ИСТОРИЯ ЗАХОРОНЕНИЙ В МОСКВЕ
На русских кладбищах не может не привлечь внимания одно любопытное обстоятельство: в Москве, например, на так называемых чумных кладбищах, существующих около двух с половиной столетий, захоронения датированы преимущественно последними тридцатью — пятьюдесятью годами. Захоронений первой половины XX века на них уже не так много, а могил конца XIX века вообще считаные единицы. Хотя хоронили на этих кладбищах прежде не меньше, а даже больше, чем теперь. Выходит, что каждое новое поколение хранит память лишь о двух-трех предшествовавших поколениях. Поэтому и происходит постоянное перемещение тех, о ком помнят. Наверное, к концу нынешнего, XXI века современные захоронения сделаются большой редкостью. Но, возможно, ничего неестественного в этом нет: человеку свойственно особенно дорожить памятью о людях, которых он лично знал, и забывать тех, кого он не застал.
Если бы такой ротации памяти не происходило, то иные москвичи вполне могли бы навещать могильники своих далеких предков — вятичей. И в самой Москве, и особенно под городом таких захоронений-курганов довольно много.
Научное исследование курганов, в том числе и московских, началось при императоре Николае I. Основоположник отечественной антропологии Анатолий Петрович Богданов, одним из первых начавший раскопки курганов в Московской губернии.
Курганов древних москвичей особенно много найдено в Рузском, Звенигородском, Волоколамском, Дмитровском, Подольском уездах. На территории современной Москвы Богданов I обнаружил и раскопал несколько групп курганов. О сетуньских курганах, в частности, он так писал: «...Курганы лежат близ самой деревни Сетуни на земле г. Орлова, дозволившего раскопку. Курганы лежат группою (более 20); они поросли леском...» Вообще курганы в Москве находились повсюду, вплоть до территории Кремля, но преимущественно все-таки на правом берегу Москвы-реки. Причем, как правило, располагались у самой реки, пусть даже такой небольшой, как Сетунь. Богданов обращает внимание на то, что язычники «выбирали для своего кладбища место, близкое к реке, возвышенное, обыкновенно представляющее большой кругозор; почти со всякой местности, занятой курганами, представляется обширный и очень красивый вид». По этой примете теперь можно почти наверное предположить, где именно в Москве были курганы, исчезнувшие до начала научного изучения в России древних захоронений: они вполне могли быть и на всех семи московских холмах, в том числе на Боровицком, в Старом Ваганькове, на Швивой горке, на Воробьевых горах, и на месте нынешних монастырей, которые тоже устраивали по принципу откуда краше вид, — Даниловского, Симонова, Андроникова и в других местах. До нашего времени курганы вятичей сохранились в Черемушках, Зюзине, Филях, Царицыне, Орехове-Борисове, Ясеневе, Братееве.
Еще во второй половине XIX, века местные жители относились к курганам со священным трепетом, как к остаткам загадочной, неведомой им и потому путающей цивилизации. Насколько почтительным было отношение православных к захоронениям язычников, можно судить хотя бы по такой детали: в селе Черкизове, что на Клязьме, по народному поверью, под одним из курганов был похоронен древний князь с мечом и с сокровищами, но как ни нуждались местные мужички, так никто из них за годы соседства с этим вероятным кладом и не отважился попытаться его достать из-под земли. Раскопал курган Богданов. Никаких драгоценностей, даже меча, он там не обнаружил. В другом месте, когда исследователь принялся раскапывать курган, крестьяне хотели его даже побить, полагая, что он навлечет на деревню гнев богов древних людей, потревожив могильники. Выйдет через это натуральное светопреставленье! Хорошо, в конфликт вовремя вмешался какой-то волостной авторитет и втолковал землякам, что люди «занимаются наукой».
Распространившееся по Руси христианство совершенно переменило тип погребения умерших. Курганные могильники были вытеснены кладбищами при церквях. Но древние москвичивятичи не принимали христианства дольше других восточнославянских племен, поэтому на Московской земле курганы появлялись еще и в конце XIII века. Хотя в последние столетия вятичи чаще всего закапывали своих умерших под курганы, уже не сжигая их. Столпы с урнами вдоль дорог исчезли еще раньше.
