Портрет А.П. Елагиной. Художник Н. Неврев. 1870-е гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Елагина Авдотья Петровна
Материал из Википедии
Авдо́тья Петро́вна Ела́гина (11 [22] января 1789 — 1 [13] июня 1877, Дерпт) — урождённая Юшкова, по первому браку Киреевская. Мать Ивана и Петра Киреевских. Хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик.
Авдотья Петровна родилась в селе Петрищево Белёвского уезда Тульской губернии в семье помещика Петра Николаевича Юшкова[1], занимавшего видное место в тульской губернской администрации. Её мать Варвара Афанасьевна Бунина (1769—1797) была сестрой по отцу и крёстной Василия Андреевича Жуковского, который стал первым учителем Авдотьи Петровны и на всю жизнь её другом. Учителем русского языка был, руководивший литературными вечерами в доме Юшковых, Феофилакт Гаврилович Покровский.
Н. Неврев. Портрет А. П. Елагиной, 1870-е, Третьяковская галерея
После ранней смерти матери (от чахотки), Авдотья Петровна вместе с сёстрами Анной, Екатериной и Марией воспитывались у их бабушки, Марии Григорьевны Буниной (урожд. Безобразова; 1729—1811) в селе Мишенском.
В 16 лет (16 января 1805 года) Авдотья Петровна была выдана замуж за Василия Ивановича Киреевского (1773—1812)[2] Киреевский был образованным человеком: знал пять языков, собирал библиотеку; «был религиозен до нетерпимости, ненавидел Вольтера, скупал и истреблял его сочинения»[3]. Жили Киреевские селе Долбино близ Белёва; в счастливом браке у них родились четверо детей. В 1812 году В. И. Киреевский на свои средства, «без всякого полномочия или приглашения от властей», расширил орловскую больницу, где содержались раненые. Умер 1 (13) октября 1812 года от тифа. После смерти мужа Авдотья Петровна уехала с детьми к тётке, Екатерине Афанасьевне Протасовой — вдове брата Анастасии Ивановны Плещеевой тульского губернского предводителя дворянства Андрея Ивановича Протасова, которая с двумя своими дочерьми, Марией и Александрой, жила в Орле и возле Орла, в имении Муратово, где для них В. А. Жуковским был выстроен господский дом. Сам Жуковский ещё весной 1811 года купил в полуверсте от Муратово дом в деревне Холх. Накануне 1813 года Авдотья Петровна вернулась в Долбино, где у своей «милой долбинской сестры» с 1813 года (после возвращения из ополчения) «бывал подолгу и гостил В. А. Жуковский»[4] — осень 1814 года стала наиболее плодотворным периодом в его творчестве.
В 1817 году Авдотья Петровна вышла замуж за писателя и переводчика Алексея Андреевича Елагина (?—1846)[5]. Он был её троюродным братом, оба происходили из рода Буниных: «Авдотья Петровна от Афанасия Ивановича, а второй муж ее, Елагин — от родной сестры Бунина, Анны Ивановны Давыдовой, которой дочь, Елизавета Семеновна Елагина, была матерью Алексея Андреевича»[6].
