Голгофа правнука Бестужева
Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.
Данте. Божественная комедия. Ад
1. О кругах повторения
Местом мучений и страданий, Сибирской Голгофой, стала родина предков для Владимира Николаевича Гомбоева (23.7.1910-17.7.1977) – правнука декабриста Николая Александровича Бестужева (13/24).4.1791-15(27).5.1855). «Судить Вас не за что, а отпустить нельзя», – сказал следователь СМЕРШа Приморского военного округа арестованному в г.Харбине 5 октября 1945 года, затем вывезенному в г.Ворошилов-Уссурийский, подданному Китая. И, приговоренный Особым совещанием МГБ СССР заочно к 10 годам ИТЛ, уроженец Пекина начал безвинно свой 12-ти летний путь по сталинским лагерям и ссылке. Особо закрытые режимные лагеря Байкало-Амурской магистрали и «Озерлаг» в г.Тайшет, ссылка на шахту в Саралинском районе Хакасской АО и вновь исправительно-трудовой лагерь на ст.Чуна Иркутской области – такова трагическая география этих лет жизни правнука Бестужева.
Каждому суждено пройти только свой путь... Его путь оказался неразделим с судьбой миллионов обреченных тоталитарной системой, униженных, замученных, уничтоженных и недоживших людей. И, наверное, о каждом из них слова Франсуа Мориака в «Жизни Иисуса»: «Он – добыча, олень, отданный псам на растерзание. Как понесет Он Свой крест, когда Сам еле передвигается? (…) Правда о кресте невыносима, необходимо мужество, чтобы заглянуть ей в глаза (М., «Мир», 1991, с.220).
Это был его крестный путь, только формально повторявший каторгу и ссылку в Сибирь его прадеда-декабриста. Наверное, и в самых мрачных своих видениях не смог бы вообразить благороднейший и образованнейший морской офицер Николай Александрович Бестужев того дикого кровавого абсурда, до которого через сто лет будут доведены идеи, позвавшие его с единомышленниками на Сенатскую площадь в Петербурге. И того, какие вселенские, страшнее дантового ада, мучения будут коверкать жизнь бесконечно любимой им России и его кровных потомков.
Кажется, и не имеет смысла сегодня задаваться вопросом: знали ли советские репрессивные органы о кровном родстве обманом ими захваченного и без суда осужденного гражданина другой страны с одним из самых известных декабристов? Вероятнее всего, не знали, да и не имело это родство для той жестокой власти, мнившей себя наследницей гуманных идей дворянских революционеров, практического значения, – ее фарисейство теперь хорошо известно. А вот то, что происходил «Гомбоев Владимир Николаевич (...) из дворян», уже могло считаться наказуемым. Но обнаруживаются и доказательства существования в то время прямых приказов о так называемых «линейных арестах», по которым аресты людей производились и при отсутствии каких-либо материалов, подтверждавших их преступную деятельность против советского государства, в том числе, по национальному признаку.
По одному из таких приказов требовалось арестовать «поляков, эстонцев, латышей, литовцев, немцев, харбинцев (выделено мною – Э.Д.) и др. лиц». («Боль людская. Книга памяти томичей...» т.3, Томск, 1992, с.436). Отсюда следовало, что побывавший до того по злой иронии судьбы еще и в японской тюрьме бывший служащий Харбинской АТС, добывавший пропитание для своей семьи «охотой на крупного зверя», подлежал аресту по одной своей «харбинской» принадлежности.
Но, к счастью, история повторяется и в лучших своих проявлениях. Вновь и вновь оживают в потомках мужество, высокие душевные качества и таланты их достойных предков. Владимир Николаевич Гомбоев тоже немало унаследовал от этих качеств по мужской линии. И не только хорошо известные, разносторонне даровитое, бестужевское начало, но и прекрасные черты рода Гомбоевых прослеживаются в его личности. Удивительная эта наследственность помогала ему перенести несравненно более жестокие, чем пережитые Бестужевым, жизненные испытания. Годы лагерей и ссылки не ожесточили его, не притупили в нем твердости духовной веры, не остудили горячей души, не преградили выхода творческим наклонностям и не лишили природной иронии.
Заглянем же в глаза правде об этом человеке…
2. В памяти дочери...
Еще в харбинский период своей жизни Владимир Николаевич Гомбоев женился на Александре Гавриловне Рыбиной (1909-1988), дочери машиниста КВЖД. Это ей выпала жестокая доля бесконечного мучительного ожидания весточки об арестованном и увезенном в другую страну отце ее четырех малолетних дочерей – Людмилы (1935), Татьяны (1937), Елены (1939) и Натальи (1945). Можно предполагать, в каком нелегком положении находилась в те годы семья без кормильца в г.Харбине и как тяжело им жилось уже после прибытия в СССР. Ведь первая, после долгой разлуки, встреча жены с мужем состоялась лишь в 1955 году в г.Золотогорске Хакасской АО. А о переживаниях их детей дают представление странички из воспоминаний младшей из дочерей – Натальи Владимировны Редько (по мужу). Под названием «Потомок декабриста Н.Бестужева» с фотографией В.Н.Гомбоева они впервые будут напечатаны в 1990 году в № 22 многотиражки «Контакт» Новосибирского электротехнического института (26 ноября, с.2). Привожу их здесь, исключив извлечения из документов, публикуемых мною далее в полном виде.
