Немного позже выкопали ещё один пруд между дорогой на Коростково и Осугой; питался он водами «святого ключа», над которым была сооружена деревянная часовня . До этого «святого ключа» ежегодно в святой четверг совершался от церкви крестный ход. Таким образом, с постройкой южного каскада прудов усадьба с трёх сторон оказалась окружена водой, что, безусловно, смягчило климат.
Старый парк перед домом также подвергся коренной реконструкции и расширению. Александр Михайлович решил вынести из него все хаотично расположенные здесь постройки, за исключением храмика Ивана Михайловича и риги. Он убрал отсюда старый господский двор, оранжереи, погреб и избы.
На месте старого господского двора, располагавшегося перед восточным фасадом главного дома, создаётся партерная поляна. Опушки её были засажены группами декоративных кустарников: сирени, трескуна амурского, спиреи, боярышника, жёлтой акации, американской малины. На востоке поляна замыкалась древесной куртиной из дуба и липы.
Перед домом, по центру поляны, была устроена площадка с круглым цветником посередине. По оси она соединялась с другой, на которой располагались цветники круглой, овальной и шестигранной формы. К этой площадке от флигелей подходили две симметричные дугообразные дорожки. От площадки также две дорожки вели в парк. Территория вокруг площадок была украшена цветниками и декоративными кустарниками.
В парке посадили тополя, клёны, вязы, из кустарников – сирень, жёлтую акацию и шиповник.
Границами старого парка теперь стали: на востоке – проезжая дорога от моста вдоль реки к Дуловскому ручью, на юге – большая дорога с моста в село, на западе – Садовая улица, на севере – дорога от Садовой улицы на ключ брата Ивана Михайловича. По границам парка Бакунин устраивает живую изгородь по фашинной насыпи.
Деревянный храмик Ивана Михайловича обветшал и требовал большого ремонта. Александр Михайлович предпочёл бы на его месте построить новый каменный, так как «деревянное непрочно и опасно», да боится повредить при постройке корни деревьев, посаженных вокруг храмика братом, и вынужден будет ограничиться его ремонтом и побелкой.
Ригу переоборудовал он под турецкую паровую баню в виде красивой беседки, а вода была подведена в «печные подвалы трубою из фонтана».
Довольно сложные работы пришлось проделать по преобразованию существовавших в старом парке прудиков.
Засыпали небольшой Батюшкин пруд, и вода из ключа, в своё время обнаруженного Михаилом Васильевичем, по вновь проложенному закрытому каналу направляется в «бассейн». Из этого «бассейна» она по трубам поступала к фонтану и новому «бассейну» на месте погреба, а далее вновь по трубе – к «каскадцу». Засыпан был и старый Матушкин пруд, так как он обмелел. На месте чана для хозяйственных нужд устраивает Бакунин каменный бассейн, воду из которого затем направляет к тому же «каскадцу». От каскада вода попадала в ручей Михаила Михайловича и далее в реку. Через ручей перебросили красивый мостик, а берега его обсадили шиповником. Таким образом, был создан ещё один водный каскад.
Реконструировал Александр Михайлович и два маленьких пруда, расположенных внизу у реки. Щучий, или Тополевый, служивший садком для рыбы, был укреплён дёрном и огорожен живым плетнём, «как для красы, так и для того, чтобы рыба была цела».
«Пруд под садом» несколько расширяется, плотина укрепляется сланью, по ней прокладывается проезжая дорога от моста вдоль реки до Дуловского ручья и далее. Дорога эта проходила мимо ключа брата Ивана Михайловича, обустроенного вначале самим Иваном Михайловичем. Теперь же Александр Михайлович разрабатывает новый проект оформления родника, посвящённого памяти погибшего брата: «В центре ключа поставить циркуль и начертить круг, коего диаметр шесть сажен.» По этой линии он планирует проложить дорожку вокруг ручья. «Круг сей перерезать диаметром по течению реки на два полукружья. Верхнее полукружье должно быть аршином выше нижнего, всход на оный ступеньками, чтобы конной езды не было. На верхнем полукружье посадить в два ряда тополи. Скаты одеть дёрном и в круге устроить лавочки для сидения.» Бассейн вокруг родника предлагал А.М. Бакунин обсыпать землёй и придать ему вид естественного крутобережья, а другой полукруг оставить чистым для конной дороги, отделив от крутобережья перилами. Ручей от родника одеть дёрном, положить в русло большой кварцевый камень, воду под него пустить в трубе. Выходящая из-под камня вода должна далее по каменистому руслу попадать в Осугу. «Справа и слева посадить приличные деревья, а к реке так расположить, чтобы на лавочках сидя можно было рыбу удить. В круг кварцевого камня посадить цветные кусты и на камне поставить ваз с надписью на пьедестале – брату Ивану Михайловичу.»
Проект этот в полном объёме осуществлён не был, к 1830-м годам над родником возвели каменную арку, или грот, как называли его современники. Первое упоминание о нём находим на страницах памятной записки Варвары Александровны Бакуниной: «1828 г. май – грот в маленьком саде.»
О каменном гроте, сооружённом в прямухинском парке, часто вспоминал Михаил Бакунин в 1840-х годах в своих письмах из-за границы: «…Помнишь, Павел, как мы с тобой укрывались от июньского жара под гротом, как мы занимались посреди воды на камешках…» или: «Помните, как я переводил Беттину ночью, при свете фонаря в маленьком саду, на гроте…»
И даже И.С. Тургенев в своей поэме «Параша», навеянной общением с семьёй Бакуниных и особенно прямухинскими барышнями, упоминает о нём:
В саду ж был грот (невинная затея!),
И с каждым утром в этот тёмный грот
(Я приступаю к делу не робея)
Она – предмет и вздохов и забот,
Предмет стихов моих довольно смелых,
Она являлась в платьице простом,
И с книжкою в немного загорелых,
Но милых ручках…
Сооружение это можно хорошо представить по рисунку Н.С. Бакуниной.
