Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА » Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова.


Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова.

Сообщений 1 страница 10 из 118

1

http://img-fotki.yandex.ru/get/9169/19735401.d8/0_7d624_b4c78fc_XL.jpg

2

https://img-fotki.yandex.ru/get/105020/199368979.4e/0_1f9411_da5c6af3_XXL.jpg

К.П. Мазер. Портрет Петра Ивановича Борисова. 1850 г.
Государственный Эрмитаж.

3

ОТ АВТОРОВ

Художественное наследие декабриста Петра Ивановича Борисова представлено многочисленными акварельными рисунками, сюжетами которых, являлись флора и фауна Восточной Сибири.  Различными путями эти рисунки разошлись по частным собраниям, музеям, библиотекам, архивам.  Упоминания рисунков П.И.Борисова в литературе имеются, однако попытки собрать их воедино, возможно полно выявить все его живописные работы ранее не предпринимались.
До недавних пор было известно об акварелях П. И. Борисова, хранящихся в Научной библиотеке Московского университета, Государственном Историческом музее и Центральном государственном архиве литературы и искусства. Поиск привел авторов к собраниям еще нескольких хранилищ Москвы, Ленинграда и Новоселенгинска, также содержащих акварели декабриста.
Целью данного издания является публикация всех известных в настоящее время акварелей П. И, Борисова и исследование истории его художественного наследия. При этом ставилась задача определения времени и условий работы художника, выявления круга тех научных учреждений и частных лиц,  для которых  эти рисунки создавались, а также выяснения дальнейшей судьбы его живописных произведений. Все рисунки цветов, птиц, бабочек, животных Восточной Сибири, созданные П. И. Борисовым, - произведения искусства, имеющие в то же время естественнонаучное содержание и значение.  С искусствоведческой точки зрения рисунки рассматриваются Н. Н. Гончаровой в статье, помещенной в настоящем издании. Естественнонаучная их сторона раскрывается в Каталоге, составленном на основе идентификации изображенных растений и животных, проведенной специалистами-биологами разных учреждений. Этот Каталог акварелей П. И. Борисова будет опубликован в очередном  томе серии «Научное наследим, издаваемой Институтом истории естествознания и техники АН СССР.

Акварели П. И. Борисова располагаются по первоначальным владельческим собраниям, а не по месту их современного хранения. Последовательность расположения собраний определяется хронологией их создания. Нумерация иллюстраций - сплошная. Подписи под акварелями - названия изображенных художником представителей флоры и фауны - авторские, П.И.Борисова, и современные. Авторские названия имели не все акварели. Кроме того, некоторые названия сохранились не полностью. Однако в различных собраниях нередко можно встретить варианты изображения растений и животных,  что позволило частично восстановить авторские названия там, где они отсутствовали. Современные названия составлены по материалам Каталога, предоставленного нам руководством Института истории естествознания и техники АН СССР. Авторы выражают руководству Института глубокую признательность.
Две акварели П. И. Борисова, изображающие внутренний вид камеры И. И. Пущина в Петровском заводе, помещены в Приложении ввиду исключительности их сюжета. Сохранившиеся еще две акварели с изображением камеры И. И. Пущина в это издание не включены, поскольку являются прямым повторением публикуемых.
В тексте вступительной статьи помещен рисунок-чертеж, созданный и надписанный П. И. Борисовым, с изображением фасадов и плана дома, выстроенного для себя братьями Борисовыми на поселении в Малой Разводной, близ Иркутска.
Как рисунок П. И. Борисова он публикуется впервые.