Но прежде считаю долгом своим сказать о том, как попали ко мне эти воспоминания и другие документы (копии и оригиналы) из семейного архива Натальи Владимировны. Большая часть из них была передана ею для копирования в общество «Мемориал» г.Новосибирска. Немалую настойчивость проявил затем ответственный секретарь этого общества Александр Сергеевич Жолобов, чтобы вывести практически неизвестный исследователям документальный массив о В.Н.Гомбоеве на кого-то из бурятских краеведов и декабристоведов. Его обращения к заместителю редактора газеты «Молодежь Бурятии» Серафиме Пурбуевне Очировой быстро достигли цели. Именно она и стала для меня связующим звеном в быстро налаженных добрых отношениях с Александром Сергеевичем, а потом и с Натальей Владимировной. Очень признателен им за неравнодушное и бережное отношение к нашему историческому наследию, а Наталье Владимировне – еще и за оказанное мне доверие. Благодарю также начальника Производственного бюро по охране памятников республики Наталью Аполлоновну Петунову и Юрия Аркадьевича Зяблицева за оперативную помощь в копировании материалов присланного из Новосибирского архива…
Наталья Владимировна вспоминает:
«Письма моего отца, документы, фотографии... Как уместить эту богатую событиями жизнь в маленькую заметку?
В памяти оживают картины детства и постоянный детский вопрос: «Где мой папа?», на который взрослые не могли дать ответ, а мама плакала, переживая вместе со мной. Этот же вопрос мучил нас всех: дедушку, бабушку, трех моих сестер, тетю и маму с октября 1945 до марта 1953 года. Никто ничего не знал.
Жили мы в то время в городе Харбине (Китай). Дедушка (по маминой линии) с 1915 года работал на КВЖД машинистом.
Я училась в первом классе, когда однажды, придя домой из школы, заметила перемену в нашем доме: радость, тревогу и тайну. Бабушка спросила: «Как ты думаешь, от кого мы получили сегодня письмо?». Я перебрала в памяти всех, кто давно нам не писал, но все равно не отгадала. «От отца твоего», – сказала бабушка. И, хотя письмо мне только показали, я прыгала от счастья. Теперь дорогой мне человек, знакомый только по фотографиям, стал оживать в моем сознании, приобретать голос и материальные черты.
Второе яркое событие детства – это отъезд в СССР 25 мая 1955 года. Позади Харбин, Цицикар, Хайлар, станция Отпор, Чита, оз.Байкал, Иркутск. Сердце радуется, кругом русские люди. В нашем вагоне пять семей. В одной половине вагона нары в два этажа, в другой вещи. Спим семьями. Перегородок нет. Терпим неудобства, но нам, детям, это даже нравится: все необычно и весело.
Наш эшелон остановился в Красноярске. Молодые вышли на перрон прогуляться, старики и дети остались в вагоне. Вдруг около нашего вагона послышался шум, крик, визг. Мы подбежали к двери. Я ничего не могла понять, пока в вагон не ввалился, обвешанный со всех сторон родственниками, красивый высокий человек. Мне не хватало места хоть где-нибудь к нему прицепиться. Все обнимают его и плачут, а я прыгаю вокруг и тоже реву, но от обиды. Это был мой отец.
Когда прошел первый восторг и, наконец, его отпустили, он взял меня на руки и не отпускал до тех пор, пока не пришла пора расставаться. Поезд отстукивал свои километры, а отец, сидя на верхних нарах, рассказывал о своей судьбе, а весь вагон, затаив дыхание, слушал. Из рассказа отца тогда я не запомнила ничего, просто сидела у него на руках, слушала приятный голос и, прижавшись к груди, слушала удары его сердца. 10 часов пролетели как одно мгновение, и снова неведомая сила оторвала его от нас и унесла в неизвестность.
Так в мою жизнь вошел отец. Но еще не скоро суждено нам было встретиться.
...Прошло много лет, но меня не перестают мучить уже взрослые вопросы. Кому нужно было отнять отца у детей, мужа у моей матери, которой в ту пору было всего 36 лет? Почему долгих 8 лет не приходили письма? Почему не было официального обвинения, ареста, обыска? Почему, наконец, его обманом вывезли из Китая в СССР? Почему не реабилитировали? Эти же вопросы отец задавал в Прокуратуру СССР, Государственной Комиссии по разбору дел политических заключенных и комиссии по делам частных амнистий при Совете Министров СССР, но вразумительного ответа не получил (..).
В октябре 1967 г. он снова пишет жалобу в порядке надзора в Приморский краевой суд (...). Больше он не писал и не просил, а 17 июля 1977 г. он умер в Новосибирске от инфаркта.
В чем же жизненная сила этого человека? Почему не ожесточилось его сердце, не очерствел он душой после стольких испытаний?
От него исходила внутренняя сила, к нему тянулись люди и он помогал им словом и делом, был постоянно в поиске. Много читал и много знал. До конца своих дней сохранил широту интересов, жажду жизни и высокий оптимизм. Он не терпел вранья и болел душой за все, что происходило с нашей страной и обществом, не в силах изменить что-либо или поправить.
