Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » НОВОСИЛЬЦОВ Владимир Дмитриевич.


НОВОСИЛЬЦОВ Владимир Дмитриевич.

Сообщений 21 страница 24 из 24

21

https://img-fotki.yandex.ru/get/1219277/199368979.1a8/0_26f62a_ab89097c_XXL.jpg

Неизвестный художник
Портрет графа Владимира Григорьевича Орлова
Конец XIX в.
Холст, масло
Местонахождение неизвестно
Фотокопия с портрета: СПФ АРАН. Р.Х. Оп.1-О. Д.78. Л.1.

Граф Влади́мир Григо́рьевич Орло́в (8 июля 1743 — 29 февраля 1831) — младший из знаменитых братьев Орловых, генерал-поручик (1775), директор Академии наук при президенте К. Г. Разумовском, брат Алексея и Григория Орловых. Дед В.Д. Новосильцова.

Младший из пяти братьев Орловых, рано остался сиротой, и детство провел в доме старшего брата Ивана. Владимир был больным и слабым ребенком, поэтому жизнь в деревне укрепила его силы. В день коронации Екатерины II, 22 сентября (3 октября) 1762 года, Владимир Григорьевич Орлов возведён с братьями, с нисходяим их потомством, в графское Российской империи достоинство. В 20 лет он был отправлен братьями за границу, 9 июля 1763 года он поступил в Лейпцигский университет, где пробыл три года.

Там он приобрел любовь к науке, особенно к астрономии, уважение к немецким ученым и усвоил привычки жизни немецкого провинциального города, что вполне согласовалось с его личными вкусами: любовью к тихой семейной жизни и склонностью к хозяйственным заботам. Вопреки общему течению, Орлов не увлекался французской философией 18 века и её блестящими представителями, он не любил даже французского языка и никогда на нем не говорил.

По возвращении в Россию, Екатерина II пожаловала его в камер-юнкеры (в 1766 году) и часто называла „философом", почему, вероятно, и назначила его 6 октября 1766 года директором Академии Наук в помощь графу К.Г. Разумовскому. В 1767 году Орлов сопровождал императрицу в путешествии по Волге, где вел дневник, а на досуге перевел 15-ю главу из романа «Велизарий» Мармонтеля.

Как директор Академии, которая находилась в упадке, Орлов сделал много, хотя, и не мог привести её «в цветущее состояние». Он обревизовал суммы Академии, покровительствовал русским молодым людям, ехавшим за границу, и энергично организовал несколько научных экспедиций, особенно по наблюдению за прохождением Венеры через диск Солнца.

В 1770 году Орлов был пожалован камергером и совершил путешествие по России, во время которого по обыкновению вел дневник. В 1771 году, почти приговоренный врачами к смерти, он ездил лечиться за границу, где завёл личное знакомство и переписку со многими учеными.

5 декабря 1774 год Орлов был уволен в отставку, с чином генерал-поручика, и навсегда удалился от службы.

