Александр Аркадьевич Суворов. Фотография 1865 г.
Декабристы |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » СУВОРОВ Александр Аркадьевич.
Александр Аркадьевич Суворов. Фотография 1865 г.
Внук генералиссимуса и Андреевского кавалера Князя Италийского Александра Васильевича Суворова-Рымникского (1730-1800), графа Рымникского появился на свет первого (14 июня) 1804 года в семье генерал-лейтенанта Аркадия Александровича Суворова, трагически погибшего, спасая тонущего человека, при переправе через реку Рымник 13 (26) апреля 1811 года и Княгини Елены Александровны Нарышкиной (1785-1855).
Образование кавалера.
До 1816 года Князь воспитывался в иезуитском пансионе в Санкт-Петербурге, а затем в институте Фелленберга в Гофвиле и в Геттингенском университете.
Первые чины.
В 1824 году Князь вернулся в Россию, и зачислен был юнкером в Лейб-Гвардии конный полк.
В чине корнета с 1 (14) января 1826 года, с 14 (27) декабря 1825 года — эстандарт-юнкер. Князь проходил по делу декабристов, был даже арестован, но вскоре освобождён.
Первые сражения и награды.
Князь Александр Аркадьевич участвовал в Персидской кампании. Отличился при осаде и взятии крепости Сардарабад.
Высочайше произведен был в поручики пожалован Императорским орденом Святого Владимира 4-го класса с бантом и золотой шпагой с надписью «За храбрость».
С 1828 года Князь Александр Аркадьевич пребывал флигель-адъютантом при Августейшей особе Государя Императора Николая I Павловича (1796-1855).
Князь участвовал Русско-турецкой войны 1828—1829 годов, во время которой находился при особе Государя. Здесь Князь участвовал в сражении под Шумлой, в осаде Варны, взятии крепости Исакчи, в сражении при Буланлыке, лично принял капитуляцию небольшой крепости Мачин.
За боевые заслуги произведен в штабс-ротмистры, Высочайше пожалован Императорским орденом Святой Анны 2-го класса. В Санкт-Петербурге Князь Александр Аркадьевич Суворов временно прикомандирован был к Лейб-Гвардии Конному полку для изучения строевой службы.
Князь участвовал в усмирении польского восстания, отличился в ряде боёв, в том числе в штурме Варшавы, отправлен был парламентером для переговоров о сдаче.
Заступивший пост главнокомандующего после кончины генерал-фельдмаршала и Андреевского кавалера Ивана Ивановича Дибича-Забалканского (1785-1831) генерал-фельдмаршал и Андреевский кавалер Светлейший Князь Иван Федорович Паскевич-Эриванский (1782-1856), командирует его в Санкт-Петербург с посланием о победе. Князя Александра Аркадьевича милостиво принял Государь Император Николай I Павлович, воспели в стихах Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) и Василий Андреевич Жуковский (1783-1852).
Новые назначения.
В 1831—1832 годах Князь пребывал в должности командира Гвардейского батальона, в 1839—1942 гг. – командира Фанагорийского гренадерского полка, затем командира бригады.
С 30 августа (12 сентября) 1839 года — Князь в чине генерал-майора Свиты Его Императорского Величества, с 25 июня (8 июля) 1846 года — генерал-адъютанта.
В 1847—1848 гг. Князь Высочайше назначен Костромским губернатором, в 1848—1861 гг. – генерал-губернатором Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. В этой должности Светлейший Князь пробыл 14 лет и сделал много полезного для края, особенно в торгово-промышленном отношении, но подвергался упрекам в излишней снисходительности и даже слабости к немецкому элементу.
В 1854 году, с началом Восточной войны 1853-1856 гг. с англо-французской коалицией, Александр Аркадьевич Суворов Высочайше назначен командующим войсками Рижской губернии. За успешное руководство войсками края во время войны, в апреле 1855 года Князь Государем Александром II Николаевичем (1818-1881) Высочайше пожалован в кавалеры Императорского ордена Святого благоверного Великого Князя Александра Невского. В сентябре 1859 года Князь Высочайше произведен был за отличие в генералы от инфантерии, а в 1860 году — Высочайше назначен шефом Рижского пехотного полка.