15 августа 1980 года писатель-исследователь Елена Марковна Даревская написала нам письмо, в котором сообщала, что мой отец является потомком декабриста Николая Александровича Бестужева. Для меня это было неожиданно. Потом я вспомнила, как отец рассказывал когда-то о своем дедушке, Гомбоеве Николае Ивановиче, начальнике почтовых контор в российском посольстве в Пекине и о бабушке Катерине. Вот эта Катя и была дочкой Н.А.Бестужева. Знал ли об этом отец? Не знаю. Позже, читая исследования Даревской Е.М., воспоминания М.А.Бестужева, А.Розена, я постоянно находила черты, которые в генах или по семейным традициям передались отцу. Те же интересы, те же идеалы, независимость и свободолюбие, демократизм в поведении, чувство собственного достоинства, высокий дух и светлые мысли (...). Судьбе угодно было, чтобы потомок декабриста в третьем поколении через 120 лет повторил его каторжный путь и даже по тем же местам Сибири. Это испытание мой отец Владимир Николаевич Гомбоев прошел с честью.
А смогу ли я искупить свою вину перед ним за годы недоверия, сомнения и слишком позднее прозрение».
3. Селенгинские рассказы очевидцев
Изучая полученные мною из Новосибирска материалы, я получил повод не только благодарить судьбу за щедрость, но и еще раз убедиться в закономерности казалось бы случайных событий. А дело в том, что в моем краеведческом архиве уже давно лежали, ожидая своего часа, записанные селенгинским краеведом С.И.Глазуновым (Таежным), и позже мною, воспоминания очевидцев пребывания и смерти в селе Ново-Селенгинск Николая Николаевича Гомбоева – отца Владимира Николаевича Гомбоева и внука декабриста. Имелись и другие малоизвестные данные о селенгинских Гомбоевых. Но этого было мало для того, чтобы добавить что-то ощутимо новое к двум весьма содержательным очеркам, специально посвященным семье дочери декабриста Бестужева, иркутского декабристоведа Е.М.Даревской («Сибирь», 1979, № 5, с.105-116; 1983, № 4, с.115-127). О ее приоритете в извещении семьи Натальи Владимировны о родстве с декабристом Н.А.Бестужевым уже говорилось.
Теперь же счастливый случай дает мне основания привлечь к обсуждению и материалы моего архива. Начну с двух неопубликованных записей рассказов селенгинских старожилов, которые в марте 1960 года сделал в селе Ново-Селенгинск увлеченный собиратель нашей декабристской старины, действительный член Географического общества АН СССР, Сергей Иннокентьевич Глазунов. Записи, о которых идет речь, в машинописном виде содержались в папке с материалами этого краеведа, хранившейся в фондах бывшего объединенного музея Бурятии. Еще в 1985 году мне удалось снять ксеро- и фотокопии материалов папки, которые я и использую в данном изложении.
Сам Глазунов называет эти свои записи «сказами», под их машинописями стоят подписи рассказчиков и его подпись. Они заверены также подписью председателя сельсовета (Б.С.Ирдынеев) и гербовой печатью.
Первый сказ, названный «О потомках декабриста Николая Александровича Бестужева», получен С.И.Глазуновым от селенгинского старожила Василия Васильевича Мельникова (рожд. 1875 г.). Вот его содержание с некоторыми, не относящимися непосредственно к теме, сокращениями:
«...От сожительства Н.А.Бестужева с буряткой Сабитовой Жигмит (вписано С.Глазуновым от руки – Э.Д.) пошли дети. Первой родилась девочка. По желанию отца дочь была крещена. Крестным отцом дочери Николая Александровича стал Дмитрий Дмитриевич Старцев, а крестной матерью – его жена Марфа Васильевна. Девочку назвали Екатериной. Так как Катя являлась незаконнорожденной, то, по тогдашним законам, она приняла фамилию и имя своего крестного отца и стала называться Екатериной Дмитриевной, Старцевой. Потом родился сын. Он тоже был крещен, и крестными родителими были те же Старцевы Д.Д. и М.В. Сын Бестужева Н.А., названный при крещении Алексеем, тоже принял фамилию и имя крестного отца и стал Старцевым Алексеем Дмитриевичем. Но жили они у родного отца Н.А.Бестужева до его смерти. После кончины Н.А.Бестужева его дети – Катя и Алеша – перешли в семью Старцевых. Старцев их усыновил (вписано от руки – Э.Д.).
(...) Когда Алексей Дмитриевич Старцев (Бестужев) стал взрослым, Старцев Д.Д. отправил его и Кяхту своим доверенным лицом по торговым делам. Прошло еще несколько времени и Алексей Дмитриевич уехал в Пекин, где он повел дела своего приемного отца Д.Д.Старцева и купца Михаила Михайловича Лушникова. Обратно он не возвращался, так всю жизнь и прожил в Китае.
