Ю. Лотман
Декабрист в повседневной жизни
(Бытовое поведение как историко-психологическая категория)
Исторические закономерности реализуются не автоматически. В сложном и противоречивом движении истории скрещиваются и противоборствуют те процессы, в которых человек является пассивным агентом, и те, в которых его активность проявляется в самой прямой и непосредственной форме. Для понимания этих последних (их иногда определяют как субъективный аспект исторического процесса) необходимо изучение не только общ ест вен но-исторических предпосылок той или иной ситуации, но и специфики самого деятеля - человека. Если мы изучаем историю с точки зрения деятельности людей, нам невозможно обойтись без изучения психологических предпосылок их поведения. Однако и психологический аспект имеет несколько уровней. Несомненно, что некоторые черты поведения людей, их реакций на внешние ситуации свойственны человеку как таковому. Такой уровень интересует психолога, который если и обращается к историческому материалу, то лишь затем, чтобы найти в нем иллюстрации психологических законов как таковых.
Но на основе этого общепсихологического пласта и под воздействием исключительно сложных социально-исторических процессов складываются специфические формы исторического и социального поведения, эпохальные и социальные типы реакций, представления о правильных и неправильных, разрешенных и недозволенных, ценных и не имеющих ценности поступках. Возникают такие регуляторы поведения, как стыд, страх, честь. К сознанию человека подключаются сложные этические, религиозные, эстетические, бытовые и другие семиотические нормы, на фоне которых складывается психология группового поведения.
Однако группового поведения как такового не существует в реальности. Подобно тому как нормы языка реализуются и одновременно нарушаются в тысячах индивидуальных говорений, групповое поведение складывается из выполнений и нарушений его в системе индивидуального поведения многочисленных членов коллектива. Но и "неправильное", нарушающее нормы данной общественной группы поведение отнюдь не случайно. Нарушения общепринятых норм поведения - чудачества, самые "безобразия" человека до- и послепетровской эпохи, дворянина и купца, крестьянина и монаха - резко отличались (при том, что, конечно, имелись и общие для всех "национальные" разновидности нарушения нормы). Более того, норма и ее нарушения не противопоставлены как мертвые данности. Возникают правила для нарушения правил и аномалии, необходимые для нормы. Реальное поведение человека будет колебаться между этими полюсами. При этом различные типы культуры будут диктовать субъективную ориентированность на норму (высоко оценивается "правильное" поведение, жизнь "по обычаю", "как у людей", "по уставу") или же ее нарушение (стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству, обесцениванию нормы амбивалентным соединением крайностей).
Поведение людей всегда многообразно. Этого не следует забывать Красивые абстракции типа "романтическое поведение", "психологический тип русского молодого дворян:на начала XIX в." и им подобные всегл i
будут принадлежать к конструкциям высокой степени отвлеченности, - не говоря уже о том, что всякая нормализация психосоциальных стереотипов подразумевает наличие вариантов по возрасту ("детское", "юношеское" и т. п.: "смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный"), полу и т. д.
Психика каждого человека представляет собой столь сложную, многоуровневую структуру, со столь многообразными частными упорядочен-ностями, что возникновение двух одинаковых индивидов практически исключается.
Однако, учитывая богатство индивидуальных психологических вариантов н разнообразие возможных поведений, не следует забывать, что практически для общества существуют совсем не все поступки индивида, а лишь те, которым в данной системе культуры приписывается некоторое общественное значение. Таким образом, общество, осмысляя поведение отдельной личности, упрощает и типизирует его в соответствии со своими социальными кодами. Одновременно личность как бы доорганизовывает себя, усваивая себе этот взгляд общества, и становится "типичнее" не только для наблюдателя, но и с позиции самого субъекта.
Таким образом, при анализе структуры поведения людей той или иной исторической эпохи нам придется, строя re или иные конструкции, постоянно иметь в виду их связь с многочисленными вариантами, сложное диалектическое переплетение закономерного и случайного, без чего меха-низмы_обц1ествен?Й.пс1хологии не.могут быть поняты.
Но существовало ли особое бытовое поведение декабриста, отличающее его не только от реакционеров и "гасильников", но н от массы современных ему либеральных и образованных дворян? Изучение материалов эпохи позволяет ответить на этот вопрос положительно. Мы это и сами ощущаем непосредственным чутьем культурных преемников предшествующего исторического развития. Так, еще не вдаваясь в чтение комментариев,ощущаем Чацкого как декабриста] Однако Чацкий ведь не показан нам на" заседании "секретнейшего союза" - мы видим его в бытовом окружении, в московском барском доме. Несколько фраз в монологах Чацкого, характеризующих его как врага рабства и невежества, конечно, существенны для нашего толкования, но не менее важна его манера держать себя и говорить. Именно по поведению Чацкого в доме Фамусовых, по его отказу от определенного типа бытового поведения:
У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать. Подставить стул, подать платок... -
он безошибочно определяется Фамусовым как "опасный человек". Многочисленные документы отражают различные стороны бытового поведения дворянского революционера и позволяют говорить о декабристе не только как о носителе той или иной политической программы, но и как об определенном культур ко-историческом и психологическом типе.
При этом не следует забывать, что каждый человек в своем поведении реализует не одну какую-либо программу действия, а постоянно осуществляет выбор, актуализируя какую-либо одну стратегию из обширного : набора возможностей. Декабрист в своем реальном бытовом поведении/ отнюдь не всегда вел себя как декабрист - он мог действовать как! дворянин, офицер (уже - гвардеец, гусар, штабной теоретик), аристо-i крат, мужчина, русский, европеец, молодой человек и т. д. и т. п. i.
Однако в этом сложном наборе возможностей существовало и некоторое
:оциальное поведение, особый тип речей, действий и реакций, присущий шенно члену тайного общества. Природа этого особого поведения нас и 5удет интересовать ближайшим образом. Поведение это не будет нами :пециально описываться в тех его проявлениях, которые совпадали с общими контурами облика русского просвещенного дворянина начала *ЛХ в. Мы постараемся указать лишь на ту специфику, которую наложил декабризм на жизненное поведение тех, кого мы называем дворянскими революционерами.