В 1963 — 1965 годах при раскопках в Кремле, вблизи Успенского собора, было обнаружено древнейшее в Москве христианское кладбище, самые ранние могилы которого, как установили археологи, относятся к XII веку. На месте собора тогда находилась церковь Димитрия Солунского. Построена она была, как принято считать, в 1177 году на костях москвичей, погибших от набега рязанского князя Глеба, бывшего в союзе с половецкой ордой. Вначале Димитриевская церковь была деревянной, но затем ее заменили на каменную. И, как полагается по христианскому обычаю, в самой церкви и близ церкви стали хоронить новопреставленных: знатных и богатых, как можно судить по найденным золотым и серебряным предметам, с краю — чернь недостаточную в «вечных» берестяных гробах.
С этого времени в Москве начали хоронить в основном при церквях: строится где-нибудь новая церковь, и вокруг нее скоро появляется погост. Эти приходские кладбища народ называл нивами Божиими.
С принятием христианства основой существования русского общества стал приход, или община, просуществовавший по сути в неизменном виде до 1917 года. Приход являлся промежуточным социальным звеном между семьей и государством. Вся жизнь человека от крещения до погребения была на виду у прихода и приход в ней активно участвовал.
Смерть — это, как правило, труднейшее испытание для родственников покойного. В наше время человек, потерявший близкого, чаще всего остается со своим горем один на один. И все заботы, связанные с погребением, он обыкновенно несет самостоятельно, без чьей-либо помощи. Именно в послеобщинный период появился довольно зловещий обычай откладывать средства «на смерть». При общинном существовании в этом не было необходимости. Смерть в семье прихожанина касалась всего прихода и являлась всеобщей приходской заботой. Среди членов общины были распределены абсолютно все обязанности по погребению: кто-то изготовлял на весь приход гробы, кто-то копал могилу, кто-то омывал и обряжал покойного. Имелись в приходе плакальщицы и вопленицы, передававшие из поколения в поколение драгоценный фольклорный материал — причитания и заплачки. Предав покойного земле, поминали I его опять же всем приходом — в складчину. Тогда говорили: с миром и беда не убыток. А еще говорили: на миру и смерть красна. Это выражение имеет глубокий смысл. Красна смерть, то есть пригожа, угодна, потребна, блага. Ко всему сказанному выше о преимуществах смерти на миру, она была красна для близких умершего тем, что он — умерший, — покинув дом, в известном смысле не покидал родного прихода. Он так и оставался «с миром».
Веками русские люди жили буквально при отеческих гробах. Это теперь выбраться на кладбище, скажем, куда-нибудь в Домодедово, в Щербинку, в Митино, равносильно дальнему путешествию. Для пожилого, немощного человека проблема и весьма трудоемкая, и порой неразрешимая. А в прежние времена понятия «выбраться на кладбище» просто не могло быть. Куда выбираться? Могила близкого усопшего — возле самого дома, крест на ней виден из окна. Чувство, что покойный рядом, умеряло страдания от горестной потери. Вот еще, что давала община человеку: «красну смерть», то есть меньшие страдания живых по умершим.
Приходские кладбища были по всей Москве, начиная с Кремля. В Кремле в 1898 году обнаружили также огромное братское захоронение. Когда на бровке холма землекопы рыли котлован для установки памятника Александру II, то наткнулись на пласт изрубленных скелетов. Предположительно здесь были захоронены жертвы (или часть жертв) нашествия на Москву в 1382 году хана Тохтамыша. Москвичей тогда татары извели числом 24 тысячи душ. Остатки приходского кладбища при храме Василия Блаженного существовали еще в начале XIX века. Лишь во время реконструкции Москвы после пожара 1812 года его окончательно ликвидировали. Когда сносили в 1950е годы Зарядье, где в разное время находилось несколько приходов, захоронения попадались решительно всюду.
В центре Москвы, в Большом Власьевском, стоит церковь Успения Богородицы на Могильцах. Храм этот построен в 1791 — 1806 годах, а приход существует еще с 1560го. Разумеется, здесь было кладбище, на котором хоронили, между прочим, московских стрельцов. На Могильцах похоронены стрелецкие полковники Зубов и Лёвшин. Полк Зубова стоял в XVII веке неподалеку — в стрелецкой слободе, что располагалась вблизи нынешних Зубовской площади и Зубовского бульвара, поименованных в честь стрелецкого головы. А по имени полковника Лёвшина названы Большой и Малый Лёвшинские переулки.
