Донской монастырь
В 1946 году в столицу СССР, переменившего вдруг богоборческую политику на вполне лояльное и даже покровительственное отношение к церкви, приехали восточные патриархи — предстоятели православных церквей-сестер. Они были официально приглашены Святейшим Патриархом Алексием. Но, понятно, не без согласия верховной государственной власти, не без отеческого благословения великого вождя и учителя: к этому времени по личному указанию И. В. Сталина верующим передали сотни храмов, а к визиту в Москву восточных патриархов власть сделала Русской православной церкви еще один ценный подарок — был возвращен древний Малый собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре. Не без высокого распоряжения с Введенского кладбища в Малый Донской собор возвратили и останки последнего патриарха «досталинского» поставления — Тихона (Белавина).
Это были одни из наиболее таинственных похорон, когда-либо проходивших в Москве. Накануне приезда дорогих заграничных гостей, ночью, исключительно конспиративно патриарший гроб привезли в Донской монастырь и поспешно установили в подвале Малого собора. И когда патриархи собрались в Донском монастыре, место их богослужения выглядело в высшей степени пристойно: в отремонтированном, будто не знавшем запустения храме, при гробе Святейшего Патриарха Тихона, который, казалось, так и покоился под этими плитами со дня успения, не зная посмертной двадцатилетней ссылки на Введенских горах.
Подарок отца народов возлюбленной своей дщери — Русской православной церкви оказался настолько неожиданным для нее и был так поспешно оформлен, что когда почти полвека спустя РПЦ причислила патриарха Тихона к лику святых и честные мощи его потребовалось обрести, среди отцов-пастырей и архипастырей не нашлось никого, кто бы мог верно указать, где именно мощи находятся. Пол в Малом Донском соборе, где предположительно патриарх мог лежать, вскрыли, но... святого новомученика там не оказалось.
Донское кладбище, ставшее в XVIII — начале XX веков самым престижным и дорогим местом захоронения в Москве, начиналось с могил людей незнатных и совершенно безвестных: первыми упокоившимися здесь были ратники Бориса Годунова, принявшие смерть от злых крымчаков Казы-Гирея в 1591м.
Любое упоминание о Донском кладбище неизменно начинается с предуведомления, что ему нет равных в Москве по обилию старинных надгробий, имеющих высокую художественную ценность. То, что нет равных в сегодняшнее время, понятно: Донское — единственное сохранившееся в Москве монастырское кладбище. Но так писали о нем даже до революции, когда в каждом московском монастыре существовал некрополь.
На территории в два гектара стоят сотни разнообразных надгробий: белокаменные и гранитные саркофаги плиты, обелиски, колонны, распятия, скульптуры, усыпальницы-часовни. И в начале XX века москвовед Юрий Шамурин так описывал кладбище: «Пойдите на старое кладбище Донского монастыря, особенно в наиболее запущенную южную часть; приглядитесь к полуразвалившимся, покрытым мхом и плесенью надгробным памятникам XVIII века и начала XIX, и от всей тихой, унылой картины — густых берез, молчаливых мраморных и гранитных урн, скорбных бронзовых скульптур — повеет красивым своеобразным настроением какой-то сдержанной, благородной грусти, спокойной примиренности, величественного покоя. И нельзя остаться равнодушным: элегическая красота кладбища покоряет, навевает какие-то нежные воспоминания, смутные грезы о прошлом. Донское кладбище — единственное, безукоризненно сохранившее свой старинный облик — не есть что-то исключительное и случайное. Все московские кладбища конца XVIII века были полны этой тихой поэзии смерти...»
Облик, полный поэзии смерти, старинное кладбище не изменило и в наше время, благодаря чему здесь нередко снимают элегические эпизоды по преимуществу исторических фильмов.
Донской монастырь в XVIII и XIX веках был местом погребения наиболее знатных московских родов — Мухановых, Протасовых, Хвощинских, Свербеевых, Глебовых-Стрешневых, Дмитриевых-Мамоновых, Нарышкиных, Паниных, Вяземских, Бобринских, Долгоруковых, Толстых, Уваровых. Под стать именитым покойным Донского кладбища и авторы надгробий над их могилами.
Это знаменитые Витали, Мартос, Демиут-Малиновский, Андреев, Гордеев, Васнецов.
Голицыны, имевшие родовые склепы практически в каждом московском монастыре, и в Донском имели огромную усыпальницу в храме Архангела Михаила. Между прочим, там похоронена и княгиня Наталья Петровна (1739 — 1837) — прообраз старой графини в пушкинской «Пиковой даме».
Донское кладбище известно прежде всего не могилами аристократов, а могилами деятелей культуры и науки. Здесь покоится практически весь союз писателей XVIII века во главе с отцом русского театра, как его назвал В. Г. Белинский, драматургом и поэтом Александром Петровичем Сумароковым.
