БРАТЬЯ ТУРГЕНЕВЫ И ДВОРЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ЭПОХИ
I
Братья Тургеневы принадлежали к тем группировкам русского дворянства, которые играли руководящую роль в движении дворянского общества первой четверти XIX века. Если громадное большинство среднего и мелкого провинциального дворянства не мыслило себе существования без крепостного труда и, относясь с недоверием ко всякого рода эмансипаторским проектам, ждало от государственной власти лишь твердой охраны дворянских прав, то представители упомянутых выше группировок не могли так легко отделаться от сложных вопросов действительности. Здесь вопросы хозяйственного перерождения и всесторонней европеизации России приобретали значение идейного знамени. Идеи "свободного труда", "политической свободы", проблемы форм и содержания культурного развития здесь осмысливались во всей полноте и, подкрепляемые теоретическим оружием, взятым из арсенала западноевропейской мысли, приобретали устойчивый характер. Вопрос капитализации помещичьего хозяйства, практически наметившийся в рационализаторских опытах, теоретически осмысливался именно здесь, в культурных гнездах и салонах. Отдельные представители этого культурного слоя, пережив французскую "бурю, падение всего, союз ума и фурий", подобно Карамзину, приходили к заключению о спасительности домашнего старозаветного уклада и в сентиментально-романтических мечтаниях о прошлом, в тоске по "небесной отчизне" обретали успокоение и отдых от "неприятностей и бурь" действительной жизни, становясь идеологами большинства господствующего класса. Другие, подобно Чаадаеву и Пушкину, не останавливались на одном каком-либо решении сложных вопросов европейского и русского развития, а ставили проблемы этого развития во всей их широте и сложности, в общем и конкретном историческом масштабе. Третьи -- и к ним были ближе всего братья Тургеневы, -- осмысливая пережитые бури революции и войн, отмечали нарождение в Европе устойчивого буржуазного порядка и именно этому порядку, "среднему состоянию граждан", отдавали свои симпатии, а в России связывали свои чаяния с перерождением крепостнического уклада, прежде всего поземельных отношений, -- в капиталистический.
Некоторые представители этого буржуазно-помещичьего либерализма очень остро ощущали разлад с большинством своего класса и в пессимистических, часто крайне резких тонах клеймили своих современников. Такой именно натурой был Николай Иванович Тургенев. Но ни он, ни его братья не были отщепенцами от своей социальной среды. Напротив, судьба сталкивала их с различными группами этой среды. В Симбирской губернии, где были их владения, родственные связи соединили их с семьями дядюшки их П. П. Тургенева, Аржевитиновых, Татариновых и других представителей провинциального дворянского общества. Москва, где их отец принадлежал к масонскому кружку Н. И. Новикова и одно время управлял университетом, связала их с литературными кругами: имена Карамзина, Дмитриева, не говоря уже о Жуковском, Батюшкове, Вяземском, В. Л. Пушкине, -- имена близкие и родные братьям Тургеневым. Светское положение матери, Екатерины Семеновны Тургеневой, предпочитавшей в столицах проживать доходы со своих имений, и служебная карьера Александра Ивановича Тургенева открывали им доступ в гостиные высшей аристократии и бюрократии. Братья Тургеневы бывали в салонах и известной фаворитки Александра I, М. А. Нарышкиной, и кн. А. Н. Голицына, и гр. Лаваль и др. Связи эти наравне с высоким образовательным цензом давали им возможность быстро делать карьеру: Александр Иванович в 30 лет был уже действительным статским советником и директором департамента; Николай и Сергей Иванович получали сразу "высокие места" и становились близко к правящим сферам. Общение с последними и канцелярская практика вырабатывали из этих братьев практичных оппортунистов государственной складки. Вместе с тем Геттингенский университет, годы заграничной службы Николая и Сергея крепко связали их с европейской культурой и создавали между ними и высшим светом Петербурга и Москвы известные преграды. Своими их в этом высшем свете не считали. В 1818--1819 гг., после выхода в свет "Опыта теории налогов" Н. И. Тургенева, в московских салонах, по выражению кн. П. А. Вяземского, сожалели о Екатерине Семеновне, "как об матери преступного сына". {"Остафьевский архив кн. Вяземских", под ред. В. И. Саитова, т. I, СПб, 1899, стр. 186.} В 1820 г., после неудачи затеянной Тургеневыми вместе с гр. М. С. Воронцовым организации общества освобождения крестьян, салоны обеих столиц язвительно попрекали братьев незначительными земельными владениями, ставившими их в разряд людей, которым нечего терять при освобождении. {"Архив бр. Тургеневых", вып. 5. Дневники Н. И. Тургенева за 1816-- 1824 гг., т. III. Под ред. Е. И. Тарасова, Петроград, 1921, стр. 232.} В 1824 г. при встрече с Н. И. Тургеневым за границей графиня Нессельроде распускала слухи, что он карбонарий и путешествует инкогнито. {Письмо к братьям от 29 янв. -- 10 февр. 1825. Архив Тургеневых (дальше всюду сокращенно "Архив") No 230, лл. 52--53.} Но такому услужающему литератору, каким был Н. И. Греч, тот же Н. И. Тургенев казался "надутым аристократом". {Н. И. Греч. Записки о моей жизни. Изд.. "Academia", 1930, стр. 447.} Связь со своим классом никогда не разрывалась.
Каждый из братьев, однако, помимо общих семейных черт, имел свой, ясно очерченный индивидуальный облик.