На углу Лубянского проезда и Мясницкой улицы, где в 1980е встало монументальное здание КГБ, прежде находилась церковь Гребневской иконы Божией Матери, введенная, как написал о ней в «Указателе московских Церквей» (1915) историк М. И. Александровский, неизвестно когда. Действительно, храм был очень древний. Первая, деревянная, церковь Успения Богородицы явилась на этом месте в 1472 году. А каменный храм, упомянутый Александровским, по данным путеводители «По Москве» (1917), был построен при Иване Грозном в 1570 году. В начале XX века он являлся одним из старейших в Москве. Само собою, при нем сразу возникло приходское кладбище. На нем были среди прочих две могилы, которые должны бы почитаться как национальное достояние. Но, увы, сохранить их не позаботились: Гребневское приходское кладбище вместе с древним храмом уничтожили в начале 1930х при прокладке первой линии метро.
А между тем при храме, как сказано в путеводителе «По Москве», был похоронен Василий Кириллович Тредиаковский (1703 — 1769), которого принято считать первым российским профессиональным писателем, потому что сочинительство стало для него и единственным занятием, и главным источником существования. Впрочем: весьма скудным источником, поскольку умер Тредиаковский в нищете. Поэт пушкинской поры Михаил Александрович Дмитриев вспоминал: «...Когда при торжественном случае Тредиаковский подносил императрице Анне свою оду, он должен был от самых дверей залы до трона ползти на коленях». Такова писательская профессия.
Но также есть свидетельство, будто бы В. К. Тредиаковский похоронен в Петербурге на Смоленском кладбище.
И уж вне всяких сомнений, возле Гребневской церкви находилась могила первого российского математик Леонтия Филипповича Магницкого (1669 — 1739). Вот что писала о «счастливой» находке, обнаруженной при бурении шахты № 14, «Вечерняя Москва» в 1933 году: «При проходе шахты найдена гробница с прахом первого русского математика Леонтия Филипповича Магницкого. В 1703 году Магницкий издал в Москве первую русскую арифметику с арабскими цифрами вместо прежних, азбучных. По этой книге впервые познакомился с арифметикой М. В. Ломоносов.
Гробницу обнаружили на глубине 4 метра. Она была выложена из кирпича и со всех сторон залита известью (цемента тогда не было). По надгробной надписи работникам Исторического музея удалось установить, что здесь был похоронен Магницкий.
В гробнице найдена была стеклянная чернильница, имевшая форму лампадки. Рядом с чернильницей найдено истлевшее гусиное перо.
Шахта № 14 заложена и проходит через фундамент бывшей Гребневской церкви, насчитывающей за собой несколько столетий. Существует легенда, будто бы церковь была основана в память гребневских казаков, дравшихся с татарами при Дмитрии Донском!
А за шесть лет до этого события — в 1927 году — при раскопках у самых стен церкви обнаружили кирпичные, склепы с прекрасно сохранившимися захоронениями XVIII и XVII столетий. На одной из плит было начертано, что под ней покоится боярыня Львова. И сами гробы, и облачения покойных — саваны, туфли, покровы, — все оказалось практически не тронутым тлением. На некоторых мумифицированных останках сохранились парики — по моде XVIII века. Так хорошо уцелели эти захоронения потому, что под Гребневской церковью и под соседними с ней постройками существовала сложная система воздуховодов и дымоходов, постоянно прогревающих землю.
Если высокородных прихожан — бояр, дворян — хоронили вблизи церкви или даже под самой церковью, в каменных гробницах, в добротных склепах, то простому московскому люду, мастеровым и работным доставались могилы на краю погоста. Такие могилы сохранялись недолго: как и теперь, о погребенных помнили не более чем два-три последующих поколения.
При реставрации в 1950 — 60е годы церкви Рождества Богородицы на Малой Дмитровке в кладке стен обнаружили две белокаменные плиты с выбитыми надписями на них. Оказалось, что плиты эти — надгробия с приходского кладбища. Каменная Рождественская церковь появилась в 1652 году на месте сгоревшего деревянного храма. При храме, естественным образом, существовало кладбище. И строители, по всей видимости, пустили в дело бесхозные надгробия.
В 1972 году возле храма свт. Афанасия и Кирилла рыли траншею и обнаружили большое захоронение... одних черепов. По мнению ученых, это были головы казненных по воле Ивана Грозного. Тела же их, вероятно, закопали на каком-нибудь погосте на другом конце Москвы. Вот тоже деталь, свидетельствующая о прежних нравах: головы казненных могли хоронить отдельно от тел. Это, наверное, тогда считалось дополнительным наказанием. Казалось бы, куда как сурова мера — усекновение головы! Но, оказывается, у Ивана Грозного для ослушников и сверх казни было еще кое-что припасено.
