Списку Штейнгеля
1. Княжнина «Вадима» (даже печатный экземпляр).
"Вадим Новгородский" Княжнина. Про русского Брута можно сказать: как новгородцы-республиканцы во главе с этим самым Вадимом восстают против Рюрика. При жизни автора не печаталась и не ставилась, напечатали в итоге в 1793 году (значимо, ага), впрочем тираж довольно быстро изъяли.
Собственно, поэтому Штейнгель подчеркивает, что читал печатный экземпляр - они раритетны, но в принципе есть.
Потом про Вадима же Рылеев думу писал и т.д. - в общем это такой значимый сижет
и значимое произведение.
2. Радищева «Поездку в Москву», сочинения Фон Визина - ну наверно не надо коментировать? Хотя с Фонвизиным тоже интересно, какие сочинения он имеет ввиду, потому что у того было, например "«Рассуждение о непременных государственных законах" - про то что желательно бы ввести некий фундаментальные законы, коим и монархи бы подчинялись.
3. Волтера, Руссо, Гельвеция, Попе, Парни, Грекура, Пиго-Лебрена.
Я тут споткнулась на Грекуре и Пиго-Лебрене, так что их и комментирую.
Грекур - Жан-Батист Вилляр де Грекур (франц.Jean-Baptiste de Grécourt; 1683—1743), судя по энциклопедиями - вполне себе деятель французского просвещения, попытался быть священником, но за резкость проповедей его поперли, после чего сочинял довольно много и в основном эпикурейского и антиклерикального.
Пиго-Лебрен - уже вполне современник (1753-1835 гг ), популярный французский драматург и романист, количество его романов выходило и по-русски.
Ничего про него не знаю, кроме того, что он их больше 70 накропал, и чем они способствует развитию либеральных идей - не ведаю.
Но в целом что касается печатной литературы Штейнгель грамотно указывает и на русскую традицию и на европейскую просветительскую, вполне признанную и печатную. Фонвизин, Руссо и Вольтер - это ненаказуемо.
и прочих, их рукописных - разные сочинения (кому не известные?) Баркова, Нелединского-Мелецкого, Ясвитского, кн. Горчакова, Грибоедова и Пушкина
Никаких особенно политических сочинений у Баркова, кажется, нет:) но вольнолюбивые есть:)
Нелединский-Мелецкий, Юрий Александрович (1751-1828) - практически забытый ныне русский классик. Настолько забытый, что я про него знаю ровно в объеме Википедии. Ну кроме того, что нормально его издали уже во второй половине века, так что, в основном в рукописях ходил, видимо.
Ясвитский - Язвицкий? Ясвицкий? - вообще такого не нашла сходу. Не знаю кто.
Кн. Горчаков - Дмитрий Петрович Горчаков (1769-1818). Пойду-ка я про него попродробней, потому что "1811-12 гг. состоял в молдавской армии правителем канцелярии М. И. Кутузова" - в общем-то практически близкий сослуживец и Юшневский, который в эти годы занимается всякой дипломатический перепиской Молдавии и Валахии, точно его знает. Так вот согласно Википедии же имел репутацию "русского Ювенала" и прославился рукописными сатирами. Первый начал писать "ноэли". В общем интересный деятель:)
Ну а Пушкина и Грибоедова Штейнгель на этом фоне пнул:)) Ну и опять же ничего запрещенного и "нелегального" в его списке нет - это просто рукописная литература, которая ходит по всему свету.
Духовная литература:
Кроме Библии читал я слова Златоуста, сочинения Феофана, Платона, Анастасия, Макария, Гедеона, Михаила, Филарета, Иннокентия, «Розыск» и «Камень веры» Дмитрия Ростовского, Пращицу Питирима Новгородского, сказание о раскольниках священника Иоанна Алексиева, Минеи чети, Приточник Евангельский; сверх того: Боссюета, Мацилиона, Бурдалу, госпожу Гион, Детуша, Штилинга, Экартегаузена, Геллерта и многих других, а Эпиктет и Рошфуко - мои любимые авторы. Я в сердце моем отнюдь не развращен.