Для фронтисписа данного издания избран портрет Петра Ивановича Борисова, выполненный  художником К. П. Мазером в Сибири в 1850 году. Как портрет П. И. Борисова он публикуется впервые. Определен Н. В. Зейфман - научным сотрудником Отдела рукописей Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина.
Считаем своим приятным долгом сердечно поблагодарить всех, кто щедро делился с нами сведениями о живописных работах П. И. Борисова, а также оказал содействие в получении необходимой документации и фотографий: Е. Д. Петряева, писателя и краеведа (г. Киров), А. М. Герштейна, заместителя министра культуры Бурятской АССР, Л. Г. Шалапову, заведующую Музеем декабристов в Новоселенгинске, Г. И. Вздорнова, научного сотрудника Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации, С.В. Житомирскую, историка и библиографа, Е. С. Карпову, заведующую Отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Л.В. Тиганову, заведующую Отделом рукописей Государственной Библиотеки СССР им. В.И.Ленина, Г.Н.Панкратову, заведующую библиотекой Ботанического института им. В. Л. Комарова  АН СССР и сотрудницу той же библиотеки М. Н. Калесник,  Н. Н. Гончарову, И. З. Тираспольскую, И. С. Калантырскую - научных сотрудников Государственного Исторического музея, Л. П. Февчук, хранителя фондов Всесоюзного музея А. С. Пушкина, К. Н. Григорьяна, заведующего Рукописным отделом Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), Н.Б.Волкову, директора Центрального государственного архива литературы и искусства СССР, Е. В. Анохину, научного сотрудника Отдела изобразительных фондов Государственного Литературного музея.

4

ДЕКАБРИСТ, УЧЕНЫЙ, ХУДОЖНИК

«Мужество и труды - вот наш девиз»
Из письма П. И. Борисова к сестрам.
Петровский завод, 27 февраля 1839 года

«В 1825 году, - писал В.И.Ленин, - Россия впервые видела революционное движение против царизма ...» 1. За уничтожение самодержавия и крепостного права выступили декабристы, «лучшие люди из дворян»2. К числу лучших людей своего времени принадлежали и братья Борисовы, отличавшиеся беззаветной преданностью идеям и делу декабристов, исключительной решительностью, стойкостью и мужеством.
Петр Иванович Борисов (1800-1854) и его старший брат, неизменный друг и помощник, Андрей Иванович Борисов (1798-1854), были основателями и руководителями, а позднее и историками Общества соединенных славян3. Они были сыновьями офицера Черноморского флота Ивана Андреевича Борисова, дворянина, никогда не имевшего ни поместий, ни крепостных крестьян. Человек просвещенный и гуманный, он был единственным учителем и наставником своих сыновей и оказал на них большое влияние.
Служба братьев Борисовых в армии началась в 1816 году, когда они вступили юнкерами в 52-ю легкую роту 26-й артиллерийской бригады, переименованную позднее в Грузинскую гренадерскую артиллерийскую бригаду за участие в военных действиях на Кавказе.
А. И. Борисов вышел в отставку в чине поручика в 1823 году, с тем чтобы помочь отцу в содержании и воспитании двух младших сестер и брата. П. И. Борисов к моменту восстания декабристов на юге был подпоручиком 1-й батарейной роты 8-й артиллерийской бригады, расквартированной в Новгороде-Волынском.
Братьями независимо от первых тайных обществ декабристов Союза спасения и Союза благоденствия - были основаны Общество первого согласия и Общество друзей природы, которые ставили перед собой не только просветительские, но и политические цели. Общество соединенных славян было организовано ими в 1823 году совместно с видным деятелем польского освободительного движения Юлианом Люблинским4.

5

П. И. Борисов был основным автором программных документов и девизов всех этих обществ, президентом Общества соединенных славян. Осенью 1825 года Общество соединенных славян слилось с Южным обществом декабристов, составив в нем особую «славянскую управу». В дни революционного выступления Черниговского полка П.И. Борисов и приехавший к нему А.И. Борисов делали все возможное, чтобы содействовать успеху восстания; они принадлежали к числу сторонников самых решительных действий. П. И. Борисов был арестован в январе, его брат - в марте 1826 года, они были привезены в Петербург и заключены в Петропавловскую крепость. На следствии оба брата держали себя твердо, стремились никого не выдавать, каждый пытался уменьшить вину другого. Осужденные Верховным уголовным судом по первому разряду, они были приговорены первоначально к смертной казни, а затем «к лишению чинов и дворянства и к ссылке в каторжную работу вечно». Позднее срок каторжных работ был сокращен и заменен пожизненным поселением в Сибири5.