В разных концах кладбища похоронены современники Сумарокова: Василий Иванович Майков (1728 — 1778), автор одного из лучших произведений XVIII века — поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх»; историк и публицист князь Михаил Михайлович Щербатов (1733 — 1790); автор героической поэмы «Россиада» Михаил Матвеевич Херасков (1733 — 1807); дядя А. С. Пушкина поэт Василий Львович Пушкин (1770 — 1830); другой поэт — Иван Иванович Дмитриев (1760 — 1837).
Художников и мыслителей мирового значения стали хоронить на Донском с XIX века: это архитектор Осип Иванович Бове (1784 — 1834); философ Петр Яковлевич Чаадаев (1790 — 1856); философ князь Владимир Федорович Одоевский (1804 — 1869); популярный в XIX веке писатель, автор нашумевшей повести «Тарантас» и ряда Других граф Владимир Александрович Соллогуб (1813 — 1882); художник Василий Григорьевич Перов (1833 — 1882), перезахороненный сюда в 1950е с ликвидированного кладбища Даниловского монастыря; философ, публицист, ректор Московского университета в 1905 году князь Сергей Николаевич Трубецкой (1962 — 1905); выдающийся историк Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911); композитор и пианист Сергей Иванович Танеев (1856 — 1915), перезахороненный в 1937 году на Новодевичье кладбище; отец русской авиации Николай Егорович Жуковский (1847 — 1921).
Вскоре после революции новые власти монастырь закрыли, братию отправили на трудовой фронт. Если верить Ивану Алексеевичу Шмелеву, насельники этой обители были далеки от христианского благочестия и подвижничества. Какой-то персонаж «Лета Господня» так о них говорит: «"Донские монахи эти самые чревоугодники, на семушку — на икорку собирают, богачей и замасливают. ...Их бы ко мне на завод, глину мять, толсто..." — и очень нехорошо сказал». Пришло время, и отправили-таки этих монахов глину мять.
Донской мог бы разделить участь многих собратьев — московских монастырей, то есть сделаться лагерем, общежитием, месторождением ценного камня и т. д., но спасла его неожиданная случайность. В 1922 году сюда был помещен под арест новоизбранный Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон.
Вообще довольно удивительно, как это большевики так долго — целых пять лет — терпели Тихона живым и на свободе: он был настроен к ним крайне враждебно, анафемствовал в своих посланиях новую власть, призывал паству к неповиновению.
Но, наконец, большевистское терпение все вышло: гражданин Белавин был взят под стражу и помещен в Донской монастырь. Можно сказать, что Донской все-таки стал лагерем. Но сидел там в заточении единственный невольник.
У северных ворот с надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери приютилось невзрачное строеньице, бывшее прежде, по всей видимости, квартирой привратника. Там, на втором этаже, всероссийскому патриарху и дали две келейки с видом на яблоневый сад. Здесь святейший провел последние три года своей жизни. Единственно, в 1923 году для разнообразия впечатлений, видимо, Тихона на непродолжительное время препроводили в Лубянскую тюрьму.
Спустя тридцать восемь дней он вышел оттуда другим человеком. Больше патриарх не только не проповедовал какого-либо неповиновения власти, но, напротив, делал с тех пор исключительно верноподданнические заявления. В первом по освобождении из уз послании Тихон пишет: «...Я решительно осуждаю всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я советской власти не враг». Между прочим, патриарх тогда распорядился в РПЦ непременно поминать совнаркомовцев при богослужениях.
Вконец замученный и затравленный и, безусловно, очень переживавший вынужденное покорствование богоборцам-большевикам, патриарх Тихон умер 7 апреля 1925 года.
Похоронили Тихона 12 апреля. Протоиерей Н. вспоминает: «...Гроб был поставлен на носилки. У дверей собора совершалась лития. ...При пении "вечной памяти" святители подняли гроб, и процессия двинулась. Вся громада верующего народа запела "вечную память", и эти мощные звуки неслись далеко за стены монастыря, но никто не сходил с места, пока процессия не обошла вокруг собора и гроб Святейшего не был внесен в теплый собор. ...В стену над могилой вделан большой дубовый крест с надписью по-славянски: "Тихон, Святейший Патриарх Московский и всея России"».
Но недолго пролежал Тихон в Донском монастыре, в Малом соборе. В том же году его распорядились перезахоронить на Введенских горах.
В 1989 году Патриарх Московский и всея России Тихон был канонизирован Русской православной церковью. Естественно, встал вопрос об обретении мощей святого. Известно было, что в 1946м его перезахоронили с Введенского кладбища в Малый Донской собор. Но где именно покоилось тело, никто не знал. Как рассказал наместник Донского монастыря архимандрит Агафодор, искали гроб под собором довольно долго. Начали копать в одном месте — нет. В другом — пусто. Кое-кто уже засомневался: а не миф ли тогдашнее перезахоронение? Не было ли это дезинформацией? Верховной государственной власти важно ведь было во что бы то ни стало добиться признания ее детища — Московской патриархии другими поместными церквями, вот и старались всеми правдами и неправдами произвести впечатление на гостей — «восточных» патриархов. И когда копать под собором было уже практически негде, кто-то придумал заглянуть под воздуховод, проходящий под полом. Там не искали, потому что кому в здравом уме может прийти в голову упрятать патриарха в столь неподходящем для погребения месте? Но едва рабочие стали пробиваться под воздуховод, так сразу и наткнулись на патриарший гроб. Все сохранилось превосходно. Вот так мощи святого и были обретены.