Старший, Андрей Иванович, рано умерший поэт, был наиболее близок к отцу, проникся его симпатией к мистицизму, а дружбой с Жуковским и Мерзляковым и собственными творениями приобщался к сентиментально-романтической литературной школе.
Александр Иванович испытал на себе те же влияния и на всю жизнь сохранил интерес к мистицизму и литературе. Геттингенский университет привил ему интерес к исторической науке. Служба и светская жизнь сделали его практиком-бюрократом и салонным завсегдатаем.
Младшие братья, Николай и Сергей, пройдя в юности школу сентиментально-романтических влияний, университетом и заграничной жизнью были направлены в русло интересов экономических и политических, которым и посвятили себя всецело.
Уже из этого видно, что следует провести грань между старшими и младшими братьями. Все материалы архива и, в частности, печатаемые в настоящем томе письма свидетельствуют о том, что при тесной и сердечной дружбе, соединявшей всех братьев, многое, и очень существенное, отделяло Николая и Сергея от Александра.
Лучшая характеристика А. И. Тургенева дана его другом кн. П. А. Вяземским. Последний отмечает прежде всего его очень большую подвижность. "Целый день был он в беспрестанном движении, умственном и материальном. Утром занимался он служебными делами по разным отраслям и ведомствам официальных обязанностей своих. Остаток дня рыскал он по всему городу, часто ходатаем за приятелей и знакомых своих, а иногда за людей совершенно ему посторонних, но прибегавших к посредничеству его; рыскал часто по собственному влечению, потому что в натуре его была потребность рыскать". По словам Вяземского, Дмитриев прозвал А. И. Тургенева маленьким Гриммом, "потому что он был деятельным литературным корреспондентом и разносителем в обществе всех новых произведений Жуковского, Пушкина и других". Справедливо указывает Вяземский, что А. И. Тургенев не имел "цельности ни в характере, ни в душе. Он был натуры эклетической, сборной или выборной... Он был умственный космополит; ни в каком участке человеческих познаний не был он, что называется, дома, но ни в каком участке не был он и совершенно лишним". От природы он был "человек мягкий, довольно легкомысленный и готовый уживаться с людьми и обстоятельствами". Он был дилетант и в службе, и в науке, и в литературе, и в политических убеждениях. Читал он мало, "да и некогда было читать ему. Но с удивительно-острым умом, с сметливостью и угадчивою проницательностью он схватывал сливки с книги: он пронюхивал ее, смысл ее, содержание и сам, бывало, окурится и пропитается запахом и испарениями ее". Заметим здесь, что сам Вяземский пользовался библиографическими познаниями А. И. Тургенева: в 1832 г., поступая на службу в Департамент внешней торговли, он просил у своего друга указаний по экономической литературе, и тот с редкой добросовестностью исполнил его просьбу. {"Архив бр. Тургеневых", вып. 6. Переписка А. И. Тургенева с кн. П. А. Вяземским, т. I, 1814--1833 гг. Под ред. Н. К. Кульмана, Петроград, 1921, стр. 128--132.} Особенно подчеркивает Вяземский исключительную доброту А. И. Тургенева и его отзывчивость, его готовность хлопотать за других. Наконец, он был, по словам Вяземского, "уполномоченным и акредитованным поверенным в делах Русской литературы при предержащих властях и образованном обществе". {Полное собр. соч. кн. П. А. Вяземского, т. VIII, СПб., 1833. стр. 273--274, 275--278, 281.} К этому надо добавить, что А. И. Тургенев имеет заслуги и перед русской исторической наукой изданием собранных им за границей иностранных документов о России. {Historica Russiae monumenta ex antiquis exterarum gentium archivis et bibliothecis depromta ab A. I. Turgenevio. Изд. Археографической комиссии в 1840--1842 гг.}
Материалы тургеневского архива целиком подтверждают характеристику А. И. Тургенева, данную кн. П. А. Вяземским. Но она требует дополнения: в ней очень мало затронут вопрос о политических убеждениях Александра Ивановича и о его отношениях с братьями. Констатирование факта дружбы еще не объясняет отношений братьев во всей сложности. Несомненно, что Николая и Сергея объединяли общность взглядов и интересов, и что отношения их обоих к старшему брату, жизненные идеалы которого в значительной мере отличались от их собственных, были иными.
