Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Капнист Василий Васильевич.


Капнист Василий Васильевич.

Сообщений 1 страница 10 из 63

1

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАПНИСТ


https://img-fotki.yandex.ru/get/965297/199368979.178/0_26de33_f35b490d_XXL.jpg

Шестой сын Василия Петровича Капниста, выдающийся русский поэт 18 в.

Родился, 12 (23) февраля 1758 г. в селе Большая Обуховка Полтавской области, когда отца уже не было: он пал смертью храбрых в Пруссии, в бою под Гросс-Егерсдорфом в 1757 году.
Тело было изрублено в куски, нашли только отрубленную правую руку с фамильным перстнем и с зажатой в кулаке саблей. Руку и похоронили на фамильном кладбище в Обуховке. Эта могила существует и сегодня. Там же похоронены почти все Капнисты. Сабля Василия Петровича, подарок царицы, до революции хранилась в семье как реликвия. В Европе, у наследников барона фон Притвица, который командовал прусскими войсками в том памятном бою под Гросс-Егерсдорфом, сохранилась гравюра того эпизода битвы.

По семейной легенде, матерью Василия Васильевича Капниста была не Дунина-Борковская, а крымская турчанка, красавица Сальма. Она не смогла вынести смерти Василия Петровича, которого безумно любила и, отдав сына Дуниной-Борковской, бросилась со скалы в море.
Отец Сальмы проклял род Капнистов до седьмого колена.

В 1771 г. вступил капралом в лейб-гвардии измайловский полк. Вышел в отставку подпоручиком.
В 1781 г. - предводитель дворянства Миргородского уезда.
В 1782 г. - контролер Главного Почтового Правления.
В 1785 г. - предводитель дворняства Киевского наместничества.
В 1787 г. - надворный советник Кабинета Ея Величества.
В 1799 г. - Коллежский советник Императорской театральной Дирекции.
В 1801 г. - Статский Советник.
В 1802 г. - Ген. Судья 1-го Департамента Полтавского Генерального Суда.
В 1820-1823 гг. - Полтавский губернский предводитель дворянства.
В 1802 г. имения в с. Обуховка Миргородского уезда и дер. Пузыковка Кременчугского уезда - 620 душ мужского пола.
По разделу имений отца получил несколько деревень и 622 души мужского пола и 558 душ женского пола - 4800 десятин в Миргородском и Кременчугском уездах.

В Верхнеднепровском уезде - 1500 десятин.

Замечательна и история, связанная с женитьбой поэта.
Василий Васильевич был женат на одной из красивейших женщин своего времени, Александре Алексеевне Дьяковой (1759-1830) , две сестры которой были замужем за друзьями поэта, Державиным и Львовым.
В романтической истории женитьбы Львова поэт принимал непосредственное участие: невеста была увезена из дома без согласия ее родителей.

Василий Васильевич Капнист занимал видное положение в обществе, был предводителем дворянства, директором императорских театров, начальником почтового ведомства, генеральным судьей Полтавской губернии.
Был членом Петербургского кружка Н. Львова, куда входили поэты Г. Державин, И. Хемницер, А.Хвостов, А. Храповицкий, А. Бакунин, художник Д. Левицкий, композитор Д. Бортнянский.
Поэт был известен своим оппозиционным настроением против крепостничества и самодержавной политики Екатерины II, за антигосударственные настроения назывался Львовым не иначе, как "Васка Пугачев".
Поэт создал в Обуховке домашний театр, где была поставлена в 1798 г. его комедия "Ябеда", которая также ставилась в Большом Каменном театре в Петербурге, театре Котляревского в Полтаве, домашнем крепостном театре Трощинского в Кибинцах, в харьковском театре Штейна.
Его"Ода на рабство" - гневный протест против закрепощения украинцев.
В. Капнист известен и как собиратель украинских народных песен. Часть их издана Н. Прачом в сборнике русских песен из коллекции Н. Львова.
На стихи Капниста "На смерть Юлии" композитор Ф. Дубянский создал песню "Уже со тьмою нощи".
В. Капнист был также одним из первых переводчиков и комментаторов "Слова о полку Игореве".
Возглавляя дирекцию императорских театров, выступал также как автор переделок зарубежных пьес: "Антигона" , "Геневра", "Сганарель, или мнимая невинность", либретто оперы "Клорида и Милон" (пастушеской оперы в одном действии, с хорами и балетами, музыку к которой написал Е.И. Фомин, а декорации - Н. Львов). Премьера оперы состоялась 6 ноября 1800 г. в Петербургском Каменном театре.

Как государственный деятель, В. Капнист был автором "Положения, на каком может быть набрано и содержано войско охочих казаков" (1788), не принятого правительством.
В 1791 году по поручению украинских патриотических кругов (допускают, что они были связаны с Новгород-Сиверским кружком) Капнист вел переговоры в Берлине о прусской помощи в случае восстания Украины против России, но получил отказ.
Во время ополчения 1812-1813 гг. собрал обоз для защитников России.

Упомянут в сочинениях К. Маркса, В. Белинского, историков Д. Бантыша-Каменского, М. Грушевского, В. Оглоблина, В. Эджертона и др.

