Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ » С.П. Трубецкой. Письма (1825-1826).


С.П. Трубецкой. Письма (1825-1826).

Сообщений 81 страница 90 из 132

81

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
81

121. Воскресенье, 9 мая [1826]

Я получил, друг милый мой, вчерашнее письмо твое, и ты не ошибаешься в том, что я спокойнее стал, благодарю создателя моего, он своею сильною помощью привел меня опять в то положение духа, в котором только можешь ты желать, чтоб я был, и даже в спасительнейшее против прежнего, ибо покорность моя гораздо совершеннее прежнего; я имел ее в душе и имел твердое желание, чтоб оно не изменилось, но быть может, что недовольно я готов еще был ко всему, что может свершиться; непрестанное помышление о милосердии государя, испытанном нами, возбуждало мне воображение, теперь благодарность моя к нему осталась, но мечтаний более не имею, хотя и много надеюсь. Словом, могу тебе сказать, что я совершенно чувствую, что то, что во мне было такого, которое могло бы сохранять меня в недостаточной готовности к принятию с должною покорностию того, что будет мне суждено, все таковое исчезло; осталось чистое и совершенное упование на бога. Он нам, конечно, пошлет все нужные силы как для будущего, так и для настоящего; я чувствую, что и терпение мое получило новую крепость. Во всем я вижу неизреченное божие милосердие и неисповедимость судеб его, что побуждает меня еще более всею душою предаваться в совершенную его волю. Прости, ангел мой, милый друг мой, будь совершенно покойна на мой счет; я очень жалею, что я тебя обеспокоил; но между тем уверен, что твои молитвы много мне добра сделали, и когда я на свою не довольно надеюсь, то охотно к твоим прибегаю. Целую тебя, милого друга моего, от всего сердца и от всей души. Обними Володеньку и всех наших.
С. Трубецкой

82

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
82

123. Вторник, 11 мая [1826]

Благодарю тебя, милый и бесценный друг мой, за все утешения, которые ты старалась подать мне во вчерашнем письме твоем1, благодарю тебя за всю горячую любовь, которую ты сохранила ко мне и которую в нем изображаешь; ты мне столько уже сказала ее, милый ангел мой! Ты уверена, говоришь, что будущее меня оттого более страшило, что я жалел о тебе, — и не ошиблась, ангел мой: я надеюсь, что если б не мысль о том, какою неблагодарностию я воздал тебе за любовь твою и что я приуготовил тебе, может быть, на всю твою жизнь, лишь горестную и исполненную страдания участь; если б не сия мысль преследовала меня, то я надеюсь, что ожидание будущего не обеспокоивало бы меня и что я без размышления покорился бы судьбе своей, зная, сколько я заслужил ее; по крайней мере, не приходило ни одного раза мне на ум сожаление о себе самом, касательно благ земных, которых я лишился, напротив, когда я думал о себе самом, то я всегда молил бога о прощении моих согрешений, благодарил его за справедливое наказание, которое он мне послал за оные, и за то, что несчастием сим предохранил меня, может быть, от больших прегрешений. Также очень тяжела мне была потеря доброго имени; кроме его, я ничего не имел и знал, сколько оно тебе льстило. Но, друг мой, благодарю бога, теперь упование все превозмогло; я уверен, что если бог оставит меня в живых, то он пошлет мне и возможность жить для утешения тебя, кроме тебя, милый друг, моя жизнь никому не нужна,— если же она и для тебя должна быть источником горестей, то милосердие небесного отца нашего убеждает меня, что тогда он возьмет ее от меня и найдет средства утешить тебя в моей потере. Не сокрушайся сию мыслию, друг мой, но во всем уповай на бога, как ты уповаешь. Бог всесилен и всякого блага от несказанного милосердия его мы должны ожидать. Прости, милый ангел мой, да сохранит тебя господь. Целую и обнимаю тебя от всех сил души моей. Поцелуй Володеньку и всех наших.