В юности Александр Иванович несколько увлекся либеральными идеями. Этому особенно способствовали лекции проф. Шлецера по русской истории, слушанные им в Геттингенском университете. Так, Тургенева заинтересовал вопрос об исследовании условий избрания М. Ф. Романова на престол, причем он высказался в том смысле, что если Романов был избран на условиях ограничения его власти боярами, то самодержавие русских государей есть "похищение непринадлежащей им власти". {"Архив бр. Тургеневых", вып. 2. Письма и дневник А. И. Тургенева (1802--1804 гг.). С введ. и примеч. В. М. Истрина, СПб., 1911, стр. 225--226.} Молодой Тургенев мечтал по возвращении в Москву заниматься наукой и напечатать несколько книжек для распространения в России "политических новых идей, которые не могли родиться при прежних правлениях". {Там же, стр. 225.} Но либерализм этот был более чем скромен. С увлечением слушал Тургенев, как Шлецер проповедовал "страшные истины для тиранов", и не находил ни слова возражения, когда тот же Шлецер заявлял, что революция сопряжена "всегда с такою опасностью, что лучше оставить и терпеть до тех пор, пока провидение само захочет освободить народ от железного скипетра". {Там же, стр. 240.} И мечтая о распространении в России политических знаний, А. И. Тургенев вслед за Шлецером думал, что такие знания "образуют добрых граждан и успокаивают их". {Там же, стр. 225.} Неудивительно, что мечты и о науке, и о публицистике оказались кратковременны, и к предложению Шлецера устроить его адъюнктом при Академии Наук А. И. Тургенев и его друг Кайсаров отнеслись иронически, как к смешной затее немецкого мечтателя. "Я никогда не был мечтателем и никогда не хотел занимать профессорской кафедры", писал А. И. Тургенев отцу. {Там же, вып. 4. Путешествие А. И. Тургенева и А. С. Кайсарова по славянским землям. Под ред. В. М. Истрина, П., 1915, стр. 20.}
После смерти отца Александр Иванович стал смотреть на себя как на главную опору семьи и помощника матери. Подвигаясь вперед по бюрократической лестнице, он всецело посвятил себя заботе о младших братьях. А братья в письмах из Геттингена обращались к нему: "Милостливый Государь Братец" и на всю жизнь он остался для них Александром Ивановичем и "вы". В 1814--1816 гг., когда младшие братья за границей, наблюдая события в Европе, проходили курс политического воспитания, Александр Иванович был уже действительным статским советником и как нельзя более далек от "мечтаний". Собираясь в 1815 г. жениться на девушке из высшего общества, он, повидимому, вел себя в этом вопросе очень нерешительно. Брак его был бы "мезальянсом" в глазах родителей невесты, и он, действуя через свою мать на последних, стараясь подготовить почву к тому, что бы его предложение не встретило отказа, в то же время заботился об улучшении служебного и материального положения своего и братьев. Последние нуждались в местах по окончании своих заграничных командировок, и Александр Иванович усиленно хлопотал о наиболее выгодных местах. Хлопоты эти в основном соответствовали и желаниям самих братьев устроиться получше. Но в отдельных случаях взгляды и намерения Александра Ивановича, действовавшего в полном согласии с матерью, совсем не соответствовали идеалам его братьев. Так, Сергей Иванович, увлекшись патриотической и освободительной, как он считал, ролью армии в событиях 1812--1815 гг., хотел вступить в военную службу. Это намерение встретило решительные возражения со стороны старшего брата: в качестве мотивов он указывал и на слабое здоровье Сергея Ивановича и на отрицательное отношение императора к переходам из одного рода службы в другой, и на вероятное несогласие матери, и -- самое главное -- свое положение, связанное с матримонимальными намерениями. Это положение, писал он, "и заставляет меня более нежели когда-либо чувствовать нужду в достатке, необходимом для семейственного, единственного прочного щастия". {Архив, No 382, л. 112.} Сергей Иванович написал ему, что готов на все жертвы для его счастья и отказывается от вступления в военную службу. Хлопоча об устройстве братьев, Александр Иванович, между прочим, хотел сделать Сергея Ивановича камергером. Это вызвало и недоумение, и недовольство братьев. "В этой службе нет ничего лестного" -- писал старшему брату Николай Иванович, выражая мнение и свое и Сергея. {Архив, No 2617, л. 50.} Матримонимальные планы Александра Ивановича потерпели полную неудачу. {Подробнее об этом см. в примечаниях к письмам 1815 г.} Он недолго страдал после этого, скоро успокоился и вернулся к обычному образу жизни. Став действительным статским советником и директором департамента в министерстве князя А. Н. Голицина, Александр Иванович продолжает, кроме того, службу в Комиссии составления законов и в Государственном совете и отдается работе в обществах и организациях как филантропического характера, так и таких, деятельность которых соответствовала основным целям правительственной политики вообще и политики его патрона в частности. Он -- секретарь Библейского общества, и эта деятельность, очень важная с точки зрения карьеры, соответствует и его собственной, унаследованной от отца, но по сути очень поверхностной, наклонности к мистицизму. Он же -- секретарь Женского патриотического общества, комитета по устройству евреев и т. п. И при этом он вовсе не сухой бюрократ и карьерист, а тот же, каким его характеризовал Вяземский, "добрый друг и ходатай", тот же неизменный поверенный в делах русской литературы. Поощрение свыше заслуг Карамзина и Жуковского было почти целиком делом рук А. И. Тургенева. Карамзинист по воспитанию, по личным симпатиям и по дружеским связям, А. И. Тургенев всю жизнь с большой любовью и без малейшей критики относился к Карамзину. "Страшусь, -- говорил он после смерти последнего, -- что в Карамзине мы лишились представителя нашей силы умственной, такого, какого некем заменить, что мы в работах ума опять поворотим назад". {"Русская Старина", 1875, кн. III, стр. 564.} Неизменно называл он Карамзина "нашим благодетелем". {См., напр., письмо к К. С. Сербиновичу от 26 декабря 1826 г. ("Русская Старина", 1881, кн. VI, стр. 188).} После чтения Карамзиным глав из его "Истории", Александр Иванович, выражая в письме к братьям крайне восторженное впечатление о произведении Карамзина, между прочим писал: "История его послужит нам краеугольным камнем для православия, народного воспитания, монархического управления и бог даст русской возможной конституции. Она объяснит нам "понятия о России или лучше даст нам оные. Мы узнаем, что мы были, как переходили до настоящего statu quo, и чем мы можем быть, не прибегая к насильственным преобразованиям". {Архив No 382, л. 135.} И, конечно, литературное общество карамзинистов было немыслимо без участия А. И. Тургенева. С удовольствием и наслаждением принимая участие в шутках и насмешках арзамасцев над враждебной литературной партией, А. И. Тургенев ниокакоминомхарактере общества не помышлял.