Его портрет-миниатюра написан В.Л. Боровиковским (1793), который также расписывал дом Капнистов в Кременчуге перед приездом императрицы (1787).
Широко известен и портрет жены В. Капниста, Александры Дьяковой, - как один из самых пленительных женских образов России 18 ст.
В Обуховке поэт создал уникальный парк, организованный по канонам сентиментализма: с редкими породами деревьев, кустарников, малоизвестными сортами цветов, лекарственных и душистых растений.

Поэт умер 28 октября (9 ноября) 1823 г. в принадлежавшем ему селе Кибинцы Полтавской области. Похоронен в Большой Обуховке.

Дети:

Семён (1791-1843)- декабрист,
Иван (1798-1860),
Алексей (1796-1867) - декабрист. 
дочь Екатерина , Графиня, (1784-1860). Была замужем за А.И. Полетикой.

дочь Капнист-Скалон Софья Васильевна , Графиня, род. ок. 1797-99 г. Хозяйка известного литературного салона в Полтаве.
Оставила воспоминания об отце, братьях-декабристах,  двоюродном брате- декабристе П.Н. Капнисте, Сергее, Матвее, Ипполите Муравьевых-Апостолах, Михаиле Бестужеве-Рюмине.

Сочинения:
Капнист В.В. Собрание сочинений: В 2-х т. / Вступ. ст. и прим. Д.С. Бабкина.- М-Л.: АН СССР, Ленингр. отд., 1960.
О нем:
Капнист Василий Васильевич // Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли.- Т.2.- СПб., 1847.
Сидоров Н. Капнист Василий Васильевич // Энциклопедический словарь т-ва "Бр. А. И И. Гранат".- М., Б.г.- Т.23.- С.420-422.
Капнист Василий Васильевич // Саитов В. Русский Биографический словарь.- СПб., 1897.- С.476.
Капнисси; Капнист Василий Васильевич: [Биогр. справка]// Энциклопедический словарь/ Ф.А. Брокгауз и И.Р. Ефрон.- Т.Х1У.- СПб., 1895.- С.387.
Капнист Василий Васильевич // Нива.- 1989.- №39.
Sacke G. V.V/ Kapnist und seine ode "Na rabstwo"// Zeitschrift fur slavisce philologie.- Leipzig, 1941.- Bd.17.- H.2.- S. 291-301.
Архив Маркса и Энгельса.- М., 1948.- Т.1.- С.52.
Белинский В.Г. Собрание сочинений.- М., 1979.- Т.4.- С.282.
Капніст Василь Васильович : [Біогр. довідка]// Літературна Харківщина: Довідник.- Х., 1995.- С.167.- Підпис: Т.В. Дмитрієва.
Капніст Василь Васильович : [Біогр. довідка]// Енциклопедія українознавства.- Т.3.- К., 1996.-С.956.- Підпис: О.О.
Незеленов А. Литературные направления в Екатерининскую эпоху/ С портр. имп. Екатерины П, Хераскова, Фонвизина, Капниста, Новикова.- СПб.: Мартынов, 1889.
Пальчиков А. [В. Капнист и Н. Львов]// Русские народные песни, собранные Н.А. Львовым: Напевы записал и гармонизировал И. Прач.- СПб.: Изд. А.С. Суворина, [1896].
Данилевский Г.П. [В.В. Капнист и Н. Гоголь]// Данилевский Г.П. Сочинения.- В 24 т.- Изд. 8-е, посм.- Т. 21.- СПб., 1901.- С. 156.
Данилевский Г.П. Екатерина Великая на Днепре: [В т.ч. о Боровиковском и Капнисте]// Данилевский Г.П. Сочинения Г.П. Данилевского.- Изд. 8-е, посм.- В 24 т.- Т.18.- СПб., 1901. См. также: Данилевский Г.П. Исторические рассказы. Екатерина Великая на Днепре. Царь Алексей с соколом. Вечер в тереме царя Алексея.- 2- изд.- СПб., б.г.- 57 с. То же: Спб.: Изд. А.С. Суворина, 1885.- 70 с.- (Дет. б-ка).
Грушевсьий М.С. Секретна місія українця в Берліні р. 1791 р. // Записки наукового товариства ім. Т. Шевченка.- 1896.- Т.9.- С.7-9.
Берков П.Н. Василий Васильевич Капнист: 1757-1823.- Л-М.: Искусство, 1950.- 71 с.- (Русские драматурги).
Бабкин Д.С. "Слово о полку Игореве" в переводе В.В. Капниста // "Слово о полку Игореве": Сборник исследований и статей.- М._Л., 1950.- 70 с.
Бабкин Д.С. К биографии В.В. Капниста // Известия АН СССР. Отд. Л-ры и языка.- 1957.- Т.16.- Вып.6.- С.540-542.
Мацай А.И. "Ябеда" В.В. Капниста.- К.: Изд. Киев. ун-та, 1958.- 198 с.- (Киев. ун-т им. Т. Шевченко).
Капнист М. Прошлое и современность: [К 200-летию со дня рождения В. Капниста]// Советская Украина.- Кн.1.- К., 1959.- С.187-190.
Бабкин Д.С. В.В. Капнист и А.Н. Радищев // ХУШ век.- Вып.4.- М-Л., 1959.
Оглоблин О.П. Люди Старої України.- Мюнхен, 1959.- С.51-52.
Берков П.Н. В.В. Капнист как явление русской культуры // ХУШ век.- Вып.4.- М-Л., 1959.
Кузьменко А.Ю. В.В. Капніст і вітчизняна війна 1812 р. // Рад. літературознавство.- 1959.- №1.- С.77-83.
Громова Т. Литературные взаимоотношения И.М. Муравьева-Апостола и В.В. Капниста // Рус. лит.-1974.- №1.- С.110-115.
Боровиковский В. Портрет В.В. Капниста // Карев А.А. Миниатюрный портрет в России ХУШ века.- М., 1989.- С.
Злоключения одной пьесы: [О первой постановке "Ябеды" в 1789 г.]// Знание - сила.- 1966.- №11.- С.7.
Молдавский Дм. "Забвению и срокам вопреки...": ["Ябеда" в Красноярском ТЮЗ]// Веч. Ленинград.- 1970.- 16 сент.
Оглоблин О. Берлінська місія Капніста 1791 року // Укр. історик.- 1974.- №1-3 (41-43).- С.85-86.
Грушевский М.С. Очерки истории украинского народа.- К., 1990.- С.271.
Полонська-Василенко Н. Історія України.- К., 1992.- Т.2.- С.266, 275.
Дашкевич Я.Р. Берлін, квітень 1791 р. Місія В.В. Капніста. Її передісторія та історія // Укр. археограф. Щорічник.- 1992.- Т.4.- Вип.1.- С.102-105.
Дмитрієнко М., Ясь О. Доля родини Капністів // Київ. старовина.- 1995.- №1.- С.109-116.
Паровай Ю. Капністи // Рад. патріот.- 2002.- №40.- 14 верес. в 1789 г.]// Знание - сила.- 1966.- №11.- С.7.
Молдавский Дм.