Практически у любого храма в центре Москвы можно обнаружить захоронения, стоит только копнуть. Во время работ по восстановлению прихода церкви Иверской иконы Божией Матери на Большой Ордынке в 2001 — 2004 годах человеческие кости попадались даже при поверхностной обработке земли граблями. Скорее всего, грунт здесь так перекапывали в прежние времена, что большинство захоронений перемешалось по всему верхнему слою. Причетники аккуратно собирают эти находки. Планируется на бывшем приходском кладбище сделать общую могилу, где упокоятся все найденные кости. Иверский приход (раньше он именовался по прежней церкви — Георгиевским), а соответственно и кладбище при нем ведут свою историю с 1625 года.
На многих московских приходских кладбищах были похоронены известные в России люди. Им бы по чину полагалось лежать где-нибудь в монастырях — Донском, Новодевичьем, Даниловском, в усыпальницах, под соборами. Но они завещали похоронить их в родном приходе. Например, в храме Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке похоронен московский военокомандующий Василий Яковлевич Левашев, 1667 — 1751). В храме Георгия Великомученика на Большой Дмитровке — московский генерал-губернатор Александр Борисович Бутурлин (1694 — 1767). Обе приходские церкви с погостами в 1930е годы были ликвидированы. Захоронения московских «мэров» исчезли.
Но неверно думать, что приходские погосты стали неугодны лишь советской власти. Целенаправленное наступление на эти кладбища началось еще в эпоху Алексея Михайловича. «Тишайший» царь в 1657 году запретил хоронить при кремлевских церквях. А в 1723 году Петр I повелел своим указом «в Москве и других городах мертвых человеческих телес, кроме знатных персон, внутри градов не погребать, а погребать их на монастырях и при приходских церквах вне градов». Однако царь Петр вскоре умер, и указ этот в силу не вступил. Хоронили «мертвые человеческие телеса» по-прежнему по всей Москве.
Дело отца, однако, продолжила дочь — государыня Елизавета Петровна. Ей, любившей жить в Москве в одном из батюшкиных гнезд — в Головинском дворце на Яузе, часто приходилось по долгу службы бывать в Кремле. И когда царица ехала из Немецкой слободы в Кремль и обратно и встречала по пути похоронную процессию, у нее делалось расстройство чувств. Поэтому в 1748 году был издан указ, чтобы по улицам от Кремля до Головинского дворца при церквях впредь умерших не хоронили, кладбища полиции было велено ликвидировать вовсе, причем могилы сровнять с землей, памятные камни употреблять в строительство. Здесь уместно заметить, что ликвидация кладбищ и использование надгробий для нужд народного хозяйства — это не большевистские нравы, как иногда говорят. Все это Россия знала еще в «просвещенном» XVIII столетии.
В первые месяцы после запрета погребать умерших в виду Елизаветы Петровны их хоронили в разных отдаленных от пути следования императрицы приходах. А спустя два года — в 1750м — на окраине Москвы, вблизи Марьиной рощи, было устроено первое общегородское кладбище, которое стали называть по имени освященной на нем церкви св. Лазаря — Лазаревским. Причем москвичи, привыкшие уже хоронить умерших лишь в родных приходах, первое время всеми правдами и неправдами старались избегать захоронения любезного родственника где-то за тридевять земель — в далекой Марьиной роще. Они договаривались с приходским при том о могиле для новопреставленного на родной для него Божией ниве. Пришлось епархиальному начальству обязать причетников под страхом сурового взыскания запретить хоронить в приходах.
Окончательно же на приходских кладбищах в Москве перестали хоронить с недоброй памяти 1771 года. В тот год, как говорили в народе, пролилась на землю чаша гнева Божия: Москву охватила невиданная по размаху эпидемия чумы. Большой знаток московской старины историк М. И. Пыляев писал, что чума была занесена в Россию из Турции. В ту пору шла очередная русско-турецкая война, и коварный неприятель вполне мог применить бактериологическое оружие — забросить в тыл русским моровую язву, как тогда называли эту болезнь. Мор в Москве принял такие масштабы, что власть не смогла ему противостоять. Сам московский главнокомандующий, победитель пруссаков при Кунерсдорфе граф Петр Семенович Салтыков бежал в свою подмосковную резиденцию. Столицу оцепили заставами, чтобы, если уж не удается побороть болезнь, хоть не выпустить ее из города.