Политическое настроение А. И. Тургенева этого периода было вполне консервативным. Легкое недовольство отдельными проявлениями режима, встречающееся иногда в письмах А. И. Тургенева этой поры, было лишь обычным для его круга и почти полагавшимся по штату для просвещенного бюрократа безобидным фрондированием. Разумеется, либеральные взгляды братьев не могли не беспокоить Александра Ивановича. Особенное беспокойство внушал ему с этой стороны Николай, как более старший, самостоятельный и резкий в отношении к противникам. Еще из-за границы в 1815 г. дошли до Александра Ивановича вести о таком поведении брата. В конце ноября 1815 г. он писал Сергею Ивановичу: "Николашу все почитают фрондеров. Я слышал о его мнении о людях, коих он видел и коих он пожаловал в хамы. Полу-хам Булгаков должен также скоро быть сюда и сказывают остановится у меня. Добро пожаловать, ибо он вам делал добро, да как уверяют и многим. Английский неколебимый характер Николая мне очень нравится; я бы желал, чтобы с сим соединял он, так как я это и примечаю, тонкую людскость, которая охранит его от людских наветов. Деятельность и способности, которые от всех ему приписываются, будут служить ему вместо пронырства, обыкновенного таланта обыкновенных людей". {Архив, No 382, л. 119 об.} 16 сентября 1816 г., на пути в Россию, Николай Иванович писал старшему брату: "Не знаю, что-то сердце стынет, приближаясь к северу". {Архив, No 2617, л. 113 об.} Александр Иванович прекрасно понял, что душу брата леденит мысль о петербургской жизни среди реакционеров и карьеристов. В письме к Сергею Ивановичу от 27 сентября он утверждал, что понимает настроение Николая, хотя сам привык ко всякого рода холоду. "Но я надеюсь,-- прибавил он, -- что, так как он видел уже multorum hominum mores et urbes, {"Нравы многих людей и города" (Слова из первой песни "Одиссеи").} то и здешние нравы не будут наводить на него прежней сильной меланхолии. Надобно уживаться с людьми, сохраняя, по возможности, свежесть душевную и даже готовность, несмотря на печальную опытность, быть им всегда полезным". {Архив, No 382, л. 171.} Александр Иванович таким образом стремился привить брату Николаю примирительное настроение и уживчивость.
Приезд Николая Ивановича в Петербург и его совершенно определенная политическая позиция вызвали со стороны старшего брата неодобрительное суждение о крайности, прямолинейности и "оторванности" от "подлинной жизни". "Он возвратился сюда в цветущем состоянии здоровья и с либеральными идеями, которые желал бы немедленно употребить в пользу Отечества, -- писал 31 октября Александр Иванович брату Сергею, -- но над бедным Отечеством столько уже было операций всякого рода, особливо в последнее время, что новому оператору надобно быть еще осторожнее, ибо одно уже прикосновение к больному месту весьма чувствительно. К тому же надобно не только знать, где и что болит, но и иметь верное средство к облегчению или совершенному излечению болезни, тщетные покушения только что могут растравить рану. Но во всяком случае теория, на прекрасных человеколюбивых началах основанная, может быть полезна особливо в течении времени; ибо желание применить сии начала с пользою для России должно заставить узнать ее; хотя это и весьма трудно у нас; ибо из одних дел, в высшие правительственные места поступающих, не скоро узнаешь недостатки существующего; надобно жить, то есть терпеть от правительства, на самом месте страдания, т. е. внутри России, и потом еще служить там же и, наконец, когда надобно будет генерализировать, выбирать лучшие средства к исправлению. Впрочем большое достоинство в Николае и самое редкое в России, особливо теперь, когда не только люди беспрестанно меняются, но и самые государственные установления с ними -- есть то, что он посвятил себя одной части: финансам и хочет остаться ей верен, если бы и выгоднейшие виды представились ему. Советские дела и прения об этом могут иногда для него быть интересными и иногда наставительными". {Архив, No 383, л. 4.}
Из этого любопытного отрывка видно, что Александр Иванович и не одобрял стремления брата к "немедленному применению" либеральных идей, и советовал ему послужить и поближе узнать Россию, и надеялся на то, что служба в канцелярии Государственного совета придаст ему опыта и практичности. При этом он вовсе не отвергал решительно "теории, на прекрасных и человеколюбивых началах основанной", а только хотел ее как-то примирить с практикой ежедневного приспособления к существовавшему порядку. Первые шаги Николая в Петербурге вызвали следующий отклик со стороны старшего брата: "Николай рассуждает о либеральных идеях и знакомит с ними свой департамент". {Письмо к Сергею Ив. от 18 декабря 1816 г. Там же л. 12.