«Московский журнал» №6 1992.

Михаил Артамонов

Дом Свиньина

В рассказе "Хитровка" В. А. Гиляровский писал: "В адресной книге Москвы за 1826 год в списке домовладельцев значится: "Свиньин Павел Петрович, статский советник, по Певческому переулку дом № 24, Мясницкой части на углу Солянки". Свиньин воспет Пушкиным: "Вот и Свиньин, Русский Жук". Свиньин был человек известный: писатель, коллекционер и владелец музея. Впоследствии город переименовал Певческий переулок в Свиньинский... В 1839 году умер Свиньин, и его обширная усадьба и барские палаты перешли к купцам Расторгуевым, владевшим ими вплоть до Октябрьской революции". Теперь переулок носит название Астаховский.
Действительно, Павел Петрович Свиньин (1787 — 1839) — тесть писателя А. Ф. Писемского — был на редкость интересным человеком. Учился он в Благородном пансионе Московского университета вместе с поэтом В. А. Жуковским и идеологом декабристов — Н. И. Тургеневым. Затем окончил Академию художеств в Петербурге. В 1806 году поступил на службу в Министерство иностранных дел. Тогда же в качестве дипломатического чиновника совершил морское путешествие на бриге "Рафаил" по Средиземному морю в эскадре адмирала Сенявина, во время плавания посетил Англию и Испанию. Об этих путешествиях в 1818 году он написал воспоминания, в которых сообщил много интересных сведений о действиях русской эскадры в Средиземном море во время второй войны с Наполеоном и немало подробностей о личности адмирала Сенявина. С 1808 года был прикомандирован к русской дипломатической миссии в Североамериканских Соединенных Штатах. Проживая в Филадельфии в качестве секретаря русского генерального консула, познакомил американцев с русскими столицами — Москвой и Петербургом, издав там книги на английском языке с собственными замечательными иллюстрациями. Позднее Свиньин написал "Взгляд на республику С. Ш. Американских областей".
Павел Петрович занимался также живописью. В 1811 году за картину "Суворов на отдыхе" его избрали академиком Петербургской академии художеств. После возвращения в 1818 году на родину он проявляет все больший интерес к прошлому русского народа и современному положению различных областей России. Свиньин много путешествует. Побывал он в Крыму, на Украине, проплыл по Волге и Дону. Первым литературным опытом его были "Отечественные записки", основанные и издаваемые им с 1818 года как периодический сборник, а с 1820 по 1830 год — в виде ежемесячного журнала, в котором печатались многие видные литераторы того времени.
Перу Павла Петровича принадлежат исторические романы "Ермак", "Шемякин суд" и незаконченная история Петра. Наиболее интересной его работой считаются "Картины России и быт различных народов", опубликованные после его смерти в 1839 году. Издание снабжено литографиями, превосходно выполненными самим писателем. При жизни Павел Петрович собрал собственный "Русский музеум", состоящий из картин, скульптурных слепков, нумизматической коллекции, собрания рукописей.
Ученый-этнограф, литератор, художник, член Российской академии наук и академик живописи — такова личность Павла Петровича Свиньина.
Нас, естественно, заинтересовал вопрос, где находилось домовладение Свиньина, что оно собой представляло и что от него сохранилось в наши дни? Пришлось обратиться в Городской исторический научно-технический архив Глав-АПУ (ул. Брянская, 9). На карте-плане Москвы за 1901 год (лист Мясницкой части) на правой стороне Свиньинского переулка располагалось только два домовладения под номерами 396/386 и 385/403. По описи "Дореволюционного фонда" эти дома соответствовали "единицам хранения". При просмотре дела2 выяснилось, что домовладение, примыкавшее непосредственно к Солянке, принадлежало в 1802 году прапорщику И. С. Черепанову, в 1817-м — купцу И. Иванову, в 1873-м — штабс-капитанше М. Ф. Кабижской, в 1887-м оно уже числилось за женой коллежского секретаря Л. Ф. Балашевич. В 1890 году домовладение приобрел торговый дом Д. и А. Расторгуевых. В июне 1909 года Расторгуевы продали его действительному статскому советнику П. И. Харитоненко (с этого года домовладение получило номер 386). Оно сохранилось и в настоящее время (дом № 13 по ул. Солянка). Обратим внимание на то, что среди владельцев дома на углу Солянки Свиньины не значатся.
В деле сразу же обнаружилось три ватмана с планами домовладения 385/403. Первый — "План двора действительного тайного советника и кавалера Петра Сергеевича Свиньина Мясницкой части под номером 26...сочиненном в Комитете...в августе 1802 года". На втором плане. составленном в 1817 году, владельцем двора называется его сын — действительный статский советник и кавалер Павел Петрович Свиньин. А в третьем, составленном уже в 1854 году — сын Павла Петровича, отставной ротмистр Петр Павлович Свиньин (домовладение получило номер 403, до этого был — 385). В 1869 году владение принадлежало уже инженер-капитану И. А. Ромейко, который в 1888-м продал его потомственному почетному гражданину И. П. Кулакову, владельцу ночлежных домов на Хитровом рынке. С 1914 года домовладение перешло к его наследникам — Муни.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9112/53420750.26/0_d59d6_fed0cda1_XL.jpg