2

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАПНИСТ

Русский поэт, драматург.

Родился в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье.

Отец, Василий Петрович Капнист – полковник Миргородского полка, командир слободских полков, погиб в сражении при Гросс-Егерсдорфе за полгода до рождения сына Василия, который был шестым в семье.
Согласно семейному преданию, матерью Капниста была турчанка Сальма, которая покончила с собой после смерти мужа.
До 13 лет жил в Обуховке, где часто бывали поэты и переводчики, члены Нежинского греческого братства, изучал французский и немецкий языки.
В январе 1771 Василия Капниста как сына заслуженного военачальника отправили в Санкт-Петербург, где он был зачислен с чином капрала в полковую школу Измайловского полка, вскоре его произвели в подпрапорщики, затем – в сержанты.
В начале 1773 его переводят в Преображенский полк, где он знакомится с Гавриилой Державиным, который впоследствии стал его другом.
Летом 1775 оставляет военную службу и всецело отдается литературной деятельности. В 1780 переезжает в родное имение Обуховку, лишь изредка приезжая в Санкт-Петербург.
В 1781 женился в Санкт-Петербурге на Александре Асексеевне Дьяковой, родные сестры которой стали женами Н.А.Львова и Г.Р.Державина.
Высказывалось предположение, что отказ жить в столице был связан с указом Екатерины II, по которому крестьяне Мароссийских губерний объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях их застал закон.
Возмущенный Капнист написал Оду на рабство, а, бывая в Санкт-Петербурге, демонстративно говорил по-украински. В основном вся деятельность Капниста проходила на Украине, а в 1785 киевские дворяне избрали его своим предводителем. В том же году он стал членом Российской Академии, затем участвовал в создании Словаря Академии Россйской. Первый литературный опыт Капниста – патриотическая ода, написанная по-французски в 1774 по случаю победы над Турцией, сочинение, которое сам он оценивал как слабое.
В середине 1770-х вошел в литературный кружок Н.А.Львова и Г.Р.Державина, членами которого были также И.И.Хемницер, Ф.П.Львов и М.Н.Муравьев.
Первое серьезное сочинение – Сатира I , опубликованная в 1780 в журнале «Санктпетербургский вестник».
Сатира вызвала скандал в литературных кругах, поскольку ее автор не побоялся заклеймить в ней как бездарностей многих в то время известных, а в будущем прочно забытых писателей. В поддержку Капнисту выступил И.И.Хемницер, который опубликовал в том же «Санктпетербургском вестнике» басню Черви и несколько эпиграмм. Впоследствии, когда Сатира переиздавалась в «Собеседнике любителей русского слова», выпады Капниста были опущены, а само сочинение переименовано им в Сатиру первую и последнюю.
В 1783 написана Ода на рабство – своеобразный лирический монолог, в котором автор говорил не только от своего лица, но и от имени всех, кто оказался под игом тяжкия державы – то есть от лица закабаленных крестьян Черниговского, Киевского и Новгород-Северского наместничеств. Описав тяготы крепостного права, Капнист заканчивает оду призывом отменить указ, ибо в противном случае ему невозможно будет воспевать, не кривя душой, деяния Екатерины Великой. Ода оказалась «неудобной для печати», но, несмотря на это, была широко известна в образованных кругах, а Екатерина Дашкова хотела издать ее в «Новых ежемесячных сочинениях».
Когда же Екатерина II издала указ, согласно которому в прошениях, подаваемых на ее имя, следовало писать не «раб», а «верноподанный», Капнист отреагировал на это своеобразно. В Оде на истребление звания раба (1787) он выдает желаемое за действительное, рисует картины всеобщего благоденствия, как будто указ и правда отменил рабство в России.
Вскоре последовала размолвка с Державиным, причиной которой стал Ответ Рафаила певцу Фелицы под заглавием Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия К. (1790). Ответ…пародировал оду Державина Изображение Фелицы, написанную к годовщине коронации императрицы и отличающуюся длиннотами и патетическими восхвалениями.
На пародию Державин ответил разгневанным письмом: «Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывешь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотою своих был замаран».
Кроме сатиры, Василий Капнист отдавал дань и лирике.
Смерть друзей, сына обращает его к «утешению философией», в его стихах рождается образ печального, гонимого роком лирического героя, терпеливо сносящего удары судьбы: На смерть Плениры (посвященное жене Державина), На смерть Юлии, проникновенные лирические стихотворения В память береста, Обуховка.
«В элегических одах его слышатся душа и сердце…» – писал о поэзии Капниста В.Г.Белинский.
Тонкий эстетический вкус, мастерское владение стихом обнаруживаются в меланхолических одах Мотылек, Чижик, в горацианских одах Певцу Фелицы и Желание стихотворца со свойственной этому жанру отрешенностью от политических и социальных треволнений. Печатался в «Московском журнале» (1791–1792) и «Аонидах» (1796–1798) Н.М.Карамзина, влияние которого сказалось на творчестве Капниста в области языка. Капнист писал слогом, освобожденным от славянизмов и тяжеловесных оборотов (Старик, ожидающий весны, Закат солнца).