П. И. и  А. И. Борисовы принадлежали к числу тех декабристов,  которые раньше других были отправлены в Сибирь, последними покинули каторжную тюрьму и до амнистии не дожили. Каторжные работы они отбывали сначала на Александровском винокуренном заводе (сентябрь и октябрь 1826 года), рудниках Благодатска (с 26 октября 1826 года по 25 сентября 1827 года), а затем - вместе со всеми другими осужденными декабристами - в Чите (до осени 1830 года) и Петровском заводе (до 27 июля 1839 года). Первые два года на поселении они провели в селе Подлопатки (Подлопаточное) близ Верхнеудинска, с июля 1841 года и до конца жизни - в деревне Малая Разводная, расположенной недалеко от Иркутска6.

П. И. Борисов скончался скоропостижно 30 сентября 1854 года, в тот же день покончил с собой А. И. Борисов. До конца своих дней братья Борисовы оставались верными идеалам созданного ими Общества. И.Д. Якушкин, побывавший в Малой Разводной незадолго до совершившихся там трагических событий, писал 20 сентября 1854 года И. И. Пущину: «С истинным удовольствием я обнял П. И. Борисова. Он почти нисколько не изменился, та же поднятая бровь, та же глухота, та же доброта и те же убеждения, что и прежде» 7.

Художественное наследие П. И. Борисова привлекало к себе внимание ряда исследователей. О его рисунках в той или  иной связи писали Н.А.Северцов, М.К. Азадовский, М.Ю.Барановская, Н.Н.Мельникова, И. С. Зильберштейн, В. В. Сорокин, В. Б. Бахаев. Все имеющиеся в работах этих авторов сведения об акварелях П. И. Борисова учитывались нами и использовались при анализе материалов художника.

6

Рисунки П. И. Борисова являлись частью его природоведческих исследований и создавались в процессе изучения растительного и животного мира Восточной Сибири. Нужно сказать, что братья Борисовы, не учившиеся ни в каких учебных заведениях, в течение всей своей жизни упорно занимались самообразованием. С молодых лет они были увлеченными натуралистами, в Сибири вели природоведческие наблюдения, создали естественнонаучные коллекции.

Одновременно они стремились овладеть различными ремеслами и художественными навыками. А. И. Борисов освоил переплетное дело, П. И. Борисов стал художником. И в этом они остались верны заветам Общества соединенных славян, параграф седьмой «Правил» которого был ими сформулирован в свое время таким образом: «Почитай науки, художества и ремесла, возвысь даже к ним любовь до энтузиазма и будешь иметь истинное уважение от друзей твоих» 8.

Сохранились некоторые материалы, связанные с научными занятиями П. И. Борисова9. Среди них особое место для изучения рисунков П. И. Борисова занимает его труд «Орнитологическая фавна Восточной Сибири», оставшийся неопубликованным и сохранившийся в рукописной копии 10. Авторство П. И. Борисова установлено В. В. Сорокинымl1. Текст работы был скопирован несколькими переписчиками, а затем выправлен самим П. И. Борисовым 12.

Труд этот является обобщением собственных наблюдений, которые вели братья на протяжении всей своей жизни над птицами в естественных условиях и в неволе, а также сопоставлением результатов этих наблюдений с выводами крупнейших орнитологов. Помимо скрупулезно точного описания тех пород птиц, которые были отобраны П. И. Борисовым для данного труда, их повадок, образа жизни, связанных с этими птицами поверий, рукопись содержит подробнейшие описания внешнего вида птиц, их «убора», или «наряда», по терминологии автора, а также ряд интереснейших поэтических и философских рассуждений. Описания передают особенности облика птиц, которые зависят от их пола и возраста, а также от времени года; более того, они включают все тонкости цвета и формы оперения. Этот труд П. И. Борисова свидетельствует о том, что такое воспроизведение природы доступно ученому, обладающему даром и взглядом художника. Именно поэтому он и сумел воссоздать в своей живописи окружавший его мир природы с поэтической одухотворенностью и научной достоверностью. Нельзя также забывать об исключительном трудолюбии и беспредельной преданности своему творческому замыслу П. И. Борисова, создававшего свои произведения в условиях каторги и на поселении.