Граф Орлов был женат с 1768 года на баронессе Елизавете Ивановне Штакельберг (1741—1817), любимой фрейлине Екатерины II, дочери директора Лифляндской коллегии экономии барона Фабиана Адама фон Штакельберга[1]. Познакомились они в 1767 году, сопровождая императрицу в путешествии по Волге на галере «Тверь». По словам современников, Елизавета Ивановна не была красавицей, но отличалась добрым и покладистым характером. Их брак был счастливым. Скончалась от простуды в своем имении Отрада, где и была похоронена. В браке имели 2 сыновей и 3 дочерей:
Александр Владимирович (1769—1787),
Екатерина Владимировна (1770—1849), с 1799 года замужем за бригадиром Дмитрием Александровичем Новосильцовым (1758—1835), брак был неудачным и через год супруги разъехались. Не любя свет, посвятила себя воспитанию единственного сына Владимира (1800—1825), дружна была с графом де Местером. После трагической гибели сына на дуэли с декабристом К. П. Черновым, всецело предалась молитвам и делам благотворения и до конца жизни не снимала траура. После её смерти огромное её состояние перешло к племяннику, сыну сестры, Владимиру Петровичу Давыдову, вместе с фамилией и графским титулом Орловых.
Софья Владимировна (1774—1844), фрейлина, с 1790 года была замужем за вице-канцлером графом Никитой Петровичем Паниным (1771—1837), в приданое получила усадьбу Марфино. Известна была своей благотворительною деятельностью, в особенности заботами об улучшении быта принадлежавших ей крепостных крестьян.
Григорий Владимирович (1777—1826), камер-юнкер, сенатор. Был женат с 1800 года на фрейлине графине Анне Ивановне Салтыковой (1777—1824), дочери генерал-фельдмаршала И.П.Салтыкова и Д.П.Чернышёвой, которая продала свёкру знаменитое имение Марфино. По болезни жены Григорий постоянно проживал с ней за границей, в Париже держали литературный салон. Овдовев, вернулся в Россию, но службе его мешала развивавшаяся глухота. Умер неожиданно, поднимаясь по лестнице в здании Сената. На нём прекратился род екатерининских Орловых.
Наталья Владимировна (1782—1819), с 1803 года была замужем за тайным советником Петром Львовичем Давыдовым (1777—1842), их сын Владимир получил в 1856 году титул и фамилию графа Орлова и стал именоваться Орловым-Давыдовым.

22

https://img-fotki.yandex.ru/get/1327364/199368979.1a8/0_26f62d_503854cf_XXL.jpg

  Дмитрий Григорьевич Левицкий.
Елизавета Ивановна Орлова, ур. Штакельберг (1741 – 7.09.1817), бабушка В.Д. Новосильцова по материнской линии. 1783 г. 

23

https://sun9-15.userapi.com/c623425/v623425797/b388/MESfM-B3AwM.jpg

Орест Адамовоч Кипренский. Портрет графа Григория Владимировича Орлова. 1822 г.
Литография.
Государственный Русский музей

Граф Григорий Владимирович Орлов (1777 — 22 июня 1826) — тайный советник, сенатор и камергер, любитель искусств и покровитель пейзажной школы Позиллипо. Последний представитель рода екатерининских Орловых. Дядя В.Д. Новосильцова.

Младший сын графа Владимира Григорьевича Орлова от брака с баронессой Елизаветой Ивановной Штакельберг. Назван был Григорием в честь дяди. Отношение отца к нему было родительское, но далеко не такое нежное, как к старшему сыну, рано умершему Александру (1769—1787). Начал службу в 1794 году камер-юнкером при дворе великой княгини Елизаветы Алексеевны, 12 апреля 1798 года был пожалован камергером. Современник так описывал его внешность: Граф был беловолос, как чухонец, бледного лица, глаза оловянные, высокого роста и сухощавый.

Будучи большим поклонником искусства Орлов увлекался собиранием картин, эстампов и других художественных произведений. Из-за легкомыслия и склонности к расточительности он наделал много долгов, что привело к конфликту с отцом.

Перед женитьбой, решил расстаться со своими коллекциями, чтобы заплатить долги. 3 февраля 1800 года женился на графине Анне Ивановне Салтыковой. Брак этот весьма обрадовал всё семейство Орловых. Новобрачные поселились у графа В. Г. Орлова, но вскоре состояние здоровья графини Анны Ивановны потребовало серьезного лечения за границей. Выйдя в отставку, Григорий Владимирович ездил с женой во Францию, в Италию и Швейцарию, но без успеха. До самой её кончины он почти постоянно жил за границей, в основном в Париже.

В парижском доме Орловых собирались известнейшие французские ученые и литераторы, и между хозяевами и гостями велись часто беседы о русской литературе. В одну из таких бесед графиня высказала мысль о желательности нового перевода басен Крылова на французский язык, и почти все выдающиеся французские литераторы изъявили готовность принять участие в этом деле.