В 1796 в Санкт-Петербурге вышел в свет первый сборник стихов – Сочинения Василия Капниста, включивший четыре раздела: «Оды торжественные», «Оды на разные случаи», «Лирические мелочи» и «Эпиграммы». Свое собрание стихотворений он предварил ироническим двустишием: Капниста я прочел и сердцем сокрушился. / Зачем читать учился. Некоторые из стихов сборника появились в печати впервые: Ода на смерть Плениры, Ода на уныние, Ода на дружество, Чижик и др. «Лирические мелочи» включали стихотворения, которые Капнист относил к разряду анакреонтических, следуя толкованию этого жанра, изложенному Н.А.Львовым к переводам Анакреона 1794. Литературную славу Капнисту принесла написанная в 1794–1798 сатирическая комедия Ябеда. Она была напечатана в 1798 и в том же году поставлена на сцене Санкт-Петербургского Каменного (Большого) театра. Однако по приказу Павла I после четырех успешных представлений она была снята с репертуара. Печатное издание конфисковали у ее издателя, актера А.Крутицкого с дальнейшим запрещением постановки на сцене. В то же время исследователи полагают, что пьеса императору все же понравилась, поскольку ее автор вскоре был назначен директором всех императорских театров Санкт-Петербурга. Покинул он этот пост лишь после убийства Павла I, потрясенный событием. Что касается дальнейшей судьбы комедии, то ее разрешено было ставить в 1805, и с тех пор она с успехом шла а театре вплоть до 1840-х.
В основе пьесы – реальный судебный процесс, начатый еще матерью Капниста, с другой помещицей, незаконно присвоившей себе одно из ее имений, и длившийся безрезультатно десятилетия. Механизм судопроизводства тогдашней России представляется в пьесе как бессмысленный и несправедливый. О защите и поиске правды здесь не может быть и речи, повсюду приходится сталкиваться с «гнусностью мздоимства и ябеды». Для группы чиновников подобраны красноречивые имена: Кривосудов, Хватайло, Бульбулькин, Атуев и пр. Все эти взяточники и мошенники готовы за деньги нагло «крутить» указы в нужную им сторону, умеют такой «закон прибрать», чтобы оправдать виновного и осудить невинного. Беспощадная характеристика происходящему вкладывается в уста второстепенного персонажа – работника суда с не менее красноречивой фамилией – Добров. Особенно сильное впечатление на зрителей производили сцены попойки в доме председателя судебной палаты, во время которой ее члены решают судьбу подполковника с фамилией Прямиков. Противоположность Прямикова – жулик, взяточник, ябедник Праволов: В поносных ябедах, злодейственных беспутствах. / В разбоях, грабежах и даже душегубствах / Довольно преуспел. Встреча двух персонажей происходит лишь в третьем действии, изображающем чиновничью попойку. По словам Л.Бердникова и Ю.Серебряного, «традиционная фабула классической комедии (соединение любящих, преодолевающих препятствия) оттеснена на второй план изображением бесстыдного судебного произвола и мздоимства, перерастающего в фантасмагорию. Хотя благополучная концовка пьесы (благодаря вмешательству высшей власти) выглядела несколько искусственной, напряженность действия и мастерское использование русского языка стали залогом длительного успеха комедии Капниста у зрителей». «Это одна из тех комедий, – писал о ней литератор М.А.Дмитриев, – которые делают честь не только автору, но всей литературе. Сила ее изумительная! Есть такие места, в которых порок, не теряя стороны комической, доходит до трагической силы: такова, например, ужасающая нравственное чувство оргия членов палаты. – Вот право Капниста на бессмертие…». Последующие драматические опыты Капниста (одноактная комическая опера Клорида и Милон, 1800; трагедии Гинерва, 1809 и Антигона, 1811) особого успеха не имели.
В 1802 Капниста избрали генеральным судьей Полтавской губернии, а летом того же года он служил директором народных училищ в этой губернии. Об авторитете, которым он пользовался, говорит то, что в 1812 его избрали заместителем губернского маршала, а в 1817 – маршалом Полтавской губернии, обязанности которого он исполнял до 1822.
Делом своей жизни Капнист считал литературные занятия. Писал он и философско-публицистические миниатюры – краткие стихотворные изречения и афоризмы, одно из которых: Законы святы, да исполнители – лихие супостаты – позже использовал И.А.Крылов. В 1806 в столице был издан наиболее полный сборник поэтических произведений Капниста Лирические сочинения, состоящий из четырех разделов: «Оды духовные», «Оды торжественные», «Оды нравоучительные и элегические», «Оды горацианские и анакреонтические». В первый раздел вошли переложения псалмов, написанные в 1870-е и опубликованные впервые. Во второй и третий – уже известные стихотворения (подвергшиеся некоторым изменениям), четвертый раздел состоял из переводов Горация и Анакреона. Капнист мечтал создать аналог шедеврам Горация в русской литературе, найти выражение для вечного в преходящем. По единодушному мнению критиков, «горацианские оды стали вершиной его лирического наследия и в наибольшей мере повлияли на творчество русских поэтов начала XIX в.».
В 1810–1820-х сочинения Капниста появлялись на страницах журналов «Сын Отечества», «Чтение в Беседе любителей русского слова», «Труды Казанского общества любителей российской словесности», «Труды общества любителей российской словесности» и др. На события Отечественной войны 1812 он откликнулся поэмой Видение плачущего над Москвою россиянина, где обвинил в бедах страны дворянство, чиновничество и духовенство. По цензурным соображениям поэма издана не была. В Оде на пиитическую лесть (1815) Капнист говорит о поэте как о духовном пастыре, смелом провозвестнике истины. От имени «царя-пророка» он возглашает: Цари надменны, трепещите…,перекликаясь и с декабристской лирикой, и с пушкинской одой Вольность.
Капнист был связан одновременно и с «Беседой любителей русского слова», и с авторами противоположного направления, разделяющими воззрения на язык и литературу Карамзина и «арзамассцев». Его влияние на последующее поколение российских литераторов очевидно. Так, А.С.Пушкин неоднократно использовал стихи «горацианских» од Капниста, а М.Ю.Лермонтов процитировал строфу из стихотворения Обуховка в поэме Кавказский пленник. Последние годы жизни Капнист провел в Обуховке. Дружил с соседями по имению – опальным вельможей Д.Трощинским, драматургом и переводчиком Муравьевым-Апостолом, знал родителей Н.В.Гоголя.
Частыми гостями Капнистов были будущие декабристы – сыновья Муравьева-Апостола, П.И.Пестель и др. Членами общества «Союза благоденствия» стали и сыновья Капниста Алексей и Семен.

