Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ » С.П. Трубецкой. Письма (1825-1826).


С.П. Трубецкой. Письма (1825-1826).

Сообщений 71 страница 80 из 132

71

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
71

106. Суббота, 24 апреля [1826]

Я вчера получил письмо твое, милый друг мой, и очень сожалею, что ты так страдаешь зубною болью, и желаю, чтоб боль сия тебя скорее оставила; но о последствиях не беспокоюсь, если другого нет ничего. И молю бога, друг милый, не о сей боли, но чтоб он, по благости своей, излечил сердечные твои скорби, которых ты, конечно, бы не имела, если б я не имел для тебя тайны. Эта мысль часто и много меня сокрушала, и я думал, что когда бог даст мне увидеть тебя, то, по крайней мере, в этом ты мне не можешь воспрепятствовать, признать себя пред тобою виновным, когда не хочешь признать таковым ни в чем другом; но когда увидел тебя, милого ангела моего, тогда не имел духа ни о чем грустном вспоминать тебе. От тебя же я ожидал, что ты не сделаешь мне никакого упрека, и хотя до сих пор ничего тебе о том не говорил, я умею ценить, милый друг, этот знак нежной твоей любви. Счастлив я буду, когда бог подаст мне еще в жизни моей быть тебе сколько-нибудь в утешение и сколько-нибудь изгладить из памяти твоей те горести, которые ты чрез меня потерпела; это единственное мое желание, и не могу не уповать всею душою моею, что господь когда-нибудь пошлет мне сию милость. Истинно одною этою надеждою живу, и она одна дает мне крепость и силу ожидать будущего. Сегодня день именин нашего милого ангела Лизы; сегодня, может быть, боль твоя еще помешает тебе о ней помолиться, но не в один сей день молимся мы о ней, и бог ей воздаст за ее любовь к нам и за ту часть, которую она имела в доставлении нам радости, которая нас оживила; не имеешь ли от нее известия? Когда будешь писать к ней, поцелуй ее за меня. Прости, ангел мой, милый друг мой, целую и обнимаю тебя от всей души моей. Поцелуй родителей твоих, сестер и Володеньку. Если боль твоя еще не прошла, то надеюсь, что уменьшилась.

С. Трубецкой

72

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
72

107. Воскресенье, 25 апреля [1826]

Я вчера получил письмо твое, милый друг мой, и обрадовался увидеть из него, что зубная боль твоя совершенно прошла. Пожалуй, не крушись о том, что ты мне о ней писала. Зная, сколько ты сему подвержена, я часто думал, что без сего не обходилось, но не спрашивал тебя о том потому, что у тебя есть примета и ты не любишь, когда о зубах твоих спрашивают. Ты видела из письма моего, что это известие не сделало мне того беспокойства, которого ты страшилась, по крайней мере, я знал, что с тобой делается, а эта мысль все как-то сближает меня будто с тобою. Благодарю тебя, что ты помолилась о Лизоньке. Я знаю, что ты не для того написала, чтоб я благодарил тебя, но прочесть мне сие было очень приятно. Мы другого для сей доброй сестры не можем сделать, как молиться о ней и просить ей благословения божия. Как я рад видеть из писем твоих, друг милый мой, что свидание наше столько тебя успокоило. Немало сделало и для меня то, что я тебя увидел здоровую и покорною судьбе своей: на тебя, ангел мой, много подействовало, что ты меня нашла спокойным; это спокойствие, друг милый, есть действие твердого и совершенного упования в милосердие божие и непрестанно благодарю бога моего и господа нашего Иисуса Христа за сей неоценимый дар божий. Ничто, кроме такого упования, не могло поддержать меня и видеть всю благость господню; послав мне упование, бог укрепил его в сердце моем явными знаками своего великого милосердия, чтоб вера моя не оскудела. Могу ли, друг мой, после стольких милостей господних не предаться совершенно воле божьей и не ожидать от отца нашего небесного всякого нам помилования? Прости, милый ангел мой, целую и обнимаю тебя от всей души и молю бога всем сердцем, чтоб послал тебе утешение. Поцелуй Володеньку и всех твоих. Поверь, друг мой, в каком бы мы состоянии и положении ни были, бог нас не оставит.

