Е.И. Краснова,
член Совета Русского генеалогического общества,
г. Санкт-Петербург
Род Светлейших князей Лопухиных-Демидовых
Род Светлейших князей Лопухиных-Демидовых появился в России в 1873 г. после смерти бездетного Светлейшего князя генерал-лейтенанта Павла Петровича Лопухина, которому Высочайшим указом разрешено было после смерти передать свою фамилию и титул родному внуку его старшей сестры Николаю Петровичу Демидову.
Породнились семьи Лопухиных и Демидовых в 1797 г. в результате брака между флигель-адъютантом секунд-ротмистром лейб-гвардии Конного полка, сыном владельцев железных заводов на Урале Григорием Александровичем Демидовым и Екатериной Петровной Лопухиной – сестрой Павла Петровича и дочерью Петра Васильевича Лопухина, бывшего генерал-губернатора Ярославля и Вологды, которому Павел I незадолго до этого велел присутствовать в Московском департаменте Правительствующего Сената [1]. Позже Г.А. Демидов был надворным советником иностранной коллегии, гофмейстером, действительным камергером.
По происхождению род жениха стоял много ниже рода невесты. Г.А. Демидов был в пятом колене потомком знаменитого кузнеца, получившего дворянское звание от Петра I [2]. Лопухины же вели свой род от легендарного Касожского князя Редеди, владевшего Тьмутараканью, убитого в 1022 г. Мстиславом – сыном Великого князя Владимира, крестившего Русь. Существовала легенда, что будто бы сын Редеди, Роман, женился на дочери Мстислава Владимировича. Еще через восемь поколений в этом роду появился Василий по прозвищу Лопуха, давший название роду Лопухиных, к одиннадцатому колену которого относится П.В. Лопухин. К другой же ветви этого рода принадлежала Евдокия Лопухина, первая жена Петра I [3].
Невесте Екатерине Лопухиной только что исполнилось четырнадцать лет, и она была неравнодушна к наследнику цесаревичу Александру, чем ему изрядно докучала. Ее выдали замуж за Г.А. Демидова, который был старше ее на восемнадцать лет. Жили они на углу Мойки и Демидова переулка, в усадьбе, построенной дедом Григория Александровича – Григорием Акинфиевичем. Бывавший в этом доме известный мемуарист Ф.Ф. Вигель вспоминал, что он встречался с Демидовым и «молодой, прекрасной, меланхоличной женой его, которую муж ревновал к целому свету» [4].
Вскоре после свадьбы на семью Лопухиных посыпались милости. На балу в Москве император Павел увидел другую дочь Лопухина – Анну, которая вскоре стала его фавориткой. Большую роль в этой истории сыграл бессменный фаворит Павла, бывший брадобрей, а по-том граф И.П. Кутайсов, кстати, женивший своего сына Павла на еще одной дочери Лопухина – Прасковьи.
В 1798 г. Павел I перевел П.В. Лопухина в Петербург, назначив его генерал-прокурором Сената. Вскоре он стал действительным тайным советником, членом Государственного Совета, получил в дополнение к уже имевшимся орден Св. Андрея Первозванного. И все это за последние пять месяцев 1798 года. В январе 1799 г. он стал Командором ордена Св. Иоанна Иерусалимского. 16 января 1799 года П.В. Лопухин получил в вечное и потомственное владение огромное имение – староство Корсунь в Киевской губернии, дававшее ежегодно дохода 200 тыс. руб. Оно было куплено в казну у племянника польского короля князя Станислава Понятовского за 600 тыс. злотых (10 тыс. руб. серебром) [5]. В указе было сказано, что жалуется местечко Корсунь со всеми деревнями, землями, угодьями, садом и замком, а также мебелями, мраморами, библиотекой, посудой [6]. Сейчас это – город Корсунь-Шевченковский.
19 января 1799 года Павел I издал указ: «В несомненный знак Нашего монаршего благоволения и в воздаяние верности и усердия в службе нашей действительного тайного советника генерал-прокурора Лопухина всемилостивейше пожаловали Мы его князем Империи Нашей, распространяя достоинство и титул сей на все потомство от него, Лопухина, происходящее». А 22 февраля того же года «пожалован ему князю Лопухину и всему роду его титул и преимущество Светлейшего князя» [7].
В новосоставленном гербе Светлейших князей Лопухиных в нижней части разделенного горизонтально щита на серебряном поле изображен был красный гриф, взятый со щита в гербе дворян Лопухиных, а в верхней части на золотом поле – «черный двоеглавый орел, коронованный, на груди которого изображено имя Государя Императора Павла Перваго». Под щитом – девиз «Благодать». Девиз выбран не случайно: имя Анна в переводе с древнееврейского означает «благодать».
Не исключено, что получением звания гофмейстера Г.А. Демидов был обязан тому, что был зятем Светлейшего князя Лопухина.
Следует отдать должное Петру Васильевичу Лопухину. Не только благодаря дочери достиг он высших постов в государстве. Человек он был умный и служил хорошо. Позже, при Александре I, он был министром юстиции, председательствовал в разных департаментах Государственного Совета, а затем был председателем Государственного Совета и Комитета министров. Умер П.В. Лопухин в 1827 г.
После его смерти титул Светлейшего князя перешел к его единственному сыну Павлу Петровичу (1788-1873), который участвовал во всех войнах с Наполеоном и в Польской кампании. Дослужился он до чина генерал-лейтенанта, в 1835 г. вышел в отставку и поселился в своем имении Корсунь. Женат он был на Жанете Ивановне, вдовствующей графине Алопеус, детей не имел [9].
В 1863 г. Павел Петрович, которому в ту пору было 75 лет, решил предпринять шаги к тому, чтобы род Светлейших князей Лопухиных не угас. Для этого он решил просить об учреждении майората в его имении Корсунь Богуславского (позже Каневского) уезда Киевской губернии и ходатайствовать о «дозволении передать свою фамилию с титулом родному внуку старшей сестры ротмистру Николаю Петровичу Демидову» [10].
Он подал императору Александру II всеподданнейшее прошение: «Ваше Императорское Величество! Родитель мой Светлейший князь Петр Лопухин продолжал 66 лет свою беспредельно усердную и всегда отличную службу шести августейшим предкам Вашего Императорского Величества и имел счастие заслужить внимание, доверенность и милости Екатерины II, Павла I, Александра I и Вашего Великого родителя Николая I <…> Я единственный сын моего родителя, дожил до глубокой старости и не имею прямого потомства» [11].