На Дуловском ручье была сооружена плотина со спуском и мостом. По обе стороны ручья, следуя его изгибам, были посажены тополя, рябина, черёмуха и кустарники, а возле ручья поставлены лавочки и оформлено место для ужения рыбы. На лужайке, где стояла палатка Михаила Михайловича, построили каменную беседку. От скота Дуловский ручей был защищён живым плетнём.
На левом берегу Осуги соорудили несколько купален. Одна из них упоминается Александром Михайловичем в дневнике 1812 года – он описывает, как летом он с Варварой Александровной занимался отделкой прудика в саду и как ждал, пока она выйдет из купальни.
Около Маленькой рощи, существовавшей ещё при Шишковых и засаженной в основном белоствольными берёзами, Александр Михайлович делает новые посадки, «и маленькая рощица сделалась большою». У юго-западного подножия холма, на котором расположена Маленькая рощица, сажает Александр Михайлович в виде круга диаметром шестнадцать саженей, через полторы сажени друг от друга, лиственницы. «Лиственницы в большом кругу выращены мною из семечек», – писал Бакунин. Снаружи и внутри по периметру этого круга высаживает он жёлтую акацию. Этот интересный приём посадки деревьев встречается и в других усадебных парках, но такого большого диаметра и, соответственно, количества деревьев больше нет нигде.
В старой роще Бакунин расчищает дорожки, ставит лавочки, на опушке высаживает декоративные кустарники. На высокой обзорной площадке планирует он поставить каменную беседку.
Бакунин очень любил сеять быстро растущую лиственницу, в то время экзотичную для этих мест. Из его записок видно, что первые семена этого дерева были получены им в 1793 году от Н.А. Львова. К 1810 году они уже достигли высоты шести метров и с 15-летнего возраста стали плодоносить.
Пытался Александр Михайлович выращивать и сибирские кедры, но был вынужден признать, что ему «в сём деревце мало удачи». Из семян, присланных братом Михаилом Михайловичем с Кавказа, был выращен клён татарский. Из сада княгини А.М. Голицыной получил он отводки боярышника и таволгу, брат Иван Михайлович привез в Прямухино из Петербурга казацкий можжевельник, а из Москвы – бузину чёрную. Очень нравился Бакунину «прекрасный душистый куст» – чубушник, привезённый из Петербурга. Белая сирень была получена им из Москвы от И.Ф. Болкунова, он очень ценил её за неприхотливость, возможность стрижки, в результате чего можно получить «густой шпалер», и за то, что «зелень особенно долго держится осенью». Для живых изгородей применял Александр Михайлович американскую ежевику, дающую высокие колючие побеги, и шиповник виргинский. Сестра Анна Михайловна развела из семян барбарис.
Пытался Бакунин разводить в саду морошку-паленицу, шелковицу, мяту перечную, земляной миндаль, фаларис, аспарагус, лилию кандидум и реум пальматум, но все эти растения капризные, требовали укрытия на зиму.
Из цветов нравились ему флоксы, полученные от М.А. Львовой, маргаритки – от Н.М. Вревской, ирис германский – от барышень Болкуновых, а также пионы и вечнозелёное растение потериум. Занимался Александр Михайлович и прививками: так, он прививал грушу к рябине, «шпанские вишни» и сливы к черёмухе, но не всегда удачно.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ
Преобразует Александр Михайлович и хозяйственные постройки (службы), предназначенные для обеспечения быта обитателей усадьбы и располагавшиеся в основном северо-западнее и западнее господского дома, на Садовой улице.
Александр Михайлович предполагал построить ещё два двухэтажных флигеля и разместить в них службы. Это сократило бы вдвое количество печей и площадь крыш. На первом этаже одного флигеля должны были располагаться погреба, кладовые, столярная и ткацкая мастерские, на втором этаже – жильё. В другом флигеле – конюшня и каретный сарай на первом этаже, на втором – жильё. Но и этот проект остался на бумаге.
Рядом с существовавшей конюшней строятся новый просторный кирпичный скотный двор, грунтовые сараи и парники. Существующий плодовый сад Бакунин проредил, а в промежутках посадил владимирскую вишню. Западнее Садовой улицы он разбил и новый плодовый сад.
На южной стороне плодового сада, ближе к господскому дому, строится каменная оранжерея с баней и жильём для садовника, а «середи сада в виде башенки – караулка».
От главной сельской улицы хозяйственная зона усадьбы отделяется рядовой посадкой лип.
Двухэтажное кирпичное здание фабрики было построено, вероятно, в 1840-х годах, однако есть мнение, что оно существовало ещё при Шишковых. Известно, что у них в усадьбе находилась ткацкая фабрика по производству холста и грубого армейского сукна (сырьё – льняная и шерстяная пряжа – изготовлялось крестьянами на дому), но располагалась она, вероятно, в одном из деревянных зданий. О существовании фабрики в Прямухине упоминает и В.Г. Белинский, ничего не сообщая о том, что на ней производили и что из себя представляло её здание. Специалисты же на основании стилистических признаков относят постройку доныне сохранившегося здания ближе к середине XIX века.