Повзрослела и стала невестой дочь Н.А.Бестужева – Екатерина Дмитриевна Старцева. Ее стал сватать тамчинский казак-бурят Гомбоев Найдан. Со стороны Екатерины Дмитриевны и ее приемного отца Д.Д.Старцева отказа в этом сватовстве не было. Найдан Гомбоев принял православную веру (при крещении он получил русское имя Николай и отчество по крестному отцу Иванович), и после этого состоялась его свадьба с Екатериной Дмитриевной Старцевой. С этой поры она стала Гомбоевой. Н.И.Гомбоев был образованным человеком. Благодаря тестю Д.Д.Старцеву, имевшему большие связи и знакомство с чиновным миром и крупным начальством, Н.И.Гомбоев получил назначение на должность начальника русской почтовой конторы в Пекине (...). Вскоре после женитьбы Гомбоевы Н.И. и Е.Д. отправились в Пекин, где уже давно проживал Алексей Дмитриевич Старцев, брат Екатерины Дмитриевны, ставшей женой Н.И.Гомбоева. В то время А.Д.Старцев уже вел свое хозяйство, получив большой участок земли на острове Путятин, и открыл на нем чайную плантацию.
В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия я жил в Калгане, являясь служащим крупной чайной фирмы кяхтинских купцов Коковина и Басова. Помню, как через Калган проезжали родственники и знакомые А.Д.Старцева по его вызову... К нему ездили наши селенжане Оверин Дмитрий Семенович, Галсанов Алексей Мартемианович, Киселев Михаил Александрович и другие. Алексей Дмитриевич предлагал им остаться на постоянное жительство в Китае, на о.Путятине, и вместе с ним вести работу на его чайной плантации. Но наши селенжане, погостив у А.Д.Старцева, не соглашались остаться там на всю жизнь. Такое желание изъявил только М.Л.Киселев, оставшись навсегда на о.Путятине, где вместе с А.Д.Старцевым стал сниматься чаеразведением на старцевской плантации.
Те из селенжан, кто возвращался от А.Д.Старцева домой, останавливаясь в Калгане, рассказывали, что А.Д.Старцев жил хорошо и ни в чем нужды не терпел, пользовался большим уважением со стороны китайского населения.
Ездил в Пекин и брат Н.И.Гомбоева (имя не помню). Он гостил у Гомбоевых, побывал и у А.Д.Старцева. Домой он возвращался с богатыми подарками, которые получил от брата и А.Д.Старцева.
«Шибко хорошо живет Алексей Дмитриевич на своем Путятине-острове! – рассказывал Гомбоев, возвращаясь домой из гостей от брата и А.Д.Старцева, – китайцы своим человеком его считают и очень уважают!»
В 90-х годах приезжал в Калган и Н.И.Гомбоев, проверяя работу почты на линии Пекин—Калган. Останавливался он в гостинице конторы нашей фирмы Коковина и Басова. Беседуя с работниками фирмы, Н.И.Гомбоев рассказывал о своей работе, о жизни А.Д.Старцева, с которым он был в близких родственных отношениях.
(...) Безвыездно всю жизнь свою прожили в Китае и Гомбоевы Н.И. и Е.Д. с детьми. У них было два сына – Николай и Алексей, названные именами их деда Н.А.Бестужева и родного дяди А.Н.Бестужева (по крестному отцу – А.Д.Старцева). Прожив долгую жизнь, А.Д.Старцев умер в Китае в 1905 году. Умерли и погребены в китайской земле Гомбоевы Николай Иванович, его супруга Екатерина Дмитриевна и их сын Алексей Николаевич.
Но внук Николая Ивановича Бестужева, сын Гомбоевых Н.И. и Е.Д., Николай Николаевич Гомбоев (Бестужев-Старцев) вернулся на родину своих дедов в Россию в наш Селенгинск.
Как только дошли до Китая вести о том, что в России произошла революция, что здесь свергнут царизм, Николай Николаевич Гомбоев-Бестужев-Старцев стал собираться на родину. Прибыл он в Селенгинск в 1918 году. С ним приехала и его семьи – жена Екатерина Георгиевна и двое сыновей – Николай и Владимир, которым было по 8-9 лет. Первое время он и его семья жили у своих родственников Лосевых, в доме Старцевых, который достался Лосевым по наследству. Затем переехали на квартиру к Лушникову Михаилу Александровичу, где и прожили до самой кончины Н.Н.Гомбоева-Бестужева-Старцева. А умер он нестарым человеком.
Во время пребывания Николая Николаевича на родине началась гражданская война. Николай Николаевич без долгих раздумий встал на сторону защиты Октябрьских завоеваний и Советской власти. При создании ревкома партизаны выбрали его на руководящую работу. Во время разъездов по району красных партизан Николай Николаевич простудился и заболел. В 1920 году, незадолго до свержения контрреволюционной белогвардейской власти, Николай Николаевич скончался.
Внука декабриста Н.А.Бестужева, Николая Николаевича Бестужева-Гомбоева-Старцева похоронили на новоселенгинском сельском кладбище. Семья Н.Н.Гомбоева – жена Екатерина Георгиевна с сыновьями Николаем и Владимиром по восстановлении Советской власти уехали из нашего Селенгинска. Куда – не знаю» (архив Э.Д.).
От селенгинских старожилов – супругов Лосевых, фамилию которых упоминает и автор вышеприведенных воспоминаний В.В.Мельников, Глазуновым тоже записано несколько сказов. Сказ первый называется «О внуках и правнуках декабриста Н.А.Бестужева». Вот что сообщили о нем Виктор Владимирович Лосев и его жена:
«Помню в детстве еще мне пришлось видеть наших родственников Гомбоевых Николая Николаевича и его супругу Екатерину Георгиевну. Приехали они к нам в Новоселенгинск из Китая, где жили до революции. Там они и родились. Помню, с ними были их дети, двое сыновей, которых звали Вовой и Кокой. Были они погодки: одному лет восемь, а другому – лет девять. Мне тогда было тоже лет 8-9. Когда они жили у нас, мы играли вместе.
