Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » РОДОСЛОВИЕ И ПЕРСОНАЛИИ ПОТОМКОВ ДЕКАБРИСТОВ » Муравьёв Александр Артамонович.


Муравьёв Александр Артамонович.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Деревня Малый Наволок была построена на месте пашен деревни Большой Наволок, к югу от нее. В 1783 г. Малым Наволоком, как и сельцом Репьи, владели Гаврила Иванович Па зимой, Василий Иванович Моложенннов и Василий Иванович Косицкий. Тогда в деревне было 13 дворов, душ мужского пола 63 и женского 70.

В 1817-1822 гг. две части деревни купил Егор Карлович фон Лоде, а третья часть, лежащая между его владением и Большим Наволоком, стала казенной. Чтобы не было путаницы в названиях, Егор Карлович назвал свое имение Средний Наволок, хотя оно лежало к югу от Малого Наволока, а не посередине между двумя деревнями. Весь участок фон Лоде в 120 десятин занимали пашни, и лишь по берегу Череменецкого озера узкой полосой тянулся небольшой лесок. Крестьян здесь не было, их он купил вместе с деревней Бутковичи, расположенной на перешейке между озерами Врево и Череменецким.

К 1837 г. было окончено формирование усадьбы площадью 6 десятин 1225 квадратных саженей. Все постройки располагались вблизи дороги, по обеим ее сторонам. На западной стороне — господские, на восточной — хозяйственные. Построек было немало, ведь дворовых было 32 человека: 15 мужчин и 17 женщин. Это и неудивительно, поскольку семья у Егора Карловича была большая.

Выходец из лифляндских дворян, Егор Карлович воспитывался в военно-сиротском доме и в 1802 г. начал службу в Софийском (позже Егерском) полку прапорщиком. В чине штабс-капитана он участвовал в кампании 1806-1807 гг. против Наполеона, в битвах при Пултуске и Остроленке, а в сражении при Прей-сиш-Эйлау был ранен навылет в правую руку и был вынужден выйти в отставку, получив за это сражение золотой крест.

В Отечественную войну 1812 г. он вступил в С.-Петербургское ополчение и в составе войск П.Х.Витгенштейна штурмовал Полоцк и Витебск, где проявил мужество и храбрость. Как отмечено в формуляре, он «находился все время впереди и, несмотря на беспрестанные выстрелы, перешел по горевшему мосту; и дрались в улицах мужественно с превосходящим числом противников». За это сражение Егор Карлович был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. Во время заграничного похода он участвовал в блокаде Данцига в 1813 г. За кампанию 1812-1814 гг. Егор Карлович получил медаль в намять Отечественной войны 1812 г., а ямбургское дворянское собрание преподнесло ему серебряную стопку с изображением герба рода фон Лоде.

Егор Карлович был женат на Устинье Устиновне Пейкер, сестре ямбургского помещика. С 1816 по 1823 год у них родились три сына и две дочери. Егор Карлович в это время служил плац-адъютантом в С.-Петербургской крепости, а в 1824 г. перешел на статскую службу в гатчинское городовое правление. В 1826 г. «за ревностную службу... прилежную деятельность и усердие» он был удостоен ценного подарка — бриллиантового перстня.

Оценив расторопность и усердие Егора Карловича, императрица Мария Федоровна назначила его для ревизии имения, устроенного для питомцев Воспитательного дома в Смоленской губернии, а в 1827 г. командировала его в Саратовскую губернию для покупки имения воспитанникам Московского воспитательного дома. Здесь Егор Карлович занялся устройством колонии, названной в честь ее основательницы Мариинской. Для руководства молодыми выпускниками воспитательного дома Егор Карлович привлек немецких колонистов, населявших этот край с екатерининских времен. Вместе с Е. К. фон Лоде с 1826 по 1830 год здесь жила и вся его семья.

2

В 1831 г. он уволился «по расстроенному здоровью» и вернулся в столицу, определился чиновником для особых поручений в Министерство внутренних дел, где дослужился до чина коллежского советника; в 1832 г. стал прокурором евангелическо-лютеранской генеральной Консистории.

Только по возвращении в Петербург Егор Карлович смог приступить к устройству усадьбы на земле, купленной в 1822 г. Подтверждением тому служит план усадьбы, составленный в 1837 г.

Участок, выбранный Егором Карловичем для своей усадьбы, представлял собой плато с крутым спуском к Череменецкому озеру. Он был небольшим, но распланирован очень рационально. Барский дом поставили на бровке склона, парадный двор перед ним обсадили с трех сторон деревьями, разбили овальный партер, посадив в его центре вяз; за рядами деревьев, от дороги до кромки склона, насадили регулярные фруктовые сады.

На склоне развели пейзажный парк, окруженный валами. Четкость его границ подчеркивали кусты акации желтой, посаженные по всему его периметру. В районе нижней приозерной террасы почвы были переувлажнены, и потому здесь вырыли пруды, соединив их протоками с озером. От дома в парк вела каменная лестница. Полуовальные линии ее изгиба как бы повторялись в рисунке насаждений. По центру парка проложили дорожку-просеку, к северу от которой раскинулся тенистый парк, где группы деревьев разных пород — березы, ели, сосны, липы, дубы, ясени, клены, лиственницы, окруженные кустарниками акации желтой, жимолости, лещины, смородины, крушины, — были живописно разбросаны по лужайкам.

Южнее центральной дорожки, в верхнем склоне, устроили полуовальный выступ-терраску, где, возможно, стоял дом садовника. Предполагать это позволяет спускающаяся сейчас по склону от уступа большая открытая поляна, весьма удобная для размещения здесь на юге оранжерей, теплиц или ягодника. Иначе трудно объяснить ее предназначение. Это чередование высоких деревьев и низких кустарников, затененных и светлых частей, лужаек и полян придало замкнутому в своих границах рукотворному парку черты естественности.