С Иоанном Златоустом понятно. А вот Феофан который? Затворник еще ничего не написал. Может быть Прокопович, а может быть еще какой-нибудь Феофан?
Ряд Феофан-Платон-Анастасий-Макарий-Гедеон - это явно не Феофан Исповедник и философ Платон, это явно какое-то околосовременные русские епископы. Феофан может быть, например, Полтавский и Переяславский епископ Феофан (1744-1812) известный проповедями.
С Платоном я вообще теряюсь, потому что это имя у епископов 18-19 века как "София" у русских дам 19 века - через одного. Наверное это все-таки московский митрополит Платон Левшин, автор "Краткой церковной истории", вышедшей в 1805 г.
Анастасий - понятия не имею. Может быть вот этот:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Афанасий_(%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
Макарий. Первый, который приходит в голову - это который "Четьи Минеи", но четьи-минеи Штейнгель отдельно называет. Следующий кандидат - это тверской архимандрит Макарий (ум. 1783 век), которого активно издавали в конце 18 века же, но вообще епископов, которых звали Макарий и которые активно писали - к началу 19 века накопилось сильно больше одного.
Гедеон - та же фигня. Не знаю, который. С Михаилом вообще пипец, зато Филарет - это, наверно, святитель Филарет Дроздов, он уже вполне пишет и издается. Иннокентий - видимо св. Иннокентий Смирнов (1784-1819), ректор Санкт-Петербургской дух. академии- прожил недолго, но понаписал много и это активно издавалось в 1820-ых годах.
С Дмитрием Ростовским понятно, "Пращица духовная" Питирима Новгородского - это знаменитое сочинение 18 века против старообрядцев. Священника Иоанна Алексеева не нашла.
Приточник Евангельский - это по ходу прям новинка духовной литературы, 1822 год:
http://www.reviewdetector.ru/index.php? … ic=1437221
Западная литература:
Боссюет - Жак Бени́нь Боссюэ́, Франция, 17 век. Автор дофига всего - и проповеди, и толкования и чего только не.
Мациолион, Геллерт - кто все эти люди?!
Бурдалу - тоже француз 16 века, иезуит.
Г-жа Гион - это Жанна Мария Гийон, французская проповедница 17-18 века. Вот про нее тут: http://www.pravenc.ru/text/168458.html, дама со своим учением о молитве, которое в итоге не было одобрено официальным католицизмом, зато горячо одобрили протестанты и масоны. Несколько книжек на русском вышли как раз 1820-ых, так что это прям популярное чтение.
Детуш - хз, никакого духовного Детуша я не припомню. Был такой французский драматург 18 века.
Вот Штиллинг - это немецкий мистик 18-19 века, очень популярный в России, много издавался ("Приключения после смерти" я прям почитать хочу!).
Поначалу в России запрещался, потом когда лично встретился с Александром, понравился ему - и его стали печатать. Самое знаменитое произведение "Тоска по отчизне" - "в рассказе окутано такими аллегориями, что автор счёл необходимым написать к своей книге объяснительный ключ." А еще "Юнг- Штиллинг умер в глубокой уверенности, что в последние годы его земного бытия в нём воплотился Христос".
Эккартсгаузен - тоже немецкий философ-мистик, 18 век (умер в 1803). Написал много, на русском в 1810-20 гг вышло больше десятка сочинений.
Вообще странно, что Штейнгель этот ряд начинает не со Сведенборга.
Эпиктета он читает или по-французски или вот в 1759 году выходило "Епиктета стоического философа Енхиридион и Апоффегмы и Кевита Фивейского Картина, или Изображение жития человеческого".
В сухом остатке неведомыми мне остались Ясвитский, Мациолион и Геллерт, остальные более менее опознаваемы.