С. Трубецкой.

73

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
73

108. Понедельник, 26 апреля [1826]

Вчера, милый друг мой, я получил письмо твое очень скоро, в девятом часу поутру оно уже было у меня. Не беспокойся о моем здоровье, оно очень хорошо; если б я в какой день чувствовал себя хоть сколько-нибудь нездоровым, я бы того не скрыл от тебя — я это тебе обещал — и верь, что исполнил бы без малейшей утайки. Почерк мог измениться или оттого, что меня прерывали, что часто бывает, когда я к тебе пишу, или заторопили; может быть также, что грустная какая-нибудь мысль тогда меня тревожила, хорошенько не помню, как было в пятницу, в ту минуту, как я писал к тебе. К прочим день на день прийтись не может; и в счастливом положении день на день не приходится, то тем более, когда, можно сказать, жизнь висит на ниточке, особенно когда подумаю, что участь твоя, милого дражайшего друга моего, так тесно связана с моею. Упованье также не может быть всегда в совершенно одинаковом положении; как оно ни сильно, но иногда бывает сильнее, иногда слабее и, может быть, иначе превратилось бы в равнодушие, которое очень близко к отсутствию чувств. Человек сам собою истинно не в состоянии иметь никаких чувств, приближающих его к богу, они не иначе приобретаются, как молитвою, и при оной бог не всегда их посылает, но смотря по труду и усердию, иначе, может быть, перестали бы мы молиться. Я заметил, что иногда даже усердная молитва в течение нескольких часов не приносила мне того утешения, которое получал иногда в одну минуту, когда сердце исполняется смирения и истинного познания собственного ничтожества, тогда вдруг как будто свет какой осветит душу и исполнит ее всеми спасительными чувствами; такая минута надолго оставляет впечатление. Благодарю бога моего, эти минуты бывают мне теперь несравненно чаще, нежели прежде; вчера письмо твое мне такую доставило. Будь уверена, ангел мой, что если только бог приведет нас быть вместе, то я все терпеть буду с любовию и благодарностию и истинно не буду знать предела благодарности моей государю. Прости, милый друг, благодарю тебя за известие о сестре; целую тебя и обнимаю от всей души моей; поцелуй ручки у маменьки и обними всех твоих и Володеньку.

С. Трубецкой

74

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
74

110. Среда, 28 апреля [1826]

Милый друг мой, я вчера получил письмо твое, из коего вижу, что ты очень ошиблась в смысле моего письма от понедельника. Я хотел тебе сказать, что такие благодатные минуты, когда и упование восхищает всю душу, бывают непродолжительны, но не хотел и не мог сказать, что бывают минуты, в которые бы я чувствовал отсутствие или большое ослабление сих чувств в душе моей; ибо благодарю создателя моего, он меня хранит от сего, и я не престаю, и надеюсь, что никогда не престану, предавать себя совершенно святой воле его в полной уверенности, что все, что он нам ни пошлет, будет нам во благое, хотя бы нам и казалось оно иначе. Ты это знаешь, милый ангел мой, ибо я тебе уже несколько раз о том писал и говорил тебе сие во время нашего свиданья; ты знаешь также, сколько я полагаюсь во всем на милосердие государя, ибо нельзя, кажется, больше сказать, сколько я тебе на сей счет сказал, когда говорил тебе, что я совершенно уверен, что если б он мог последовать движению своего сердца, то сказал бы мне: «Иди, совершенно прощаю тебя и все, что было, забываю». Может быть, тебя напугало выражение «жизнь на волоске», но оно и всегда так бывает, друг милый, только обыкновенно мы сего не видим, а в моем положении нельзя сего не видеть, но вместе с тем я знаю, что сей волосок не иначе порвется, как когда час воли божией на то настанет. Твоя любовь и готовность все терпеть со мною слишком известны мне, а я потерпеть в сем мире за вины мои не отметаюсь. Итак, друг милый, будь спокойна и совершенно уверена, что я беспокойству не предаюсь; я очень сожалею, ангел мой, что так написал письмо, что оно тебя могло обеспокоить. Прости, милый друг, от всей души моей целую и обнимаю тебя. Поцелуй ручки у маменьки, Володеньку и всех твоих. Я рад, что ты имела письмо от Лизы.