С. Трубецкой

83

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
83

124. Среда, 12 мая [1826]

С большим удовольствием увидел из вчерашнего письма твоего, друг милый мой, что ты совершенно успокоилась насчет моего здоровья, и прошу тебя, ангел милый, будь покойна во всех отношениях касательно меня, моли только бога, чтоб он меня сохранил в том положении, в какое он, по благости своей, привел меня, и чтоб не дал мне ни на минуту никогда поколебаться в уповании на совершенное его милосердие и в покорности к его святой воле. Истинно чудесна сила господня, и истинно сила его в немощи нашей совершается. Чем больше чувствую свою немощь и свою непотребность, тем крепче чувствую себя помощию господней. Чувство непотребности моей я желал бы иметь еще более, чтоб оно постоянно было в сердце моем; иногда самолюбие его уменьшает. Надеюсь, что общими нашими молитвами и в сем бог нам поможет.
Когда будешь писать Лизе, благодари ее за молитвы обо мне. Скажи ей, что и я молюсь о ней от всей души, чтоб бог ее никогда не оставил своею милостию и дал бы мне еще когда-нибудь увидеть ее. Я боюсь, не боком ли она была больна? Напрасно, друг мой, ты не хочешь переезжать на дачу. Для твоего здоровья и для Володеньки я бы желал, чтоб ты была на даче, и не думаю, чтоб чрез это могла быть какая задержка в письмах моих, но, может быть, иногда ты бы и ранее их получала. Имей человека в городе, который бы тотчас привозил тебе письмо, когда оно в город будет доставлено. А на даче ты ближе ко мне, друг мой, ибо река нас не будет разделять. Много молю бога моего о том, ангел мой, чтоб послал нам то время, когда мы не будем в разлуке. Прости, милый, бесценный друг мой, целую тебя от всей глубины души моей. Поцелуй Володеньку и всех твоих. За Софью я молился особенно по твоему желанию, друг милый, но я всякий день за всех твоих молюсь от всего сердца. Да хранит бог Софью такой, как она теперь, чтоб она осталась утешеньем всего семейства. Прости еще раз, друг милый, крепко обнимаю тебя.

С. Трубецкой

84

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
84

125. Четверг, 13 мая [1826]

И я, добрый ангел мой, у ног твоих прошу: прости мне огорчение, которое навело тебе третьегодняшнее письмо мое, прости мне слезы, которых оно тебе стоило. Милый друг мой, жизнь моя, душа моя, все мое, прости мне, прости горячей моей любви печаль, которая объемлет меня, когда я вздумаю о том, что я единственный виновник грусти твоей; прости мне страх, который иногда стесняет сердце мое, страх, что я лишил себя возможности жить для счастия твоего. Слишком знаю я, ангел мой, что одно для тебя несносно — это разлука со мной и что ты все готова с радостию вытерпеть, когда бог соединит нас опять; но, друг мой милый, истинный и бесценный друг мой, подумай также о том, что и я люблю тебя несравненно более самого себя, более жизни моей, и прости мне желание мое отдать жизнь мою для облегчения судьбы твоей, если б сие облегчить ее могло. Друг мой, если б ты меня не так любила, как ты меня любишь, то, конечно, не беспокоила бы меня так мысль о будущей твоей участи. Прости мне, ангел мой, что я тебе написал, и верь истине, что я не желаю, чтоб бог прекратил жизнь мою, но всегда усердно молю его, чтоб он, по милосердию своему, допустил, чтоб она была еще тебе в утешение, и для себя прошу единственно, чтобы тебя не пережить. И верь также, милый друг мой, что в глубине души моей твердо уповаю на благость создателя, что если он хранит мою жизнь, то единственно для того, чтоб ты могла чрез нее сколько-нибудь иметь утешенье; кому иному жизнь моя нужна, как не тебе? Я знаю, ангел мой, что ты единственно во мне видишь все свое счастие; но, друг милый, и ты одна все мое благо, ты знаешь, друг мой, что любовь твоя была всегда единственным моим наслажденьем; теперь не еще ли более? Истинно верю, что всемилосердый отец наш небесный не для чего иного сохраняет жизнь нашу, как для того, чтоб мы могли еще друг друга утешать, и в твердом уповании предаю обоих нас в святую волю его. Милый друг, отри слезы твои, и да будут они последние, которые я пролить тебя заставил. Бог услышит молитву мою, чтоб ты ни чрез меня, ни обо мне более горьких слез не лила. Прости, ангел мой, целую тебя всеми силами без меры любящей тебя души. Поцелуй Володеньку и всех наших.