} Но Николай Иванович приехал уже вполне сложившимся человеком. Он пошел своей дорогой и даже в дальнейшем сумел подчинить своему влиянию старшего брата. Конечно, только консерваторам или политическим дилетантам, как Александр Иванович, взгляды Н. И. Тургенева могли казаться крайними. На самом деле это был очень умеренный буржуазно-помещичий либерализм, готовый примириться с самодержавием, если оно вступит на путь реформ,-- путь, который, однако, должен быть медленным и постепенным. Либеральные идеи, которые Николай Иванович хотел "немедленно употребить", на практике сводились в это время к программе реформ, рассчитанной на 25 лет, причем излюбленная идея Н. И. Тургенева -- освобождение крестьян--осуществляется только в четвертом пятилетии, а конституция -- лишь к концу всего периода. {"Арх. бр. Тургеневых", вып. 3. Дневники Н. И. Тургенева за 1811-Й16 гг. По ред. Е. Т. Тарасова, СПб., 1913, стр. 333--334.} Вряд ли можно здесь говорить о крайних и нетерпеливых взглядах. Гораздо правильнее указать, что в Н. И. Тургеневе "последовательный западно-европейский буржуазный либерализм, основанный на идее свободы личности, частной инциативы и отрицании государственной опеки", был далек от догматизма, что Н. И. Тургенева отличали "осторожность государственного человека" и "наклонность к компромиссам с действительностью". {А. Н. Шебунин. Н. И. Тургенев. ГИЗ, 1925, стр. 52.} Все это не мешало Н. И. Тургеневу, в отличие от старшего брата, не мириться с застоем, быть врагом стоячего болота, непримиримым противником "хамов", как он называл реакционеров. В Петербург он вернулся с намерением бороться за свои взгляды, проводить их в жизнь, и все постороннее этим взглядам чуждо и враждебно ему. И для него, человека, пережившего годы напряженной международной борьбы 1812--1815 гг., когда Россия играла такую важную роль, для него, как и для передовых современников, борьба за его идеалы окрашивается цветом патриотизма, одушевляется чувством горячей любви к родине. Перед отъездом из Берлина в Россию, 24 сентября 1816 г. он писал Сергею Ивановичу о предстоящей встрече с родиной: "Можно ли мне будет привыкнуть еще раз смотреть на такие вещи, которые бы я и в аду не хотел видеть, но которые на всяком шагу в России встречаются? Можно ли будет хладнокровно опять видеть на яву то, о чем европейцы узнают только из путешествий по Африке? Можно ли будет без сердечной горечи видеть то, что я всего более люблю и уважаю, русский народ, в рабстве и унижении?" И далее: "Ни о чем никогда не думаю как о России. Я думаю, есть-ли придется когда либо сойти с ума, думаю, что на этом пункте и помешаюсь. Прости, брат. Желай щастья отечеству и храни в сердце самую пламенную любовь к нему". Эти слова невольно напоминают характеристику Тургенева, данную Пушкиным в десятой главе "Евгения Онегина":
"Одну Россию в мире видя,
Лаская в ней свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал,
И слово рабство ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян".
Отсюда понятно, что приведенная выше тирада Александра Ивановича об "Истории" Карамзина не могла понравиться Николаю Ивановичу, и он причислил Карамзина к "хамам". {См. письмо к С. И. от 4/16 июня 1816 г., стр. 182.} Понятно и то, что настроение старшего брата, примирительное по отношению к "хамам", не могло передаться Николаю Ивановичу. Вот его первые впечатления от Петербурга: "все, что я здесь вижу, состояние администрации, патриотисма и патриотов и т. п., все это весьма меня печалит, и тем сильнее, что не вижу и не нахожу даже подобных или одинаковых мнений в других. Невежество и в особенности эгоисм одержат всех. Все хлопочат, все стараются, все ищут; но все каждый для себя в особенности -- никто для блага общего... Они отторгнулись или всегда были отторгнуты от надежного брега порядка, закона, совести, справедливости и плавают по пространному морю на челноках беззакония, ненравственности, самовольства, невежества". {Письмо к С. И. от 30 ноября 1816 г., см. стр. 203.} "Арзамас", заседаниями которого так наслаждался Александр Иванович, Николая Ивановича совершенно не удовлетворял своим чисто литературным характером. Члены "Арзамаса", по словам Николая Ивановича в том же письме, "утешают себя, и только что себя, критикою и посмеянием дурных писателей и похвалами Карамзину. Но критика их, равно как их похвалы, относятся все к тем же вещам как и прежде: вечный Шишков, над коим один только ум Блудова может смеяться новым образом; вечный Шаховской, над которым и смеяться не стоит труда, -- и наконец с противной стороны вечный Карамзин". Первые встречи с вождем "арзамасцев" пробуждают в Н, И. Тургеневе критическое отношение к его еще непоявившейся "Истории" из-за его политических взглядов. "Россия стояла и возвеличилась деспотисмом" -- вот сущность политических взглядов Карамзина в изложении Тургенева. И патриотизм Карамзина не импонирует ему. Думавший, по его словам, только о России, молодой либерал дерзнул возразить на слова Карамзина: "мне хочется только, чтобы Россия подолее постояла" -- смелым вопросом: "Да что прибыли в таком стоянии?"