7

Данное издание является первой публикацией живописного наследия П. И. Борисова. По сведениям, которыми мы располагаем, до нашего времени сохранилось четыреста шестьдесят пять акварельных рисунков: двести восемьдесят один рисунок хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; шестьдесят семь - в библиотеке Ботанического института им. В. Л. Комарова в Ленинграде; пятьдесят - в Отделе рукописей Государственной Библиотеки СССР им В. И. Ленина; двадцать девять - в Отделе изобразительных материалов Государственного Исторического музея; двадцать четыре - во Всесоюзном музее А. С. Пушкина в Ленинграде; десять - в Музее декабристов в Новоселенгинске (филиал Бурятского государственного объединенного исторического и историко-художественного музея); три - в Центральном государственном архиве литературы и искусства; один - в Государственном Литературном музее в Москве.

Ранее, в разных изданиях и в разное время, было опубликовано семнадцать акварелей П. И. Борисова. Все они названы с указанием места и года их издания при описании отдельных коллекций13.

Предметом данного исследования явились, однако, не только рисунки, сохранившиеся до нашего времени. Мы стремились выявить также и те рисунки П. И. Борисова, о которых имеются какие-либо сведения или упоминания в опубликованных и неопубликованных материалах, касающихся декабристов, а также в научной литературе. На основании всех просмотренных источников удалось установить, что П. И. Борисовым в Сибири, помимо сохранившихся, было создано не менее двухсот акварелей. Определить их точное количество оказалось невозможным, поскольку иногда речь идет не о каких-либо конкретных работах, а о целых альбомах, которые могли содержать разное число рисунков. Таким образом, в настоящее время можно считать, что П. И. Борисову принадлежит не менее шестисот шестидесяти - шестисот семидесяти акварельных рисунков.
П. И. Борисов овладел навыками акварельной живописи, несомненно, еще до ареста. Насколько важна была для него живопись, можно судить по тому, что он, не имея в Петербурге родственников или близких знакомых, сумел приобрести все для нее необходимое, находясь в Петропавловской крепости. Во всяком случае, в Сибирь он вез с собою из Петербурга все рисовальные принадлежности.

И. С. Зильберштейн опубликовал документы бывшего Нерчинского горного правления, рассказывающие об этих материалах весьма сложную историю. По прибытии в Благодатский рудник краски, бумага, кисти были у братьев Борисовых сразу же отобраны («взяты на хранение») 23 декабря 1826 года главноуправляющим Нерчинскими рудниками П. Черниговцевым; через два месяца после неоднократных просьб со стороны Борисовых предметы эти были им возвращены по разрешению начальника заводов Т. Бурнашова. Черниговцев послал вслед за этим одному из чиновников горной администрации секретное отношение такого содержания: «По просьбе государственных преступников, находящихся при Благодатском руднике, о выдаче им красок, кистей и бумаги для занятий в свободное время рисованием, я делал доклад г. начальнику заводов и кавалеру  [Бурнашову], на что получил и приказание; а потому, препровождая при сем два ящика красок с кистями, предписываю Вашему благородию отдать оные тем преступникам, наблюдая в употреблении их все меры предосторожности» 14.

К сожалению, нам не удалось обнаружить сведений о рисунках П. И. Борисова этого времени, хотя известия о том, что в Благодатске братья вели наблюдения над птицами и составляли коллекции растений и насекомых, сохранились.