М. И. Пыляев пишет: «Полицией было назначено на каждой большой дороге место, куда московским жителям позволялось приходить и закупать от сельских жителей все, в чем была надобность. Между покупщиками и продавцами были разложены большие огни и сделаны надолбы, и строго наблюдалось, чтобы городские жители до приезжих не дотрагивались и не смешивались вместе. Деньги же при передаче обмакивались в уксус». Увы, даже такие строгие меры не локализовали чуму. Какой-то мастеровой решил укрыться от напасти в деревне, откуда он был родом. Ему удалось миновать заставы и караулы на дорогах и счастливо добраться до родного дома. Но как же приехать без подарка для любимой жены? Мастеровой привез ей кокошник, купленный в Москве по случаю. Вскоре вся деревня вымерла — кокошник оказался зачумленным.
В Москве в разгар эпидемии умирали до восьмисот человек в день, а всего горожан и посадских моровая язва за год с лишним истребила числом до двухсот тысяч! М. И. Пыляев так описывает чуму в Москве: «Картина города была ужасающая — дома опустели, на улицах лежали непогребенные трупы, всюду слышались унылые погребальные звоны колоколов, вопли детей, покинутых родными...» Оставшиеся в живых жгли в своих дворах навоз, чтобы едким дымом оградить себя от заразы. По городу разъезжали специально наряженные команды так называемых мортусов, которых обыватели боялись пуще самой чумы, они собирали трупы. Длинными крючьями вытаскивали умерших из домов или подбирали трупы прямо на улицах, грузили на телеги и вывозили на отведенные для погребений места.
Чумных захоронений за Камер-Коллежским валом тогда было устроено довольно много. Но лишь на некоторых из них продолжали хоронить и после эпидемии, а большинство захоронений было заброшено.
Впоследствии они бесследно исчезли. И это легко объяснимо: до эпидемии горожане обходились одним большим общегородским Лазаревским кладбищем, а также монастырскими и некоторыми приходскими. После чумы население Москвы существенно уменьшилось, а общегородских кладбищ, подобных Лазаревскому, прибавилось. Поэтому естественно, что многие из них оказались ненужными. Городские власти оставили для погребений девять чумных кладбищ: православные Дорогомиловское, Ваганьковское, Миусское, Пятницкое, Калитниковское, Даниловское, старообрядческие Рогожское, Преображенское и иноверческое Введенское (Немецкое). Эти кладбища, а также Лазаревское и Семеновское, оставались основными местами захоронений в Москве на протяжении почти двух столетий, пока разросшаяся столица в 1930 — 60е годы не была опоясана вторым кольцом общегородских кладбищ, располагающихся в основном вблизи нынешней МКАД. Это кладбища Востряковское, Кузьминское, Николо-Архангельское, Хованское, Митинское, Домодедовское и ряд других.
Итак, начиная со второй половины XVIII века, на приходских кладбищах, расположенных в черте города, перестали делать захоронения. Их территории начали им пользовать под застройки будто это резервные городские пустоши. Для приходских причтов бывшие кладбища, точнее освободившиеся от могил пространства рядом с церквями, сделались немалой статьей дохода: земля в центре Москвы всегда ценилась очень высоко, и желающих приобрести ее в собственность оказалось предостаточно. Иногда бывало и так: причетники за свои счет строили возле храма на бывшем кладбище дом и затем выгодно продавали его. Это приносило куда больший доход, нежели просто распродавать ниву Божию по кускам. Историк церкви Н. Розанов так писал в 1868 году: «О памятниках на кладбищах и помина не было; живой человек на могилах умерших возводил себе огромные жилища и для основания их беспощадно разрывал могилы, совсем не обращая внимания на то, что нарушал покой своих собратьев. На нашей памяти при постройке двух больших домов на месте бывшей Воскресенской, на Дмитровке, церкви (снесена в 1807 году) и недавно при сооружении огромного здания на бывшем погосте церкви Иоакима и Анны близ Пушечного двора (снесена в 1776 году), рядом с Софийскою на Лубянке церковью, кости умерших были грудами вырываемы из земли, а прах тех, кого в свое время родственники или дружеская любовь оплакивали горячими слезами, с холодным равнодушием собирали в кули и ящики и вывозили для захоронения на кладбища вне города». Немаловажный факт в этом рассказе, что прежде прах погребенных, пусть и с холодным равнодушием, но все-таки обирали и вновь хоронили. Были кости, да легли на погосте. В советское же время, если кладбище застраивалось, то выбранный экскаватором грунт вместе с костями использовали затем единственно для засыпки оврагов, ложбин и т. д.