Приехали они, Гомбоевы, из Пекина в 1917 или в 1918 году. Точно не помню. Первое время они жили у нас, а вскоре переехали к Лушникову Михаилу Александровичу, который приходился внуком нашего селенгинского купца Михаила Михайловича. А Михаил Михайлович Лушников, по рассказам моих родителей, вел торговлю в компании с нашим прадедом Старковым Дмитрием Дмитриевичем. Гомбоевы переехали к Лушниковым потому, что у них была между собою большая дружба, да и тоже родней приходились друг другу.
Мы, Лосевы, вот как породнились со Старцевыми. Наш дедушка Лосев Иван, не помню, как его величали по отцу, прожимал раньше в Верхнеудинске и был там купцом. Он женился на дочери Дмитрия Дмитриевича Старцева, на Аграфене Дмитриевне. После смерти прадеда Старцева, нашей бабушке Аграфене Дмитриевне и деду Ивану перешел по наследству дом, который теперь прозывается «домом Бестужевых». С тех пор Лосевы и стали хозяевами этого Бестужевского дома. Но об этом я скажу дальше.
Гомбоев Николай Николаевич прожил в Селенгинске недолго. В гражданскую войну, когда наши селенжане партизанили против белых, он был каким-то начальником у красных партизан. Незадолго до того, как свергли белую власть, Николай Николаевич, не дожив до победного конца самой малости, скончался. Хоронили Николая Николаевича Гомбоева в Новоселенгинске. Хоронили его с большим почетом. Гроб с телом находился до похорон в помещении городской управы, оттуда и вынос был. Все что я видел из окна нашего дома – управа-то от нас недалеко была. На похоронах я сам не был. День был зимний, холодный, и родители не взяли меня на похороны Николая Николаевича, побоялись простудить меня.
Похоронили Николая Николаевича на здешнем сельском кладбище, а на каком месте – не знаю: на похоронах-то я не был и бывать на его могиле не приходилось.
Как Гомбоевы стали нам родней – об этом нам рассказывала наша бабушка и мать. У Дмитрия Дмитриевича Старцева воспитывались дети декабриста Бестужева Николая Александровича – Алексей и дочь Екатерина. Он был их крестным отцом, а потом взял их к себе в дети. Они после и жили-то под фамилией Старцевых. Алексей Дмитриевич, когда стал взрослым, уехал в Китай и жил там в Пекине. Екатерина Дмитриевна вышла замуж за тамчинского бурята Гомбоева. У них были дети: сыновья Николай и Алексей. Алексея-то Николаевича Гомбоева я не видел, он ни разу не приезжал на родину. Родился в Китае, там и скончался, прожив в Пекине всю свою жизнь. А вот Николай Николаевич вернулся на родину. Партизанил против атамана Семенова. И умер на своей родине. Приходился он, Николай Николаевич, нам родней по воспитанным Старцевым детям декабриста Николая Александровича Бестужева. Породнились мы, Лосевы, так через Гомбоевых и с декабристами Бестужевыми.
После смерти Николая Николаевича Гомбоева, его супруга Екатерина Георгиевна вместе с сыновьями Вовой и Кокой куда-то уехали из Новоселенгинска. С тех пор мы ничего не слышали ни о ней, ни о ее детях. Где они теперь проживают, про то мы не знаем.
А дом-то Бестужевых был домом нашего прадеда Старцева. Строил же его декабрист Бестужев, поэтому он и стал прозываться «Домом декабристов Бестужевых». Мы, Лосевы, в этом доме прожили до тридцатых годов, а потом продали его селенгинскому райпотребсоюзу.
О Гомбоеве Николае Николаевиче я пропустил одну малость. Свою руководящую работу он выполнял в Тамче, там, видно, штаб их был. Потом его привезли из Тамчи в Селенгинск хворого. Зимой. Болел он недолго. Скоро после того, как привезли его хворого, он и скончался (...)».
К этим двум рассказам, записанным С.И.Глазуновым, следует добавить и другие сведения из упомянутой папки с его краеведческими материалами. В его машинописном письме тех лет директору новоселенгинской школы И.П.Суетину, содержащем план работы по увековечению памятных мест района, имеется и пункт о «могиле внука декабриста Н.А.Бестужева – Н.Н.Гомбоева (сына Екатерины Дм. Бестужевой-Старцевой, Гомбоевой – в замужестве)», в котором предполагалось «установить путем опроса старожилов место погребения и поставить памятный знак». А в рукописных «Справочных данных» к «переданным в музей» документам Глазунов, в том числе, пометит: «Насчет Сабитовой известно, что дети Бестужева – дети Жигмит Анаевой. Н.И.Гомбоев, или Найдан Гомбоев – казак-бурят из Тамчи. Где могила Ник. Ник. Бестужева-Гомбоева-Старцева на новоселенгинском сельском кладбище?» (№ 18). В сентябре 1984 года и мне тоже довелось услышать и записать рассказы двух авторитетных очевидцев событий тех далеких лет. Моими собеседниками, к сожалению, сегодня уже покойными, были по отдельности в г.Улан-Удэ известные деятели республики, земляки, происхождения из кударинских бурят.