С 23 апреля 1861 года Князь состоял членом Государственного совета, с 18 (31) октября 1861 года — в должности Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора.
Должность эта была упразднена Императором в 1866 году после, по счастью, неудавшегося покушения Каракозова на Августейшую особу Государя.
Князь Александр Аркадьевич Суворов Высочайше назначен генерал-инспектором всей Русской пехоты и в этой должности оставался до самой кончины.
На государственный должностях проявил себя как либеральный политик, что создало ему популярность среди студенческой молодежи, но вместе с тем он приобрел и видных противников в среде высшей администрации.
Высочайшая награда.
17 (30) апреля 1863 года Светлейший Князь Александр Аркадьевич Суворов Высочайше пожалован был Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, а 20 мая (2 июня) 1868 года Высочайше пожалован бриллиантовыми знаками к Императорскому ордену Святого Апостола Андрея Первозванного – высшему знаку отличия в Российской Империи.
Последние годы.
Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Светлейший Князь Александр Аркадьевич находился при Особе Государя Императора Александра II Николаевича.
В последний период жизни Светлейший Князь был президентом Вольного экономического общества, председателем попечительского совета заведений общественного призрения, почетным членом Демидовского дома трудящихся, почетным членом Академии наук, действительным членом Императорского человеколюбивого общества, председателем российского общества покровительства животных и пр.
Светлейший Князь избран был почетным гражданином городов Рыбинска, Тихвина, Новой Ладоги, Боровичей и почетным мировым судьей Петергофского и Московского уездов.
Кончина кавалера.
Светлейший Князь Александр Аркадьевич Суворов скончался 31 января (13 февраля) 1882 года на 75 году от рождения. Прах прославленного русского воина и государственного деятеля погребен был в Троице-Сергиевой пустыни.
От союза с Любовью Васильевной Ярцевой (1811-1867) Светлейший Князь имел троих детей: Аркадий Александрович (1834-1893), скончавшийся бездетным – на нем окончился род Светлейших Князей Италийских, графов Суворовых-Рымникских, и дочери Любовь и Александра.
У Светлейшего Князя была богатейшая библиотека, поступившая в 1884 году по его кончине, согласно последней воле в Императорскую публичную библиотеку, и архив с обильными материалами для биографии генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
Александр Рожинцев
Участие генерал-губернатора А.А. Суворова в судьбе Кришьяна Валдемара и Кришьяна Барона.
Отец Дайн Кришьянис Барон
1848 год. В Европе бушуют бури во имя гуманизма и свободомыслия, и именно поэтому немецкие помещики еще больше боятся за свое положение в Прибалтике.
В это же время первый смельчак Кришьян Валдемар подал дерзкое прошение генерал-губернатору Прибалтийского края А. А. Суворову (внуку прославленного полководца) поддержать его желание учиться. "Шут, посмешище, придурковатый",- чего только не говорили о Валдемаре бароны. Русские интеллигенты-славянофилы высказывались иначе: "Молодой да ранний".
Валдемар на несколько шагов опережает Барона, подготавливая общественное мнение к тому, что латышский народ пробуждается. Когда Валдемар поступает в Дерптский университет, его еще продолжают наделять кличками вроде Бауэрюнге (Молодой мужик), Нихилист (Нигилист), Дейчхенфрессер (Немцеед),Юнглетте (Младолатыш). А Кришьян Валдемар с вызовом повесил на своей двери табличку:
КРИШЬЯН ВАЛДЕМАР, СТУДЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА, ЛАТЫШ.
Кришьян Барон еще не знает, что ему предстоит пройти такой же путь, а потом сделаться одним из тех сильных духом людей, которые возглавят младолатышское движение.
