XIII
В долгие зимние месяцы, свободный от хозяйственных забот, Н. Бестужев много читал. Он писал в письме к брату Павлу: "Область наук не возбранима никому, можно отнять у меня все, кроме того, что приобретено наукою, и первейшее и живейшее мое удовольствие состояло в том, чтобы всегда следовать за наукою, особенно теперь, когда шум и суета, тщеславие и честолюбие не имеет доступа до моего сердца"*.
* (ИРЛИ (ПД). Архив Бестужевых. Фонд 604, д. № 9.)
Н. Бестужев постоянно следил за разнообразными течениями русской и европейской науки и литературы. Едва ли находилась такая область духовной жизни, куда бы не проникал его острый взгляд. Тринадцатилетнее тюремное заключение, годы жизни в глухом месте на поселении не могли заставить его остановиться на уровне старых взглядов! Он живо откликался на все явления действительности и с новым интересом относился к социальным вопросам. Круг его чтения всегда определялся горячим стремлением быть в курсе всех передовых веяний. Он с радостью видел, как все больше крепнет реалистическое направление в русской литературе. Через Лушниковых и Старцевых он получал иностранные журналы и ознакомился с учением социалистов-утопистов. Друзья и товарищи-декабристы посылали ему новинки русской литературы. Его излюбленным журналом в 40-х годах были "Отечественные записки", которые завуалированно пропагандировали на своих страницах идеи утопического социализма.
Статьи на экономические и социальные темы первыми читали братья Бестужевы и К. Торсон, затем "каждый номер журнала отсылался И. И. Горбачевскому и путешествовал по всему Забайкалью. То же было с "Деревней" Д. В. Григоровича, "Записками охотника" И. С. Тургенева и "Мертвыми душами" Н. В. Гоголя"*.
* (А. А. Лушников. Воспоминания о декабристах. Архив Кяхтинского краеведческого музея им. академика В. А. Обручева.)
В 20-х годах Н. Бестужев еще не понимал поэзии Пушкина и ставил ее ниже поэзии Рылеева. Н. Бестужев считал: что "...Пушкин сам не постиг применения своего таланта и употребляет его не там, где бы надлежало"*.
* (Воспоминания Бестужевых, цит. соч. Н. Бестужев. Воспоминание о Рылееве, стр. 26.)
Поэзия Рылеева была наполнена духом революционной борьбы против российского самодержавия. В свою очередь вольнолюбивые произведения Пушкина имели огромное значение для формирования идеологии декабризма. В своих показаниях декабристы особенно подчеркивали, какое влияние оказывали эти стихотворения Пушкина на их политическое мировоззрение.
Поэзия Рылеева, очевидно, была более близка Н. Бестужеву, нежели поэзия Пушкина.
Еще в Петровском заводе братья Бестужевы заинтересовались творчеством М. Ю. Лермонтова.
В 1837 году в журнале "Современник" Пушкина братья Бестужевы прочли стихотворение "Бородино". Несомненно, картина Бородинского сражения в рассказе простого солдата, одного из представителей русского народа, победившего Наполеона, и противопоставление двух поколений людей - 30-х годов и 1812 года - не могли не восхитить братьев-декабристов.
В "Литературных прибавлениях" к "Русскому инвалиду", издававшихся А. А. Краевским, братья Бестужевы ознакомились с песней о купце Калашникове*, или, как они назвали ее, "Сказкой о купеческом сыне".
* ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году.)
Лермонтов в 1837 году был сослан на Кавказ, и поэма его по цензурным соображениям появилась в свет не под его именем, а за подписью: " - в".
"Недавно прочли мы, - писал* Н. Бестужев рукой М. К. Юшневской к брату Павлу, - в приложении к Инвалиду Сказку о купеческом сыне Калашникове. Эта превосходная маленькая поэма... вот как должно передавать народность и ее историю! Ежели тебе знаком и этот... в (Лермонтов - М. Б.), объяви нам эту литературную тайну. Еще просим тебя сказать - кто и какой Лермонтов написал "Бородинский бой"**.
