ДЕКАБРИСТЫ МУРАВЬЁВЫ
Серова Майя Игнатьевна
Введение
Более 180-ти лет живет в российском народе память о декабристах. Они были «первенцами свободы», ибо не могли мириться с ужасами крепостничества, несправедливостью и деспотизмом самодержавия.
Один из лучших представителей декабризма - Михаил Сергеевич Лунин - вполне определённо выразил сущность декабристского протеста: «Чтобы никто и никогда не смел обращаться с нацией, как с семейной собственностью» [1, с.164]. В своем «Взгляде на русское Тайное общество с 1816 до 1826 года», написанном в сибирской ссылке в 1838 г., он так определил цель тайного декабристского общества - коренное преобразование правительства. «Чтобы …гласность заменяла обычную тайну в делах государственных.., чтобы суд и расправа производились без проволочки, изустно, всенародно и без издержки; управление подчинялось бы не своенравию лиц, а правилам неизменным, а …раболепство перед лицами должно замениться повиновением закону. Тайное общество протестовало противу рабства и торга русскими, противных законам божиим и человеческим. …Система самодержавия уже не соответствовала настоящему состоянию России, что основанное на законах разума и справедливости правительство одно может доставить ей права на знаменитость среди народов просвещённых» [2, с.116-122]. И совершенно замечательная концовка документа – «На время могут затмить ум русских, но никогда их народное чувство» [3, с.122].
В то время и в тех условиях осознанно выступить против самодержавия могли лишь образованные люди страны, преисполненные чувства патриотизма и желания блага своему народу и Отечеству. Такими людьми были передовые дворяне, особенно гвардейские и армейские офицеры, которые прошли через горнило Отечественной войны 1812 года и европейских походов 1813-1814 гг. Слишком велики и наглядны были контрасты европейской и российской народной жизни, чтобы можно было усомниться в справедливости передовых идей века, к которым они пришли в итоге.
Декабрист М.А.Фонвизин говорил, что офицеры гвардии вернулись из заграничного похода «с чувством своего достоинства и возвышенной любви к отечеству», но отвратительные картины крепостнической действительности «возмущали и приводили в негодование образованных русских», что «они стыдились за Россию, так глубоко униженную самовластьем» [4]. Любовь к Родине, забота о её могуществе и процветании оборачивались ненавистью к самодержавному деспотизму. П.И.Пестель, ставший лидером Южного тайного общества, скажет позже: «Дух преобразования заставлял умы клокотать» [5].
«Дух свободы повеял на самодержавную Россию» (М.А.Фонвизин) и привёл к организации первых, ранних, преддекабристских кружков молодых офицеров, артелей, но где уже звучали протестные голоса. Более того, в них, существовавших с 1814 по 1817 гг., развилось стремление русских офицеров к нравственному самосовершенствованию, коллективному обсуждению прогрессивной западной и отечественной литературы – философской, политической, экономической. Обычные, укоренившиеся в российской армии будни офицерства, выражавшиеся в пустом времяпровождении, не устраивали более их. Об этом есть свидетельство И.Д.Якушкина, участника европейских походов: «Пребывание целый год в Германии и потом нескольких месяцев в Париже не могло не изменить воззрения хоть сколько-нибудь мыслящей молодёжи; при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос…В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них: теперь было невыносимо смотреть на пустейшую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхвалявших всё старое и порицавших всякое движение вперёд. Мы ушли от них на 100 лет» [6, с. 79]. В этих словах – особенность мировосприятия передовых русских офицеров и обобщающий образ политического мировоззрения всех «первенцев свободы».
В 1816 г. несколько гвардейских офицеров (Александр Муравьёв, Сергей Трубецкой, Иван Якушкин, Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы, Никита Муравьёв) образовали тайное общество – Союз спасения, известное и под другим названием – Общество истинных и верных сынов отечества. Позже к ним примкнули Павел Пестель, Михаил Лунин, Фёдор Глинка, Павел Катенин и другие, всего около тридцати человек. Отсюда и началась история декабризма как исторического явления, порождённого социокультурной ситуацией рубежа XVIII –XIX вв. и связанного с деятельностью передовых дворян, доминантами сознания которых были: «беспокойное желание деятельности», идеи подвижничества, жертвенности, нравственной ответственности перед историей, независимости личности от авторитетов, желание служить во благо России и её народа [7].