Незадолго до смерти он приветствовал восстание в Греции, написав Воззвание на помощь Греции и К восставшему греческому народу (1822), перекликающиеся со стихами на ту же тему А.С.Пушкина, В.К.Кюхельбекера, К.Ф.Рылеева, Д.В.Веневитинова.

Умер в селе Кибинцы Полтавской губернии от воспаления легких 9 ноября 1823 года, похоронен в селе Обуховка.

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/906517/199368979.178/0_26de34_5cbd9bd1_XL.jpg

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825)
Портрет Василия Васильевича Капниста
Около 1793 г.
Миниатюра на кости, масло. 8x8 см (круг)
Государственный Русский музей

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/397894/199368979.178/0_26de50_164c7d91_XL.jpg

   
Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825)
Портрет Александры Алексеевны Капнист, мать декабриста.
Конец 1780- х гг.
Государственный литературный музей, Москва

5

http://forumstatic.ru/files/0013/77/3c/52181.jpg

КАПНИСТ Алексей Васильевич, сын, декабрист

6

Поэт и драматург Василий Васильевич Капнист

Самым знаменитым сыном бригадира Василия Петровича стал Василий Васильевич Капнист, популярный в свое время русский поэт. Дата его рождения остается под вопросом (1757 или 1758). Когда был убит его отец, то София Барковская бросилась в Восточную Пруссию за останками своего мужа. В его походной палатке она нашла девушку, крымскую турчанку, подругу бригадира, и будто бы годовалого младенца. Турчанка передала ребенка Барковской, а потом покончила с собой. По возвращении в Россию, Барковская выдала ребенка за своего младенца, который стал ее любимцем.

Василий Васильевич получил отменное образование. Как сын бригадира, он учился в школе Измайловского полка, усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством просвещенного А. Бибикова - "охотника до наук и особо до стихотворства". Здесь Василий встретил Н. А. Львова, будущего литератора. В 1772 г. он перешел в Преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и подружился с Державиным, будущим придворным поэтом Екатерины II.

Василий не унаследовал отцовского воинственного духа, он очень скоро уходит из полка и предается литературе. В годы пребывания в столице Василий Васильевич усиленно старался пополнить свое домашнее образование изучением древних и западноевропейских языков и классиков, а также ознакомлением с произведениями Ломоносова, Кантемира, Сумарокова. Тогда же он впервые вступил на путь переводного стихотворства.

Первое произведение Капниста - ода, на французском языке, по поводу мира с Турцией (1775). Позже он сам определил ее так: "преглупая ода, писанная сочинителем на 17-м году его возраста, что, однако ж, он ни себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит".

