Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ » С.П. Трубецкой. Письма (1825-1826).


С.П. Трубецкой. Письма (1825-1826).

Сообщений 51 страница 60 из 132

51

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
51

80. Воскресенье, 28 марта [1826]

Ты можешь представить себе, друг милый мой, как радостен был для меня вчерашний день: я получил пять твоих писем за все дни, от которых не имел оных от тебя, и даже вчера тобой писанное; от глубины души возблагодарил бога и руку, которая доставила мне сие утешение. Признательность наша ничего не может воздать, кроме живейших молитв о благотворящем к нам, но молитвы не остаются тщетными пред нашим общим отцом небесным. Слава богу, милый друг, он сохранил тебя от беспокойства, которого я боялся, по крайней мере, из писем твоих мне показалось, что дух твой был довольно крепок все это время; и вчера, надеюсь, что и ты имела радость получить мои письма; ты из них могла видеть, сколько бог милосерд ко мне. Моли его усердно, чтоб он укрепил тебя в той грусти, которую тебе причиняет отъезд доброй нашей Лизы, и чтоб каким-нибудь утешением заменил тебе то, которое она тебе приносила. Что делать, ангел мой, богу угодно и да будет его святая воля; расцелуй добрую Лизу за меня, скажи ей, сколько я благодарю ее, что она все это время здесь пробыла и утешала тебя при всей своей грусти. Я много молился о ней богу, особенно в последнее время, как будто предчувствуя, что она отсюда уедет, и буду о ней усердно молиться. Проси ее, чтоб давала тебе часто о себе известие и не грустила бы обо мне. Обними ее так, как я тебя.
Друг твой С. Трубецкой

52

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
52

81. Понедельник, 29 марта [1826]

Читая вчерашнее письмо твое, друг милый мой, я было очень опечалился, но когда увидел в приписке, что ты получила все мои письма, то тем более я обрадовался. Благодарю тебя, очень благодарю, ангел мой, что ты старалась удержаться от беспокойства. Единственный страх мой о тебе, как ты и видела из писем моих, был, чтоб ты не предалась беспокойству; во всем другом я совершенно и очень твердо уповаю на милосердие божие; и нельзя мне не уповать на оное от всей моей души, потому что господь, по великой милости своей, вложил мне в сердце такую уверенность, что он сохранит тебя, что на сей счет никакое сомнение до оного не достигает. Знаю, друг бесценный, сколько спокойствие мое для тебя дорого и что ты сердечно желала бы взять на себя мою грусть, если б то можно было; ах! друг милый, с какой бы радостью и я отдал бы самую жизнь мою, если бы тем мог прекратить грусть твою и возвратить тебе спокойствие, которое я У тебя отнял. Но сего быть не может; есть бог, и бог милосердный, в нем наше упование, и он помилует нас. Целую и обнимаю тебя от всей души. Поцелуй всех твоих, Володеньку и добрую, милую Лизу; бог милостив, когда-нибудь ее увиж.
С. Трубецкой

53

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
53

82. Вторник, 30 марта [1826]

Я вчера не имел письма от тебя, милый друг мой, и сверх того вчерашний день был для меня днем большого искушения. Я увидел, что еще не имел той твердости, которую желаю иметь и которую надеялся иметь; однако ж господь подкрепил меня, услышал молитву мою и не дал мне прогневить бога моего. Благодари вместе со мною, ангел мой, создателя нашего и предадимся совершенно его святой воле; что бы с нами ни последовало, все будет по святой его воле. Будем молить его, чтоб дал нам крепость нужную, чтоб все перенести, что он нам ни пошлет. Во всяком случае, то должно нас утешить, что он не дал мне вновь быть виновным пред ним, ни пред милосердным нашим государем2. Благодарю бога, что веру мою укрепляет, и моли его, милый друг, чтоб она во мне не оскудела; моли о том усердно, как я молю о сохранении и помиловании тебя, милого ангела моего, единственного друга моего. От всей крепости души моей обнимаю и целую тебя, обнимаю также Лизу; поцелуй Володеньку и всех твоих.

С. Трубецкой

54

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
54

83. Среда, 31 марта [1826]

Мне ли, друг милый мой, пенять тебе за то, что ты чувствуешь себя совсем иною, когда получаешь мои письма и когда не имеешь их? Я и сам бываю совершенно другой: вчера я не переставал молиться богу, не мог хлеба куска в рот взять до тех пор, пока не получил два письма твои в девятом часу вечера; тогда и надежды мои возвратились и возросло упование на милость божью и на милосердие государя; тогда все опять показалось в лучшем виде, и снова стал я ожидать с большим спокойствием судьбы нашей от бога и от государя. Я очень рад для тебя, что Лиза еще несколько дней пробудет; знаю, сколько дружба ее для тебя утешительна, и с тех пор как узнал, что она должна ехать, все молю бога, чтоб послал тебе крепость и силу и заменил бы приносимое ею утешение каким-либо другим, по великой благости своей. Обними Лизу, друг мой, за меня; не могу вообразить, чтоб бог, по милосердию своему, не послал мне еще когда-нибудь в жизни моей увидеть ее, и если обманываюсь в сей надежде, то, по крайней мере, она меня подкрепляет. Одним упованием, что бог помилует нас ради своего неизреченного милосердия, можем мы существовать. Прости, друг бесценный, от души целую тебя.
С. Трубецкой

55

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
55

84. Четверг, 1 апреля [1826]

Вчерашний день еще прошел без письма от тебя, милый и бесценный друг. Естественные причины могут в это время задерживать письма наши, даже и тогда, когда б желали их нам доставить. Это рассуждение и, кроме его, известие, данное тобою в последнем твоем письме, что Лиза пробудет с тобою всю неделю, успокаивает меня. Молю очень бога моего, чтоб он тебя укрепил, когда она уезжать будет. Касательно же самого себя благодарю создателя моего, он укрепляет мое упование и веру, и хотя бывают минуты, в которые ослабеваю, но молитва скоро опять возводит и всегда исполняет сердце мое сильной надежды в милосердие государя. Если будем, друг милый, иметь еще счастливые минуты в жизни, то ему одному будем ими одолжены и потому, друг милый, во всю жизнь нашу должны будем с живейшею благодарностию молить за него бога нашего. Прости, ангел мой, целую тебя, Лизу, Володеньку и всех твоих. Господь тебя сохранит и помилует нас.
С. Трубецкой
Сию минуту получаю письмо твое.

56

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
56

85. Пятница, 2 апреля [1826]

Можно ли, милый друг, не ободриться после такого дня, каковым был для меня вчерашний? Можно ли иметь малейшее сомнение в милосердии того, кто мне послал такой день? Когда я надеялся, что бог пошлет мне еще когда-нибудь в жизни моей прижать милую сестру к сердцу моему, мог ли я ожидать, что она уже имеет на то позволение от государя и что надежда моя так скоро исполнится? Могу ли после этого не надеяться, что это было не в последний раз, и не ожидать всего от милосердия такого государя? Как не благодарить бога, что судьбу нашу отдал в руки такого милостивого государя, и как не чувствовать всякий день более, сколько я пред ним виновен, и не оплакивать, что имел несчастие быть пред ним преступником? Друг мой, можем ли мы не надеяться всевозможного помилования от такого истинно свышечеловеческого милосердия? Предадимся, ангел мой, воле его с совершенною покорностию. Каким раскаянием и какою благодарностию могу я заслужить хотя малейшую часть благодеяний государя моего? Во всю жизнь мою не могу достойно оплакать вины моей пред ним.
Благодари, друг милый мой, родителей твоих, сестер, зятя2 за все то, что они велели мне сказать чрез сестру мою. Мысль, что я любовь их не утратил, очень утешительна, скажи маменьке твоей, что не могу не почитать ее для себя истинно родною матерью, не иметь к ней других чувств, как тех, кои бы имел я к родной матери. Лиза скажет вам, сколько я сожалею о том, что наполнил жизнь их горестию. Обними их всех за меня и поцелуй Володеньку и Лизу. Прости, друг мой, целую тебя от всей души; да пошлет мне бог мой скорее обнять тебя, как я обнял сестру, и чтоб никогда более ввек нам не разлучаться. Всего можно ожидать от милосердия государя.

С. Трубецкой

Сей час получаю два твои письма сегодняшние, и мне это возвратили, чтоб приписать о получении их3. Не могу пространно описать тебе впечатление после свидания с Лизой, скажу только, что оно мне много, очень много добра сделало и между тем живее дало чувствовать всю мою грусть, но зато упование на милосердие бога и государя чрезвычайно как укрепилось, и это много меня успокаивает. Бог милостив и когда-нибудь соединит нас, хотя я не заслуживаю никак таковой милости. Это большая милость, что дозволили тебе написать другое письмо и уведомить меня, что я завтра не получу. Будь здорова, милый ангел, целую тебя от души; поцелуй Володеньку.

57

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
57

86. Воскресенье, 3 апреля [1826]

Ты писала мне в пятницу, друг милый, что ты в сей день не имела обыкновенной твердости; я это очень понимаю и ожидал, что свиданье мое с Лизою и рассказы ее растравят горесть твою; но я надеюсь, что после ты укрепилась; меня насчет состояния духа твоего сестра очень успокоила. Человек, по слабости своей, не может единственно собственными чувствами сблизиться к богу; для укрепления веры его нужны бывают явные знамения милосердия божия; может ли быть знамение более того, которое господь благоволил мне послать? И после сего можно ли не предаться совершенно в волю его святую? Ты видела, ангел мой, из всего, что я писал тебе во всех моих письмах и Лиза тебе подтвердила, что от закона мне нет никакой пощады, но что от милосердия государя я ожидаю всякого помилования. Мог ли бы ожидать сего помилования, если б бог не укрепил упования моего и не послал для укрепления его знамения милосердия государя? Бывают обстоятельства, которые тревожат меня на некоторое время, но упование всегда превозмогает беспокойство; и после каждого бывшего мне искушения я чувствовал, что вера моя становилась крепче. Мог ли я находить сию крепость в себе? Напротив, ежеминутно более чувствую собственную свою немощь и вижу, что единственно сила вышнего меня укрепляет. Не можем не надеяться всего от милосердия божия, друг мой, и будем в твердом уповании ожидать воли божией. Бог до сих пор нас не оставил, он и впредь нас не оставит, единственно по великому и неизреченному своему милосердию. Может быть, это последнее письмо, что ты получишь при Лизе, расцелуй ее за меня и скажи ей, что я не отчаиваюсь, что господь еще пошлет нам милость свидеться с нею когда-нибудь, хотя и не знаю, что он судил нам в великом своем милосердии. Как я благодарен маменьке твоей, друг мой, что она прислала мне с Лизой сказать, что она меня совершенно во всем прощает, я ожидал сего от нее, но подтверждение в том много мне сделало добра. Благодари ее от всей души моей за сие истинно христианское и материнское прощение, которое столько утешило меня. Скажи Софье, что я и прежде знал, что, верно, она приносит самые горячие молитвы за меня и за тебя. Молитвы невинности бог слышит. Поцелуй всех наших и Володеньку.

Целую тебя, милого друга моего, от всего сердца; бог тебя сохранит и когда-нибудь соединит нас, по великому и неизменному своему милосердию.
С. Трубецкой

58

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
58

87. Понедельник, 5 апреля [1826]

Ты получила, друг милый мой, от меня письмо в субботу, но зато в воскресенье не имела; надеюсь, что это тебя не беспокоило, ибо тебе известна была причина. Ты пишешь, что надежды мои тебя ободряют и что, когда я вижу будущее не вчерне, тогда и ты бываешь спокойна. Я не могу видеть его вчерне с того дня, как видел Лизу, ибо такое милосердие слишком велико, чтоб не надеяться после сего быть мне вместе с тобою в остальные дни жизни нашей. С тех пор я не могу не предаваться совершенно воле божией и государевой и ожидаю с совершенною покорностью, что государю угодно будет нам судить, и с уверенностью, что то, на чем остановится его милосердие, будет то, более чего уже ему невозможно для нас сделать. Не подумай, милый друг мой, что я полагаю иметь какое-нибудь право на милосердие государево; нет, ангел мой, я более многих преступен перед ним и многих менее заслуживаю его милосердия, но все доказывает, что он хочет быть ко всем истинно милосерд и, как я прежде писал к тебе, хочет делать благодарных себе, а не несчастных. Великость прегрешения не может остановить милосердия; кому более оставляется, тот и более любит; это основа спасителя, друг милый мой. Вот мои надежды, ангел мой, и я на них твердо уповаю. Прости, милый друг, от всей души обнимаю и целую тебя. Поцелуй всех наших, Володеньку и Лизу, если сие письмо еще застанет ее. Еще раз целую тебя.

С. Трубецкой

59

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
59

90. Четверг, 8 апреля [1826]

Я вчера получил, милый друг, твое вчерашнее письмо. Надеюсь, что господь, по милосердию своему, тебя каждый день все более и более укрепляет. Будем непрестанно, друг милый, благодарить бога за то, что он милосерд к к нам, и будем всего ожидать от сего благого источника. За то, что сестра твоя и муж ее сделали для тебя в первую минуту твоей грусти, и за любовь, которую они оказали тебе, могу только молить бога, чтоб он воздал им. Обними их за меня и всех твоих. На днях, кажется, рождение твоей маменьки, но когда — не упомню; в оный день не забудь поздравить ее от меня. Я молю бога, чтоб он ее благословил. Я получаю сегодняшнее письмо твое; не беспокойся, друг милый, что вчерашнего моего письма не получила, могло что-нибудь задержать его. Меня бог хранит, по своему милосердию. Молю его, чтоб разлуку с Лизой дал тебе перенести с твердостию. Поцелуй и крепко обними ее за меня. Также поцелуй Володеньку. Прости, будь здорова, ангел мой. Целую тебя от всего моего сердца.
С. Трубецкой.

60

Письмо С.П. Трубецкого жене Е.И. Трубецкой
60

91. Пятница, 9 апреля  [1826]

Милый друг мой, зная, как тяжело тебе в теперешнее время расставаться с сестрой моей, я не могу не думать о том очень много и от всей души моей молю создателя моего, чтоб он послал тебе перенести и эту разлуку с тою твердостию и терпением, с каковыми ты до сих пор переносила всю ту грусть, которую я тебе причинил. Нельзя, друг мой, чтобы мы не ослабевали, когда какие-нибудь причины умножают наши горести, но, прибегнув к богу с молитвою, мы получаем от него помощь, без которой мы при немощи нашей совершенно бы потерялись. И верь, друг милый, что господь так милосерд, что он вознаградит терпение и покорность твою и, отняв у тебя одно утешение, пошлет тебе другое. Мы не можем предвидеть судеб его, не можем знать, что он, в премудрости своей, нам приготовляет, но мы знаем, что он несказанно милосерд, и должны твердо уповать, что, по предведению и благости своей, он не оставит нас и, устроив все к нашей пользе, пошлет нам и утешения в скорбях наших, даже и тогда, когда бы мы вовсе не предвидели, каким образом. Бог много средств имеет помиловать нас, только бы мы не преставали прибегать к нему с совершенным упованием и предаваться благой воле его от всей души и с совершенною покорностию.
Поцелуй и обними Лизу, скажи ей, чтоб она не тужила обо мне, помолилась бы богу за нас. Она знает, как мы ее любим, и потому знает, что и мы усердно будем об ней молиться. Поцелуй всех наших и Володеньку. Прости, друг мой. Бог тебя укрепит; целую и обнимаю тебя от всей души моей и от всего моего сердца.

С. Трубецкой


Вы здесь » Декабристы » ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ » С.П. Трубецкой. Письма (1825-1826).