* (Как мы указывали выше, декабристы не имели права переписки; этого права не лишены были жены декабристов, которые писали от их имени к родным и близким.)
** (Письмо Н. Бестужева к П. А. Бестужеву от 4 июля 1838 г. (Письма Н. А. и М. А. Бестужевых с Петровского завода.) "Бунт декабристов". 1825-1925. Л., изд. "Былое", 1926, стр. 371.)
В поэме Лермонтова братьям Бестужевым были близки "народность и ее история", заключавшиеся, как говорил В. Г. Белинский, в "...кровном родстве духа поэта с народным духом"*.
* (В. Г. Белинский. О стихотворениях Лермонтова.)
В начале 40-х годов подлинно народное искусство Пушкина, Лермонтова и Гоголя нанесло сокрушительный удар по отжившим свой век литературным направлениям - риторической школе и романтизму. Тем самым была подготовлена почва для так называемой натуральной школы - школы русского реализма, ознаменовавшей переворот в литературной жизни того времени.
Сороковые годы стали эпохой блестящего расцвета русской литературы, эпохой полного торжества реалистического искусства.
Писатели-реалисты поднимали в своих произведениях большие социальные вопросы, и прежде всего самый главный вопрос - о крепостном праве и положении крестьянства. Обличительные картины современной крепостнической действительности заняли одно из первых мест в русской литературе.
В "Отечественных записках" печатались произведения таких писателей, как А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Григорович, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, поэтов А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова.
Чувствуя в себе растущий интерес к новому направлению в литературе, изучая все разделы "Отечественных записок", читая статьи на экономические и социальные темы, Н. Бестужев, не мог, конечно, не заметить пламенных произведений Белинского и Герцена - деятелей, стоявших во главе умственного движения в России.
"Эти люди, - писал Н. Г. Чернышевский, - уже не зависели ни от каких посторонних авторитетов в своих понятиях... тут в первый раз умственная жизнь нашего отечества произвела людей, которые шли наряду с мыслителями Европы, а не в свите их учеников, как бывало прежде"*.
* (Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений. "Очерки гоголевского периода русской литературы". М., 1939-1951, стр. 91.)
К нашему глубокому сожалению, история сохранила очень мало высказываний Н. Бестужева, связанных с общественно-политическими и литературными проблемами этого периода.
Н. Бестужев оценил произведения Гоголя и считал его родоначальником реалистического направления в русской литературе, о чем он писал в 1851 году своему петербургскому корреспонденту, секретарю Морского ученого комитета А. А. Никольскому: "Начиная с Гоголя начали писать натурально, живым прекрасным языком"*.
* (ИРЛИ (ПД). Архив Бестужевых. Фонд 604. д. 4 (5583). л. 157-об.)
Н. Бестужева привлекали передовые писатели, в чьих произведениях нашли отражения революционные идеи и настроения, жестокая критика злейшего врага декабризма - крепостного права.
Из "Воспоминаний" А. А. Лушникова мы знаем, что Н. и М. Бестужевы "любили Лермонтова", что Н. Бестужев "зачитывался Гоголем, читал его сочинения моему отцу, а также песни и стихи Кольцова". Мы не знаем, оценил ли Н. Бестужев народность песен и дум Кольцова, но что касается Гоголя, то А. А. Лушников говорит: "Николай Александрович перечитывал не раз Гоголя, любил и ценил его как лучшего русского писателя. Когда в Селенгинск пришла весть о его (т. е. Гоголя. - М. Б.) смерти, Николай Александрович говорил отцу (т. е. А. М. Лушникову. - М. Б.): "Не скоро Россия дождется такого писателя, как Гоголь, который так хорошо знал Россию и который так хорошо писал. Он еще много мог сделать для России". Николай Александрович долго и тяжело переживал смерть Гоголя"*. Когда многие в России не понимали и не признавали "натуральной школы", созданной Гоголем, сторонник реалистического направления в литературе Н. Бестужев понял и оценил ее. Старый декабрист видел в Гоголе не только великого писателя, но гражданина-патриота, беззаветно любящего свою родину и свой народ.
* (А. А. Лушников. Воспоминания о декабристах. Архив Кяхтинского краеведческого музея им. академика В. А. Обручева.)
Отдавая дань уважения современной передовой литературе, ценя ее высокий социально-гражданский пафос, Н. Бестужев с глубоким огорчением писал (3 сентября 1851 года) о некоторых критических статьях, помещенных в "Отечественных записках", другу своих молодых дней Н. В. Савицкому. "Ныне вошло в моду бранить и осуждать всех прежде бывших писателей. Читайте бесконечные критические статьи в "Отечественных записках"... и вы увидите, что Карамзин, Державин, Озеров и другие были просто напыщенные подражатели французов; что у них ни творчества, ни поэзии нет ни на грош, и проч., что ныне только, начиная с Гоголя, начали писать натурально, живым, прекрасным языком"*.
* ("Отечественные записки", т. СХХХ, СПБ, 1860, стр. 95. (Курсив Н. Бестужева.))
Однако Державин, Карамзин, Озеров, за честь которых вступился Н. Бестужев, были по достоинствам оценены целой плеядой литераторов в начале XIX века. А. А. Бестужев-Марлинский в своей статье "Взгляд на старую и новую словесность в России" писал: "...к славе народа и века явился Державин, поэт вдохновенный, неподражаемый... Лирик-философ... Карамзин на горизонте прозы, подобно радуге после потока. Он преобразовал книжный язык русский, звучный, богатый, сильный в сущности... Он двинул счастливою новизною ржавые колеса его механизма, отбросил чуждую простоту в словах, в словосочинении, и дал ему народное лицо.
Время рассудит Карамзина, как историка*; но долг правды и благодарности современников венчает сего красноречивого писателя, который своим прелестным цветущим слогом сделал решительный переворот в русском языке... На поприще трагическом Озеров далеко оставил за собою своих предшественников... александрийские его стихи звучны и важны"**.
* (Подчеркнуто нами. Первым, кто осудил Н. М. Карамзина как историка, был декабрист Никита Муравьев. Его рукописная записка об "Истории Карамзина" широко была известна в начале 20-х годов XIX века.)
** (А. Бестужев-Марлинский. Собрание стихотворений. "Взгляд на старую и новую словесность в России", стр. 456-458.)
Державин, Карамзин, Озеров были воспитателями молодых декабристов-литераторов, к которым принадлежал и Н. Бестужев.
"Записки охотника" И. С. Тургенева захватили Н. Бестужева. В своей книге писатель откликнулся на жгучие вопросы современности. Наполненная демократическим содержанием, она звала на борьбу против крепостничества, "вослед Радищеву", она ставила вопрос о положении крестьянства - угнетенной и забитой массы русского народа.
Сильное впечатление на братьев Бестужевых и К. Торсона произвела также "Деревня" Григоровича (она вышла несколько ранее, в 1846 году).
Экземпляр "Записок охотника", изданный в 1852 году в Москве, в Университетской типографии, который читали братья Бестужевы и Горбачевский, в настоящее время хранится у потомков Лушниковых в Москве. У них же имеется и книга Людвига Фейербаха "Сущность христианства", испещренная карандашными пометками Н. Бестужева.
В 1847 году вышла на французском языке книга Н. И. Тургенева "Россия и русские".
Н. И. Тургенев, видный член "Союза Благоденствия" во время восстания 14 декабря 1825 года находился за границей.
Привлеченный к следствию и осужденный заочно по 1 разряду, он остался эмигрантом и жил сначала в Англии, а затем в Париже. В книге автор как бы подытожил все свои мысли и впечатления за много лет. Тургенев пытался доказать, что он не был участником тайных обществ.
В своих "Записках" Волконский писал: "отдавая ему (т. е. Н. И. Тургеневу. - М. Б.) полную справедливость как постоянному защитнику словом и делом уничтожения крепостного права в России, не могу и не должен утаить, что высказанное им даже в печати уверение, что он не участвовал в тайном обществе и не был его членом, есть явная ложь"*. Н. Бестужев получил книгу Н. Тургенева через Волконского.
* (С. Г. Волконский. Записки. СПБ, 1902, стр. 428.)
Прочитав ее, он возмутился и написал Волконскому следующее: "Здесь нет ничего, кроме банальностей, общих мест и, по преимуществу, болтовни; чему я закоренелый враг. Все, что он говорит о России и русских, мог бы прекрасно сказать какой-нибудь француз или англичанин, не выходя из кабинета"*.
* (Н. Бестужев. Статьи и письма, цит. соч. (Письмо С. Г. Волконскому от 22 августа 1849 г., стр. 265).)
Стремление Н. И. Тургенева оправдаться привело к неточностям и искажению целого ряда фактов. Н. Бестужев с негодованием отметил это в письме к Волконскому от 16 февраля 1850 года:
"Иностранцу простительно не знать России, - писал Н. Бестужев, - и позволительно не видеть в ней хорошего, но русскому, но тому, кто посвятил себя на жертву идее делания добра своему отечеству, надобно строго вникнуть в постановление его, разобрать сначала их, но не таким односторонним образом, как делает это Н. И.* (т. е. Николай Иванович Тургенев - М. Б.).
* (Н. А. Бестужев. Статьи и письма, цит. соч. (Письмо С. Г. Волконскому от 16 февраля 1850 г.), стр. 266.)
Взгляды, высказанные Н. Бестужевым в письме к Волконскому от 16 февраля 1850 года, перекликаются с его взглядами, изложенными в письме к Трубецкому от 16 октября того же года. В нем он останавливается на вопросе о земле, о "пролетаризме", об идеализации некоторых учреждений Петра I и Екатерины II.
Это письмо Н. Бестужева представляет значительный интерес для характеристики социально-политических взглядов его автора (публикуется впервые).
"...наконец, и коммунизм и социализм, которые, право уж не знаю, что будут делать в России, где наши общины, вероятно, должны будут отдать им свои 15-десятинные пропорции земли на душу, чтобы получать в замену французскую галиматью, то есть право на работу*.
* (Подчеркнуто Н. Бестужевым.)
Как выдумало знаменитое временное правительство жеманного Ламартина и крошечного Луи-Блана.
Вы видите, что я не очень снисходителен к гг. социалистам, но это потому, что я имею терпение прочитать почти всю написанную ими дичь и даже Прудоновы sophism'ы etc. У них есть нечто и справедливое в нападках на собственность, но это справедливое идет кривой дорогой, а потому и дает против них орудие. По русской пословице: они слышали звон, да не знают где он* и бродят до сих пор во мраке. Состояние Европейского общества таково, что действительно 999 тысячных остаются без всякого имущества, тогда как (слово неразборчиво) пользуются только - во всей пропорции народонаселения.
* (Подчеркнуто Н. Бестужевым.)
Вот это и сводит с ума всех социалистов и проч., и они вопиют против собственности. Они толкуют о праве на труд* как будто это право не дает также права на приобретение**, т. е. на собственность.
* (Подчеркнуто Н. Бестужевым.)
** (Подчеркнуто Н. Бестужевым.)
По-моему: дай хоть десять прав на труд, но если не дать орудий, т. е. возможности трудиться, то эти десять прав оставят человека таким же нищим, как и прежде. В чем же заключаются все эти орудия, эта возможность?
Конечно, не в наживных, а потому и преходящих и не постоянных средствах труда. Индивидуи исчезают, состояние их расстраивается, фабрики горят, корабли тонут, и все эти средства немногих и очень немногих - но народ не исчезает, но земля, на которой живет он, не уйдет никуда из-под его ног; вот, по-моему, где средства, возможность* единственно прочная для труда 999 тысячных. Дай землю в собственность индивидуям - все явления Римской истории повторяются, чему Англия являет нам разительный пример и чему вскоре должна и последовать Франция, несмотря на то, что революция распродала земли, скопившиеся в немногих руках. Теперь уже множество земельных участков стекалось в наемные руки, а остальная часть, наследствами, замужествами, деньгами и проч. раздробилась так, что почти перестала приносить выгоду своим собственникам, я это говорю не от себя, но по официальным документам, до которых, как Вы знаете, я охотник. Продолжаю развивать свою мысль: земля не должна принадлежать никому; она есть собственность государства, народа, и в этом отношении Россия счастлива тем, что пролетарии в ней невозможны. Европа так нас боится, что не хочет заглянуть ни на наш быт, ни на наши постановления.
* (Подчеркнуто Н. Бестужевым.)
Все хлопочут о демократии и не знают, что все наши земские и городские постановления суть чисто демократические (правда, в нынешнее время довольно попорченные), распространяя все узаконения Петра поистине великого: его Сенат, Синод и все коллегиальное управление как совещательное, так и исполнительское, припомните наши Екатерининские магистраты, земельные управления и проч., где все основано на мирском* согласии - как Вы все это назовете? и назовете ли Петра деспотом после всего этого? Прибавьте к этому, что Франция и другие страны, которые хлопочут об Экстторальном** (?) цензе, соглашаются и в том, что Vote universel*** неудобен и в том, что цене, каков бы ни был, передает право избирательства в немногие руки; а посмотрите у нас в России права на избирательство дворянства: у нас представлен каждый имеющий хоть одну душу ревизскую; представлена даже женщина, о чем стараются франц(узские) дамы. А если ко всему этому рассмотреть коренной закон, не позволяющий в общинах ни продавать, ни закладывать своих участков, чтоб раздать их, повторяется по мере надобности, и что запасные магазины, и все это представляет чистый социализм, коммунизм? или что Вы хотите, - то право, нет никакой надобности завидовать и не перенимать (слово пропущено) ??? Чужестранные!..
* (Подчеркнуто Н. Бестужевым.)
** (Слово для нас непонятное и трудно читаемое (разобрать невозможно).)
*** (Всеобщий голос.)
Одного надобно желать, чтоб эти постановления не портились, как это по большей части уж и сделано и делается!
Правда, тут невозможно двенадцатипольное хозяйство; тут невозможно скопление капиталов, как в Англии, - но по-моему, общее благополучие; хоть бы оно с поверхностного взгляда не казалось бедно, лучше исключительных баснословных богатств Англии, где 1/3 народонаселения должна кормить другие 2/3, по-моему: та земля богаче, которая своим 3-польным хозяйством может прокормить и себя, и других, нежели та, у которой 12-польное хлебопашество, не обогащая самих хозяев, заставляет голодать и покупателей"*.
* (ЦГИА, ОЛФ. Фонд 1153, оп, № 1, ед. хр. 49, лл. 3-6 и 7-об.)
Это письмо неоспоримо доказывает, что Н. Бестужев с необыкновенной проницательностью разглядел пороки буржуазного капиталистического строя ("где 1/3 населения должна кормить 2/3")*.
* (Там же.)
Н. Бестужев пытался также разобраться в сущности французского мелкобуржуазного социализма Прудона и Луи Блана, того Луи Блана, о котором В. И. Ленин говорил: "Луи Блан мнил себя вождем "трудовой демократии" или "социалистической демократии" (именно это последнее слово столь же часто употреблялось во Франции в 1848 году, как в литературе эсеров и меньшевиков в 1917 году), а на деле Луи Блан был хвостом буржуазии, игрушкой в ее руках"*. В то же время Н. Бестужев отметил и некоторые положительные стороны французского утопического социализма ("У них есть нечто и справедливое в нападках на собственность"). Взгляды Н. Бестужева близки общественным взглядам Герцена и народников. Н. Бестужев положительно отзывается о русской крестьянской общине, видя в ней основу "чистого социализма, коммунизма". Н. Бестужев, однако, полагал, что Россия "счастлива тем, что пролетарии в ней невозможны". Как известно, в своих трудах В. И. Ленин и И. В. Сталин вскрыли ошибочность взглядов народников, которые не считали рабочий класс передовым классом в революции и мечтали о достижении социализма без пролетариата. Главной революционной силой народники считали крестьянство, руководимое интеллигенцией, и крестьянскую общину, которую они рассматривали, как зародыш и основу социализма.
* (В. И. Ленин. Соч., т. 25, стр. 44-45.)
Суждения Н. Бестужева о поземельной общине, о "свободных постановлениях" Петра I и Екатерины II также ошибочны. Н. И. Тургенев называл Петра I "тираном". Н. Бестужев пишет Волконскому, что он любит этого "тирана". Понятно, что Н. Бестужев любил Петра I как преобразователя России, давшего толчок развитию промышленности и просвещению народа. Если он и преувеличивал значение реформ Петра I, то это только потому, что он страстно мечтал о раскрепощении духовных сил народа и об использовании всех богатств родной страны. Н. Бестужев не мог не понимать, что реформы Петра I, выражая потребности общества, не уничтожили крепостничества. Самое главное для Н. Бестужева состояло в том, что Петр I смело помогал всему новому в его борьбе против старого, имевшего еще большую силу, настойчиво вел борьбу со всем отживающим и мешающим идти вперед.
В конце первой половины XIX века крепостническая Россия все больше перестраивалась на капиталистический лад. Это были годы роста внутренней и внешней Торговли, роста промышленных предприятий. В связи с увеличением числа фабрик и заводов множились кадры вольнонаемных рабочих. В дворянских усадьбах разрасталась кустарная промышленность, и она все больше переходила к использованию методов капиталистического предпринимательства.
В 30-х годах слабость революционного движения помешала передовым русским людям прийти к правильному пониманию путей изменения существующего строя в России. Начиная с 40-х годов передовые общественные деятели страны стали пропагандировать идеи демократии и национальной независимости.
Герцен и передовая русская интеллигенция (состоявшая из представителей оппозиционного дворянства, разночинной молодежи, офицерства и крестьянства) считали себя последователями и наследниками благородных традиций первых дворянских революционеров. Идеи декабристов были для них знаменем, с которым они продолжали освободительную борьбу против самодержавия и крепостничества.
Повсеместно усиливались недовольство и возмущение народных масс, одно за другим вспыхивали стихийные крестьянские восстания. Волна революционного движения в 40-х годах напугала Николая I. Самодержец видел, что передовая интеллигенция, учитывая ошибки своих предшественников - декабристов, ищет новых путей для освобождения народа.
Имена Герцена и Белинского, их революционно-демократические убеждения были хорошо известны поселенным в глухих углах Сибири декабристам по "Отечественным запискам".
На идеях Белинского и Герцена выросли петрашевцы, о которых Герцен писал в "Былом и думах": "Петрашевцы были нашими меньшими братьями, как декабристы - старшими"*.
* (А. И. Герцен. Былое и думы.)
Вместе с петрашевцами и вслед за ними, развивая идеи и традиции декабристов, появились выходцы из разночинной среды, революционные демократы - горячие патриоты своей родины, защитники своего народа, верившие в великое будущее России.
В эти годы в России складывались философские кружки, сыгравшие огромную роль в формировании передовой общественной мысли.
Русская литература приобретала новое, острое звучание. "В наше время, - отмечал Белинский, - искусство и литература, больше чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов, потому, что в наше время эти вопросы стали общее, доступнее всем, яснее, сделались для всех интересом первой степени, стали во главе других вопросов"*.
* (В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1847 года.)
Острая борьба между силами прогресса и силами реакции нашла широкий отклик почти во всех слоях русского общества. Передовые люди России пристально следили за событиями, происходящими в Западной Европе, и в горячих спорах с идейными противниками выражали свое сочувствие революционной борьбе европейских народов и свою готовность идти на совместную борьбу.
Все, что читал Н. Бестужев, расширяло его духовный горизонт, давало ему почувствовать пульс времени. Он и его друзья-декабристы очень чутко улавливали смысл политических событий*. Такое явление, как небывалый по своей силе европейский экономический кризис 1847 года, до крайности обостривший все классовые и национальные противоречия, подготовивший революционное движение, охватившее всю Западную Европу в 1848 году, несомненно не могло пройти мимо Н. Бестужева.
* (М. С. Корсаков говорит о декабристах на поселении в своих "Путевых записках и дневнике" (1849): "Они здесь получают газеты и следуют за политикой и даже лучше знали ее, нежели я, приехавший из столицы". ОРЛБ. (Корс. п. 40, № 51, п. 41. 5-10. Сибирь). )
И. И. Пущин писал из Ялуторовска 24 апреля 1848 года Д. И. Завалишину в Читу: "В Европе необыкновенные события. Они повременно доходят и до тебя. Ты можешь себе представить, с какою жадностью мы следим за их ходом, опережающим все соображения. Необыкновенно любопытное настает время"*.
* (Письмо И. И. Пущина Д. И. Завалишину. (Пять писем и отрывок из письма И. И. Пущина 1840 г.) Сборник старинных бумаг, хранящихся в Музее П. И. Щукина, ч. X, М., 1902, стр. 288-294.)
М. А. Фонвизин писал из Тобольска 23 мая 1848 года И. Д. Якушкину в Ялуторовск: "Что ты скажешь о чудесных событиях, совершившихся на Западе? Слышно (и это верно)*, что от них нервы Русского Самодержца до того раздражены (что) он невольно обливается слезами, читая газеты или говоря о политических новостях"**.
* (Взято в скобки М. А. Фонвизиным.)
** (ЦГИА, ОЛФ. Фонд 279 (Якушкиных), он. № 1, ед. хр. 101. (Письма М. А. Фонвизина И. Д. Якушкину.))
Вооруженные восстания и баррикадные бои потрясли Париж, Берлин, Вену, Милан и ряд других городов Европы.
Основной движущей силой революции 1848 года в ряде стран Европы явился впервые вышедший на мировую арену пролетариат; руководящая роль принадлежала частью умеренно-либеральной буржуазии, частью демократической мелкой буржуазии, и это наложило свой отпечаток на ход и результаты борьбы.
Вести о революционных событиях (правда, с большим запозданием) доходили и в Забайкалье.
Лучшие люди России были потрясены и подавлены жестокой расправой буржуазных республиканцев с восставшими народными массами.
Разгром революции 1848 года не мог пройти бесследно для Н. Бестужева; по словам М. Бестужева, его старший брат прекрасно понимал, какую роль сыграла царская Россия, возглавившая контрреволюционный поход европейской реакции*. Николай I, этот "жандарм Европы", был вдохновителем этого похода реакционных сил. На его поддержку надеялись правящие круги Австрии, Пруссии и ряда других государств Западной Европы. Он помог в 1849 году Австрии подавить революцию в Венгрии и революционное движение в Молдавии и Валахии.
* (Воспоминания Бестужевых, цит. соч., стр. 289.)
1849 год был годом окончательного разгрома революционного движения и торжества реакции в Западной Европе.