Внимание читающей публики Капнист обратил на себя впервые напечатанной в июньской книге "Санкт-Петербургского Вестника" (1780) "Сатирой первой", перепечатанной впоследствии под заглавием – "Сатира первая и последняя". Капнист высказывает здесь резкие суждения и колкие замечания относительно некоторых литературных деятелей, которых он означает псевдонимами, достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику: неизвестный автор в том же "Санкт-Петербургском Вестнике" называет Капниста глупцом и дерзким ругателем.

В Петербурге четыре друга-литератора – Державин, Львов, Хемницер и Капнист – были неразлучны. Они породнились тем, что были женаты на четырех сестрах Дьяковых, причем Державин вторым браком. У Василия Капниста не было своего дома, и он жил у Державиных. Проживая в столице, Василий писал частые письма жене в Обуховку и брату Петру, с которым был чрезвычайно дружен.

В 1782 г. Василий Васильевич был избран предводителем дворянства Миргородского уезда, но в том же году при посредничестве Львова, получил место при главном почтовом управлении. В 1784 году Василий Васильевич вышел в отставку и переехал в свое имение, а в 1785 году он был избран киевским дворянством в Губернские предводители и принимал Екатерину II при ее проезде через Киев в Новороссийский край. В это время была в Киеве и его молодая жена, Александра Дьякова, которая, будучи представлена государыне, своей красотою обратила на себя общее внимание.

Василий Васильевич довольно долго оставался в Киеве, а его жена одна с детьми и со свекровью, Софией Андреевной, жила в Обуховке, по-видимому, нуждаясь во всем, несмотря на 6000 душ, которыми владела в то время мать ее мужа. В одном из писем своих она пишет мужу:

«Друг мой Васинька! Пожалуйста, пришли мне поскорее десять рублей, которые я заняла у матушки и которыми она мне докучает и, если можно, еще пять рублей для покупки одеял детям.».

В 1783 г. молодой литератор написал торжественную "Оду на рабство", которую, однако, решился напечатать лишь в 1806 г. "Ода на рабство"является одним из самых первых обличений крепостничества в русской литературе XVIII века, непосредственно предваряющее радищевскую оду "Вольность" и пушкинскую "Деревню". Она была злободневным откликом на изданный Екатериной указ, согласно которому крестьяне Киевского, Черниговского и Новгород-Северского наместничеств объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на землях которых застал их новый закон. Возможно, Капнист думал обратиться с этой одой к Екатерине, но, по совету Державина, удержался от этого, как и от публикации произведения.

В 1786 г. новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться "верноподданный", вместо прежнего "раб", побудил Капниста написать "Оду на истребление в России звания раба". Он создает оды, сатирические произведения, примыкает к литературному кружку Львова, печатается в различных журналах и альманахах. Наряду с Карамзиным, Василий Васильевич стал одним из крупнейших представителей сентиментализма в России. В своих стихотворениях он, вместе с тем, выступает как ярый обличитель крепостничества и самодурства помещиков.

В 1796 г. Капнист издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным двустишием на заголовке:

«Капниста я прочел и сердцем сокрушился,
Зачем читать учился?»

После 1796 г., имя Василия Капниста встречается во многих изданиях своего времени – "Новых ежемесячных сочинениях", "Московском журнале", "Аонидах" Карамзина. Его произведения как переводные, так и оригинальные пользовались популярностью и среди публики, и среди лучших литературных кружков.

Шуточная ода Капниста: "Ответ Рафаэля певцу Фелицы" была доставлена Державину еще в рукописи, под заглавием "Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия Капниста".

Назначение оды было указать Державину промахи в его стихотворении "Изображение Фелицы". Державин обиделся и отвечал резким письмом, где, между прочим, писал: "Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывешь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотой своих был замаран". Приятельские отношения между поэтами, однако, не нарушились.

Когда Державин умер, Василий Васильевич написал:

    Державин умер!.. слух идет,
    И все молве сей доверяют.
    Но здесь и тени правды нет:
    Бессмертные не умирают!

В молодости Василий претерпел долгую и неприятную тяжбу, которая его настолько поразила, что он использовал этот сюжет в своем главном литературном произведении, обличительной комедии «Ябеда» – про нечестных юристов.

Эта комедия заняла выдающееся место в отечественном репертуаре и до появления на сцене "Горя от ума" и "Ревизора", имеющих, по своей обличительной тенденции, много общего с "Ябедой", пользовалась выдающимся успехом.

Главные действующие лица «Ябеды» – Прямиков, Провалов, Кривосудов, Будьбудькин, Паролькин, Добров, Хватайко и другие – говорят сами за себя. Капнист метко попал в больное место современного ему общества и этим вызвал в правящем классе бурю негодования, многие чиновники дружно требовали, чтобы автора сослали в Сибирь. Павел I сам захотел посмотреть эту пьесу. Он так смеялся, что послал за Капнистом и назначил его главой всех театров Петербурга.

Незадолго до своего убийства, император Павел, в знак особого расположения к Василию Васильевичу, хотел пожаловать ему богатые имения в Малороссии, но составленной об этом пожаловании бумаги, вследствие своей смерти, он подписать не успел.