В Чите и Петровском заводе П. И. Борисов много рисовал. Вспоминая эти годы, Д. И. Завалишин отметил, что Петр Иванович «нарисовал акварелью виды всех растений даурской флоры и изображения почти всех пород птиц Забайкальского края» 15.
Именно в это время завязываются научные контакты П. И. Борисова (через неизвестных до сих пор лиц) с Петербургским ботаническим садом Академии наук и Московским обществом испытателей природы. В эти учреждения Борисовы отправляли различного рода коллекции и рисунки Петра Ивановича.

В Чите и Петровском заводе П. И. Борисов создал много рисунков в подарок своим сестрам и друзьям, женам и сестрам декабристов. Из многочисленных работ этого периода до наших дней сохранились лишь акварели, подаренные художником А. И. Давыдовой, жене В. Л. Давыдова, и местному врачу А. И. Орлову.

Особенно отчетливо можно представить все стороны художественного творчества П. И. Борисова в годы его жизни на поселении. К этому времени относится создание основной части его сохранившихся рисунков.

За два дня до окончания срока каторжных работ и отъезда из Петровского завода в село Подлопатки, 25 июля 1839 года, Петр Иванович начал вести учет получаемых им вместе с братом денег и продовольствия. Так возникла тетрадь, которую он назвал «Книгой доходов». Он вел эту тетрадь до конца жизни: последняя запись в ней была сделана 21 мая 1854 года. Документ этот сохранил С.Г.Волконский вместе с другими бумагами Борисовых, оказавшимися у него после их смертиl6.

«Книга доходов» упоминается в работах В. Б. Бахаева, посвященных пребыванию декабристов на территории современной Бурятии.

Давая общую краткую характеристику этого документа, В. Б. Бахаев на его основании заключил, что в годы жизни на поселении П. И. Борисов «выполнил большое количество заказов чиновников и купцов на изготовление альбомов с рисунками животного и растительного мира Сибири». И добавил к этому: «Из множества этих альбомов известны лишь несколько экземпляров» 17.

Обратимся к анализу этого документа. В «Книге доходов» П. И. Борисовым сделана в ряду других пятьдесят одна запись о выполненных им заказах на отдельные рисунки и целые альбомы. Эти  записи выделены нами из «Книги доходов» и помещены в Приложении. Первая из них датирована 11 апреля 1840 года, последняя 16 августа 1853 года. Записи эти состоят из даты, имени заказчика, количества сделанных рисунков или альбомов, содержания рисунков, полученной за работу платы. Однако многие из них имеют не все сведения. Объем работы определялся П.И. Борисовым числом рисунков или количеством альбомов, которые он называл «ливрезонами» или «тетрадями» (в одном случае он употребил термин - «выдача»). Между ливрезонами и тетрадями разницы не было: все они содержали по десять рисунков. Под «рисунками» в «Книге доходов» подразумевались листы с изображениями, сами же изображения назывались «сюжетами» (в одном случае употреблен термин «предметы»), которых на одном листе, или, иначе говоря, на одном рисунке могло быть и несколько.  Рисунки птиц П.И. Борисов часто называл «орнитологической фавной» или просто «фавной», бабочек он называл «метляками». Свои обычные рисунки (листы) художник оценивал в 15 рублей, а альбомы - соответственно в 150 рублей. Более высокая цена им назначалась за рисунки сложные, такие, скажем, как букеты цветов, или рисунки, содержавшие несколько сюжетов. Более высоко оценивались также альбомы с сопроводительным текстом.