Фабрика выстроена в стиле позднего классицизма, с характерным для периода его упадка скудным и маловыразительным декором. Стены сложены из кирпича на известковом растворе с подрезкой шва. Базируются они на фундаменте из «дикого» камня. Фасады их разделены на два яруса междуэтажной тягой. Нижний ярус (первый этаж) прорезан неглубокими полуциркульными нишами, в которых располагаются оконные проёмы. Окна второго этажа – высокие, с прямыми перемычками, без наличников. Вход в здание первоначально был с южного торца.
Внутри оба этажа разрезаны продольными коридорами, на нижнем этаже коридор перекрыт цилиндрическим сводом, разделённым арками на три части. Комнаты первого этажа, расположенные по обе стороны коридора, перекрыты крутыми цилиндрическими сводами и длинными распалубками. Второй этаж имеет плоские деревянные перекрытия. Коридор разделён двумя арками. Все стены внутри оштукатурены. Сведения о характере существовавшего внутри здания производства разноречивы. Известно, что в 1853 году здесь был сыроваренный завод, в 1873 году – винный завод, в 1881 году – писчебумажное производство, а в последние годы перед революцией в нём ткали льняное полотно.
В 1867 году в здании фабрики на втором этаже была открыта земская школа. Для одарённых детей, которых принимали в неё, организовали общежитие и библиотеку с читальным залом.
Сзади мануфактуры было выстроено кирпичное здание склада, а ещё ближе к реке – оранжерея.
Здесь же, на Садовой улице, севернее дороги на ключ Ивана Михайловича, хотел Бакунин построить «каменную больницу и пригородить к ней живым плетнём огород и сад врачебных растений для пользы и для прогулки». Далее за больницей планировал он «построить в безопасном расстоянии, но в перспективу из дому каменный магазейн». Эти проекты Александра Михайловича исполнены не были.
На противоположном, правом берегу реки были размещены хозяйственные постройки: мельница, зерносклады, кузница, конюшня, птичник, рига, пелевни . Их Бакунин также перестраивает и обустраивает. Так, «плотинные быки» планирует он «сделать прямыми, чтобы вода не в берега била», а рядом с мельницей соорудить «молотильную водяную машину».
Все сооружения со стороны усадьбы Бакунин маскирует посадками деревьев, «как для виду, так и в безопасность от огня».
Так Александром Михайловичем Бакуниным в усадьбе Прямухино на деле была реализована основная просветительская идея, заключающаяся в сочетании рациональности, разумности и естественности.
ЖЕНИТЬБА А.М. БАКУНИНА
За первые двадцать лет жизни Александр Михайлович показал себя неплохим хозяином: как было уже сказано ранее, в 1791 году долг семьи составлял 53 тысячи рублей, 1804 году – 36 тысяч 500 рублей, а к февралю 1810 года, несмотря на развернутое серьёзное усадебное строительство, долг уменьшился до 24 тысяч 453 рублей 42 копеек, из них Бакунины должны были во «вспомогательный банк» 16 тысяч 645 рублей 50 копеек (было сделано два займа), в приказ – 3 тысячи рублей, остальные долги были частным лицам. Александр Михайлович планировал рассчитаться с долгами к 1822 году, то есть в течение двенадцати лет, для чего он брал в учёт и доход с казанского имения, и с осташковских земель, хлебный доход, доход с мучных мельниц и мелкие оброчные доходы, а в случае успешной работы пильной фабрики, доход от которой планировался в размере 5 тысяч 288 рублей в год, он считал возможным рассчитаться в течение пяти лет, «а при неудаче – в шесть» лет.
Однако дальнейшая женитьба и рождение большого количества детей привели к значительному увеличению семейных расходов. Не только не удалось погасить имевшиеся перед женитьбой долги, но и пришлось занимать вновь.
Шли годы. В 1806 году А.М. Бакунин был избран предводителем дворянства Тверской губернии. «Меня выбрали в отсутствии, – пишет он 20 мая 1806 года брату Михаилу Михайловичу в Могилёв, – без ведома моего, противу воли, я прошу губернатора об увольнении – он отвечал, что уволить не может, а может только представить министру. Я побоялся, всё равно спросят, что за Бакунин? – брат могилёвского губернатора?..»
К 1810 году Александру Михайловичу было уже 42 года. Двадцать лет занимался он родительским имением, похоронил отца, многих друзей, а у самого до сих пор нет ни семьи, ни детей. В стихах его этих лет то появляются молитвы о любви:
Приди, любовь, приди, рассмейся,
Воспламени холодну грудь,
В крови моей, в душе разлейся,
Дай мне от радости вздохнуть…
то приходят на ум мотивы смерти, ухода из этой жизни:
Распростясь с людьми, с заботой,
В дальний я пустился путь.
Жизнь казалася работой,
И хотелось отдохнуть.
Шёл я скорыми шагами,
И близка была ко мне
Под высокими соснами
Там часовня на холме ,
Где конец мечтам тревожным
В недрах хладныя земли
И тем слаще сон дорожный,
Чем томительнее шли.
Обозрев спокойным оком
Неизбежный всех предел,
Ношу жизни одинокой
Сбросить я с себя хотел.
И вот в 1810 году он влюбляется в восемнадцатилетнюю девушку – Варвару Александровну Муравьёву.
Мать её, Варвара Михайловна, урождённая Мордвинова, после смерти первого мужа, отца Варвары, бригадира артиллерии Александра Федоровича Муравьёва, родственника всех декабристов Муравьёвых, вторично вышла замуж за Павла Марковича Полторацкого, чьё имение Баховкино находилось в 30 километрах от Прямухина. Родными братьями Варвары Александровны (по матери) были Александр Павлович Полторацкий, впоследствии ставший членом декабристских обществ «Союз спасения» и «Союз благоденствия», Алексей Павлович Полторацкий, в 1820–1823 годах – кишиневский приятель Пушкина, с 1839-го по 1863 год занимавший пост председателя тверской казенной палаты, а сестрой – Елизавета Павловна, бывшая замужем за П.Н. Безобразовым. Это потом у неё останавливались Бакунины во время приездов в столицу.
