Г.Л. Невелев

Панихиды по казненным декабристам

Утром 14 июля 1826 г. на Сенатской площади в Петербурге с участием войск, находившихся в день восстания в строю, состоялся искупительный молебен. На площади поставили алтарь, и митрополит Серафим, окропляя святой водой ту часть площади, где произошло возмущение, очищал столицу от «посрамивших ее злодеяний». Протоиерей П.Н. Мысловский «отпустил образ Казанской Божьей Матери на молебствие с другим священником, а сам в то же время надел черную ризу и отслужил в Казанском соборе панихиду по пяти усопшим. [Е.И.] Бибикова зашла помолиться в Казанский собор и удивилась, увидав Мысловского в черном облачении и услышав имена Сергея, Павла, Михаила, Кондратия» (Якушкин 1951:83). 13 (25) января 1831 г. в Варшаве состоялась политическая манифестация в память о декабристах. Мемуарные свидетельства об этом оставили участники событий, члены Патриотического общества (М. Мохнацкий, И. Прондзинский, Ю. Немцович и др.)1. Их воспоминания существенно дополняет «Записка» Ф.Новицкого, протоиерея Варшавской греко-российской церкви и благочинного Греко-российских церквей в Польском царстве, составленная им 2 сентября 1831 г. в связи с «наветами» и возникшими подозрениями в его причастности к проведению демонстрации2. Ф.Новицкий подробно рассказывает о переговорах с представителями Патриотического общества, обратившимися к нему с предложением отслужить панихиду по казненным декабристам, о своем обращении за помощью и содействием к И. Лелевелю, о маршруте и ходе демонстрации. К «Записке» Ф.Новицкий приложил номер газеты «Nowa Polska» от 26(14) января 1831 г., в котором было помещено сообщение о прошедшей манифестации. Публикация подписана инициалами «М.М.» и принадлежала М.Мохнацкому3. Это — первый отклик на события в польской прессе, не учтенный в специальной литературе. Обычно упоминается лишь статья в «Nowa Polska» от 3 марта (19 февраля) 1831 г. Авторство М.Мохнацкого устанавливается сопоставлением текста газетного сообщения и его воспоминаний.

К «Записке» Ф.Новицкого приложено (также неизвестное в специальной литературе) отпечатанное типографским способом объявление, которое рассылалось по почте жителям Варшавы и расклеивалось на стенах домов: «Патриотическое общество приглашает уважаемых граждан завтра в 10 часов утра в Греческую часовню на Подвалье. Тем, помолившись о душах мучеников за русскую свободу, траурная процессия с членами академической гвардии занесет гроб в университетский зал заседаний, где назначенные обществом ораторы почтут вечную память Муравьева, Бестужева, Рылеева, Каховского и Пестеля». В 1830-1850-х гг. польской революционной эмиграцией проводились политические митинги памяти казненных декабристов во Франции (январь 1833 г.) и в Англии (июль 1841 г.) (Очерки 1976: 112, 118, 136). Один из таких лондонских митингов упоминает, в частности, А.И. Герцен (Герцен 1956: 91). В октябре 1862 г. «Колокол» поместил сообщение из Москвы: «В июне месяце, в день памяти наших пяти мучеников, в одной московской церкви была отслужена по них панихида, за которой было сорок человек, в числе их было семь дам в трауре. Чтобы сделать панихиду негласной, служил один священник без дьякона и причета, ее пели сами присутствовавшие. По окончании священник сказал несколько слов о их подвигах. Участвовавшие покорно просят вас, м[илостивый] г[осударь], почтить память мучеников напечатанием об этой панихиде на столбцах вашего журнала; ни Филарет, ни жандармы никогда не узнают ни священника, ни участвовавших». О другой панихиде узнаем по сохранившемуся объявлению, вывешенному в июльские дни 1917 г. в Петроградском институте инженеров путей сообщения: «Во вторник 13 июля с.г. в 1 час дня в церкви Института инженеров путей сообщения (Забалканский пр. 9) будет отслужена панихида по казненным 13 июля 1826 года декабристам: инженере путей сообщения Сергее Ивановиче Муравьеве-Апостоле, Павле Ивановиче Пестеле, Петре Григорьевиче Каховском, Кондратии Федоровиче Рылееве и Михаиле Павловиче Бестужеве-Рюмине»