Кришьян в старшем классе уездного училища, но нет никакой надежды попасть в гимназию. Нет у представителя крепостного сословия, к тому же у сироты, такой возможности. Но как раз в это время явился инспектировать Виндавское уездное училище тот самый генерал-губернатор Суворов, с помощью которого уже окончил гимназию Валдемар. Суворов предлагает владельцу Дундаги барону Остен-Сакену, на чьей земле находилась школа, дать средства для дальнейшего обучения Кришьяна Барона.
Ответом было: во-первых, юнец не приписан к Дундагской волости, во-вторых, Остен-Сакен полагает ненужным и, более того, нецелесообразным давать высшее образование мужику. Такое мнение разделяло все прибалтийское дворянство: как бы у латышей не появились люди, которые могли бы их вывести из узкого понятия "сословие" к понятию "народ". Суворов полагал иначе, он ответил Остен-Сакену, что он предложил дать вспомоществование способному ученику, но никак не просил давать себе совет, что именно полезно и что вредно латышским детям. Канцелярия генерал-губернатора запросила у уездного училища точные сведения, к какой именно волости относится Кришьян Барон. И вот другой помещик вынужден согласиться помочь. Кришьян поступил в гимназию в Митаве (ныне Елгава). По тем временам Митавская гимназия была одним из самых известных учебных заведений в Прибалтике. Правда, государственный язык (русский) в гимназии играл второстепенную роль, безраздельно господствовал язык малого, но привилегированного меньшинства - немецкий. Кришьян уже начинает сознавать масштабы и значение борьбы - немецкого дворянства и русской демократической интеллигенции. Как в Виндаве, так и здесь, в Митаве, он заявляет немецким, русским и польским гимназистам, что он - латыш.
Когда через год ему прекратили выплачивать стипендию, Кришьян стал зарабатывать частными уроками. В 1856 году он закончил гимназию с отличием и получил аттестат, по которому ему присваивался XIV классный чин, освобождающий его от звания крепостного человека.
Заняв у родственников немного денег. Барон отправляется в Дерпт изучать математику и астрономию. Первое его намерение - отыскать Кришьяна Валдемара, о котором он уже наслышан. В борьбе за национальное самосознание необходимо использовать самое сильное оружие - знание и просвещение, и для себя и для народа.
Застрельщиком в этом освободительном движении был Кришьян Валдемар. Весь огонь остзейских баронов он вызвал на себя. Окончив университет, уже служа мелким чиновником в министерстве финансов в Петербурге, он отражает сотни баронских наскоков. Самый сильный удар Валдемар нанес по прибалтийскому дворянству следующим образом. После Крымской войны в России возникли финансовые трудности. Прибалтийские дворяне обратились со "спасительным" предложением выкупить у государства казенные имения и тем самым еще сильнее закабалить крестьян.
В Эстляндии имелось пятьдесят, в Лифляндии шестьдесят-семьдесят, в Курляндии (ныне Курземе) двести таких имений, Валдемар своевременно узнал в министерстве об этом коварном проекте и стал разоблачать его в русских газетах. Таким образом он спас от лап баронов около трехсот имений, а с ними спас от самовластия и крестьян.
Но замысел Валдемара был более далеким: вызволить из-под власти баронов суды, школы, полицию - ввести в Прибалтике общепринятый по всей империи порядок управления! Большие надежды возлагал Валдемар на князя Суворова, который явно старался ограничить самочинно установленные для себя привилегии прибалтийского дворянства. Во время неофициального разговора молодому борцу пришлось убедиться, что борьба эта не новая и скоро не кончится, что она куда значительнее, чем просто борьба за сферы влияния в одной Прибалтике.