Пьеса, разрешенная императором Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара и при Александре I не сразу получила права гражданства. Бантыш-Каменский передает следующий эпизод, которому был сам свидетелем. Когда в 3 действии Хватайко поет:

"Бери, большой тут нет науки;
Бери, что только можно взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать"

– зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному из присутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени и восклицали: "это вы! это вы!" Популярность "Ябеды" в начале XIX столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии обратились в поговорки. Пьеса Капниста «Ябеда» - одно из лучших произведений русской драматургии XVIII века, имевшее оглушительный успех у публики.

Обуховка, пожалованная бригадиру Василию Петровичу Елизаветой Петровной, досталась Василию Васильевичу, как младшему в семье среди трех братьев. Его дочь Софья (1796-1861) живописными красками описывает имение отца в Обуховке:

«В одной ив этих местностей, на правом берегу Псёла, на уступе горы, покрытой густым лесом, до сих пор стоит еще небольшой домик, крытый соломою и защищенный от севера горою. <…> Из окон этого дома открывается даль верст на двадцать, покрытая лугами и селеньями. При восходе солнца или вечером при лунном свете этот вид бывал очарователен: особенно он бывал хорош, когда луна серебристым столбом блестела над рекой, в которую смотрелись покрытые густым лесом горы, при шуме мельниц, похожем на вечный шум водопада и при немолчных трелях и раскатах соловьев, оглашавших чутко спящий воздух упоительным пением. В разное время года изменялись и виды этого очаровательного уголка. Весною, когда снег начинал таять и когда с вершин ущельев и гор, при блеске солнечных лучей, сбегали журчащие ручейки, – вид в несколько дней изменялся: река выступала из берегов, луга верст на шесть покрывались водою и являли вид моря, с голыми деревьями, торчавшими в воде на подобие мачт. И при тихой погоде эти окрестности, залитые водой, походили на обширное зеркало. С убылью воды в разных местах начинали показываться зеленые острова, над которыми иногда слышалось громкое пение жаворонков, чириканье равных весенних птиц и где по временам уже показывался заблудший скот, с наслаждением щипавший свежую и мягкую траву.»

Одно из лучших лирических стихотворений Капниста, посвященных своей деревне, так и называется – "Обуховка".

В миру с соседями, с родными,
В согласьи с совестью моей,
В любви с любезною семьей
Я здесь отрадами одними
Теченье мерю тихих дней.
Приютный дом мой под соломой
По мне, – ни низок, ни высок;
Для дружбы есть в нем уголок,

А к двери, знатным незнакомой,
Забыла лень прибить замок.
Горой от севера закрытый,
На злачном холме он стоит
И в рощи, в дальный луг глядит;
А Псёл, пред ним змеей извитый,
Стремясь на мельницы, шумит.

<….>

В имении Капнистов гостили Г. Р. Державин, Н. В. Гоголь и будущие декабристы. Тут действовал домашний театр, и ставили пьесу «Ябеда», в которой играли родители Н. В. Гоголя.

В 1801 году Василий Васильевич был избран генеральным судьей уголовной палаты Полтавской губернии, проживая в зимнее время с семейством, обыкновенно, в Полтаве, а в течение летних месяцев в Обуховке. В 1822 г. Василий Капнист был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губернии, а 28 октября следующего года скончался в воспетой им Обуховке.

Его прах похоронен на том самом месте, которое описал он в своих стихах об Обуховке, где в заключение приведена такая эпитафия:

«Капняст сей глыбою покрылся,
Друг муз, друг родины он был;
Отраду в том лишь находил,
Что ей, как мог, служа, трудился,
И только здесь он опочил».

У Василия Васильевича было множество детей, многие из них умерли в малолетстве, но осталось четверо здоровых детей, которых «Сашенька, мой ангел» обучала сама французскому языку и всем премудростям, которым полагалось учить дворянских детей в тот век. Их тетка Державина удивлялась их познаниям. Старый дом Капнистов был слишком мал для большой семьи, и «Сашенька» с помощью сестры Державиной построила тот «уютный дом под соломой», про который говорит Василий Васильевич в своем стихотворении «Обуховка».

Быт семьи поэта Василия Васильевича и взаимоотношения между взрослыми и детьми подробно описала его дочь Софья, в замужестве Скалон, в книге «Воспоминания».

7

http://forumstatic.ru/files/0013/77/3c/27011.jpg

Mitreuler, Lasch C.  Капнист Иван Васильевич. 1850 г.
Государственный исторический музей.

Иван Васильевич Капнист (1794-28.09.1860), брат декабристов А.В. и С.В. Капнистов.

Иван Васильевич Капнист (1794-28.09.1860), брат декабристов А.В. и С.В. Капнистов. Тайный советник (1849), камергер (1835), губернатор Смоленской (1842-1844) и Московской (1844-1855) губерний, с 1855 г. - сенатор.

Происходил из дворян Екатеринославской губернии. Отец — полтавский губернский предводитель дворянства писатель Василий Васильевич Капнист, мать — Александра Алексеевна Дьякова (сестра Марии Львовой и Дарьи Державиной). Получил домашнее образование.

В 1813 году братья Капнисты покинули дом и отправились к мужу своей тётки, Гавриилу Державину.
"… Державин определил на службу двух сыновей Капниста, Ивана и Семёна. В конце года они приехали в Петербург и, разумеется, поселились в державинском доме. Им отвели во флигеле те покойчики, где ранее жили сестры Львовы".