С. Трубецкой

85

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
85

129. Понедельник, 17 мая [1826]

Я вчера ранее прочих дней получил письмо твое, милый и бесценный друг мой, и, увидя в нем подтверждение страха моего, что ты ослабела духом в сей день, ты можешь вообразить, что это заставило меня еще более и усерднее о тебе молиться, ангел мой. Да услышит бог наш все твои и мои молитвы! Тогда, друг мой, сколько бы округ нас все ни изменилось, сколько бы мы ни потеряли из благ мира сего и сколько бы судьба наша ни показалась тяжелою, мы не будем несчастливы. Совершенно уповаю, что все то, что с нами будет, необходимо для нашего спасения, ибо воля божия есть спасти уповающих в него, и он сам, по благости своей, послал нам упование и наставил нас чрез него и познание наших согрешений на истинный путь спасения.
Ты говоришь, что если будем вместе, то никак не будем иметь право жаловаться на судьбу свою. Милый друг, не только помышления мои далеки от жалобы, но истинно, ангел мой, чувствую сколь должен буду быть благодарным за такое милосердие, которое возвратит жизнь не только мне, но и тебе, милому другу моему. Ты одна имеешь полное право жаловаться на меня, ангел мой, за мою жестокость к тебе, но я ни на что не имею никакого права жаловаться; и когда ты для себя ничего более не желаешь, как быть со мною и делить мою участь, то могу ли я чего иного желать? И могу ли не благодарить беспрестанно господа моего за ту истинную и нежную любовь, которую ты сохранила ко мне в сердце своем? Бог тебя благословит и укрепит, по милости своей. Целую и обнимаю тебя всеми силами души моей, милый ангел и друг мой. Поцелуй Володеньку и всех наших. От всей души прошу всем им милостей господних.
С. Трубецкой

86

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
86

130. Вторник, 18 мая [1826]

Я получил, милый ангел мой, вчерашнее письмо твое, из которого вижу, что ты сегодня хочешь переехать на дачу. Благодарю тебя, что ты это делаешь в угождение мне, и признаюсь тебе, что я спокойнее от мысли, что ты опять будешь не одна, но в семействе твоем, в котором ты любима и в котором стараются подать тебе утешение и рассеять грусть твою. Я боюсь, что ты слишком предаешься ей в уединении. Как я благодарю бога, что письмо мое третьего дня успокоило тебя, но мне кажется, друг мой, что и вчера ты еще была некрепка. Да укрепит тебя господь бог наш всесильною своею помощию. Милый ангел, во всем полагайся на благость господнюю и, предавшись, как ты сама пишешь, всею душою в его святую волю, молись и о том, друг милый, чтоб бог, по великому милосердию своему, простил мне согрешения мои и очистил душу мою от всякой скверны и сделал бы меня достойным его великих милостей. Тогда, друг мой, мы можем надеяться получить от благости его и милость соединения в этой жизни и провести вместе остаток дней наших. Христос сам говорит нам, что бог прежде прошения нашего знает, чего мы требуем, и чтоб мы прежде просили царствия небесного, а все, что нам нужно в сей жизни, бог тем нас не оставит. Если мы будем недостойны милости божией, то он может нас опять разлучить, хотя бы мы и соединились; а если мы послушанием, терпением, верою и любовью будем оной достойны, то хотя мы и не предвидели никакой возможности к соединению, то и тогда бог силен нас соединить. Богу известно, друг милый, что одна радость наша, одно утешение, одно желание, одно прошение в сем мире — быть вместе и окончить век наш вместе, в любви его, и он уповающих в него не оставляет. Прости, милый друг мой, целую и обнимаю тебя от всей души моей. Поцелуй Володеньку и всех наших.