Усилия старшего брата примирить его с действительностью вызывают в Николае Ивановиче только критическое отношение к самому примирителю. В первом же письме из Петербурга к Сергею Ивановичу читаем: "Либеральности не вижу ни в ком; даже и брат Ал. Ив. отклонился совсем от истинных правил и пустился в обскурантизм". {Письмо от 29 октября 1816 г., см. стр. 200.} "Брат опять пустился по балам и по гостям" -- насмешливо замечает Николай Иванович в письме от 17 декабря 1816 г. "Я снова заглядываю и довольно часто в большой свет, но и дел не покидаю", -- оправдывается Александр Иванович в приписке к этому письму. {Письмо А. И. от 18 декабря 1816 г. Архив, No 383, л. 12.} После поездки Александра Ивановича весной 1818 г. в Москву Николай Иванович пишет 22 мая князю П. А. Вяземскому: "Брат возвратился сюда третьего дня. Не может нахвалиться Москвою: так его там отпотчевали. Обеды заставили его найти в Москве и какой-то национальный дух, и какое-то общее мнение". {"Ост. Архив", I, стр. 193.} На самого Николая Ивановича в 1821 г. московские "обеды" произвели совершенно иное впечатление. "В Москве пучина наслаждений чувствительной жизни. Едят, пьют, спят, играют в карты -- все сие на счет обремененных работами крестьян". Эта картина вызывала восклицание: "несносно жить в России" и отвращение к жизни. {Дневники Н. И. Тургенева, т. III, стр. 259.} И советы старших братьев младшему диаметрально противоположны. "Надобно быть осторожнее и не перед всеми обнаруживать с равною откровенностою свои правила. Этого требует от тебя и род службы твоей, да и самая польза оной", -- пишет 3 января 1817 г. Александр Иванович. {Архив, No 383, л. 14.} "Мы не затем принимаем либеральные правила, чтобы нравиться хамам. Они нас любить не могут. Мы же их всегда презирать будем. Поклонись Козловскому и скажи ему, чтобы он хамам не уступал по прежнему", -- пишет на следующий день Николай Иванович. О своем собственном поведении будущий декабрист уже в первом письме из Петербурга писал младшему брату, что решил "вести себя всегда твердо, одинаково и сообразно моему образу мыслей. Много будет недоброжелателей, но за то будет человека 2 или 3, которые будут чувствовать цену такому поведению". {Письмо от 29 октября 1816 г., см. стр. 201.} В начале 1818 г. до старших братьев дошли слухи, что в дипломатических кругах недовольны разговорами Сергея Ивановича. Обеспокоенный за судьбу брата, Александр Иванович стал искать свидания с руководителями дипломатического ведомства, гр. Нессельроде и Каподистрией. Николай Иванович писал младшему брату: "Наш образ мыслей, основанный на любви к отечеству, на любви к справедливости и чистоте совести, не может, конечно нравиться хамам и хаменкам. Презрение, возможное их уничтожение может быть только нашим ответом. Все эти хамы, пресмыкаясь в подлости и потворстве, переменив тысячу раз свой образ мыслей, погрязнут, наконец, в пыли, прейдут, заклейменные печатью отвержения от собратства людей честных; но истина останется истиною -- патриотизм останется священным идеалом людей благородных..." По поводу бесед Александра Ивановича с министрами Н. И., сообщая, что Нессельроде отзывался об С. И. Тургеневе хорошо, а с Каподистрией брат еще не говорил, прибавил к этому: "впрочем могут эти господа думать как они хотят, а мы будем думать, как нам должно думать, и как мы теперь думаем". {Письмо от 25 апреля 1818 г., см. стр. 257.}
Все это свидетельствует о том, что Николай Иванович считал младшего брата своим единомышленником и старался укрепить его и поддержать его дух в борьбе с "хамами и хамен-ками".
Что касается младшего Тургенева, то для него коренное различие характеров братьев давно не было тайной. Еще 18 апреля 1813 г. он писал А. С. Кайсарову: "Они оба философы, только противных систем; которая из оных лучше, решит старость или смерть их; дай бог, чтоб последнего решения мне не знать". {См. запись этого письма в дневнике С. И. от 14 июня 1813 г. Архив, No 16, л. 11.}
Письма Николая Ивановича к Сергею 1811 г. лучше всего показывают, как близки они были между собой и как особенно они сблизились во время совместной жизни в Геттингене. В характере Сергея Ивановича были черты обоих его братьев. Образ мыслей, целеустремленность натуры, умственные интересы, неутолимая потребность в активной, творческой работе общественного характера были у него общими с Николаем. Подвижностью, большой способностью к увлечениям, некоторым легкомыслием в житейских делах он напоминает Александра Ивановича. По взглядам Сергей Иванович, подобно Николаю, был очень ярко выраженным представителем буржуазно-помещичьего либерализма. И если судить по дневникам его, окончательному формированию его взглядов, как и взглядов Николая Ивановича, способствовали события 1814--1815 гг. и особенно жизнь во Франции. Но в 1816 г., когда Николай Иванович вернулся в Россию, младший Тургенев остался за границей. Служба при графе Воронцове по дипломатической части, общение с видными политическими деятелями Франции, масонство, чтение, работа над созданием ланкастерских школ в русском корпусе во Франции -- вот что наполняло его жизнь в эти годы, если не считать бурно нарушавших иногда этот ход жизни молодых увеселений.