Ныне мощи почивают в раке попеременно то в Малом, то в Большом соборах. Дважды в год их переносят из одного собора в другой. Это настоящий обряд. Так и кочуют мощи, не зная покоя. Последний путь патриарха не кончается.
Хоронят на старом Донском и теперь. Но чрезвычайно редко. Поэтому каждые похороны здесь — настоящее событие.
Так, в 1984 году здесь упокоился выдающийся советский архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Он отреставрировал десятки памятников архитектуры по всему СССР, в том числе и такие шедевры, как Андроников монастырь, Коломенское, Крутицкое подворье в Москве, Троице-Сергиев монастырь в бывшем Загорске, Генуэзскую крепость в Судаке, Пятницкий храм в Чернигове.
Летом 2000 года, в самую тополиную метель, на старом Донском прошли чрезвычайно многолюдные похороны, уступающие, может быть, только похоронам патриарха Тихона в 1925м. Хотя собрались на них преимущественно не почитатели покойного, а старушки-богомолки, потому что литию совершал сам патриарх Алексий Второй, а они, старушки, обычно как-то всегда узнают — По своей почте, — где именно будет служить святейший, и не упускают случая прийти и посмотреть на «батюшку патриарха». Хоронили, а вернее, перезахоранивали, останки замечательного писателя Ивана Сергеевича Шмелева (1873 1950).
Но, пожалуй, самые многолюдные и торжественные похороны прошли в Донском 3 октября 2005 года. В этот день состоялось перезахоронение Верховного правителя Российского государства Антона Ивановича Деникина (1872 — 1947). Причем хоронили генерала с соблюдением всех приличествующих крупному военачальнику почестей — с троекратным ружейным салютом и торжественным маршем гвардейцев по узкой монастырской дорожке. Вместе с Деникиным в родную землю вернулись и останки выдающегося русского мыслителя и философа Ивана Александровича Ильина (1882 — 1954). Как заметил присутствовавший на похоронах Н. С. Михалков, пока невозможно реально оценить это потрясающее событие. Может быть, в России эту дату — 3 октября 2005 года — когда-нибудь будут отмечать как окончание несчастного XX века и наступление нового, более благодатного для нашей страны столетия. А деникинская идея единой и неделимой России с возвращением на родину ее автора, возможно, завладеет сознанием русских людей и побудит их мобилизовать все силы на преодоление катастрофы 91го года.
В 1990 году Донской монастырь был передан Московской патриархии. Обычно в таких случаях говорят: возвращен верующим. Но в данном случае произошло явление в высшей мере парадоксальное. Оказавшись в лоне патриархии, монастырь, во всяком случае большая его часть, стал практически недоступен для мирян верующих и неверующих. Недоступен куда в большей степени, чем в советскую эпоху. Если в богоборческие времена в монастыре не существовало закоулка, куда бы нельзя было заглянуть, то теперь мирянин волен лишь дойти от ворот до храма и возвратиться назад. Все прочие пути перекрыты. Куда ни пойдешь, всюду понаставлены заборы, изгородки — деревянные, железные, на все вкусы. Повсюду соглядатаи. Монахи так аргументируют свои порядки: они вывесили объявление, уведомляющее посетителей, что монастырское кладбище закрыто для посещения «в связи с угрозой теракта». Но тогда разумнее было бы не кладбище, а самые храмы закрыть Уговаривать охранников бесполезно — не пустят. Отвечают вопросом: вы к кому идете, у вас здесь кто-нибудь из близких похоронен?
Нынешним хозяевам монастыря, видимо, даже в голову не приходит, что бывают захоронения, к которым идут поклониться, отдать дань памяти многие. Близок ли кому-то Чаадаев? Безусловно. А Ключевский, Шмелев, Майков, Сумароков, Бове, Барановский, Перов, Ильин?
Знают ли монахи, что это честь и слава российской истории, которая есть достояние всего народа, а не только приверженцев православия?
Помимо уникального некрополя в монастыре находится собрание монументальной скульптуры, свезенной сюда со многих уничтоженных московских кладбищ, а также архитектурные фрагменты, например наличники, порталы, от разрушенных церквей. Раньше, когда монастырь принадлежал Музею архитектуры им. А. В. Щусева, к фрагментам, вмонтированным в одну из стен, можно было свободно подойти. Теперь тропинка, ведущая к этой стене, перекрыта забором, как коттеджи новых русских. А уж о том, чтобы заглянуть, как когда-то, в некультовые монастырские здания и помещения, вообще не может быть речи.
Сейчас много говорится об издержках приватизации 1990х, но при этом не ставится под сомнение законность, а вернее, справедливость безраздельного владения церковью разгосударствленной собственностью. Кто бы мог подумать, что именно в наше время, самое демократическое и либеральное, как говорят, в российской истории, старинное мемориальное кладбище сделается совершено недоступным для посещения!