План домовладения № 385/403. Ошибочно указан Астраханский переулок, вместо Астаховского. Он же Певческий, потом Свиньин. Сейчас снова Певческий.

Что же собою представляло домовладение Свиньиных? Оно располагалось на стыке Петропавловского и нынешнего Астаховского переулков (в начале XIX века они назывались: Проезжий переулок к Белому городу и Проезжий переулок к Яузским воротам). По Петропавловскому переулку двор граничил с церковью Апостолов Петра и Павла и ее кладбищем. Площадь подворья Свиньиных в разные годы примерно составляла немногим больше полугектара. Так как участок имел почти треугольную форму, то протяженность его по Петропавловскому переулку составляла примерно 115 метров, а по Аста-ховскому — 125 метров. В центре участка располагался трехэтажный каменный жилой дом (1) — настоящий дворец, обращенный фасадом к нынешнему Астаховскому переулку. Дворец был построен в стиле ампир, в середине по второму и третьему этажам украшенный колоннадой. Дом был очень вместительным — по фасаду на всех трех этажах имелось по 19 окон различной величины. Слева и справа от дворца располагались два одноэтажных каменных флигеля (2, 3), соединенных с основным зданием узкими деревянными галереями (возможно, и заборами). Между флигелями находились въездные ворота с жилой деревянной сторожкой. Кроме этих трех жилых строений были еще два жилых дома: каменный двухэтажный дом (4) по Петропавловскому переулку и одноэтажный кирпичный (7) на стыке переулков (одно время здесь была кузница). Остальные постройки (5, 6, 8, 9, 10, 11, 12 и т. д.), расположенные по краям участка, были нежилыми и использовались под конюшню, сараи, погреба и другие хозяйственные помещения. Все они были одноэтажные, большая часть — деревянные, только здания (8) и (9) были кирпичные. На правом краю усадьбы находился колодец. Со стороны Петропавловского переулка — хозяйственные ворота. Свиньины не перестраивали дворец, изменился внешний вид только хозяйственных построек.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9322/53420750.26/0_d59d7_e5ce11d_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9833/53420750.26/0_d59d8_ae5e72e_XL.jpg

Новый хозяин усадьбы, И. А. Ромейко, с задней стороны двора пристроил трехэтажную каменную галерею (в сторону Петропавловского переулка). С дворцом она соединялась легкой деревянной галереей.
Последний дореволюционный владелец этого поместья Кулаков присоединил его к своему основному владению, расположенному на правой стороне Петропавловского переулка, включая и Хитровку. Он перестроил под доходные дома свиньинские каменные здания, расположенные вдоль Петропавловского переулка.
Как следует из архивных материалов, в 1922 году свиньинский дворец пришел в ветхость, и было принято решение о его сносе. В 1925 — 1926 годах здание (7) было достроено до четырех этажей и получило название "дома Муни на Хитровом рынке".
Сейчас старые строения усадьбы Свиньиных не сохранились. Начиная от церкви Апостолов Петра и Павла, по всему переулку тянется четырех- и пятиэтажное жилое здание современной постройки, дойдя до угла, оно заворачивает далее на Астаховский переулок (дом 1/4, корпуса 1,2 и 3). Правее его (к Солянке) находится пятиэтажный дом аналогичной архитектуры (дом 1/2). В центре участка, на том самом месте, где находился когда-то дворец Свиньиных, размещается благоустроенная детская площадка...

Казалось бы, на этом можно было бы закончить рассказ о доме Павла Петровича Свиньина — литератора, основателя и издателя журнала "Отечественные записки", если бы не одно но...
Дело в том, что дворец принадлежал не этому Павлу Петровичу Свиньину, о котором мы рассказали, а... другому Павлу Петровичу Свиньину, тоже статскому советнику и кавалеру! Да, уважаемый читатель, в одно и то же время жили два Павла Петровича Свиньина: один в Петербурге (писатель и художник), другой — в Москве (полковник, а затем — статский советник). Года три назад, исследуя совсем другие вопросы, нам потребовалось разобраться в родословной Свиньиных. Известный московский историк Ю. Б. Шмаров, собравший уникальные материалы по старинным русским дворянским родам, любезно позволил ознакомиться с "папкой" рода Свиньиных. Тогда выяснилось, что у петербургского генерал-лейтенанта Петра Сергеевича Свиньина был сын Павел Петрович (1787 — 1839) — будущий писатель и художник, а у московского Петра Сергеевича Свиньина, тоже генерал-лейтенанта, был сын Павел Петрович (1772 — 1836) — полковник. У этого полковника был сын-наследник Петр Павлович Свиньин, ротмистр в отставке, а у петербургского Павла Петровича Свиньина среди его многочисленных детей сына Петра не значилось.
Московскую же усадьбу после смерти Павла Петровича Свиньина унаследовал, как мы уже видели, его сын — отставной ротмистр Петр Павлович Свиньин. Таким образом, усадьба у Хитровской площади принадлежала московской ветви Свиньиных, а не петербургской, к которой принадлежал писатель и художник Павел Петрович Свиньин. Но и это не все. Оказывается, отставной ротмистр Петр Павлович Свиньин никто иной, как декабрист. В книге "Восстание декабристов" читаем: "Поручик кавалергардского полка Петр Павлович Свиньин был принят в Северное общество в 1825 году. Знал только то, что цель оного была введение конституции. В члены никого не принял, на совещаниях общества не был, в происшествии 14 декабря участия никакого не брал и в сие время находился вне Петербурга... Содержался в крепости с 26 декабря 1825 года... По высочайшему приказу 7 июля переведен в Харьковский драгунский полк". Оттуда же узнаем, что Петр Павлович родился в 1801 году в Смоленске в семье полковника Павла Петровича Свиньина от брака его с Екатериной Александровной Алексеевой (1763 — 1807). Уволен со службы ротмистром в 1831-м, после чего под секретным надзором поселился в Москве.
В 1838 году возник вопрос о его право проживать здесь, и он был выслан из Москвы, но вскоре эта мера была отменена. Известно еще, что в 1841 году ему было разрешено проживать в Петербурге с сохранением надзора. Только в августе 1856-го, по случаю коронации нового царя, секретный надзор с П. П. Свиньина был снят. Декабрист был холост. Прожил он долгую жизнь, умер в 1882 году и похоронен вместе со своим отцом в Симоновом монастыре (петербургский Павел Петрович Свиньин похоронен в некрополе Александро-Невской лавры). К сожалению, могилы Свиньиных в Симоновом монастыре не сохранились — они были снесены при постройке в 1937 году архитекторами братьями Весниными Дворца культуры автозавода на месте собора Симонова монастыря.
Почему Петр Павлович Свиньин продал свою родовую московскую усадьбу инженеру Ромейко за много лет до своей кончины — нам неизвестно. Мы только знаем, что он имел еще дом, унаследованный от тетки, по улице Чернышевского, 40 (бывшая Покровка) и небольшое имение в деревне Хрущеве Рузского уезда Московской губернии".
Не будем укорять бытописателя Москвы Владимира Алексеевича Гиляровского за допущенную им ошибку в рассказе "Хитровка": проживание в одно и то же время двух тезок — действительных статских советников и кавалеров Павлов Петровичей Свиньиных, имевших к тому же отцов — тоже полных тезок, явление уникальное.

Гиляровский В. Москва и москвичи. М-, 1957. С. 44.
Городской исторический научно-технический архив ГлавАПУ. Опись "Дореволюционный фонд", ед. хр. 396.
Восстание декабристов: Материалы, м.: Л., 1925. Т. I. С. 172, 392 — 393.
Чеботарева С. А. Декабристы в Москве// Памятники Отечества. 1986. М 1. С. 40. Артамонов М., Моченая К. Рузский крой М 1978. С. 143.