Одни и те же вопросы тревожили обоих братьев. В одном и том же направлении желали они преобразования страны, работы для этого преобразования. И на этом пути неизбежно вставал вопрос о той социальной среде, которая должна явиться объектом воздействия в борьбе за преобразование. Вот почему переписка Николая и Сергея Ивановичей получает серьезное значение для истории общественного движения первой четверти XIX века. К сожалению, писем Сергея Ивановича почти не сохранилось. Очевидно, они, как и все письма, адресованные Николаю Ивановичу, были уничтожены старшим братом в 1826 г. Тем более ценны сохранившиеся письма Николая Ивановича, являющиеся необходимым дополнением к его дневникам. Здесь мысли и мнения одного из виднейших представителей северных организаций декабристов получают часто более распространенное выражение. С помощью этих писем удалось в свое время пишущему эти строки опровергнуть старую версию о времени вступления Н. И. Тургенева в Союз Благоденствия и о его политической позиции этих лет. {А. Н. Шебунин. Николай Иванович Тургенев. ГИЗ, 1925, стр. 92.} Эти же письма дают новый и богатый материал для суждения о социально-политическом характере русского либерализма александровской эпохи.
*****
КОММЕНТАРИИ
I. КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ ТУРГЕНЕВЫХ
Братья Тургеневы производили свой род от дворянина Петра Никитича Тургенева, обличавшего в 1606 г. Лжедмитрия I в самозванстве и за то казненного (Письмо А. И. Тургенева к С. И. Тургеневу от 21 июня 1820 г. -- Архив, No 2379, л. 40). В действительности от П. Н. Тургенева пошла та ветвь рода Тургеневых, к которой принадлежал И. С. Тургенев, а братья Тургеневы происходили по прямой линии от Бориса Тургенев а, сын которого Афанасий Борисович был убит в 1671 г. при защите г. Алатыря от войск Ст. Разина. Его сын Иван Афанасьевич и внук АндрейИванович были помещиками Алатырского и Казанского уездов. Сын последнего, Петр Андреевич, отставной секунд-майор, помещик Казанской губернии, к которой причислялась тогда и будущая Симбирская губерния, умер до 1781 г. (Руммель и Голубцов. Родословный сборник русских дворянских фамилий, том II, СПб., 1887, стр. 538--546 и 548--551).
Его сын, Иван Петрович Тургенев, помещик Симбирской губернии, родился в 1752 г., учился в Московском университете, до 1789 г. служил в военной службе. По выходе в отставку поселился в Москве, где примкнул к масонскому кружку Н. И. Новикова. По политическим убеждениям И. П. Тургенев был консерватор. В его глазах книга Радищева была "вредное любописание", французская революция произошла от пренебрежения "фундаментальных законов св. религии Иисусовой", "добрый гражданин" -- тот, кто, "бояся бога, почитает государя, повинуется властем". В 1792 г. при разгроме нови-ковского кружка И. П. был выслан в свою симбирскую деревню, откуда получил разрешение возвратиться при Павле. В 1800--1803 гг. занимал пост директора Московского университета. В Москве И.П.Тургенев был тесно связан с литературным кругом Карамзина и Дмитриева (Я. Л. Барсков. Переписка московских масонов XVIII в. Изд. отд. русского языка и словесности Акад. Наук. Петр., 1915. "Масонство в его прошлом и настоящем", под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова, изд. "Задруги" и К. Ф. Некрасова. T. IL Статья Е. И. Тарасова: "Московское Общество розенкрейцеров").
Жена И. П. Тургенева Екатерина Семеновна, урожденная Качалова. В отличие от глубоко образованных мужа и сыновей, она была малограмотна, что доказывается ее письмами к сыновьям (Архив бр. Тургеневых, вып. 2, стр. 381). По взглядам Е. С. была настоящей крепостницей: нововведения сына Николая в деревне ее очень огорчали, и она постоянно думала о приобретении новых владений. Е. С. требовала от сыновей правильного исполнения церковных обрядов и очень заботилась об их карьере. Умерла она в 1824 г. Сыновей у И. П. и Е. С. Тургеневых было 5. Из них старший, Иван, умер в детстве.
Андрей Иванович Тургенев, род. в 1781 г. В 1797 г. поступил в Московский университет. В это время он близко сошелся с В. А. Жуковским и А. Ф. Мерзляковым, с которыми его сближало и общее сантиментально-романтическое мировоззрение, и общая любовь к поэзии. А. И. был центром кружка, к которому примкнули еще С. Е. Родзянко и позднее А. Ф. Воейков и А. С. Кайсаров, и сам подавал большие надежды, как поэт. В 1799 г. А. И. кончил университет и поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. К 1800 г. относится основание им "Дружеского литературного общества", к которому принадлежали упомянутые лица и которое собиралось у Воейкова. Осенью 1801 г. А. И, переехал в Петербург на службу в Коллегию иностранных дел. В 1802 он ездил в служебную командировку в Вену и вернулся в начале 1803 г. Умер в июне 1803 г. в Петербурге (О нем см. -- Акад. А. Н. Веселовский. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения", СПб., 1904, стр. 50--85; статьи В. М. Истрина -- "Журнал Министерства народного просвещения", 1910, NoNo 3 и 10, и вступ. статья ко 2 вып. Архива бр. Тургеневых).