С. Трубецкой

75

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
75

111. Четверг, 29 апреля [1826]

Я понять не могу, милый друг мой, что делается со мной, когда я пишу к тебе, что мои письма вместо утешения приносят тебе одно беспокойство. Ради Христа, ангел мой, успокойся и поверь истине, что в душе моей нет ни же искры беспокойства, которое ты нашла в письмах моих; все сердце мое исполнено совершенным упованием и беспредельною покорностью, и я ожидаю решения участи моей с полною уверенностью, что воля божия будет всегда к спасению нашему, и потому надеюсь принять ее с искренней благодарностию, с теми чувствами, которые выражены в молитве Моисея: «Во все дни наши возвеселихомся, за дни в неже смирен мы еси; лета в неже видехом злая». Итак, милый и бесценный Друг, перестань беспокоиться о состоянии духа моего. Я очень надеюсь, что господь, по великой благости своей, поддержит меня в том же расположении душевном, и не престаю его молить о том с усердием и верою. Не могу не молить бога о соединении нашем, ибо без тебя, в каком бы состоянии я ни был, жизнь может быть мне только тяжелым бременем, а с тобою вместе в самой жестокой участи я буду иметь утешение. Ты знаешь, милый друг мой, что я всегда видел счастие в любви твоей, могу ли теперь, когда ты мне ее столько оказала, полагать его в чем ином? Надежда быть с тобою укрепляет меня, и, пока она живет в сердце моем, я уверен, что я не предамся ни тоске, ни унынию. Прости, милый, бесценный друг мой, прости меня и в том, что навел тебе против желания моего беспокойство; целую тебя всею душою и прижимаю тебя к любящему тебя сердцу. Поцелуй Володеньку и всех наших.

С. Трубецкой

76

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
76

112. Пятница, 30 апреля [1826]

Я вчера получил, милый друг мой, твое вчерашнее письмо и обрадовался, увидев из него, что ты стала спокойнее касательно моего душевного расположения. Конечно, ангел мой, обеспокоиться не мудрено и во всякой разлуке с тем, кого любишь, и тем более в нашем положении; одного слова довольно в письме, чтоб привести в беспокойство, и потому, милый друг, я не могу себе простить, что два дня сряду я так писал к тебе, что привел тебя в беспокойство; надеюсь, что сего вперед не будет. Нет также никакого сомнения, друг мой, что без всесильной помощи божией мы бы не могли перенести нашего положения. Когда только я вспомню то ужасное состояние, в котором я был в начале нашей разлуки, и то расположение духа, в котором я теперь нахожусь, то не могу не видеть ясно, что единственно действие всемилосердного промысла божия сохранило меня; и сердце мое исполняется беспредельною благодарностию; этому непостижимому для человеческого ума милосердию обязаны мы и силами душевными, которые теперь имеем, и упованием, которое поселяет надежда, что будущее состояние наше в сей временной жизни доставит нам еще приятнейшие минуты. Истинно, друг милый, могу сказать, что я с утра до вечера благодарю бога моего за великое милосердие, которое он явил над нами, и молю его, чтоб щедрость его на нас не истощилась и чтобы он скоро дал нам увидеть счастливый день соединения нашего. Прости, милый ангел, бесценный друг мой, продолжай быть покойною на мой счет и ожидай с терпением милости господней. От всей души целую и обнимаю тебя. Поцелуй всех наших и Володеньку.
С. Трубецкой

77

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
77

116. Вторник, 4 мая [1826]

Я вчера получил письмо твое, милый друг мой. Скажу тебе, что я еще никогда не имел такого искушения, какое имею теперь; молю бога, ангел мой, чтоб он, милостию своею и силою, все привел к благому окончанию. Я благодарю его за то, что он, по бесконечному милосердию, не дал ослабеть моему во всем на него упованию; и моли спасителя нашего, чтоб он послал мне и крепость, и силу. Благодарю также бога моего за то, что на милосердие государя надежда моя не ослабевает. Все, что будет, милый друг, будет по воле господней, и потому прошу тебя, ангел мой, не предаваться унынию, но с верою, упованием и покорностию просить от создателя, чтоб он нас не оставил и укрепил. Я много надеюсь на твою молитву, бесценный друг. Целую и обнимаю тебя от всей силы души моей. Поцелуй Володеньку и всех наших. Да будет воля господня и благословение божие на нас. Прости, милый друг, крепко целую тебя.