Семьи Бакуниных и Полторацких в начале XIX века уже породнились: в 1803 году сестра Александра Михайловича Татьяна вышла замуж за брата хозяина имения Баховкино – Александра Марковича Полторацкого.
Знакомство их могло состояться как в Баховкине, так и в Прямухине: общались семьи Бакуниных и Полторацких довольно активно, часто приезжая друг к другу. Александр Михайлович Бакунин, по описанию одного знакомого, встретившего его в Торжке, был «близорук, неловок, не слишком опрятен, имел чёрные волосы и сросшиеся брови, был добр, знающ, умён и… писал стихи».
Не рассчитывая на успех в сватовстве, Александр Михайлович уже собрался покончить жизнь самоубийством, но сестра Татьяна взялась всё уладить, и вскоре Варвара приняла предложение Бакунина – 3 июня 1810 года состоялась их помолвка, а 16 октября, накануне дня рождения Александра Михайловича, состоялось венчание в прямухинской домовой церкви.
Теперь в стихах его появляются совсем другие мотивы:
И хранитель мне явился,
Ангел жизни и любви.
Лель в очах светился ясных,
Чистым пламенем горя,
Как возвестница дней красных –
Утра тихая заря.
Я стоял в недоуменье,
Но к ногам его упал,
Когда в ангельском явленьи,
Милый друг, – тебя узнал.
Грудь моя затрепетала.
Закипела хладна кровь,
Нову жизнь мне даровала
Всемогущая любовь.
Варвара Александровна Бакунина, ур. Муравьёва.
Сохранилось воспоминание А.П. Керн о первых днях супружеской жизни Бакуниных: «Я его (Александра Михайловича) помню, когда он после свадьбы приезжал в Берново, и мы любовались детьми умению его жить и любить свою жену. Она была молодая, весёлая, резвая девушка: он – серьёзный, степенный человек, и, однако, на них было приятно смотреть. Я помню их сидящими дружно рядом, когда он её кругом обнимет своими длинными руками, и в выражении её лица видно было, как она довольна этой любовью и покровительством. Иногда она его положит на полу и прыгает через него, как резвый котёнок. Его положение тогда не было ни странно, ни смешно. И тут являлись с любовью покоряющая сила и доброта – идеал доброты! Помню ещё раз бальный вечер; они сошлись в нашей общей комнате с маминькой; он лежал на её кровати, она, в белом воздушном платье, прилегла подле него, и как он, шутя, уверял её, что кольцо, надетое на его палец, не скинется, врастет в него; она беспокоилась, снимала его, велела подать воды, мыла, а он улыбался и, наконец, успокоил её, что это была шутка».
В ТВЕРИ
Александр Михайлович после женитьбы восстановил свои светские связи и ради молодой жены некоторое время жил с ней в Твери. Поселились Бакунины в доме Кондратия Леонтьевича Ефимовича. Здесь в 1811 году знакомится он с приехавшим в Тверь уже известным портретистом О.А. Кипренским. В «Дневнике за 1811–1812 годы», который вёл Бакунин, и уничтоженном им, но затем в 1813 году по памяти восстановленном и находящемся ныне в рукописном отделе Пушкинского дома, Александр Михайлович так вспоминает об этом: «Из всех знакомств приятнейшим мне тут было, через Катеньку Муравьёву , с Орестом Адамовичем Кипренским, с которым мы взаимно друг друга полюбили. Он редкий художник.»
Варвара Александровна в это время ждала своего первого ребенка и не могла появляться ни при дворе великой княгини Екатерины Павловны, что находился в Тверском императорском путевом дворце, ни в других общественных местах. «Мы жили тихо, спокойно и весело, – вспоминает дальше Александр Михайлович, – великая княгиня прислала мне каталог своей библиотеки и позволила отпускать мне из оной по запискам моим книги. Поутру встав и напившись кофею, я занимался чтением, писал домой или в Баховкино, Варинька училась генерал-басу у Лодия – после ходили гулять – обедали в два часа – после обеда я отдыхал – опять ходили гулять пешком – вечер занимались музыкою, рисованием, чтением. Гуляли мы обыкновенно пешком по валу и на набережной, которую тогда отделывали.»
Итак, музыкальные уроки Варвара Александровна брала у итальянца Лоди, а уроки рисования – у О.А. Кипренского. С графической работы Кипренского (портрет мужа) на одном из уроков рисования она сделала копию. К сожалению, ни сам портрет, ни его копия не сохранились. Но в Государственной Третьяковской галерее находится «Портрет неизвестной», выполненный итальянским карандашом на листе бумаги размерами 27,8х19,2 см., надпись на нем гласит: «4 ноября 1811. Тверь» и монограмма Кипренского «ОК» – это портрет В.А. Бакуниной.
В том же «Дневнике» по поводу написания этого портрета Александр Михайлович Бакунин делает следующую запись: «…В девятый день, кажется, после родов , начал Кипренский рисовать карандашом портрет Вариньки, который не очень ему удался – Варинька ещё так была слаба, что, слушая Лоди, который разыгрался на фортепиано, сделалось ей дурно».
Только после того как Варвара Александровна полностью оправилась после родов, она вместе с Александром Михайловичем была приглашена на обед в Каминный зал Путевого дворца и представлена их высочествам – великой княгине Екатерине Павловне и принцу Георгу Ольденбургскому. «Не помню, тогда же или после великая княгиня сказала Вареньке между прочим, что Кипренский в портрете ей не польстил», – пишет Бакунин.