С Батором Прокопьевичем Махатовым (1899-1992), заслуженным учителем, кавалером нескольких орденов, автором книг о жизни кударинских бурят, я часто общался в последние несколько лет его жизни по своим краеведческим разысканиям. А Иван Васильевич Ченкиров (1898-1991), человек необыкновен-ной судьбы, тоже пострадавший от репрессий, был моим институтским преподавателем. Сведения о Гомбоевых – только часть, записанных мною на магнитофон, воспоминаний этих долгожителей.
Рассказ Батора Прокопьевича Махатова:
«Присвоили мне звание народного учителя. Учительствовал я в Хандале, Корсаково (4 года), откуда меня перевели заведующим ОНО Селенгинского аймака. Жил я в это время в Новоселенгинске, О декабристах мы знали в это время понаслышке. Квартировали мы как раз в доме Старцевых, где сейчас музей декабристов. Прожили мы там год. В то время дом был снаружи почти такой, как сейчас. В нем был подвал, в который мы не заходили, во дворе был заброшенный сарайчик. В сарае стояла телега, старушка-хозяйка говорила, что ее сделали декабристы. Мы прожили в Селенгинске с 1919-го по начало 1921-го года. В это время домом Старцевых заведовала старушка. Какое отношение она имела к декабристам, точно не знаю, видимо, она была внучкой купца Старцева. Мы у нее снимали комнату. Нас было четверо кударян: Иван Васильевич Ченкиров, сейчас заслуженный пенсионер Федерации, покойный старик Мухонов, я и еще Баженов Путай Николаевич. Тогда наша Кудара – бурятская волость-хошин подчинялась Селенгинскому аймаку. И вот они взяли нас на работу. Меня сделали заврайоно, Ченкирова – председателем райисполкома, Муханов – в финансовом отделе.
Кроме нас в другой комнате жил Николай Николаевич Гомбоев – внук Бестужева. Он тогда был заместителем председателя исполкома. Потом, точно не знаю, но мне рассказывали, что во время партизанского движения там он покинул исполком и стал работать у партизан в Оронгойском Хошуне. Приехал туда, вскоре простудился и умер там, в Оронгое и улусе Жаргалтуй, где помещался исполком Оронгойского хошуна. Там, наверное, его могила. В Новоселенгинске у него была тогда семья: двое сыновей и жена. Жена почему-то жила отдельно. Говорят, что в то время они развелись. Сыновья жили, кажется, с ним» (архив – Э.Д.).
Рассказ Ивана Васильевича Ченкирова:
«Родился в селе Корсаково (ныне Кабанского района) Забайкальской области в 1898 году 14 ноября. Как только окончил учительскую семинарию в Иркутске, я был назначен учителем Тончинской школы, но в школе этой не работал, а был назначен заведующим отделом народного образования Ильинской аймачной земской управы. Моим заместителем – инструктором был Батор Прокопьевич Махатов. Это было в 1918-19 годах. Жил я в селе Новоселенгинск, в доме Старцева. Со мной вместе жил Махатов и другие кударинские товарищи. Рядом в доме жил Николай Николаевич Гомбоев. Наши дома были одного хозяина. Николай Николаевич жил со своей семьей, семья состояла: он сам, двое детей и жена. Жена в это время приехала с ребятами там, в Селенгинске. А потом, через некоторое время, уехала, по рассказам, в Харбин и детей взяла с собой. Николай Николаевич остался один.
Жена была русская, интеллигентная, высокоэрудированная. Дети – мальчики около 5-6 лет. Внешний вид исключительно бурятский, чернявые – также, как отец. Отец очень эрудированный человек, замечательно знал восточные языки. Особенно легко владел китайским языком. Я это знаю только потому, что приезжала сюда китаяночка, жена одного видного тохойского бурята, который в период русско-японской войны получил высокое звание и награды за проникновение в японский штаб и получение важных для русского командования данных. Николай Николаевич свободно разговаривал с этой китаянкой на китайском языке. Он знал монгольский, японский и, конечно, бурятский. Хочу отметить, что Николай Николаевич хорошо знал этнографический материал по Бурятии. И даже Батор Прокопьевич Махатов от него немало узнал, какие, например, были бурятские роды и т.д.
Николай Николаевич был после меня в 1919 году заместителем председателя земской управы. А потом, перед гражданской войной, когда банды Унгерна доходили до Гусиного озера, потом он будто бы погиб в партизанском отряде. У Гусиного озера были сражения с унгеровцами, где ими была полностью уничтожена наша застава, Там сейчас имеется братская могила и памятник погибшим.
Николай Николаевич был чрезвычайно демократически настроенным человеком, с иронией относился к тогдашним чиновникам. Был простым человеком. Кроме того, он реагировал враждебно к руководству бурятского национального комитета, находившегося в Чите. Он не признавал их». (архив Э.Д.).