Генерал-губернатор предупредил молодого энтузиаста:
"Я представляю здесь русское правительство. Но вы думаете, я могу что-нибудь сделать вопреки воле здешнего дворянства?! Ничуть!.. Мне приходится идти по пути уговоров и компромиссов. Как только я сойду с этого пути, моя карьера кончена. Вместо меня тут же назначат другого. А вы - в одиночку, вы, молодой человек с ясным умом и пылким сердцем, хотите выступить против всеобщего зла и устранить все несправедливости, которыми изобилует не только Россия, но и весь мир!.. Ведь бывает, что такие идеальные люди гибнут. Хотя бы не нападайте на дворянство столь резко и не выступайте против тех сил, с которыми вам не справиться".
Через год после этой беседы остзейские политиканы скинули Суворова. После этого Валдемару было запрещено въезжать в Прибалтику. Иначе - ссылка в Сибирь.
Александр Суворов
Александр Аркадьевич Суворов (1804-1882), государственный и военный деятель, генерал от инфантерии. С 1848 по 1861 год генерал-губернатор Прибалтийского края и военный губернатор Риги.
Александр Аркадьевич Суворов - внук знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова, князь Италийский, граф Рымникский. Потомок генералиссимуса в юности жил за границей, получил образование на Западе: в частной школе в Швейцарии, затем в Геттингенском университете в Германии. В 1824 году вернулся в Россию и стал служить юнкером в гвардии. После восстания декабристов попал под подозрение, но обвинен в соучастии мятежу не был. Участвовал в войнах с Персией и Турцией, за храбрость награжден орденами и золотой шпагой. Был командиром батальона, полка, бригады, генерал-адъютантом императора. В 1847 году назначен Костромским губернатором, в 1848-м году генерал-губернатором Прибалтийского края и военным губернатором Риги.
На посту Прибалтийского генерал-губернатора Александр Аркадьевич Суворов пробыл более 10 лет. Вот как характеризовалась эта его деятельность в дореволюционном многотомном словаре Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона (том издан в 1901 году): «сделал много полезного для края, особенно в торгово-промышленном отношении, но подвергался упрекам в излишней снисходительности и даже слабости к немецкому элементу». С чем связана такая характеристика? В то время немцы обладали в Прибалтийском крае немалыми привилегиями, что вызывало недовольство части русских жителей Лифляндии, Курляндии и Эстляндии. Русские желали видеть во внуке знаменитого полководца защитника, но генерал-губернатор не встал на их сторону. В то же время Александр Аркадьевич Суворов, не вступая в борьбу за отмену привилегий немцев, порой оказывал помощь представителям способной латышской молодежи. Так, при его поддержке сумел получить образование в гимназии Кришьянис Баронс. Генерал-губернатор способствовал карьере в России Кришьяниса Валдемара.
Во время Крымской войны Александр Суворов был командующим войсками в Прибалтийском крае. Его главной задачей было не допустить высадки десантов противника и оккупации части Прибалтики английскими войсками. В 1855-м году за успешное руководство войсками он удостоился ордена Святого Александра Невского.
В 1861-м году генерал от инфантерии Александр Аркадьевич Суворов был назначен военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга, а в 1866 году генерал-инспектором пехоты российской армии. В Санкт-Петербурге слыл либералом, негативно отозвался о начальнике Северо-западного края М. Муравьеве, проявившем жесткость при подавлении польского восстания. Недовольный этим поэт Тютчев посвятил Суворову ироничное стихотворение «Гуманный внук воинственного деда». Кстати, Тютчев был не единственным известным поэтом, обратившим внимание на Александра Аркадьевича. Десятилетиями ранее офицер Суворов участвовал в подавлении первого польского восстания, доставил в Санкт-Петербург весть о победе, и Александр Пушкин в 1931-м году упомянул его в стихотворении «Бородинская годовщина».
В последние годы жизни Александр Аркадьевич Суворов был членом руководства ряда общественных организаций, начиная от Вольного экономического общества и кончая Российским обществом покровительства животным.
Александр Гурин.
АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ СУВОРОВ генерал-губернатор Санкт-Петербурга в 1861–1866 гг.