В «Книге доходов» имеются сведения более чем о шестистах риcункax18, в том числе о подавляющем большинстве рисунков, сохранившихся до нашего времени (о четырехстах двадцати семи акварелях из четырехсот шестидесяти пяти). Не вошли в этот документ рисунки, которые П.И. Борисов делал в подарок, а не на заказ.
На основании «Книги доходов» можно определить несколько периодов в живописном творчестве П. И. Борисова времени его жизни на поселении. В течение двух лет пребывания братьев в Подлопатках Петр Иванович имел крайне ограниченные возможности для занятий живописью. За все проведенное там время оказались выполненными только два небольших заказа упоминавшегося выше врача А. И. Орлова, который жил в эти годы неподалеку от Подлопаток, в Верхнеудинске, и начальника Петровского железоделательного завода А. И. Арсеньева. Это объясняется неустроенностью братьев на новом месте, обострением душевной болезни А.И. Борисова, проявившейся впервые в Благодатске, и помещением его в связи с этим временно в Верхнеудинскую городскую больницу, а также отсутствием в этом крае лиц, которые имели бы интерес к произведениям живописи.

М. К. Юшневская, жена декабриста А. П. Юшневского, посетившая Борисовых в Подлопатках, писала 6 июня 1840 года и. и. Пущину о тех тяжелых условиях, в которых оказались здесь братья, а также и о том, что П.И. Борисову «рисовать никогда и думать нельзя» 19.

8

В Малой Разводной наиболее плодотворными для художественного творчества П. И. Борисова были 1842-1847 годы. С помощью А. З. Муравьева, М. К. и А. П. Юшневских, М. Н. и С. Г. Волконских Борисовы наладили быт и Петр Иванович получил, наконец, возможность уделять живописи значительное время. Образ жизни братьев в этот период описала М. К. Юшневская. В письме к И. И. Пущину от 24 сентября 1843 года она сообщала: «Соседи мои Борисовы

http://img-fotki.yandex.ru/get/9111/19735401.d8/0_7d635_d9407f8e_XL.jpg

Фасады и план дома братьев Борисовых в Малой Разводной.
Рисунок П. И. Борисова в письме М. К.  Юшневской к И. И. Пущину от октября 1843 года.
Надписи на рисунке карандашом сделаны П. И. Борисовым,
надписи чернилами - М.К ЮшневскоЙ. ОР ГБЛ

9

к 1-му октября думают перейти в собственный дом, печи готовы, и, кажется, все уже готово, только вымыть стены, окошки, полы и окончить крышу, которую перекрывали на новый лад. У них даже доканчивается ограда. Дом невелик, но Анд[рей] И[ванович] умел сделать много комнаток - у него будет четыре, а у П[етра] И[вановича] - две, правда, крошечные комнатки, зато будет тепло. Кухня у них в одной связи через сени, довольно просторная. Все сделано хорошо, прочно, зато стоит им много. Кажется, до 3 000 - все трудами П[етра] И[вановича] приобретено. Можете себе представить, сколько он, бедный, рисовал. Не забудьте, что у него один глаз, другим плохо видит. Анд[рей] И[ванович] все блажил и вгонял его в издержки бестолковые. До сих пор, то есть два года, носили им кушанье от нас. Теперь, когда перейдут в свой дом, заведут свое хозяйство. Заказы сделаны П[етру] И[вановичу], способы у него будут достаточны. Казенное пособие получают - и М [ария] Н[иколаевна Волконская] ныне им прислала. Разумеется, не всегда может П[етр] И[ванович] так работать, как до сих пор трудился, ослепнуть недолго ...»20.

В письме, отправленном М. К. Юшневской И. И. Пущину в октябре того же года, она писала вновь: «П[етр] И[ванович] не оставляет своих занятий, ему сделали заказы, и он целый день с кистью в руках и увеличительным стеклом сидит в своей комнате, а А[ндрей] И[ванович] переплетает книги» 21. К письму приложен рисунок П.И.Борисова с изображением двух фасадов и плана дома, построенного по проекту А.И. Борисова. В этом доме братья прожили до конца своих дней.
За первые шесть с половиной лет, проведенныe в Малой Разводной, П. И. Борисовым было создано более трехсот акварелей. В их числе и те, которые входят в собрания, в значительной степени сохранившиеся до нашего времени: иркутского купца и коллекционера В. Н. Баснина, генерал-губернатора Восточной Сибири В. Я. Руперта, чиновника Главного управления Восточной Сибири К. Я. Дарагана.
Среди работ этого периода, остающихся все еще не выявленными,, назовем альбомы декабриста П. А. Муханова, рисунки врача И.С.Персина, альбомы местныx купцов - Н. Мясникова и И.Л.Медведникова, а также иркутского гражданского губернатора А. В. Пятницкого.