Цели и задачи общества формулировались в ходе постоянных дискуссий и обсуждений, но наиболее полно и точно они были определены Никитой Муравьёвым и представлялись весьма радикальными: уничтожение крепостного права, ликвидация самодержавия (при необходимости - путём убийства царя), введение в России «представительного правления» - конституционно-монархического строя.
Фактически тогда началось создание новой, прогрессивной по сути, политической культуры декабризма.
Здесь мы встречаемся с пятью Муравьёвыми, основателями первого тайного общества. Всего же в движении было десять Муравьёвых, родственников, людей неординарных, талантливых, близких по духу и делам.
Представим весь декабристский «муравейник» (так назвал всё передовое муравьёвское сообщество, состоявшее из трёх родовых гнёзд, Михаил Никитич Муравьёв): родные братья Муравьёвы – Никита и Александр, дети Михаила Никитича Муравьёва, сенатора, товарища министра народного просвещения, попечителя Московского университета, известного историка, писателя, поэта, и его жены – Екатерины Фёдоровны, урождённой Колокольцовой. Двоюродные братья Никиты и Александра – Артамон Захарович Муравьёв и Михаил Сергеевич Лунин (его мать – Феодосия Никитична Муравьёва была родной сестрой Михаила Никитича).
Три брата Муравьёвы-Апостолы – Сергей, Матвей и Ипполит (двоюродные братья Никиты и Александра) – дети Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола, образованнейшего человека своего времени (знал в совершенстве восемь иностранных языков –французский, немецкий, английский, латынь, греческий, итальянский, испанский, португальский и «по-русски писал даже не хуже, чем по-французски»), премьер-майора, обер-церемониймейстера, писателя и переводчика, действительного статского советника, дипломата, которого будущие декабристы прочили в состав Временного Верховного правительства в случае победы восстания. Вторая часть фамилии - Апостол - идет от украинского гетмана Данилы Апостола (союзника и сподвижника Петра I), приходившегося Ивану Матвеевичу двоюродным дедушкой.
Третье родовое гнездо составило семейство Николая Николаевича Муравьёва, генерал-майора, основателя Московского (Муравьёвского) училища колонновожатых (подготовившего с 1816 по 1823 гг. 138 образованных офицеров для Гвардейского Генерального штаба, из которых 24 офицера стали декабристами) и его жены Александры Михайловны, урождённой Мордвиновой, весьма образованной и очень религиозной женщины. Из пяти их сыновей трое – Александр, Николай и Михаил - были активными деятелями раннего декабризма. Они стояли у самых истоков декабристского движения.
Историческая ценность и значимость декабризма состоит в том, что он сформировал в сознании передовых людей России совершенно новые для своей эпохи подходы и концепции понимания и объяснения существующего строя и отношений между властью и обществом. И это новое понимание затронуло сущность самодержавия и крепостного права, принципы управления страной, возможную политическую, экономическую и социальную модернизацию.
В наши дни, в начале ХХI в., перед страной всё ещё болезненно остро стоит вопрос об историческом выборе оптимальных путей и форм общественного развития. Для преодоления трудностей и ошибок на этом пути необходимы «историческая поддержка, историческая опора…, тот резерв, который не используется; …диалог с историей…без всяких выбросов и вычерков» [8, с. 74]. Эта мысль в полной мере относится к истории декабризма в целом и к истории родовых дворянских гнёзд, из которых вышла целая плеяда выдающихся деятелей декабризма, носителей передовых идей века.
В истории важное место занимает политическая культура как отдельного человека, так и социальной группы, социума в целом. Уровень ее развития влияет на принятие тех или иных решений, ибо она связана с реализацией и выражением интересов людей.
Исследователи этой проблемы В.В. Трошихин и В.И. Теплов на материале новейшей истории России утверждают, что с недостатком политической культуры связаны негативные явления в прошлом и настоящем, а с ее высоким уровнем – надежды на лучшее в будущем [9, с. 4].
Данный фактор актуализирует необходимость исследования политической культуры личности, общества в историческом прошлом.
В первой четверти ХIХ в. проблема выбора исторического пути развития остро стояла перед Россией. Это был «вызов» истории. А.И. Герцен так охарактеризовал его суть: «…власть и мысль, императорские указы и гуманное слово, самодержавие и цивилизация не могли больше идти рядом» [10, с. 192].
«Ответ» на него попытались дать декабристы, совесть нации, её слава и гордость. О новом поколении образованных, передовых дворян говорил В.О. Ключевский в своей речи на торжественном собрании Московского университета, посвящённом открытию памятника Пушкину 6 июня 1880 г.: в них «…слишком много нравственной гибкости и умственного движения» [11, с. 395].
Да, их было немного [«тонкий слой» (Н.А. Бердяев) прогрессивно мыслящих дворян], но они оказывали влияние на российское общество, в их руках находилась «гегемония культуры» [12, с.7].
Хотя это сказано было о дворянской фронде в литературе второй половины ХVIII в., но вполне применимо к декабристам.
«Фронда» первой четверти ХIХ в. (К.Ф. Рылеев, Ф.Н. Глинка, А.А. Бестужев, Н.М. Муравьёв, В.К. Кюхельбекер, П.А. Катенин, Д.И. Завалишин, В.Ф. Раевский и другие) восстала не только против «повреждённых нравов», но и против самого феодально–крепостнического государственного и общественного строя, призывала к преобразованию России на новых, прогрессивных началах.
Главными вопросами для них были ликвидация крепостного права и ограничение (или даже полное ниспровержение) самодержавия. Эти политические установки и стали истоками формирования их новой, активистской по сути, политической культуры, которая и осветила весь путь декабризма.
Они наметили вектор выбора прогрессивного пути развития России. Многое из того, за что пострадали декабристы, в последующее время было осуществлено:
1861 г. – отмена крепостного права (хотя и не столь демократичная, как того хотели декабристы);
1864 г. – судебная реформа;
1864, 1870 г. – земская и городская реформы, развитие местного самоуправления;
1860-1870 гг. – военные реформы;
1906 г. – начало работы представительного двухпалатного законодательного учреждения с ограниченными правами (Государственная Дума, Государственный Совет). Госсовет (учрежден в 1810 г.) был преобразован во вторую палату парламента. Провозглашение гражданских свобод.
1861 – 1914 гг. (до начала Первой мировой войны) – сравнительно быстрый подъём экономики, рост хозяйственной и деловой инициативы населения.
Кроме того, декабристы оставили в качестве культурного наследия многие теоретические наработки в области, как мы теперь говорим, политической культуры, социальной мысли (идеи национального возрождения, развития русской национально-самобытной культуры, эстетики, приоритетности духовных ориентиров и целей, содействующих социальному и культурному прогрессу в цивилизационном развитии России и др.).
Сами же декабристы были выразителями такой нравственно–психологической и историко–культурной категории, как совесть нации, которая притягивала и ещё необозримо долгое время будет притягивать внимание учёных, писателей, искусствоведов и других исследователей.
При всей многочисленной и многожанровой литературе о декабристах, созданной за 180 лет, с разными оценками и подходами к изучению, все авторы сходятся в одном – в признании культурно–нравственного значения декабризма как явления в целом. В этот ряд входит и наша тема как отражение новаций политико–культурного знания. Она является междисциплинарной, ибо сочетает в себе философские, культурологические, исторические, политологические, социологические, психологические подходы к исследованию, что обусловлено рядом факторов.
Во–первых, универсализмом самого декабризма, ставшего предметом изучения многих общественно-гуманитарных и иных наук.