С Орестом Кипренским Бакунины ещё некоторое время переписывались. В одном из писем 1813 года Кипренский просил Варвару Александровну прислать сделанные им графические портреты Александра Михайловича и Варвары Александровны, чтобы снять с них для себя копии, но Бакунин в ответном письме сообщил, что портретами этими они очень дорожат, и предлагал сделать с них копии одному их общему знакомому тверскому художнику, – так и остались портреты в Прямухине. В свою очередь, А.М.Бакунин выражал желание «иметь со временем образ собственно вашей работы украшением храма и памятником вашей дружбы», то есть хотел получить работу Кипренского для строящегося храма, но так, вероятно, ничего и не получил. Портрет же Вареньки до 1918 года находился в Прямухине, затем – в собрании И.С. Остроухова – Музее иконописи и живописи им. И.С. Остроухова, а с 1929 года – в ГТГ.
Из того же «Дневника за 1811–1812 годы» становится известно, что А.М. Бакунин встречался при дворе великой княгини Екатерины Павловны и участвовал в дискуссиях на литературные и исторические темы с Н.М. Карамзиным.
После прочтения дневника становится более или менее ясной ситуация во взаимоотношениях А.М. Бакунина с Н.М. Карамзиным и снимается вопрос о возможном посещении Прямухина историографом. Вот что пишет Бакунин : «Познакомился я в Твери с профессором Булле, человеком, учёностью своей весьма известным. Однажды при нём показывали какую-то монету Карамзину. Её высочество спросила Карамзина о значении надписи латинской. Он искусно замял этот вопрос. Булле привёз эту монету ко мне, с другими. Варинька, помнится, спросила меня о надписи, которую я перевёл ей, хотя очень плохо латынь знаю. Булле не удержался и сказал: «Но вы знаете более нашего историографа». Карамзин в великом был уважении у Их Высочеств, барился, а жена его пуще его. Со мной был учтив, но только я и виделся с ним раз у губернатора, а другой случилось обедать вместе у Их Высочеств. Я спросил его мнения о начале имени русов и рода наших князей. Он решительно отвечал мне, что шведы и пр. Великая княгиня подошла: «Историограф и дилетант привели одни и те же исторические факты, о которых мы говорим, о происхождении русов и их государей. Вы согласны с этим?» – «Нет, мадам, у меня абсолютно другое мнение. Тут Карамзин говорил, что древле римляне обладали следом – а теперь очередь немцев. Я приметил, что следы обладания татарского и пр. сохранились поныне в России, а следов немецкого обладания вовсе нет.» Великая княгиня, улыбаясь, от нас отошла. За столом Карамзин рассказывал об Аристотеле, строителе Успенского собора. Я дивился, как можно высказывать то, что всем известно и со всеми обстоятельствами давно в описании Левшина Успенского собора напечатано. Великая княгиня говорила мне, «что у меня много фабрик и что я много знаю о земледелии». Но как я ни на то, ни на другое не согласился, то она продолжала: «Но я знаю, что вы много хорошего делаете в деревне, хотя вы и с этим не согласны». Я отвечал: «Это покушение на репутацию, мадам.» Иные уверяли, будто я, сказав это, посмотрел на Карамзина, но я, право, не имел сего намерения. Карамзин читал по вечерам свою Историю Их Высочествам. Я не могу судить о ней. Потому, что никогда на сих вечерах не был. Тут приглашались только самые знатные или близкие Их Высочествам люди.»
Великая княгиня Екатерина Павловна благоволила к А.М. Бакунину, ему предлагалось место попечителя Казанского университета или гофмейстера великокняжеского двора, однако Александр Михайлович, равнодушный к почестям и блеску придворной и светской жизни, отказался от них.
Осенью 1811 года Бакунины уехали в Прямухино, а в марте 1812 года Тверь покинул и Кипренский. Одной из причин их отъезда в имение была дороговизна жизни в Твери. А.М. Бакунин писал в дневнике: «В Твери мы пожили весело, но без денег в городе жить невозможно. Бабушка Катерина Александровна прислала Вариньке перед отъездом нашим из деревни тысячу рублей… Я занял с матушкиного позволения в приказе 9520 рублей сроком осьмилетним… Из 9520 вычли процентов – около 600, осталось, следовательно, 8920. Из сих заплатил я тысячу пятьсот рублей долгу Д.К. Мячкову, две тысячи Л.А. Теильсу, тысячу М.В. Храповицкому. На семь сот купил я скота у Петра Марковича Полторацкого, на триста рублей провизии для дома. И так прожили мы тысяч пять побольше месяца в четыре, хотя муку, крупу, птиц, овёс, сено из дома имели. Дороговизна в Твери на всё была необыкновенная, а мы жили весьма скромно. Я не жалею о сих деньгах, а жалею очень, что не имею достатку к доставлению Вариньке побольше приятного в жизни».
Возвратясь в Прямухино, они отдыхали от городского шума, иногда навещали родственников в Бернове, Грузинах, Торжке, Василёве, Баховкине.
В начале 1812 года было куплено и доставлено в Прямухино фортепиано – то, вокруг которого потом собиралась вся семья, музицировали дети, играли знаменитые гости. «Дорога портилась, – писал в дневнике по этому поводу А.М. Бакунин, – и мы уже теряли надежду получить наше фортопиано. Наконец оно прибыло. Надлежало, по предложению Павла Марковича, держать его несколько дней в сухом и прохладном месте, но терпения нашего не стало. Мы его внесли, и, к радости нашей, фортопиано прекрасное. Выбирал Александр Мордвинов, хлопотал Павел Маркович. Стоило 1200 рублей. Деньги Варинькины. Я более Вариньки его прибытию обрадовался, потому что для неё была только одна радость, а для меня две: 1 – иметь хорошее фортопиано, а 2 – Варинькину радость.»