Судя по именам заказчиков, большое содействие Петру Ивановичу в получении крупныx заказов оказывала М. К. Юшневская, находившаяся в дружеских отношениях с представителями высших кругов местной администрации и просвещенной части купечества.

Последний период творчества П. И. Борисова определяется записями «Книги доходов» очень четко: 1848-1854 годы. Все это время он был занят выполнением одного большого заказа, сделанного ему в 1846 или 1847 году чиновником сенаторской ревизии И.Д. Булычовым.  Рисунки собрания И. Д. Булычова сохранились полностью.

10

«Книга доходов» позволяет подсчитать ежегодный заработок П. И. Борисова, связанный с его живописными работами, и бюджет братьев в целом22.

ГОД Заработок по рисункам Бюджет в целом" ПОДЛОПАТКИ 1839 1484р.30к.
1840 100р.75к. 430р.41,5к.
1841 432р.21к.
МАЛАЯ РАЗВОДНАЯ 1841 392р.66к.
1842 720р. 1401р.75к.
1843 900р. 2039р.75к.
1844 1235р. 1980р.
1845 1260р. 2301р.16к.
1846 822р.3,5к. 1615р.52к.
1847 1297р.50к. 2004р.67к.
1848 935р. 1816р.55к.
1849 572р.69,5к.
1850 2075р. 2638р.54к.
1851 200р. 710р.64,5к.
1852 537р.42,5к.
1853 710р. 13llp.50,25K.
1854 170р. 54к."

Как видно из данных этой таблицы, в 1842-1847 годах П. И. Борисов зарабатывал своими рисунками в среднем до 1000 рублей в год25. Позднее, в 1848-1854 годах, заработок его снизился до 600-650 рублей в год, причем заработок этот стал нерегулярным.

Н. А. Белоголовый, сын иркутского купца, в 1840-х годах ученик П. И. Борисова, А. П. Юшневского и А. В. Поджио, впоследствии врач и общественный деятель, писал в своих воспоминаниях о том, что «П[етр] И[ванович] зарабатывал ничтожные крохи рисованием животных, птиц и насекомых и был в этом искусстве, не находившем в то время почти никакого спроса в России, тонким мастером» 26.

Н. А. Белоголовому приходилось нередко бывать в Малой Разводной в гостях у Борисовых, и он запомнил, что у Петра Ивановича «была коллекция сибирских птиц и мелких животных, а также великое множество его собственных рисунков».  Н. А. Белоголовый склонен был обвинять в прямой недобросовестности по отношению к П. И. Борисову самого крупного его заказчика - И. Д. Булычова27.
«Книга доходов» это подтверждает. Последние записи, касающиеся заказа И.Д. Булычова (№ 48, 49, 50, 51), позволяют подсчитать, что за каждую тетрадь было уплачено лишь по 130-140 рублей. Н.А.Белоголовому это могло быть особенно хорошо известно, поскольку через его отца, Андрея Васильевича, был передан П. И. Борисову последний денежный взнос от  И.Д. Булычова.

На наш взгляд, скромная плата за рисунки, которую брал П. И. Борисов, и в связи с этим постоянные материальные нужды  братьев объясняются не только трудностями получения заказов и недобросовестностью некоторых заказчиков, отмеченными Н. А. Белоголовым, но главным образом непоколебимым чувством собственного достоинства художника, который, раз назначив умеренную цену своим работам, не изменял ее на протяжении всей жизни.


Вы здесь » Декабристы » ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА » Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова.