей точки зрения в приложении к партийной организации: они много говорили по этому поводу, но в программу своих действие не ввели. Поэтому-то с положениями «Донесения Следственной Комиссии» об отношении общества к цареубийству никоим образом нельзя согласиться.

Идея умерщвления тирана отвечала романтическому строю души Каховского, ибо это обречение на смерть другого человека и самого себя представлялось высшим подвигом жизни. Этот подвиг поднимал па необыкновенную высоту свершителя в его собственном сознании и в мнениях других. Манило и в то же время оправдывало бескорыстие подвига, полнейшее отсутствие личных мотивов. Одним лишь благом родины мотивировался этот подвиг, и возникало ревнивое отношение ко всякой возможности истолковать, использовать это дело как-нибудь иначе. Ревность была далее по отношению к обществу: «для отечества, но не для общества». Появлялось чувство враждебного противоположения себя обществу, и самая мысль, что общество, входя в сношение с обреченным, сознательно в своих целях воспользуется этим актом, сознательно готовит себе орудие, казалась неизмеримо обидной и тяжелой. Ведь идея самопожертвования была украшением жизни Каховского. Он, такой «невзрачный с виду, с обыкновенным лицом и оттопырившейся губой, придававшей ему вид дерзости»; человек с неудавшейся жизнью, пролетарий, не имевший средств к существованию, одинокий, без родственных и дружеских связей, таит в себе необыкновенные богатства духа: он принесет себя в жертву родине, обнаружить неизмеримую щедрость души, заходя в своем дерзновении беспредельно далеко, дальше всех. Эти мечтания создавали мистическое отношение к идее умерщвления тирана и наполняли жизнь мистическими переживаниями. Не представлялось возможности совершить сейчас же сокровенный замысел, приходилось ждать, и длительность только обостряла эти переживания.

27

Все эти соображения нужно иметь в виду для тою, чтобы понять самый процессе взаимодействия между Каховским и Рылеевым на почве раздумья в цареубийств.

Мысль о цареубийстве, об истреблении фамилии странным образом связывала Рылеева и Каховского. Член тайного общества был нужен Каховскому, потому что при его содействии он легче мог реализовать сокровенную мечту; русский Занд быль необходим Рылееву, потому что в распоряжении общества оказывался человек, который сделает в конце концов то, что так идет навстречу целям общества, и о чем среднему члену страшно подумать. К мысли об устранении фамилии чаще всего направлялось их соединенное внимание. Вокруг их разговоров, о цареубийстве создавалась душная атмосфера. Их нервы находились в напряженном состоянии, и отношения были порывисты: то улучшались, то ухудшались. Они сближались и расходились: то Каховский начинал подозревать Рылеева в нечистоте намерении и заявлял о своем выходе из общества, то Рылеев, вдруг уставая от его неистовства, начинал бояться, что несвоевременным покушением он испортить дело общества, и удалял Каховского из числа членов. А потом они опять сходились и рассуждали все о том же. До Каховского доходили льстившие ему, быть может, слухи о том, что Рылеев указываешь на него, как на Занда, но он горел от негодования, когда чувствовал, что на него смотрят, как на орудие Рылеева. Его несколько обижало отношение к нему Рылеева. Последние не прочь был разгласить о нем, как об обреченном, но не поспешил сблизить его с другими членами общества и посвятить в тайны организации. Кажется, Рылеев немного мистифицировал молодых членов «думой»: в сущности, вся «дума» была в нем самом, а он выдавал ее за необыкновенно авторитетное учреждение, в котором!, будто бы находились самые важные люди государства. Такая же игра была и с диктатором Трубецким. Трубецкой только показывался, мало или совсем почти не разговаривал с недавними членами, и для них он действительно был диктатором, держащим в своих руках судьбы общества и в нужный момент диктующим действия. Каховский очень тонко подмечал подкладку действий Рылеева: «Рылеев все и от всех скрывал, всем распоряжался, все брал на себя и, сколько я знаю, то по его отрасли совещаний никаких не было... И члены собирались лишь спорить: но он делал все по-своему; им выбран в диктаторы князь Трубецкой; нас всех в частных разговорах заставлял молчать, объявлял свои мнения волею диктатора; а диктатор, я не знаю, едва ли не был игрушкой тщеславия Рылеева». «Трубецкого, — говорит Каховский в другом своем ответе, — я даже никогда не слыхал говорящим. Он, кн. Оболенский, кн. Одоевский, Николай Бестужев, Пущин всегда запирались. Сие мне раз даже заметил Сутгоф, сказав: «нас, брат, баранами считают». И правда его. О чем они толковали, это мне известно; нам не сделали никаких распоряжений; согнал нас на площадь, как баранов, а сами спрятались». Как сильно в этих отзывах, данных много спустя (май 1826 г.) после роковых событий, чувство обиды на незаслуженное им недоверие, невнимание! Он — обреченный, а от него имеют тайны. Все это настраивало крайне возбужденно.

28

В показаниях декабристов переданы многочисленнейшие разговоры их о цареубийстве, отдельная фразы. Противоречие между ними очень значительно, каждый из них утверждал, что он не сказал тех слов, которая ему приписаны другим; один ссылается на другого. Один говорит, что это тот-де говорил о цареубийстве и изобрел такой-то метод истребления фамилии, а тот сваливал на первого. Все эти разговоры, рассеянные в различных показаниях, конечно, не имеют никакого значения для выяснения тактики декабристов в вопросе о цареубийстве: ведь в программу действий общества этот акт введен не был. Самое большее — перед 14 декабря предоставляли разрешение этого вопроса случаю или ждали действий от «обреченных», как это было с Каховским. Но все эти разговоры, не имеющие никакой юридической цены, важны для выяснения психологии декабристов: они вскрывали их душевное отношение к этому акту. И их нужно взять все целиком, во всей их полноте со всеми противоречиями и взаимными отрицаниями. Вот эти-то противоречия именно и характерны.

Пользуясь этими показаниями, мы нарисуем несколько моментов из истории отношений Каховского и Рылеева на почве главной идеи, их соединявшей. Воображение воскресит несколько сцен, разыгравшихся в Петербурге в достопамятный год. Boт рассказ Рылеева (24 апреля 1826 г.).

«В начале прошлого года Каховский входит ко мне и говорить:

— Послушай, Рылеев! Я пришел тебе сказать, что я решил убить царя. Объяви об этом Думе, Пусть она назначить мне срок.

«Я, в смятении вскочив с софы, на которой лежал, сказал ему:

— «Что ты, сумасшедший Ты верно хочешь погубить общество! И кто тебе сказал, что Дума одобрить такое злодеяние? — За сим старался я отклонить его от его намерения, доказывая, сколь оное может быть пагубно для цели общества; но Каховский никакими моими доводами не убеждался и говорил, чтобы я насчет общества не беспокоился, что он никого не выдаст, что он решился и намерение свое исполнить непременно. Опасаясь, дабы в самом деле того не совершил, я наконец решился прибегнуть к чувствам его. Мне несколько раз удалось помочь ему в его нуждах. Я заметил, что он всегда тем сильно трогался и искренно любил меня, почему я и сказал ему:

— Любезный Каховский! Подумай хорошенько о своем намерении. Схватят тебя, схватят и меня потому что ты у меня часто бывал. Я общества не открою, но вспомни, что я отец семейства. 3а что ты хочешь погубить мою бедную жену и дочь? «Каховский прослезился и сказал:

— Ну, делать нечего. Ты убедил меня!