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
К осени 1816 года у Бакуниных было уже пятеро детей: дочери – Любовь (1811), Варвара (1812), Татьяна (1815), Александра (1816), и сын Михаил (1814). После родились ещё пятеро сыновей: Николай (1818), Илья (1819), Павел (1820), Александр (1821) и Алексей (1823) и дочь Софья (1824), которая умерла, не достигнув двухлетнего возраста, от дифтерии. И основной заботой Александра Михайловича стало воспитание детей.
Под руководством Александра Михайловича дети изучали французский, немецкий, итальянский, английский языки и латынь, причём каждый изучал с отцом какой-то один язык, а в результате общения они перенимали друг у друга познания в других языках, тем самым одновременно как бы изучались все пять языков.
Бакунин писал в своей поэме, что дети
…на пяти языках разных,
учась взаимно, говорят.
Так как
Любовь наречьем итальянским,
Немецким дума говорит.
………
Французским водевиль смеется,
Британец славит короля.
Варвара Александровна занималась с детьми музыкой, пением и рисованием:
И днём учила, повторяя
За дочками сто раз и сто,
Как мелоди перебирая,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до…
Терпеньем лень одолевая,
Ты душу им свою дала
И, в хоре певчем напевая,
Их капельмейстером была.
В архивах сохранились нотные тетради Алексея Бакунина с упражнениями по теории музыки и гармонии. Большое количество сочинений выполнено им на высоком уровне, что свидетельствует о музыкальном даровании Алексея и серьёзности обучения. Дошел до наших дней и написанный им в 1863 году в Зайкове «Псалом №12″ – произведение для голоса и струнного квартета, предназначенное, в отличие от церковных псалмов, для домашнего пения.
Татьяна хорошо играла на арфе, Михаил – на скрипке, Варвара – просто прекрасно – на фортепиано, с ней часто в четыре руки играл и Николай. Обучали детей ещё игре на виолончели и мандолине.
И покинув родительское гнездо, младшее поколение Бакуниных не оставило музыкальных занятий. Алексей во время учёбы в Московском университете брал уроки музыки у Л.Ф. Лангера, временами поражая учителя своими выдающимися способностями. Николай на всю жизнь остался не только страстным поклонником, но и организатором домашних музыкальных вечеров. Варвара, живя в Германии, также часто устраивала такие вечера.
Рисованием в семье увлекались все дети, но наибольших успехов достиг всё же Александр. До наших дней дошли несколько его рисунков и акварельный портрет брата Алексея, все они – в экспозиции Тверского объединённого музея.
Неплохо рисовал и Михаил: известно несколько его автопортретов и портрет Гегеля.
Сохранилось и несколько рисунков Алексея, в том числе карандашный портрет Тургенева.
Богатейшая библиотека, собранная Бакуниным, давала возможность познакомить детей с произведениями выдающихся европейских и русских писателей и поэтов:
Крылова, Пушкина, Козлова,
Жуковского читаем мы
И перечитываем снова,
Встречаем новые цветы.
И Ломоносов, гений мощный,
В беседе нашей не забыт…
Львов перевёл Анакреона,
Гомера – Гнедич воскресил.
Читал я некогда Байрона,
Но, слава богу, позабыл.
Чтение сменялось подвижными играми, иногда – шахматами:
Но полно с книжками возиться,
Ума полемика не даст,
А лучше, дети, порезвиться
Дружнее – кто во что горазд.
Пошла возня – забыв уроки,
В столовой бегают, шумят,
А тут задумалися доки:
Шах ферязи царю – и мат!
Александр Михайлович очень уважительно относился к своим родителям, бережно – ко всему созданному ими, и очень любил и уважал свою жену. От своих детей он надеялся в дальнейшем получить то же. Ещё в дневнике своём в 1811 году он писал: «Чем более детей, по моему мнению, тем более радости. Я не знаю, почему я уверен, что наши дети будут любить нас всем сердцем, будут считать нас лучшими друзьями, ни в чём от нас не будут таиться… О, я уверен, что Бог услышит мою молитву, и мы будем ими утешены. Мне дети мои после Варюши всего на свете дороже. И Варюша, любя детей своих, ещё более будет дорожить их отцом. Я для неё оживу в них, и ничто никогда не разлучит нас с нею». В поэме «Осуга» можно найти много очень нежных строк, посвящённых жене. Так, описывая грозу, застигшую их в парке, Александр Михайлович пишет:
Ты с радостью ко мне прижалась,
Коса густая расплелась,
Лицо горело, грудь вздымалась
И – ливнем полил дождь на нас.
Видимо, Варвара Александровна полностью соответствовала тому идеалу женщины – хранительницы семейного очага, который он нарисовал в своей поэме:
А женщине – домашний быт.
Она его, как ангел мирный,
Под кровом крыл своих хранит.
Совет и дружбу водворяет
И дом ея – как небеса.
В согласный хор соединяет
Единодушны голоса…
Александр Михайлович был уверен сам и уверял других:
Кто с милою женой в совете
И добрым умыслом живёт,
Тот верует теплу на свете,
И Бог ему тепло даёт.
Помогали «многодетной» матери выкармливать детей кормилицы из молодых чистоплотных крестьянок. Известно, что кормилицей Николая была Анна Ларионова, бабушка Я.А. Морякова, чьи воспоминания будут цитироваться на страницах данной книги.