Во–вторых, развитием относительно новых научных отраслей знания – политологии и культурологии. Политика как общественное явление имеет глубокие исторические корни, но политология как наука, охватывающая теорию и практику политической жизни стран и народов, включающая категории всех общественных наук, завершила процесс своей институционализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х гг. ХХ в. – на Западе и в 80-х гг. – в нашей стране [13, с. 11-13]. Культурология как комплексная гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования, развития и способах постижения культуры находится в стадии завершения своего становления, поиска своего предмета и методов, теоретической зрелости. В 70-х – 80-х гг. ХХ в. вычленилась и подсистема этих наук – политическая культура [14, с.19-21].
В–третьих, самой постановкой проблемы: в системе «культура–общество» мы рассматриваем политическую культуру декабристов как двойственное явление: с одной стороны, это – компонент культуры, с другой – политики. Проблемы определения данного феномена в культурологии могут быть решены только при включении их в систему культуры и в поиск собственно культурных сторон в политике [15, с.10]. Конкретное выражение этих взаимосвязей мы находим в политико–культурной жизни России 1810-х–1880-х гг.
Действительно, декабристская политическая культура выработала новое политическое сознание, ориентации, нормы, традиции, поведение, установки политической жизни, ценности культуры, что в конечном счёте оформилось в политическую программу целостного декабристского движения как «концентрированное выражение социально–экономических и политических целей и задач» [16, с.8]. Тем самым декабристская политическая культура предстаёт совершенно новым ее типом – активистским, наступательным, который можно даже квалифицировать как «контркультуру», противостоявшую официальной, господствовавшей патриархально–подданнической культуре.
Для культурологии как науки, основным методом которой является единство объяснения и понимания человеческой культурной субъективности и в целом – научно–гуманитарной сущности самой культуры [17, с. 334-335, 346-347, 371], изучение в исторической ретроспективе русской общественно–политической и культурной жизни во всей ее сложности, порой противоречивости, взаимопроникновения политико–культурных связей и отношений является весьма актуальным.
Культурология в качестве гуманитарной науки о сущности, закономерностях бытия человека и понимания в нём смыслового содержания выражает себя в способах постижения культуры и реализации творческого человеческого духа. В совокупности дух и сознание предстают перед исследователем политической культуры в единстве двух её сторон.
К.С. Гаджиев подчёркивает актуальность изучения политических явлений в связи с их культурной сущностью и проявлениями в прошлом, как и в настоящем, чтобы прогнозировать будущее культурно-политического развития общества и государства [18, с. 52]. Мы полностью разделяем эту точку зрения.
Историография феномена декабристской политической культуры пока находится в стадии своего становления, ибо специальных исследований по данной теме нами не обнаружено. Однако по целостной проблеме декабризма существует обширная литература. Библиографический указатель Н.М.Ченцова «Восстание декабристов» зарегистрировал литературу, вышедшую по начало 1928 г. – четыре тысячи четыреста пятьдесят единиц публикаций; в библиографическом указателе литературы за 1928–1959 гг., опубликованном под редакцией М.В. Нечкиной, – две тысячи названий; по данным библиографического указателя с 1960 по 1976 гг., составленного Р.Г.Эймонтовой к 150–летию восстания декабристов, учтено три тысячи восемьсот наименований книг, статей и других публикаций; в аналогичном издании за 1977 –1992 гг. «Движение декабристов», вышедшем под научной редакцией С.В. Мироненко, содержатся данные о трёх тысячах двухстах наименований. В совокупности названные указатели охватывают всю отечественную литературу о декабристах по 1992 г. включительно – 13 450 публикаций книг, статей в сборниках, журналах, газетах.
Продолжаются исследования и сейчас, хотя поток литературы по декабристкой проблематике несколько ослаб. Более того, в работах некоторых авторов наметилась тенденция к отрицанию прогрессивной роли декабристов, их вклада в развитие российского политико-культурного процесса. Они считают, что память о декабристах «обросла толстым слоем позолоты», которую необходимо снять. При этом изменяется даже исторически традиционное название «декабристы» на: «шайка злоумышленников», «злодеи», «мятежники», «государственные преступники» и т. п.[19].