С. Трубецкой

87

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
87

132. Четверток, 20 мая [1826]

Я получил вчера, друг милый мой, письмо, писанное тобою во вторник вечером. Я не сетую на то, что ты с вечера будешь писать, напротив, кажется мне, что я лучше буду из писем твоих видеть, в каком духе ты провела день. Жалею очень, что погода переменилась к приезду вашему на дачу, и боюсь, что эта перемена долго продолжится, ибо долго стояло хорошее время, которым вы не успели воспользоваться. Ты пишешь, милый друг, чтоб я молил бога, чтоб он сохранил тебя от всякого ропота и всего того, что близко к непокорности, и я тебе скажу, ангел мой, что об этом я очень много молю господа, более всего его молю о том, чтоб он укрепил нас в терпении, покорности и уповании, ибо твердо уверен, что единственно оными чувствами и чистейшею к богу благодарностию можем мы сохранить на себе его милосердие. Апостол говорит: «терпением вашим спасайте души ваши»; и св. апостол пишет: «всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите, сия бы есть воля божия о Христе* в вас» и часто повторяет, чтоб мы радовались в скорбях и благодарили за них. Будем стараться, милый друг, дойти до сего совершенства. С верою в бога все возможно, ибо благодать его верующим помогает; а чем больше мы чувствуем свою немощь, тем более благодать нам помогает. Господь сказал апостолу: «сила любви в немощи совершается». Итак, друг милый, ради бога, не предавайся грусти или унынию, они, точно, могут невольно нас привести к ропоту; но всегда, когда почувствуешь, что горе или уныние овладевают твоею душою, всеми силами моли бога, чтоб он их отогнал от тебя. И хотя бы молитва твоя сначала и безрезультатна была, не отчаивайся, но продолжай молиться до самых тех пор, когда почувствуешь в сердце своем радость, которая убедит тебя, что господь услышал молитву твою, и тогда ты будешь и воле его святой от всей души предаваться. Когда молишься, утруждай тело твое, если уныние и грусть расслабили его*, не бойся утруждать его, утрудивши его, освобождаешь душу от действия тела и получаешь бодрость и твердость духа. Прости, милый друг мой, да поможет господь бог нам и укрепит в нас те чувства, которые я непрестанно прошу у него для тебя и для себя, и да сохранит тебя и помилует нас. От всей души целую тебя. Поцелуй всех наших и Володеньку.

С. Трубецкой

88

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
88

133. Пятница, 21 мая [1826]

Я вчера получил письмо твое от среды, милый друг мой. Ты пишешь, ангел мой, что 19 апреля, в счастливый день свиданья нашего, прощаясь со мной, ты уверена была, что разлука наша скоро кончится, и оттого так спокойно простилась со мною. И я уверен, друг милый, что во все это несчастное время надежда, что оно скоро минуется, столько же тебя поддерживала, сколько и меня. Я уверен, что нам бы еще тяжелее было, если б мы знали заранее, какое долгое время нам предстояло быть в разлуке. Неизвестность, какое время продолжится несчастие, порождает упование и терпение, и за это должно человеку благодарить всевышний промысел. Без упования не было бы и молитвы, следовательно, ни средства приближиться к богу; но благостию его дано нам, смертным, ничтожным тварям, приближаться к создателю нашему чрез молитву в уповании, что он услышит ее. Если б не было сей отрады, милый друг, то какую могли бы мы иметь надежду, что когда-нибудь прекратится тяжелая наша разлука? Но при оной мы уповаем, что господь услышит нас и, возмилосердствовав на нас, соединит нас. Предаваясь совершенно воле божией и желая всем сердцем принять с совершенною покорностию, что ему угодно будет нам послать, мы не можем притом не молить его, чтоб он облегчил нам жребий. Молясь о том, мы не оказываем непокорности, но молились оттого, что надеялись, что он, по своему великому милосердию, услышит нашу молитву. Если бы я не имел надежды, что господь соединит нас, то какой ужасной судьбы я должен бы был ожидать на всю мою жизнь! Не стократ ли предпочтительнее была смерть? И мог ли бы я столь долгое время перенести такое ожидание? Но, уповая на милость божию, я прошу у него и сил снести участь, в которую он меня судит, и молю его об облегчении ее, и надеюсь, что он, по своему великому милосердию, услышит и мою молитву. Эта надежда дает мне силы сносить тяжелое состояние мое. Будем твердо уповать на бога, ангел мой, он нас не оставит. Прости, милый друг, целую и обнимаю тебя всею душою. Молю и уповаю, что господь скоро подаст мне упование* сие на самом деле. Целуй Володеньку и всех наших.