Софья Васильевна Капнист в своих воспоминаниях отмечала: «Брат Иван, который всегда имел желание служить в военной службе, увидев в Петербурге учение какого-то полка, до того разочаровался, что решительно не захотел служить иначе как по статской службе и определился по министерству юстиции, к Д. П. Трощинскому.» С 9 октября 1814 года на службе в Департаменте Министерства юстиции, 19 ноября — сенатский регистратор, 15 мая 1815 — губернский секретарь, 14 ноября 1815 — коллежский секретарь.В 1816 году был направлен в Киевскую губернию при сенаторе Болотникове для обревизования губернии и для производства исследования по разным предметам вследствие поданных императору Александру I всеподданнейших жалоб. 4 ноября 1817 года уволен. 23 ноября 1818 года зачислен в штат петербургского военного губернатора, 6 января 1819 года — титулярный советник, 15 апреля 1820 — коллежский асессор при увольнении. Софья Васильевна вспоминала: «Вначале отец сердился на него за то, что он так рано оставил службу, но потом, видя, что он был полезен в доме, помогая матери в хозяйстве и занимаясь постройкой нового дома, он примирился с этим и только шутя иногда называл его министром юстиции, не предвидя и не предчувствуя в то время, что он точно со временем пойдет так далеко по службе.»

С 16 сентября 1826 года по 1829 год избирался миргородским уездным, а с 1829 по 1842 годы — полтавским губернским предводителем дворянства. Софья Васильевна отмечала:
«В конце последнего года государь император Николай I, в приезд свой в Полтаву, лично узнал его и, рассуждая с ним о разных вещах у себя за обедом, до того оценил и ум, и достоинства его, что после обеда сказал своим приближенным: «Теперь я вижу, что не лета делают человека опытным».

В 1832—1841 годах — почётный смотритель полтавской гимназии. 9 июня 1835 года пожалован камергером за труды, оказанные при распоряжениях об обеспечении продовольствием Полтавской губернии по случаю бывшего неурожая. 30 января 1839 года — надворный советник. 7 декабря 1840 года — коллежский советник за труды по званию члена Комиссии для устройства зданий Петровскаго Полтавскаго Кадетскаго Корпуса.

2 февраля 1842 года назначен смоленским губернатором с чином статского советника. С 1844 по 1855 годы — губернатор Московской губернии. С 1852 года — тайный советник, с 1855 года — сенатор и почётный опекун Московского опекунского совета. Вице-президент Московского комитета попечительства о тюрьмах.

Иван Васильевич в декабристских организациях не состоял, но его братья Семён и Алексей были членами Союза Благоденствия. В доме своего отца он общался со многими лидерами декабристов. Обуховку посещали два брата Муравьевых: Никита Михайлович и Александр Михайлович вместе с другом своим М. С. Луниным, М. П. Бестжев-Рюмин. Семейство Муравьёвых-Апостолов проживало в соседнем имении, и братья Сергей и Матвей часто навещали своих соседей. В 1823 году эти дружественные узы стали семейными, когда Семён Васильевич Капнист женился на их младшей сестре Елене.

Сестра Ивана Васильевича писала: "... брат Иван, живший в то время с нами в Обуховке, возвратись из Полтавы, куда ездил по своим делам, сказал по секрету, что, быть может, и он будет взят, ибо князь Репнин, показав ему зашнурованную уже переписку братьев Муравьевых, найденную в деревне их Хомутце, указал в ней то место, где они, говоря о брате Иване, назначали его, в случае удачи своего дела, членом временного правления. Поэтому князь Репнин и предупреждал брата Ивана, что и его, может быть, потребуют в Петербург. Это не слишком тревожило брата, как человека, вовсе не причастного к тайному обществу и никогда не имевшего с его членами никаких сношений".

Иван Васильевич был женат на дочери губернского секретаря Пелагее Григорьевне (Егоровне, Георгиевне) Горленко. В браке родились (с 23 июля 1876 графы):
Александра (ум. 1829)
Василий (1829—1893) — статский советник, женат на Ольге Аполлоновне Жемчужниковой;
Пётр (1830—1898) — с 1863 года женат на Екатерине Евгеньевне Мандерштерн, дочери генерал-лейтенанта Евгения Егоровича Мандерштерна;
Елизавета (1833—?) — фрейлина, замужем за Орестом Васильевичем Богаевским;
Михаил (1831—1896) — женат на княжне Варваре Григорьевне Оболенской (1836—?);
Леонид (1836—?) — поручик;
Елена (1838—?) — замужем за гвардии полковником бароном Николаем Логиновичем Зедделером;
Владимир (1839—?) — уездный предводитель дворянства, женат на Софии Михайловне Остроградской (1845—?);
Анна (1840—?) — замужем за князем Алексеем Григорьевичем Оболенским (1838—до 1889);
Иван (1844—1860)
Екатерина (1845—?) — замужем за Александром Петровичем Балюбашем;
Пелагея (1847—?).

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/986442/199368979.178/0_26de51_e0610987_XXL.jpg

9

https://img-fotki.yandex.ru/get/1337265/199368979.178/0_26de4f_f404d987_XXL.jpg

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/910638/199368979.178/0_26de35_acabaf0f_XXXL.jpg


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Капнист Василий Васильевич.