Удивительно кстати оказалась и полученная мною недавно от библиофила и знатока селенгинской старины, местного уроженца Виктора Александровича Харитонова, запись рассказа об одном эпизоде, связанном с Н.Н.Гомбоевым. Весьма признателен ему за это дополнение. Запись хранится в его личном архиве, а сделана была им летом 1986 года в г.Гусиноозерске и называется «Рассказ Семена Рябова с передачи его племянника». Перед тем, как привести ее, скажу, что селенгинский старожил Семен Рябов (рожд. в 1880-х годах) представлял хорошо известную старинную местную фамилию. Вот что рассказывал он своему племяннику:
«Служил я в Н-Селенгинске в семеновской милиции, под начальством Николая Николаевича Гомбоева. Когда в самом конце 1919 года, незадолго до рождества, на Н-Селенгинск началось наступление партизан, Николай Николаевич приказал убрать оружие и ждать. Через некоторое время к зданию, где размещалась милиция, подъехало несколько всадников. Николай Гомбоев вышел к ним навстречу и, вернувшись, представил одного из вошедших с ним людей: «Евгений Владимирович Лебедев – командир партизанского отряда». В свою очередь Лебедев представил Гомбоева, как члена подпольного комитета» (архив В.А.Харитонова).
И, наконец, приведу также соответствующий фрагмент из известных одним лишь декабристоведам воспоминаний Цыренжапа Акаева, записанных в 1941 году известным бурятским краеведом Р.Ф.Тугутовым. Сын Жигмит Анаевой, которому в то время было уже 85 лет, сообщил следующее:
«Николай Бестужев имел невесту – хорошенькую бурятку Сабилаеву, от которой имел детей: сына Алексея и дочку Екатерину, после смерти отца воспитывавшихся у Старцевых. Получив домашнее образование, сын Николая Бестужева, Алексей Николаевич (так у Р.Ф.Тугутова – Э.Д.) сперва работал в Кяхте приказчиком у Старцева и Лушниковых, а потом уехал на постоянную работу в Бежин (Пекин). Оттуда он не вернулся. Там и умер. Наши селенгинские буряты-казаки, когда ездили в Бежин (Пекин), бывали у него. Он жил широко (очень хорошо). Сестра его – Екатерина Дмитриевна, она приняла фамилию крестного отца – Дмитрия Старцева, была замужем за Найдан Гомбоевым. Они жили в Китае. Екатерина Дмитриевна имела двух сыновей, одного звали Алексеем, а другого Николаем. Алексей умер в Китае, в свой край не приезжал. А Николай был в Селенгинском аймаке во время гражданской войны, перешел на сторону красных и в одном из боев с белогвардейцами был убит» (Записки Бур. Монг. НИИКЭ, 7, Улан-Удэ, 1947 с.138).
Наверное, правильно будет рассматривать все эти удивительные свидетельства памяти очевидцев, имея ввиду возможные неточности и некоторую субъективность в припоминании ими отдельных деталей и обстоятельств, известную дань идеологии пережитого ими времени, а также неоднозначность методик опроса старожилов и очевидцев собирателями записей.
Сам факт существования у выдающегося декабриста Н.А.Бестужева гражданской жены-бурятки и их совместных детей оставался до 1906-1908 годов, как нам представляется, по причине некоего семейного вето за пределами публичного обсуждения. Первое, из известных, печатное упоминание об одном только сыне декабриста содержится в заметке А.А.Лушникова (1872-1944) «По поводу издания М.М.Зензинова «Декабристы. 86 портретов», появившейся в 1906 году в «Историческом Вестнике» (с.1056). Автор ее, описывая место погребения вблизи Селенгинска декабристов К.П.Торсона и М.А. и Н.А. Бестужевых, напишет: «Памятники им поставлены Алексеем Дмитриевичем Старцевым, сыном Н.А.Бестужева от бурятки, Б.ВБелозеровым и моим отцом».
В 1908 году в том же издании будут опубликованы «Воспоминания о декабристах» П.И.Першина-Караксаркского (1835-1912), ученика и друга декабристов М.А. и Н.А. Бестужевых и И.И.Горбачевского. И этот весьма информированный автор тоже будет говорить только о сыне декабриста: «Он (Н.А.Бестужев – Э.Д.) на склоне лет был не прочь от семейной жизни, которая, к сожалению, не могла быть легальной. Он оставил сына, рожденного от бурятки, воспитание которого поручил своему другу – Дмитрию Дмитриевичу Старцеву, а последний его усыновил и воспитал нераздельно со своими детьми. Когда последние для окончательного образования были отправлены в столицу, приемный сын Старцева Алексей остался в Селенгинске и, достигнув юношеского возраста, был помощником в коммерческих делах своего отца» (с.543).
В 1954 году авторитетный декабристовед М.Ю.Барановская опубликовала обнаруженное ею в собраниях Государственного Исторического музея в фонде с бумагами декабриста Д.И.Завалишина письмо к нему Н.А.Бестужева от 10 мая 1853 года, в котором, в частности, имеются такие строки: «... Болезнь Сережи (лицо не установленное – М.Б.), (...) и дочери моей не позволяют мне бросить их в глуши» («Декабрист Николай Бестужев», М., 1954, с.211-212).