Биограф Крылова, П. А. Плетнев пишет по этому поводу, что в доме Орловых открылся как бы турнир поэзии. Граф и графиня работали для них усердно и старались "во французскую речь внести как «можно больше русской природы». — Наконец, лучшие 89 басен Крылова, украшенные прекрасными гравюрами, были роскошно изданы графом Орловым вместе с французскими и итальянскими переводами, над которыми трудилось более 80 писателей.

Любя литературные занятия, граф Орлов был автором исторических, политических и литературных мемуаров о Неаполитанском королевстве, истории музыки и истории живописи в Италии и описательных писем, адресованных к графине Софье Владимировне Строгановой. Все эти произведения были написаны на французском языке и изданы в Париже.

После смерти жены от болезни сердца в 1824 году, вернулся в Россию и более уже не выезжал из неё. В 1826 г. был назначен в Верховный уголовный суд по делу декабристов. С 1812 года Орлов состоял сенатором 3-го департамента Правительствующего Сената. Но его службе мешала постепенно развивавшаяся глухота, с ним трудно было разговаривать, но особенно обнаруживалось это, когда он, со свойственной ему страстью к музыке, начинал сам дирижировать домашним оркестром в имении Отрада. При этом отец его и музыканты старались не показывать вида, что результаты репетиции были далеко не удовлетворительны.

Незадолго до смерти граф Орлов намеревался жениться на княгине Варваре Юрьевне Горчаковой (1778—1828), дочери князя Ю. В. Долгорукова, но скоропостижно умер до свадьбы. Внешне он казался в общем здоровым, но с ним часто случались нервные припадки, при которых он лишался сознания. Один из таких припадков, последовавший 22 июня 1826 года, когда граф поднимался по лестнице Сената, был причиной смерти его.

Детей в браке у него не было, с ним прекратился род екатерининских Орловых. Лучшая характеристика графа Орлова, касающаяся вопроса об его литературной деятельности, принадлежит князю П. А. Вяземскому: В нем была европейская благонамеренность в уме и обращении; пожалуй, говори, что не он писал свои книги; спасибо ему и за то, что русский граф и русский барин нескольких тысяч душ, искал он отличия авторского и, следовательно, признавал его в душе.

В некрологе его было сказано, что один уже коллективный перевод Крылова целой группой иностранных литераторов «свидетельствует всеобщее к нему уважение и любовь, которые заслуживал он добротою души и любовью ко всему изящному».

24

https://forumupload.ru/uploads/0019/93/b0/5/588280.jpg

Неизвестный художник. Наталья Владимировна Давыдова (ур. графиня Орлова), тётя В.Д. Новосильцова.
Сызранский краеведческий музей.

Наталья Владимировна Давыдова, ур. гр. Орлова.

Наталья – младшая и любимая дочь графа Владимира Григорьевича Орлова. Хорошо образованная, она любила книги, музыку, природу, была, как и все в семействе Орловых, прекрасной наездницей.

Как-то в «Отраде» гостили Давыдовы с сыном Петром (он старше Натальи на три года). Увидев девушку, Петр сразу влюбился и через некоторое время попросил у Орловых ее руки. Их согласие он получил. Свадьба состоялась в 1803 году.
Петр - красавец-кавалергард и славился своим отменным щегольством и ловкостью, он был, по воспоминаниям современников, в полном смысле слова «un elegant officier”, и пользовался успехом у дам. Сам император Павел ревновал к нему свою фаворитку Лопухину, отчего Давыдов чуть не угодил в ссылку в Сибирь.

В семье Давыдовых родились дети: Екатерина (1804), Елизавета (1805), Владимир (1809) и Александра (1817).
Петр Львович в то время был шталмейстером при дворе великой княгини Анны Павловны. В 1812 году он ушел на войну с французами. Наталья с детьми осталась на попечении родителей и выехала в их дальние имения (Городец).
Давыдов состоял в отряде графа М.А.Милорадовича, который должен был оборонять село Семеновское с орловской усадьбой «Отрада» от французов. В село французы не ступили.

Потом были заграничные походы, и Петр Давыдов в них тоже участвовал. За кампанию во Франции 1814 года он получил чин генерал-майора и был удостоен многих наград за храбрость.