Александр Иванович Тургенев родился в 1784 г. В 1797 г. поступил в Московский университетский благородный пансион, который окончил весной 1800 г. Принадлежал к "Дружескому литературному обществу", основанному его старшим братом. По окончании курса поступил на службу в Архив Коллегии иностранных дел. В 1802--1804 гг. учился в Геттинген-ском университете. В 1805 г. поступил на службу в канцелярию товарища министра юстиции H. H. Новосильцова. В 1806 г. сделан помощником референдария 1 экспедиции Комиссии составления законов. 1810 -- директор Департамента главного управления духовных дел иностранных вероисповеданий (с сохранением должности по Комиссии). 1812 -- сверх прежних должностей помощник статс-секретаря Государственного совета по Департаменту законов и статский советник. 1816 -- член совета Комиссии составления законов (с сохранением других должностей) и действительный статский советник. 1819 -- камергер имп. двора. В 1824 г. уволен от должности директора Департамента духовных дел. 26 июля 1825 г. уволен в бессрочный отпуск за границу (вместе с братом Сергеем). Служебная карьера А. И. оборвалась в связи с осуждением брата Николая: 4 апреля 1826 г. он уволен из Комиссии составления законов, а 14 июня 1827 г. -- из Государственной канцелярии. После этого он больше жил за границей, бывая в России лишь наездами. Умер А. И. Тургенев 3 декабря 1845 г. Характеристику его и о значении его для русской литературы и исторической науки см. во вступительной статье к настоящему тому. (Письма его и к нему в "Русской Старине" и "Русском Архиве". -- Дневники и письма -- Архив бр. Тургеневых, вып. 2, 4, и 6, "Остафьевский Архив" кн. Вяземских. Большая часть материалов остается еще неизданной.)
Николай Иванович Тургенев. Родился в 1789 г. В 1798 г. поступил и в 1806 г. окончил Московский университетский пансион, в 1808 г. окончил Московский университет. С 1803 г. числился на службе в Московском архиве Коллегии иностранных дел. В 1808--1811 гг. обучался в Геттингенском университете. В 1812--1813 гг. служил секретарем ученого бюро 5 отд. канцелярии министра финансов. В 1813--1814 гг. состоял при бароне Штейне за границей. В 1815 г. управлял канцелярией ген.-губернатора занятых российскими войсками французских департаментов Алопеуса и работал в Ликвидационной комиссии "по приведению в известность и разделению между... державами как доходов, так и расходов по всем землям как Германии, так и Франции, находившимся под управлением союзных держав". 25 августа 1816 г. назначен помощником статс-секретаря Государственного совета по Департаменту экономии и в октябре вернулся из-за границы в Петербург, В 1819 г. назначен управляющим 3-м отделением канцелярии министра финансов (с сохранением прежней должности) и произведен в статские советники. В 1820 г. уволен от службы в Министерстве финансов. 25 ноября 1821 г. переведен из Департамента экономии в Департамент законов на ту же должность. В 1824 г. 27 марта "произведен в действительные статские советники и уволен и отпуск за границу до излечения болезни с сохранением содержания с выдачей на путевые издержки до 1 тыс. червонцев". В 1826 г. привлечен к ответственности по делу о тайных обществах, судим заочно, признан виновным по первому разряду и приговорен к смертной казни путем отсечения головы. В приговоре суда ему вменялось в вину, что он "был деятельным членом тайного общества, участвовал в учреждении, восстановлении, совещаниях и распространении оного привлечением других; равно участвовал в умысле ввести республиканское правление; и удалясь заграницу, он по призыву правительства к оправданию не явился, чем и подтвердил сделанные на него показания". Указом от 10 июля осужденным по первому разряду смертная казнь была заменена лишением чинов и дворянства и вечной каторгой. 1826--1830 гг. Н. И. прожил в Англии, потом переехал во Францию. В 1833 г. женился на дочери ветерана наполеоновской армии, Гаетана Виариса, Кларе (1814--1891). Имел детей: Фанни (1835--1890), Альберта (1843--1892 -- художник и исто-рик искусства) и Петра (1853--1912 -- скульптор). В 30-х гг. Н. И. Тургенев писал и в 1847 г. напечатал трехтомный труд: "La Russie et les Russes". В 1856 г. после прошения Александру II Н. И. был помилован с возвращением чинов и орденов. Приезжал несколько раз в Россию, но остался жить в Париже, где и умер 27 октября 1871 г. (о Н. И. см.: Дневники и письма -- выпуски 1, 3 и 5 "Архива бр. Тургеневых". Е. И. Тарасов. Декабрист Н. И. Тургенев в александровскую эпоху. Самара 1922. А. Н. Шебунин. Н. И. Тургенев. ГИЗ, М., 1925 г.)
Сергей Иванович Тургенев. Родился в 1792 г. Учился в Московском университетском пансионе, в 1810--1812 гг. в Геттингенском университете. В 1813--1814 гг. служил столоначальником в Департаменте государственны!: иму-ществ. 17 марта 1814 г. назначен правителем канцелярии саксонского генерал-губернатора кн. Репнина. В январе 1815 г. членом дрезденской Ликвидационной комиссии; с 1 сентября состоял по дипломатической части при командующем русским оккупационным корпусом во Франции гр. М. С. Воронцове. После эвакуации русских войск из Франции в конце 1818 г. совершил путешествие по Германии, после чего поселился в Париже. Свои немецкие впечатления изложил в рукописи "Mémoire sur l'état actuel de l'Allemagne". Указом 3 января 1820 г. причислен к константинопольской миссии. В сентябре 1821 г., в связи с разрывом дипломатических отношений с Турцией, вернулся в Россию. В 1822--1825 гг., продолжая числиться по Министерству иностранных дел, работал в Комиссии составления законов. 26 июля 1825 г. уволен в бессрочный отпуск за границу (вместе с братом Александром). В 1826 г., под влиянием переживаний от событий 14 декабря, следственного дела декабристов и особенно осуждения брата Николая, психически заболел. Умер 1 июня 1827 г. в Париже.