В 1821 году семья Елагиных переехала в Москву. С 1830-х годов, после возвращения братьев Киреевских из-за границы, дом Елагиных у Красных ворот стал центром культурной жизни Москвы. Соученики и друзья её детей, профессора Московского университета, писатели и поэты — весь цвет той эпохи стремился в салон Елагиных. Здесь встречались людей разных убеждений и любой, вне зависимости от своих взглядов, мог рассчитывать на приветливое отношение хозяйки. Авдотья Петровна активно участвовала в общественной жизни: помогала И. В. Киреевскому в издании журнала «Европеец», ходатайствовала о цензурном разрешении «Философических писем» Петра Чаадаева, о смягчении участи Гавриила Батенькова. О салоне Авдотьи Петровны Елагиной один из его постоянных посетителей в 40-х годах XIX века, Константин Дмитриевич Кавелин, вспоминал[7]:
… дом и салон Авдотьи Петровны были одним из наиболее любимых и посещаемых средоточий русских литературных и научных деятелей. Все, что было в Москве интеллигентного, просвещенного и талантливого, съезжалось сюда по воскресеньям. Приезжавшие в Москву знаменитости, русские и иностранцы, являлись в салон Елагиных. В нём преобладало славянофильское направление, но это не мешало постоянно посещать вечера Елагиных людям самых различных воззрений… Здесь они встречались и знакомились со всем, что тогда было выдающегося в русской литературе и науке, прислушивались к спорам и мнениям, сами принимали в них участие и мало-помалу укреплялись в любви к литературным и научным занятиям… Пишущий эти строки испытал на себе всю обаятельную прелесть и всё благотворное влияние этой среды в золотые дни студенчества; ей он обязан направлением всей своей последующей жизни и лучшими воспоминаниями. С любовью, глубоким почтением и благодарностью возвращается он мыслями к этой счастливой поре своей молодости, и со всеми его воспоминаниями из того времени неразрывно связана светлая, благородная, прекрасная личность Авдотьи Петровны Елагиной, которая всегда относилась к нему и другим начинающим юношам с бесконечной добротой, с неистощимым вниманием и участием…
Летом Елагины и Киреевские выезжали в подмосковные имения: в 1831, 1832 годах они жили в Ильинском, в 1833 — в Архангельском[8], в 1834 — снова в Ильинском. В марте 1835 года А. П. Елагина выехала на лечение в Карлсбад; заграничное путешествие, во время которого состоялось знакомство с Шеллингом и Тиком, продолжалось до июля 1836 года. Второй и последний раз она побывала за границей в 1841 году — ездила знакомиться с невестой В. А. Жуковского.
Последние годы жизни А. П. Елагина провела в имении Уткино, которое устроил рядом с Петрищевым её неженатый сын Николай; приезжая в Москву лишь на зиму. После избрания Николая Алексеевича в 1873 году предводителем дворянства Белевского уезда, она стала проводить зимние месяцы в Белёве. Но после скоропостижной смерти сына Николая (11.02.1876), она была вынуждена переселиться к старшему сыну Василию Алексеевичу — в Дерпт, где спустя год скончалась на 88-м году жизни. Похоронена 10 июня 1877 года в родовом селе Петрищево.
К. Д. Кавелин после смерти Елагиной отмечал в некрологе: «Невозможно писать историю русской литературы и научного движения за это время, не встречаясь на каждом шагу с именем Авдотьи Петровны… Авдотья Петровна не была писательницей, но участвовала в жизни и развитии русской литературы и русской мысли более, чем многие писатели и учёные по ремеслу»[9].
Переводы А. П. Елагиной
А. П. Елагина много переводила, но значительная часть её переводов не была напечатана. Среди изданного:
Х. Стеффенс Что я пережил. Автобиография // «Москвитянин». — 1845 (переводчик не указан)
О Троянской войне. Историческая статья. 1843—1844
Семья
В первом браке, с В. И. Киреевским, родились:
Иван Васильевич Киреевский (1806—1856)
Пётр Васильевич Киреевский (1808—1856)
Дарья Васильевна Киреевская (1811—1859)
Мария Васильевна Киреевская
Во втором браке, с А. А. Елагиным, родились
Василий Алексеевич Елагин (1818—1879)
Николай Алексеевич Елагин (1822—1876)
Андрей Алексеевич Елагин (1823—1844)
Елизавета Алексеевна Елагина (1825—1848)
Рафаил (?—1823), Елизавета и Гавриил умерли младенцами.
Примечания
Происходил из известного дворянского рода Юшковых; его дядя — тайный советник Иван Иванович Юшков
Василий Иванович Киреевский происходил из старинного дворянского рода. Служил ротмистром в Острогожском легкоконном полку, в 1795 году вышел в отставку и служил выборным уездным судьёй.
Кавелин К. Д., 2006, с. 203.
Кавелин К. Д., 2006, с. 213.
О нём известно немногое. Представитель аристократического рода Елагиных, «богатый помещик, хлебосол, вполне благонамеренный человек, участник кампаний 1812—1814 гг. и друг декабриста Г. С. Батенькова», который после амнистии (в 1856 году) жил в имении Елагиных Петрищево и здесь же, в ограде церкви оба были похоронены.
Кавелин К. Д., 2006, с. 204.
Кавелин К. Д., 2006, с. 205.
В это время Авдотья Петровна Елагина выполнила «несколько прекрасных копий с картин юсуповской галереи».
Северный Вестник (газета, изд. В. Ф. Коршем). — № 68, 69.