Александр Михайлович выработал свои правила-заповеди воспитания детей и руководствовался ими в течение всей своей жизни:
1. Приобретать ласковым, дружеским и снисходительным обращением искренность и любовь детей своих.
2. Не оскорблять их несогласием не только с моими прихотями, но и со мнениями, и когда нужно вывести их из заблуждения, убеждать их в истине советами, примерами, рассудком, а не отеческою властью.
3. Отнюдь не требовать, чтобы они меня исключительно любили, но радоваться новым связям их, лишь бы непорочны были, как залогом будущего их и, по смерти моей, благополучия.
4. Стремиться, чтобы они праздными никогда не были и жили по возможности нашей весело и приятно.
5. Как скоро достигнут совершенного возраста, сделать их соучастниками нашего имущества… Варинька моя так молода, что могу и её причесть к детям своим. Она как старшая дочь, пусть и управляет моим семейством.
6. Не требовать, чтобы дети мои волею или неволею богомольничали, а внушать им, что религия единственное основание всех добродетелей и всего нашего благополучия…
Когда вечернею порою
Сберётся вместе вся семья,
Пчелиному подобно рою,
То я счастливее царя…
Кто с книгою, кто с рукодельем
Беседуя в кругу стола,
Мешаючи дела с бездельем –
Чтоб не сойти от дел с ума.
Все прочитанное, по существовавшей традиции, обсуждалось в кругу семьи. Так формировались взгляды детей, их вкусы и предпочтения.
Один из главных принципов Александра Михайловича в воспитании детей – общение с природой. Здесь первое место занимали прогулки: по парку, по окрестным полям и лесам, при этом он знакомил детей с флорой и фауной, рассказывал об истории края, об обычаях и нравах народа, формируя у детей определённую систему взглядов и нравственных ценностей. Одно из стихотворений, написанных Бакуниным в 1826–1828 годах, так и называется: «Прогулка». Кроме строк о русском народе, уже приведённых ранее, здесь есть и такие назидательные строки:
Будь летом краше,
Солнышко наше,
Душу в бездушное тело вложи,
Не разрушая,
А соглашая
Собственность личную с пользою всех –
Тогда и слуги
Будут нам други,
А не сокрытые в доме враги:
Нужда к работе
Придаст нам охоты,
Дармоедов – на рудники.
Дети достойно оценили нежную заботу и душевную теплоту отца.
Через много лет, находясь за тысячи верст от Прямухина, Михаил Бакунин вспоминал в письме к отцу:
«Вы были для нас всех чем-то великим, выходящим из ряда обыкновенных людей. Вы редко бранили и, кажется, ни разу не наказывали нас… Я помню, с какой любовью, с какой снисходительностью и с каким горячим вниманием вы слушали нашу детскую болтовню… Я никогда не забуду этих вечерних прогулок… где вы рассказывали какой-нибудь исторический анекдот или сказку, где вы заставляли нас отыскивать редкое у нас растение… Помню ещё один лунный вечер: небо было чисто и усеяно звёздами, мы шли в Мытницкую рощу и вы рассказывали нам историю солнца, месяца, туч, грома, молнии и т.д. Наконец, я помню зимние вечера, в которые мы всегда читали «Robinson Crusoe», и это было для нас таким великим, таким неограниченным наслаждением. Потом наступал Великий пост, и мы вместе с вами говели, и Страстная неделя имела для нас что-то неизъяснимое, торжественное… Эта святая торжественность, нарисованная на вашем лице, эти чёрные ризы, эта мрачная и грустная служба, поздние всенощные… После всенощной мы приходили в гостиную, которая не была ещё освещена… вы говорили нам о страданиях, о божественной святости Спасителя… Потом, когда подавали свечи, мы вместе читали Евангелие… наступала среда, и мы вместе исповедовались и после исповеди собирались вечером к ужину, и было так тихо, так светло, так торжественно… Мы не понимали тогда, но чувствовали, что совершается что-то великое… Вы, маменька, сёстры, все мы были в одной комнате: тут не было никого постороннего, никто не разрушал своим неуместным присутствием этой святой гармонии… О, всё это слилось, неразрывно слилось с нашей жизнью!»
А чего стоила такая трогательная сцена:
В ноябре 1834 года, когда семья в полном составе впервые покидала Прямухино и отправлялась на зиму в Тверь, А.М. Бакуниным была сочинена прощальная песня «Настал уж час, готовы кони…», которая предназначалась для семейного хора и должна была исполняться на мотив швейцарской песни «Es kommt die Zeit». Вспоминая в письме к А.А. Беер момент расставания с Прямухином, Татьяна Бакунина писала, что сестра Варвара села за фортепиано, а остальные братья и сёстры начали петь эту песню: «Но только начали второй куплет, слёзы прерывают Любенькин голос, все следуют её примеру, никто не может кончить!»
Настал уж час, готовы кони!
Село Прямухино, прости!
В город скучный, в город душный
Ехать мы теперь должны.
Другие будут там законы,
Свобода сельская, прости!
Дом, где жили наши деды,
Дом прямухинский, прости!
Дом печальный, как опальный,
Оставаться будешь ты.
Дом, где жили наши деды,
Дом прямухинский, прости
Сад, руками насажденный
Отца и матери, прости!
Ты священный, незабвенный,
Будешь нам залог любви.
Ключ, которого мы пили
Воду чистую, прости!
И ты, нам милая, родная
Осуга светлая, прости!
И купались, и плескались
В светлых мы твоих струях –
Осуга тихая, родная,
Подруга верная, прости!
Храм, где Сони нашей милой
Прах покоится в земле,
Ты святая, нам родная,
Бога там за нас моли!
Храм, где Сони нашей милой
Прах покоится, прости!
Зовут, зовут, готовы кони!