С. Трубецкой

89

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
89

134. Суббота, 22 мая [1826]

Я вчера получил письмо твое от четверга, милый друг мой. Я, так же как и ты, возлагаю всю надежду мою на спасителя и твердо уповаю, что он подкрепит и направит нас во все минуты жизни нашей и пошлет нам силы снести и сносить всегда судьбу нашу с совершенным терпением и покорностью и за все от чистого сердца благодарить бога. От всей души моей молю всемилосердого создателя нашего, чтоб он соединил нас и избавил от всякой сердечной скорби, и с полною верою предаю себя и тебя, милого друга моего, в волю его святую. Не могу не быть твердо в сердце моем уверенным, что он, по великой благости своей, хочет спасти нас. Мы столько получили знамений непостижимого уму человеческому милосердия божия, что не можем не верить от всей души, что он нас не оставит, если мы сами от него не отлучимся. Будем всегда прибегать к нему от всей души нашей, без лености, с верою и любовию. Я и в уповании моем также не устроен, как и во всем прочем был, и, конечно, погиб бы без удивительной помощи милосердного отца небесного, который истинно призирает нас, как нежнейший отец возлюбленных детей своих. Что можем мы воздать ему, кроме хвалы? И можем ли на что иное уповать, как не на сильную его помощь и великую его благодать? Предадимся совершенно, милый друг, в волю его святую и верь, всеми способностями души, ума и сердца твоего верь, что он нас не оставит. Прости, милый, бесценный друг мой, ангел мой, которого любви я столько недостоин был. От всего сердца моего целую и обнимаю тебя. Обними родителей твоих и сестер. Поцелуй Володеньку; ты уже четыре письма о нем ничего не пишешь, здоров ли он?

С. Трубецкой

90

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
90

135. Воскресенье, 23 мая [1826]

Я получил вчера, друг милый мой, письмо твое от пятницы. Приятно мне видеть, что письма мои сколько-нибудь тебя утешают; если б ты знала, ангел мой, сколько и твои письма мне добра делают; когда я перечитываю их и вижу, что от самого первого письма во всех их изображается та же нежная любовь твоя ко мне, отвергшаяся всего, что собственно тебя касается, но единственно обо мне пекущаяся; вижу ту же твердую веру в упование к богу и господу нашему, в его милосердие всю надежду твою полагающие; то когда я и ослабеваю духом, особенно при размышлении о том положении, в которое я тебя повергнул, и о последующей от него участи твоей, и когда я от сих мыслей предаюсь беспокойству, чтение писем твоих всегда если не истребляет, то уменьшает сие беспокойство, а иногда так возбуждает во мне чувство милосердия божия и благодарности, что доставляет истинно сладостные минуты. Если б не имел я писем от тебя, большой бы помощи и утешенья лишен был, и дозволение получать их есть такое великое благодеяние, что если б государь и ничего более не сделал для меня, то я и тогда должен молить бога во все минуты жизни моей, чтоб воздал ему щедрою рукою за такое милосердие его. Ты боишься, друг мой, не сделали ли вреда здоровью моему сырость и холод прошедших дней? Нет, друг мой, никакого, и не беспокойся нисколько о моем здоровье, я сам не могу ему надивиться; когда господь исцеляет душу, то он и тело сохраняет. До сохранит бог и тебя, ангела моего, и помилует всех милостию своею. Прости, друг милый, всей душой целую и обнимаю тебя. Поцелуй всех наших и Володеньку.
С. Трубецкой


Вы здесь » Декабристы » ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ » С.П. Трубецкой. Письма (1825-1826).