С. Трубецкой

78

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
78

117. Среда, 5 мая [1826]

Я получил, милый друг, вчерашнее твое письмо, из которого с удовольствием и благодарностию к подателю всех благ, творцу и богу нашему, видел, сколько он, по милосердию своему, не оставляет тебя всякий раз, как ты прибегаешь к нему с теплым молением. Мое вчерашнее письмо, друг мой, тебя обеспокоило, прости мне это, милый ангел. Мне как-то легче бывает, когда я тебе передаю приходящую ко мне скорбь, и уверенность, что ты в такое время еще усерднее молилась, всегда приносит мне сколько-нибудь спокойствия и укрепляет меня в вере, уповании и покорности. С сими чувствами будем продолжать ждать решения нашей участи. Милости господней нет предела, и потому быть может, что чрез милосердие и благотворительное сердце государя не так уже долго остается нам терпеть продолжительную нашу разлуку. Мне кажется, что я всякий день делаюсь более недостойным его милосердия и, несмотря на то, не могу не полагать в оном единственную надежду мою. Прости, ангел мой, целую тебя и обнимаю от всей души. Поцелуй Володеньку, родителей твоих и сестер. Бог тебя благословит.

С. Трубецкой

79

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
79

118. Четверг, 6 мая [1826]

Я получил, милый друг мой, вчерашнее письмо твое; благодарю тебя за теплую твою молитву, и очень утешительно для меня было видеть, что ты молилась с твердым упованием. Я также могу тебя сколько-нибудь утешить тем, что молитва твоя тщетною не осталась и что господь послал мне всесильную свою помощь и укрепил меня. Он дал мне увидеть, что искушение я навлек себе по собственной своей вине, и дал мне Исправить ее, сколько то в моей было силе; последствий не знаю, по крайней мере, думаю, что исполнил все то, что должен был, и это меня много успокоило. Это происшествие сбавило мои надежды, но утвердило мою покорность; может быть, также и это приготовление нужно было. За все благодарю бога моего и всякий день более вижу, что более делать ничего не могу, как благодарить его за все и во всем и ожидать с совершенною покорностию и совершенным упованием воли его святой. Прости, друг милый мой, ангел мой, целую тебя и обнимаю от всех сил души моей. Поцелуй родителей твоих, сестер и Володеньку.

С. Трубецкой

80

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
80

119. Пятница, 7 мая [1826]

Я получил вчерашнее письмо твое, милый друг мой, и, к удовольстию моему, видел, что ты не предалась беспокойству после моего письма от вторника (чего я после посылки его боялся), но прибегла от всего сердца твоего к источнику всех благ. Я надеюсь, с своей стороны, последовать во всем, милый ангел мой, желанию, тобой изъявленному, и быть совершенно готовым принять все с покорностию и благодарностию, с полным упованием, что все будет к лучшему. Жалобы же или ропота от меня не опасайся, душа моя, ни словом, ни мыслию, ибо я слишком убежден, что все совершенно справедливо, что бог нам ни посылает; и как бы строга судьба моя ни была, я слишком знаю, что я более заслужил, и в том не ошибаюсь, что сие есть истинное чувство сердца моего. Сегодня я, кажется, в том расположении духа, в каком можешь ты желать, чтоб я был; но вчера я почти весь день обладаем был каким-то непонятным равнодушием, которое в первый раз со мною еще случилось1; может быть, душа имеет нужду, так же как и тело, в отдыхе, но я боюсь сего состояния бесчувственности, молил бога, чтоб прекратил его, и кажется, что сегодня оно заменилось чистым упованием. Прости, милый друг, целую и обнимаю тебя всеми силами души моей. Обними родителей твоих и сестер и поцелуй Володеньку.

С. Трубецкой


Вы здесь » Декабристы » ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ » С.П. Трубецкой. Письма (1825-1826).