Роль Суворова в восстании декабристов до сего дня остается неясной: в служебном формуляре записано, что он находился в рядах своего эскадрона (Конный полк принял главное участие в подавлении мятежа), а по утверждению очевидцев – в рядах бунтовщиков. Как бы то ни было, Николай I закрыл вопрос, объявив, что не хочет верить, «чтобы внук знаменитого русского полководца был изменником». Суворова отправили на Кавказ, где он принял участие в войне с персами 1826-1828 гг. Затем уже в свите императора Александр Аркадьевич находился при осаде турецкой крепости Варны (1828). При возвращении в Россию корабль, на котором плыл Николай I, попал в бурю. Суворов по этому поводу заметил: «Пусть теперь государь узнает, что по-крайней мере стихия ему не подвластна». О реплике донесли императору, и князя снова отправили в действующую армию, на сей раз на войну с Польшей.
Главнокомандующий И. Ф. Паскевич покровительствовал Суворову и именно ему поручил отвезти в Петербург известие о взятии польской столицы (1831). Событие это навело современников на исторические параллели, поскольку во время предыдущего польского восстания (1794) Варшаву уже брали войска под предводительством его деда А. В. Суворова. С тех пор карьера Александра Аркадьевича протекала более или менее благополучно. В 1839 г. он получил звание генерал-майора, затем управлял Костромской губернией, а в 1848-1861 гг. был генерал-губернатором Лифляндии, Эстляндии и Курляндии.
Император Александр II произвел его в генералы от инфантерии (1859) и назначил санкт-петербургским генерал-губернатором. Едва вступив в должность, князь выпустил на поруки арестованных студентов, а заодно смягчил режим содержания сидевшему в Петропавловской крепости литератору Д. И. Писареву. В 1862 г. в Петербурге произошли крупные пожары. Сгорели Апраксин двор и некоторые другие заметные здания. Население обвиняло в поджогах поляков, евреев и студентов. Несколько ни в чем не повинных людей были арестованы и приговорены к смертной казни. Александр Аркадьевич отказался подписывать приговоры и спас им жизнь, чем впоследствии очень гордился. В постройку же нового Апраксина двора генерал-губернатор внес довольно заметную денежную лепту, за что одна из линий «Апрашки» была названа Суворовской. Александр Аркадьевич активно занимался общим благоустройством столицы. При нем вступил в строй водопровод, в городскую собственность перешла часть Юсуповского сада, на Невском проспекте был разбит знаменитый Екатерининский сквер, а на территории Александровского парка открылся Зоологический сад.
4 апреля 1866 г. московский студент Д. Каракозов попытался застрелить Александра II во время прогулки государя по Летнему саду. Правительство решило активизировать борьбу с революционерами и с этой целью реформировало структуру петербургской администрации. После того как в мае 1866 г. пост генерал-губернатора был упразднен, Суворова больше не подпускали к серьезной государственной деятельности. До самой своей смерти (1 января 1882 г.) он занимал почетную, но, по словам Тютчева, «безответственную» должность генерал-инспектора пехоты.
Надгробие А.А. Суворова в Троице-Сергиевой Приморской Пустыни сохранилось только частично (говорят, что в школе милиции оно служило трибуной для принимающих парады - а сами парады проходили на месте бывшего Троицкого собора):
Надгробие стоит рядом с Зубовским инвалидным домом. К нему приставлена современная доска, на которой написано:
"На сем месте погребены генерал-губернатор князь италийский граф Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский род. 1 июля 1804 г. † 31 декабря 1882 г. и супруга его кн. италийская гр. Любовь Васильевна Суворова-Рымникская род. 4 марта 1811 г. † 26 октября 1867 г."
Бюст Александра Аркадьевича Суворова. 1897 г.
Егор Иванович Ботман. Портрет светлейшего князя Александра Аркадьевича Италийского, графа Суворова-Рымникского. 1877 г.
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург
Портрет Александра Аркадьевича Суворова. Фотография 1870-х гг.
Портрет Александра Аркадьевича Суворова. Фотография 1870-х гг.
Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » СУВОРОВ Александр Аркадьевич.