Конечно, для большой семьи было необходимо и помещичье хозяйство, тем более, что собственной деревни поблизости не было. Человек практичный, Егор Карлович вынес его за пределы парадной части, расположив напротив, через дорогу, на отдельном участке, обсаженном по границам рядами деревьев. Здесь находились соединенные в форме каре скотный двор, конюшни, птичник, свинарник, различные службы и огороды. Егор Карлович позаботился не только об усадьбе. Вокруг нее, в полях, он также насадил ряды деревьев, что весьма оживило равнинный пейзаж.

Эту благоустроенную усадьбу после смерти Егора Карловича, последовавшей в 1844 г., унаследовала его вторая жена Ели-
завета Ивановна, урожденная Корф, на которой он женился после смерти Устиньи Устиновны. В 1850 г. Елизавета Ивановна продала поместье соседке — владелице имения Солнцев Берег Анне Романовне Энгельгардт, старшая дочь которой Екатерина Федоровна в тот год вышла замуж за Константина Михайловича Девиера. В 1856 г. он завещал ей свои вотчины в Новгородской и Рязанской губерниях, а также Средний Па волок, «как полученное мною в ее приданое имение», писал Девиер в завещании.

3

Через три года после смерти Константина Михайловича, в 1862 г., его тридцатилетняя вдова вышла замуж за сына декабриста Александра Артамоновича Муравьева. Старинный новгородский род Муравьевых издавна владел в верховьях реки Луги имением Теребони, разделившимся в давние времена между братьями на две части, названные Большие и Малые Теребони. В конце XVIII в. Большие Теребони достались деду Александра Артамоновича Захару Матвеевичу, и здесь провел свое детство декабрист Артамон Захарович. За границей он учился медицине и в саду на берегу Луги разводил целебные травы. Возможно, что в диком виде их можно найти и сейчас. Когда Артамон Захарович умер в ссылке в Сибири, его вдова Вера Алексеевна, урожденная Горяинова, устроила во флигеле домовую церковь, вместо которой новые владельцы в 1904 г. построили каменный храм. В господском доме в Больших Теребонях были собраны портреты многочисленного рода Муравьевых. В 1872 г. Большие Теребони у Александра Артамоновича купила владелица Малых Теребоней вдова Валерьяна Николаевича Муравьева Надежда Федоровна, урожденная Миркович, дочь владельца лужского имения Заполье.

А Александр Артамонович с матерью Верой Алексеевной перебрался в поместье жены Средний Наволок, куда он еще а 1867 г. перевез всю библиотеку из Теребоней, отчего некоторые краеведы стали считан. Средний Наволок родовой вотчиной Муравьевых. Эту же ошибку можно обнаружить в воспоминаниях С.Д.Шереметева: «На берегу Череменецкого озера было имение Веры Алексеевны Муравьевой, жены декабриста и ее сына Александра Артамоновича, к которым Софья Михайловна (Шереметева. — Авт.) была очень расположена».

Александр Артамонович и Екатерина Федоровна, выросшие в старинных русских усадьбах, обладали, конечно, большой усадебной культурой и вносили свое в достаточно благоустроенную Егором Карловичем фон Лоде усадьбу. Именно при них парковая композиция получила окончательное завершение. Муравьевы дополнили парк новыми насаждениями, видовыми площадками, прудами, прогулочными дорожками.

4

Екатерина Федоровна овдовела в 1881 г., а в 1889 г. похоронила своего единственного сына Георгия, умершего в 23-летнем возрасте. После этого она сразу же продала имение мануфак-тур-советнику Карлу Яковлевичу Палю. Он направил все усилия на увеличение его доходности, но парк, как в Репьях, содержал в порядке, даже обновил новыми посадками модных в то время пород: пихты сибирской, тополя белого, ивы белой и различными кустарниками.

Сейчас границы усадьбы и композиционные особенности парка еще прослеживаются, можно найти деревья 120-160-летнего возраста, но нижняя прибрежная полоса переувлажнена и требует восстановления водной системы. На плоскогорье тоже уцелели некоторые старые посадки, но они зажаты современными домами поселка и, конечно, свалками. Хозяйственный двор используется как машинный, и здесь функционируют дво старых здания, сложенных из камня. В парадной части на плато, вдоль границ хозяйственного двора и в полях сохранились ряды деревьев, которые не только украшали местность, но и служили стержнем всей композиции.

Созданная в 1830-е гг. в Среднем Наволоке усадьба была примером скромного поместья небогатых владельцев высокой культуры, сумевших на небольшой территории устроить уютный уголок для простой, неприхотливой и содержательной жизни в сельской местности.

5

МУРАВЬЕВ Александр Артамонович

12 сентября (24) 1821 — 13 (25) июня 1881

Живописец, график

Биографические сведения немногочисленны.

Из дворянской семьи; сын полковника, командира Ахтырского гусарского полка, декабриста Артамона Захаровича Муравьева.

Систематического художественного образования не получил. В 1852 был удостоен звания художника за представленные в Совет ИАХ копию с картины Б.-Э. Мурильо «Мальчик-нищий» и портрет. Писал картины на исторические сюжеты, пейзажи, портреты.

Находился на государственной службе; был председателем Новгородской казенной палаты.

6

http://s6.uploads.ru/kW1rO.jpg
Могила действительного статского советника Александра Артамоновича Муравьёва (12.09.1821-13.06.1881) в Череменецком монастыре.


Вы здесь » Декабристы » РОДОСЛОВИЕ И ПЕРСОНАЛИИ ПОТОМКОВ ДЕКАБРИСТОВ » Муравьёв Александр Артамонович.