Село Прямухино, прости!
Край священный, незабвенный,
Край нам милый, край родимый,
Надолго мы тебя покинем,
Святая родина, прости!
Новая страница жизни в Прямухине начинается в 1835 году, когда после учёбы в артиллерийском училище и года военной службы старший сын Михаил, направленный в служебную командировку в Тверь, приехал в родное имение и, сказавшись больным, решил бросить военную службу и заняться более достойным делом.
Возвратился уже не тот Мишель, что покидал усадьбу семь лет назад: теперь это был довольно самоуверенный, самонадеянный и честолюбивый юноша, мнения которого были зачастую категоричны, а поступки – вызывающи и дерзки. Он считал и заявлял об этом отцу, что ему, как человеку чувствующему и мыслящему, нет места в армии, что он видит своё предназначение в служении более высоким идеалам, уровень которых – всё человечество.
К этому времени у него уже сформировалось своё жизненное кредо, отчасти изложенное в его письмах.
«А в чём заключаются основные идеи жизни? – Это любовь к людям, к человечеству, стремление к совершенствованию… Что же такое человечество? Бог – заключённый в материи. Его жизнь – стремление к свободе, к соединению с целым. Выражение его жизни – любовь. Этот основной элемент вечного», – писал он Наталье Беер. «Всё, что живёт, что есть, что прозябает, что только существует, – должно быть свободно, должно доходить до своего собственного сознания, возвращаться до этого божественного центра, который одушевляет всё сущее. Абсолютная свобода и абсолютная любовь – вот наша цель: освобождение человечества и всего мира – вот наше назначение,» – внушал Мишель сестре Татьяне.
Александр Михайлович, скептически относившийся к философским рассуждениям Михаила, был раздражён нежеланием сына исполнять военную службу, а ещё более – его открытыми рассуждениями о свободе и внушением этого понятия, совершенно не имеющего, по мнению Александра Михайловича, отношения к женщине, сёстрам.
Но Михаил вполне осознанно и целеустремлённо начинает готовить себя к избранной высокой миссии.
В конце марта 1835 года, в один из своих приездов в Москву, в доме Бееров он знакомится с Николаем Станкевичем, молодым философом и литератором, год назад закончившим Московский университет и возглавлявшим небольшой философский кружок. При первой же встрече молодые люди проявили интерес друг к другу, и после возвращения Мишеля в Прямухино завязалась их переписка. Члены кружка Станкевича – А.П. Ефремов, В.П. Боткин, И.П. Клюшников, В.Г. Белинский – уже были знакомы с Александром Михайловичем Бакуниным и двумя его дочерьми: Татьяной и Любовью, чуть раньше приезжавшими в Москву и останавливавшимися у Бееров. Семья Бееров к 1835 году состояла из матери – Анастасии Владимировны, довольно взбалмошной и упрямой женщины, двух сыновей – Алексея и Константина, и двух дочерей – Александры и Натальи. Алексей Беер, в бытность студентом, состоял членом кружка Станкевича и часто предоставлял свой дом для вечерних встреч друзей. Наталья Беер, кроме этого, была ещё и влюблена в Станкевича. А с Бакуниными Бееры были хорошо знакомы потому, что их имение Попово находилось рядом с Прямухином.
Бакунин привлёк Станкевича и его друзей и своей внешностью: высокий рост, атлетическая фигура, крупная голова с мощной, поистине львиной гривой, звучный голос, характерная манера разговаривать, сопровождая речь жестикуляцией, и тем, что он был братом очаровательных сестёр, с двумя из которых молодые люди уже были знакомы, о двух других много слышали, а имена всех сестёр «глухо и таинственно носились в кружке как осуществление таинства жизни».
В начавшейся с апреля 1835 года переписке между Михаилом Бакуниным и Николаем Станкевичем, осуществлявшейся с соблюдением всех правил эпистолярного этикета: обращением на «Вы», «Милостивый государь», «Ваш покорный слуга», Станкевич заверяет Бакунина, что вполне разделяет образ его мыслей и желает их сближения.
Как бы подтверждая правильность избранного Михаилом пути, Станкевич писал ему: «Философия не может решить все наши важнейшие вопросы, но она приближает к их решению, она зиждет огромное здание, она показывает человеку цель в жизни и путь к этой цели, расширяет ум его…»
Сближение их состоялось во время пребывания Станкевича вместе с Ефремовым в Прямухине в середине октября 1835 года. На семейное торжество – день рождения Александра Михайловича – были приглашены и соседи по имению – Бееры.
Пока Ефремов «своей любезностью увеселял дамское общество», которое состояло из сестёр Беер и сестёр Бакуниных, Станкевич уединялся с Михаилом Бакуниным иногда в его уютной комнатке на первом этаже, а чаще – наверху, в комнате, которая выделялась гостям; и с трубками в зубах, в клубах табачного дыма строили планы на будущее, делали первые попытки вникнуть в философское учение Канта.
В стенах прямухинского дома звучали теперь такие слова, как «метафизика», «теория познания», особенно будоражило воображение принимавших иногда участие в философских беседах прямухинских барышень такое понятие, как «чувственное восприятие», по Канту, только и дающее реальные сведения о действительном мире.
Если раньше прерогатива изложения философских мыслей и понятий принадлежала только Александру Михайловичу, то теперь философскими категориями начало постепенно выражаться и даже мыслить почти всё молодое поколение Бакуниных.
И именно в это время в стенах бакунинского дома поселилась любовь – между Станкевичем и Любенькой постепенно стали развиваться любовные отношения.
Не осталась равнодушной к гостю и Варвара… Мы расскажем об этом на страницах, посвящённых сёстрам.