Но в начале 1817 года Петр Львович вынужден был выйти в отставку и везти жену (которая уже давно болела) на лечение в Италию, троих детей супруги взяли с собой, оставив дочь Елизавету со старым графом Орловым.

Разлуку с дочерью и с родными Наталья переносила тяжело. Утешением служили только письма ее родителей, на уголках своих она рисовала узоры маменьке для вышивок.

Письма Натальи до сих пор читать интересно, потому что она размышляет в них на «вечные» темы: воспитание детей, смысл жизни, стойкость в перенесении несчастий. Между тем здоровье Натальи стало ухудшаться, ее письма стали содержать мысли о смерти. В одном из них она рассказала об англичанке, которая «видит с большой твердостью, что приходит минута конца ее" и делает сама все распоряжения. "Должно отдать справедливость, что английское воспитание отменно хорошее, когда оно учит, как умирать, или лучше сказать, вести себя так отлично, что смерть не страшна. Сравниваю их всех с Федосьей Ивановной Демидовой, которая выезжала из дому, когда в ее приходе были похороны».

Старый граф Орлов чувствует состояние дочери и старается оберегать ее от волнений, до последнего скрывает, что ее матушка тоже больна, и рассказывает обо всем, когда той уже не стало. Наталья едет в Россию, беспокоясь об отце. Это путешествие и связанные с ним волнения окончательно подорвали ее здоровье. Возвратясь в Италию в сентябре 1819 года, Наталья Давыдова умирает.

Отец, еще не зная, что дочь умерла, пишет ей: «Милый мой друг, Наташа, прискорбна душа моя: болезнь твоя сему причиной; вздыхаю, плачу и молюсь. С утра до вечера ты в сердце моем, голова моя почти ни на что не способна, даже и сон мне изменяет; что проснусь, то все представляешься ты мне страждущею; достойная жена со всех сторон, ты заслуживала не столь страдательную жизнь».

«Бедная, друг мой сердечный, Наташа! Давно, милая моя и добрая, мучилась ты на сем свете и душою, и телом, ныне же твое тело и подавно расстроилось. Многое здесь идет превратно! Злые пользуются крепким здоровьем, добрые мало имеют оного».

Похоронили Наталью на погосте греческой церкви в Ливорно. Но позже муж Натальи перевез ее тело в «Отраду». Наталье Давыдовой было 35 лет, Петру Львовичу – 38.

***

Когда была поставлена точка в этой грустной истории, некоторые вопросы все же не давали мне покоя. Почему отец Натальи писал: «Мучилась ты на сем свете душою и телом», «Ты заслуживала не столь страдательную жизнь?»
Какая «страдательная жизнь» у молодой, красивой, богатой и замужней женщины, окруженной любовью родных и близких людей? Почему Наталья «мучилась душой»? Все эти многочисленные «почему?» рождали какие-то смутные догадки.

И вот эти догадки, наконец, подтвердились реальными фактами.
В воспоминаниях Варвары Николаевны Головиной, приближенной императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, я нашла коротенькую, (но какую емкую!) фразу: «Сестра императрицы жила в России в 1801-1814 годах и была в связи с Петром Львовичем Давыдовым».

Так вот, значит, отчего была несчастлива Наталья, почему «страдала душой», почему переживал ее отец, отчего она заболела и умерла так рано, видимо, не пережив измены мужа. Вот почему Петр Львович женился во второй раз только в год смерти старого графа Орлова (1831), видимо, чувствуя свою вину. Поэтому-то ни один из внуков не назван Петром в его честь.

Скорее всего, Петр Львович и сам раскаивался потом. Но тогда...  Молодой красивый кавалергард повстречался, на свою беду, с Баденской принцессой Амалией, скучающей в чужой стране, не отличающейся особой строгостью нравов, но «пользующейся отменно крепким здоровьем»...

  Источник   Из книги Нины Симоненко "Тайны графской усадьбы". Москва. 2010 год


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » НОВОСИЛЬЦОВ Владимир Дмитриевич.