— Дай же мне честное слово, — продолжал я, — что ты не исполнишь своего намерения. Он мне дал оное. Но после сего разговора он часто сталь задумываться; я охладел к нему; мы часто стали спорить друг с другом и, наконец, в сентябрь месяце он снова обратился к своему намерению и постоянно требовал, чтобы я его представил членам Думы. Я решительно отказал ему в том и сказал, что я жестоко ошибся в нем и раскаиваюсь, приняв его в общество. После сего мы расстались в сильном неудовольствии друг на друга. Засим узнал я, что его несколько дней не было в городе. Я спешил с ним увидеться, чтобы узнать, не ездил ли он в Царское Село, боясь, что не там ли он хочет исполнить свое предприятие, но подозрения мои оказались ложными. Он ездил в деревню, в которой была расположена рота Сутгофа. С самого того дня, как я узнал о намерении Каховского, я стал стараться о удалении его из Петербурга, и, наконец, советовал ему опять вступить в военную службу, представляя, что он в мундире полезнее будет обществу, нежели во фраке. Он согласился и подал прошение об определении его в какой-то пехотный полк, но ему отказали, потому что он служил в кавалерии. Я склонял его вступить в прежний полк, но как уже он совершенно обмундировался в пехоту, то и стал снова домогаться об определении в оную. Между тем при свиданиях  мы продолжали спорить и даже ссориться. И, наконец, видя его непреклонность, я сказал однажды ему, чтобы он успокоился, что я извещу Думу о его намерении, и что если общество решится начать действия свои покушением на жизнь государя, то никого, кроме его, не употребить к тому. Он этим удовлетворился. Это происходило за месяц до кончины покойного государя императора».

29

Зная пылкость и решимость Каховского, его нетерпеливое желание пожертвовать жизнью делу свободы, мы можем не сомневаться, что рассказ Рылеева соответствует действительности; но в то же время он кое-что замалчивает. Мы понимаем положение Рылеева, застигнутого врасплох вызовом Каховского: как, покушение в сентябре месяце, когда общество было бы просто не в состоянии использовать это покушение! Рылеев-то ведь знал, что представляло то таинственное общество, которое Каховскому казалось могучим и властным! Но Рылеев умолчал о том, что, удерживая Каховского в обществе, он непременно должен был выставлять истребление фамилии, как цель общества. Он и обнадежил Каховского, сообщив ему, что на маскараде в новый год или на Петергофском празднике можно будет привести в исполнение их взаимный замысел, истре­бить фамилию. Когда Каховскому были предъявлены показания Рылеева, он быль крайне возмущен ими и, должно быть, в особенности отрицанием своей собственной роли в процессе обдумывания цареубийства. Выходило так, что он напрашивался с своим замыслом, а общество собиралось только  поумнее воспользоваться актом Каховского! В своих ответах он не пощадил Рылеева.

«Обстоятельства мои не позволили мне надолго оставаться в Петербурге; брать мой уехал, и я вслед за ним хотел выехать. Переехал из трактира «Лондон», где я жил, в дом Энгельгардта, в Коломну, и в продолжение двух или более недель не видался с Рылеевым. За день перед отъездом моим я пошел к нему проститься, и он об отъезде моем не знал; со мной вместе из дому вышел и Энгельгардт; сколько я помню, кажется, он пошел к графу обедать. В переулке от Мойки в Офицерскую улицу нам встретился Рылеев с Сомовым; я остановился с ним, и Энгельгардт тоже. Рылеев стал мне выговаривать, что мы давно не видались, и сказал:

— À мне до тебя есть дело.
—Я отвечал ему, что был у него несколько раз, но не заставал его и теперь шел к нему.

— Да, хорошо ко мне!

— Спроси Энгельгардта, что к тебе шел. — Энгельгардт при сем сказал: «точно, он шел к вам проститься: он завтра едет» и с сим поклонился и ушел. Рылеев стал спрашивать, куда я еду и зачем? Я сказал ему, что еду домой, в Смоленск. Он стал меня уговаривать остаться, но я сказал ему откровенно, что не могу остаться, не имею денег, чтобы жить в Петербурге. Он возразил на сие.

