32
Н.В. Зейфман. Неизданные письма к И.И. Пущину (А.П. Барятинский, А.Ф. Фролов, Д.А. Щепин-Ростовский, А.П. и М.К. Юшневские) //Записки отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Выпуск 43. Москва, 1982.
[Мария Казимировна – Ивану Ивановичу Пущину]
10-го мая 1843. Малая Разводная
Давно я к вам не писала, добрый наш Иван Иванович, и теперешним моим письмом будете вы огорчены. Если бы от меня зависело, все бы только говорила вам приятные вещи, но когда у самой тяжело на сердце и надо сказать какую-нибудь печальную неожиданность, то, право, жалеешь, что умеешь писать!
Наш добрый Никита Михайлович переселился на вечный покой, так неожиданно и так скоро, что мы не можем прийти в себя. Была я у Марьи Никол[аевны] 24-го апреля, пришли к ней вечером за большим креслом и сказали, что у Ник[иты] Мих[айловича] сделались колики, он простудился, это было в субботу; воскресенье я возвратилась домой, но ничего не могла узнать о здоровье Н[икиты] Мих[айловича], потому что никого у них не принимали и даже люди не говорили, что у них делается (маленький Китушка был очень болен). В среду утром в 7-[м] часу входит к нам Ар[тамон] 3[ахарович] и показал записку Ал[ександра] Мих[айловича]: "Arrivez, Artamon, mon frere est tres rnal" .[Приезжай, Артамон, брат очень плох {фр.)]. Но покуда посланный доехал, Ник[ита] Мих[айлович] скончался - он умер утром в исходе пятого - т. е. 28-го апреля. Пред кончиной, в 12-м часу ночи, исповедовался и приобщился Cвятых Тайн, все время стоял на коленях и молился в землю. Антонов огонь, как сказывают, так скоро действовал, что спасти его уже не было возможно. Сильное воспаление в кишках и желудке - а началось простым колотьем- 30-го апреля проводили мы его тело и предали земле - схоронен он у самой церкви в Урике. Из наших дам была я только одна, Мар[ья] Ник[олаевна] имела свой нервический припадок, ее не пустили, Кат[ерина] Ив[ановна] не выходит из своей спальни, во ожидании разрешения67. Мужчины были Ар[тамон] 3[ахаровнч], мой муж, Панов, С[ергей] Григ[орьевич], Сутгоф, Вад[ковский]. Алекс[андр] Вик[торович] страдал нарывом в ухе, а Ос[ип] Вик[торович] оставался при М. Н. Еще был Мух[анов], который располагал всем при этой печальной церемонии. Нонушка, вероятно, мало плакала потому, что была поражена неожиданностью и, как мне показалось, не понимала важности этой потери. Алек[сандр] Мих[айлович] очень плакал - и все тоже, Арт[амон] 3[ахаровнч] ужасно плакал. Было здесь еще два лица посторонних добрых людей и умеющих ценить покойного Н[икиту] Мих[айловича]. Да будет ему Царствие небесное и вечный покой.
Маленький Никитушка скончался того же дня, когда похоронили его дядю. Он был болен 21 день - в голове у него была вода, и очень страдал ребенок.
Я уже не была у них, когда хоронили Никитушку, - даже не заходила к ним после похорон Н[икиты] М[ихайловича]. Пообедав у М[арьи] Н[иколаевны], уехали домой, с нами и Панов, Ар[тамон] 3[ахарович] прежде нас был дома.
Жаль, что никто при жизни не видел Ник[иту] Михайловича]. Когда разбудили С[ергея] Григ[орьевича] и Мух[анова], они не застали уже живым. Тоже Вад[ковский] и Ар[тамон] 3[ахарович] получили записки, когда уже покойник лежал на столе. Подробности знаем только от Сенюшки - человека, который был при нем. За час даже до кончины Ник[иты] Мих[айловича] никто не знал, что он опасно болен. Кроме Ферд[инанда] Богд[ановича] никого из докторов не было. Не умею объяснить вам ни начала, ни конца болезни. Видно было, что покойник очень страдал, у него не только было лицо совершенно черное, но даже руки - и все кровь шла носом и кусками кровь отделялась у него ртом пред кончиной. Бедный Ник[ита] Мих[айлович]. Кате[рина] Ив[ановна], Сашинька, Лиза, узнав о смерти Н[икиты] Мих[айловича], очень плакали, а Зина целый день просидела на диване в уголку, не играла куклами и не говорила ни слова. С[ергей] П[етрович] думал, что в субботу хоронят, потому не был - и так огорчился, что не дали ему знать, что по случаю разлагательства покойника схоронили его раньше.