С 1750 — 70х годов основными местами захоронений в Москве стали общегородские кладбища. Но и при этом еще довольно долго соблюдались принципы общинноприходского единства. Ничего удивительно в этом нет: покойного, если его заслуг недоставало, чтобы быть похороненным в городском монастыре, везли на ближайшее к его приходу кладбище. Поэтому прихожан храмов, расположенных где-нибудь в сретенской или сущевской частях, хоронили в основном на Лазаревском или на Миусском кладбищах, прихожан басманных и лефортовских церквей — на Семеновском кладбище, замоскворецких — на Даниловском, арбатских и пресненских — на Ваганьковском.
Вместе с этим появилась новая традиция — хоронить покойных землячествами. Эта традиция возникла благодаря расположению кладбищ. После отмены крепостного права в Москву хлынули тысячи крестьян из подмосковных уездов и из соседних с Московской губерний. Обычно в Москву их гнала нужда, и родные места они покидали неохотно, надеясь рано или поздно вернуться. Тогда говорили: Москва — царство, а своя деревня — рай. Или: хороша Москва, да не дома. Но, увы, возвратиться на родину пришлым чаще всего уже не удаваясь: либо они так и не могли выбиться из нужды и возвращаться назад не было никакого смысла, либо, напротив, дела их шли в гору, и тогда ностальгия отступала перед захватывающей, лихорадочной гонкой увеличивать капитал. Москва — кому мать, кому мачеха. Но если крестьянам — удачливым и неудачливым — не суждено было возвратиться домой, то они завещали хотя бы похоронить их при дороге, ведущей в родную землю. Так а выходило: можайских, рузских, смоленских хоронили в основном на Дорогомиловском кладбище; сергиевопосадских и ярославских — на Пятницком; богородских, владимирских, нижегородских — на Калитниковском; серпуховских, калужских, тульских — на Даниловском. Эта традиция соблюдалась еще и в первые годы советской власти.
В отличие от приходских погостов, принадлежавших единственно общине, общегородские кладбища считались уже учреждениями государственными. И само погребение граждан из заботы приходской превратилось в проблему государственную. Московская власть участливо относилась к новым городским кладбищам. В 1800 году московский генерал-губернатор Иван Петрович Салтыков (сын сбежавшего от чумы П. С. Салтыкова) при новом разделении Москвы на части представил епархиальному начальству «предположение», в котором изложил необходимые условия работы кладбищ. 1). Кладбище поручить особому смотрению местных инспекторов, т. е. частных приставов полиции той части, в которой находится кладбище; 2). Учреждение караулов на кладбищах и копание могил производить чрез нижних полицейских служителей; 3). Для сбора и распоряжения церковными доходами на содержание и укрепление церкви избрать старост, где оных нет, из близживущих обывателей, людей надежных, которые бы о приходе и расходе церковного сбора, по прошествии каждой трети, представляли частным инспекторам ведомости; 4). За поведением могильщиков из нижних чинов иметь полицейским чиновникам строгое наблюдение чтобы они могилы рыли для каждого гроба не мельче трех аршин, а для безостановочного погребения к каждому наступающему дню имели в готовности не менее пяти могил; 5). За могилу более одного рубля не требовать. Из сего рубля 50 коп. отдавать могильщикам, из другой половины выдавать одну часть на содержание церкви, а другую — на священника и причта, с тем чтобы они за погребение умерших особой платы не требовали и принимали только добровольные подаяния; им же должны следовать доходы за поминовения и другие молитвословия; 6). Миюсское кладбище, «по крайней ветхости церковного на нем строения и по неимению особого священника, уничтожить».
Большинство московских общегородских кладбищ XVIII века существуют и поныне. Какие-то из них в советское время были несколько урезаны по краям, но какие-то, напротив, увеличились по площади. Ликвидированы в 1930 — 60е годы Лазаревское, Семеновское и Дорогомиловское кладбища.