— Э, братец! Как же тебе не стыдно, зачем ты мне не сказал? Возьми денег у меня, сколько тебе надо. — Пригласил меня идти вместе к нему обедать. Ввечеру просил меня зайти к нему, говоря, что ему нужно со мной переговорить: «и я думаю, я успею уломать тебя остаться здесь». Ввечеру пришел к нему; он сталь мне говорить, что я необходимо нужен, что общество скоро начнет свое действие, и упрашивал меня остаться, говоря, что через меня соединяется лейб-гренадерский полк. На слова мои:—зачем я останусь, когда вы еще нач­нете действовать?—он поклялся мне, взглянув на образ, что непременно в 1826 году; что все почти готово, членов достаточно, что лишь остается при­готовить солдат. Тут он мне сказал, что положено истребить царствующую фамилию или в маскараде на новый год, или на празднике в Петергофе. Он советовал мне вступить в службу в новго­родское поселение, говоря, что обществу нужно там иметь людей надежных, и что я в несколько месяцев успею там приготовить несколько к восстанию и что мне в том там будут помощники. Я со­гласился с ним остаться в Петербурге, но в новгородское поселение идти служить но решился. Он советовал мне подать в какой-нибудь полк, говоря, что в мундире я буду виднее и более буду в силах действовать на солдат при восстании, и что при определении найдут средства оставить меня в Петербурге. Советовал мне определиться в учебный кара­бинерный полк, но я и на сие не согласился. Подал просьбу в елецкий пехотный полк, куда я и прежде сего думал определиться. Я занял у Рылеева денег, и он поручился за меня портному (все сие было в начале прошлого года). В принятии меня в пехоту  мне отказали. Я остался в Петербурге ждать предполагаемого восстания.

30

«Рылеев, видя во мне страстную любовь к родине и свободе, пылкость и решительность характера, стал действовать так, чтобы приготовить меня быть кинжалом в руках его. Но он не умел себя хорошо вести и очень во мне ошибся. Я не буду говорить всего, как он мне представлял в примеры Брута, даже Соловьева, который убил Батурина. Просто скажу вашему превосходительству, что Рылеев потерял рассудок, склоняя меня. Он думал, что он очень тонок, но был так груб, что я не знаю, какой бы невежа его не понял. По приезде Якубовича из Москвы Рылеев рассказывал мне, что будто Якубович решался убить императора в параде на Царицыном лугу. Вы изволили слышать, как он себя оправдывал; я расскажу вам весь, о чем разговор мой с ним, чтобы вы могли судить, как он изворачивался. Он говорил:

— Не правда ли, Каховский, славный бы поступок был Якубовича?

— Ничего, брать Рылеев, нет здесь славного: просто мщение оскорбленного безумца; я разумею славным то, что полезно.

— Да, я с тобой согласен, потому и удержал Якубовича до время; но я говорю, что какой бы урок царям. Тиран пал среди тысячи опричников.

— Что же такое, что пал! завтра будет другой. Хорошо, если можно поразить тиранство, а уроков— разверни историю и найдешь их много.  — Я тебя знаю, ты только, чтоб спорить, а сам Защищаешь Занда.

— Да, Рылеев, против бессмысленных невежд. — Ты так завистлив, что вечно все то осуждаешь, чего сам не можешь сделать. Ну, а не говорил ли ты, что и Соловьев сделал дело?

— Да, говорил, потому что Соловьев ничего не мог более сделать; но нам руководствоваться личным мщением гадко и жертвовать собой надо знать для чего. Идти убить царя—мудреного ничего нет:— и всех зарезать не штука; но, низвергнув правление, надо иметь возможность восстановить другое; а иначе, брат, безумно приступать. Завидовать, право, мне нечему: я готов сейчас собой пожертвовать, но хочу, чтоб из того была польза.

— Однако скажи, что может ли положение России, при каком бы то ни было перевороте, быть хуже, чем теперь?

— Потому я иного не рассуждаю и соглашаюсь с тобой».

Оценивая этот рассказ, мы должны принять во внимание, что это был, очевидно, один из многих душных разговоров о цареубийстве, происходивший—надо полагать—сейчас же по возобновлении их сношений, когда Рылеев испытывал «чистоту» Каховского и нащупывал почву. Быть может, раздраженный Каховский обострил тут роль Рылеева я исказил действительность, но мы останавливаемся лишь на мелькающих тут аргументах цареубийства, несомненно высказанных по тому или иному поводу: тут и восхваление самоотвержения Якубовича, и выяснение чистоты его намерений, и осторожная (высказанная в мае 1826 г.) похвала Занда—как раз вся характерная по тому времени обстановка.


Вы здесь » Декабристы » ЖЗЛ » П.Е. Щёголев. «Пётр Григорьевич Каховский».