В свою очередь Е.М.Даревская, специально рассматривая этот вопрос, в одной из статей, на которые уже была ссылка, напомнила, что в воспоминаниях М.А.Бестужева («Воспоминания Бестужевых», М-Л., 1951, с.194) имеется фраза, по-видимому, прямо относящаяся к рассматриваемому вопросу. В ней он, в связи с приездом в Селенгинск в 1847 году своих сестер, обмолвился о том, что его брат Николай просил принести себе сюртук «маленькую девочку Катюшу, дочь нашей стряпки, разбалованную им, свою любимицу».
Именно с такими надежными свидетельствами А.А.Лушникова, П.И.Першина-Караксарского и, конечно же, самого Н.А.Бестужева правильно будет соотносить вышеприведенные воспоминания селенгинских старожилов и очевидцев, учитывая при этом и замечание М.А.Бестужева.
Примечательно, что записанные С.И.Глазуновым в 1960 году рассказы В.В.Мельникова и В.В.Лосева с женой, не только согласуются в главном с более ранними воспоминаниями А.А.Лушникова, П.И.Першина-Караксарского, а потом и Ц.Анаева, но и как бы объединяют их в одно целое с коротким упоминанием самого Н.А.Бестужева о дочери его и обмолвкой М.А.Бестужева о «любимице» брата, «маленькой девочке Катюше». В них малоизвестные сведения о гражданской жене и детях Н.А.Бестужева довольно органично переплетаются с разносторонней и хорошо проверенной информацией о селенгинской старине, например, о родословной самих рассказчиков. Здесь особенно важно следующее: во-первых, то, что от родителей своих и дедов рассказчики немало слышали о поселенческой жизни в Селенгинске братьев-декабристов; во-вторых, они были современниками детей Н.А.Бестужева; в-третьих, В.В.Лушников лично знал проезжавших через Калган, где он в то время жил, родственников и селенгинских знакомых Д.Д.Старцева, самого Н.И.Гомбоева и его брата, а В.В.Лосев приходился даже родственником Старцевых, а через них – Гомбоевым; и наконец, в-четвертых, оба селенгинских старожила сами хорошо помнили приезд в Н-Селенгинск Н.Н.Гомбоева, его жены и двух их детей, работу и кончину здесь внука декабриста. К этому можно добавить и еще один очевидный факт: А.А.Лушников, первый опубликовавший упоминание о сыне Н.А.Бестужева, состоял в близком родстве с селенжанином М.А.Лушниковым, к которому, по воспоминаниям тех же В.В.Мельникова и В.В.Лосева с женой, переехали на житье из дома Старцевых («Бестужевского») Н.Н.Гомбоев с женой и детьми. И вообще, можно считать, что в маленьком селе, каким был Н-Селенгинск, все жители хорошо знали друг друга, а сведения о гражданской жене, детях и последующих потомках декабриста Н.А.Бестужева, почерпнутые собирателями у местных старожилов – Ц.Анаева, В.В.Мельникова, В.В.Лосева с женой, С.Рябова и очевидцев Б.П.Махатова и И.В.Ченкирова – в общей основе своей и во многих деталях отражало то, что объективно составляло селенгинскую декабристскую историю, а не было превнесено извне, например, в чем-то и самими собирателями. Важно еще раз отметить, что рассматриваемые опубликованные краткие сведения и более подробные рассказы старожилов и очевидцев в те времена были в определенной степени общим достоянием селенгинских жителей.
Особую ценность в рассказах В.В.Мельникова, В.В.Лосева с женой, С.Рябова, Б.П.Махатова и И.В.Ченкирова представляют для нашей темы практически неизвестные сведения о внуке Н.А.Бестужева – Николае Николаевиче Гомбоеве и его семье. Они многое добавляют к тому очень краткому, что рассказал Ц.Анаев. Обобщая эти сведения, можно обоснованно предполагать, что Н.Н.Гомбоев в Н-Селенгинск прибыл сразу после 1917 года и работал здесь сначала в руководстве местной администрации, а потом был тесно связан с красными партизанами. Умер в 1919 году, видимо, от простуды и похоронен всенародно на местном кладбище Н-Селенгинска. Запомнился он как человек демократически настроенный, обладающий большой эрудицией, владеющий несколькими восточными языками и знающий бурятскую этнографию. Жену его звали Екатериной Георгиевной, а их детей, мальчиков 8-9 лет, – Владимиром и Николаем (Кока – у В.В.Лосева). Вскоре после смерти мужа Екатерина Георгиевна с детьми покинула Н-Селенгинск.
Как уже отмечалось, исследователь Е.М.Даревская установила, что один из уехавших тогда с матерью малолетних сыновей Николая Николаевича Владимир, и есть Владимир Николаевич Гомбоев, являющийся правнуком Н.А.Бестужева по дочерней линии. Она же опубликует полученные ею, в том числе, из Новосибирска от Натальи Владимировны Редько (Гомбоевой) некоторые биографические сведения об отце и матери Владимира. По этим данным Николай Николаевич умер в Н-Селенгинске в декабре 1919 года от воспаления легких, а участие его в боях с белыми и гибель потомки не подтверждают. Екатерина Георгиевна Гомбоева (в девичестве Ершова) родилась в Петербурге, закончила Смольный институт. После смерти мужа она с детьми выехала в Ургу (Улан-Батор), потом в Пекин. Вышла замуж вторично за родного брата Николая Николаевича – Георгия Николаевича (1881-1960) и жила с ним и детьми в Харбине.