Сказывают, Нонушка с нетерпением ждет, чтобы ее увезли к бабушке и сестрицам. Просили уже отсюда, чтобы там родные выхлопотали позволение на ее отправление к бабиньке. Вероятно, все это раньше зимы свершиться не может. Дай Бог ей уехать к доброй старушке, только бы господь продлил дни ее и перенесла бы она ужасный этот удар для нее. Бедная Катерина Федоровна[Муравьева] , без слез нельзя вспомнить об ней.
Сказывают, что писал Вас[илий] Львович [Давыдов], будто и Антон Петрович Ар[бузов] умер, жил тихо, скромно, но убило его равнодушие его брата, который совсем его бросил и довел его до крайней бедности68. Будущую почту, добрый наш Иван Иванович, получит Ев[гений] Петрович] приятное от меня письмо и поделится с вами, радуясь за Кат[ерину] Ив[ановну]. Бог милостив - надеюсь, что напишу вам хорошие вести об ней. Сегодня я должна была ехать к ней на целую неделю, но всю ночь страдала сильною головною болью, и утром дождь пошел - я отложила до послезавтрого мой отъезд. Пробуду у нее подольше, чтобы поберечь Кат[ерину] Ив[ановну] и позаняться маленькими моими друзьями - иначе они соскучают и маминьке не дадут покоя. От Кат[ерины] Ив[ановны] напишу вам письмо общее с Ев[гением] Пет[ровичем]. Конверты хотя я не получила еще, но получу, будучи у Кат[ерины] Ив[ановны], много и усердно благодарю вас за них, у меня давно уже нет ваших конвертов. Теперь опять стану вам по одному чаще пересылать. Скажите Ев[гению] П[етровичу] дружеский наш привет. Расписочки и третье письмецо хранятся у меня, полученные от Дмитрия Прокофьевича, прикажет ли он переслать их к себе - или предать их истреблению, как уже ни на что не нужные листки. Ящик свой верно скоро получит от г-на тобольского губернатора. Его увез Ганюшка.
Прощайте, добрейший уважаемый Иван Иванович. Дай Бог, чтобы я никогда не писала вам отсюда таких печальных происшествий и чтобы у нас нее были здоровыми, также и у вас чтобы все было благополучно.
Муж мой сам напишет, его дома нету - хлопочет, сколько сил, как бы только помочь своему недостатку, слава Богу, успевает - и здоровье его до сих пор не изменяется, да укрепит господь его и на будущее время. Забыла сказать вам, что по просьбе Веры Алексеевны разрешено Ар[тамону] Зах[аровичу] ездить по всей губернии Иркутской для его промыслов . Мы все порадовались за него - ас этим вместе, думаем, что и другим будет свободнее выпросить и для себя, кому надо будет, такое позволение для промыслов. Прощайте. Всем нашим добрым товарищам пожатие руки.
М. Юшневская.
Нонушку разбудили - отец благословил ее после своего причастия.
ПРИМЕЧАНИЯ
67 13 мая 1843 г. у Трубецких родился сын Иван (ум. 1874).
68 Декабрист А. П. Арбузов (1790 - янв. 1843), с 1839 г. на поселении в с. Назаровском Ачинского о. Енисейской губ. Его брат Егор Петрович Арбузов, к которому перешло имение декабриста, не писал и не помогал ему. В дневникех Вл. Философа содержится следующий рассказ о смерти Арбузова ( со сл Киреева) «В мороз в 30 градусов, он, больной, отправился ловить рыбу, стал прочищать старую прорубь, но слабые силы изменили ему, он упал прямо в воду, выкарабкался, но не пошел домой, продолжал ловить рыбу, закинул бродец и, к счастью, поймал нужное количество для расплаты с хозяйкой. Придя домой, он прехладнокровно заплатил ей свой долг и сказал, что больше ни в рыбе, ни в чем нуждаться не будет. Она подумала, что он намекает на то, что к нему присланы деньги и пошла было за ним ухаживать. Он лежал уже мертвый на постели. Так, на 48 году жизни, погиб этот человек (умный, любезный и основательных сведений) в глуши и забвении, и подвиг его —разве эта рыбная ловля не подвиг? — разносится только в отдаленном околодке Сибири» (17 июня 43 г.).