Ярый реакционер Вильгельм I, лично командовавший войсками, жестоко подавил народное движение в Южной Германии. Исход событий разрушил надежды прогрессивно настроенных умов, заставил их усомниться в возможности победы революции в Западной Европе.
М. А. Фонвизин 5 марта 1849 года писал И. Д. Якушкину:
"Долго, однако, Европейское брожение не успокоится, и мы, вероятно, увидим еще много такого, чего ни предвидеть, ни ожидать невозможно.
Ты спрашиваешь - будет ли иметь влияние на Россию теперешнее Европейское происшествие? Она все остается классической почвой рабства и самовластия и кажется остается надолго. По крайней мере, Правительство употребит все усилия, чтобы китайской стеной отделить наше любезное отечество от влияния Запада. Гадко читать в наших газетах хвалебные возгласы мудрому самодержавию, которое навсегда упрочило благоденствие России - и до нас доходят слухи, какое это благоденствие"*.
* (ЦГИА, ОЛФ. Фонд 279 (Якушкиных), оп. № 1, ед. хр. 100, л. 233.)
Читая иностранные журналы, Н. Бестужев отлично представлял себе, что происходило тогда в Западной Европе, и с понятным волнением думал о России. 40-е годы XIX века характерны для России острым кризисом крепостнической системы, ростом стихийных крестьянских восстаний в стране, о которых Белинский говорил в своем знаменитом письме к Гоголю.
Как известно, В. И. Ленин назвал это письмо "одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати"*. Декабристы, несомненно, были знакомы с высказываниями великого демократа, вызванными "Выбранными местами из переписки с друзьями"**. В бумагах Е. П. Оболенского среди писем товарищей-декабристов мы обнаружили список письма Белинского к Гоголю от 19 декабря 1848 года***.
* (В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 223-224.)
** (Н. В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями. "Северная пчела", 1846, № 293 от 31 декабря.)
*** (Бумаги Е. П. Оболенского. ГИМ, ОПИ, шифр 693/3 А.343/Г 84(6). Этот список воспроизведен по нашему указанию в статье К. П. Богаевского, см. эту статью и публикацию "Письмо Белинского к Гоголю". "Литературное наследство". В. Г. Белинский, т. 11(56), изд. Академии наук СССР, 1950, стр. 512-605.)
В это время в Россию дошли вести из Западной Европы о появлении теории научного социализма Маркса и Энгельса. В своих первых трудах они изложили основы учения, утверждавшего всемирно-историческую роль пролетариата, которому предстояло стать ведущей силой социалистической революции и создателем нового общества.
Знал ли Н. Бестужев о "Коммунистическом манифесте"? Как откликнулся он на все эти явления? Сведений об этом мы не имеем.
"Из Воспоминаний" А. А. Лушникова известно лишь то, что братья Бестужевы с большим интересом следили по иностранным журналам за новым подъемом рабочего движения в Англии. Они несомненно знали о чартизме*, о котором В. И. Ленин писал, что это было первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски-революционное движение**.
* (А. А. Лушников. Воспоминания о декабристах. Архив Кяхтинского краеведческого музея им. академика В. А. Обручева.)
** (В. И. Ленин. Соч., т. 29, стр. 282.)
Очевидно, Н. Бестужев дал оценку и процессу петрашевцев в России, с которыми так жестоко расправился российский император, и перевороту, совершенному в Париже Луи Бонапартом в 1851 году. К сожалению, та часть архива Бестужевых, которая оставалась после смерти Михаила Александровича и Елены Александровны у сестер Марии и Ольги в Москве, не дошла до М. И. Семевского; она разошлась в Москве по разным коллекционерам*.
* (В 1858 году Елена Александровна Бестужева вместе с сестрами Марией и Ольгой выехали из Селенгинска и поселились в Москве. В 1867 году М. А. Бестужев, схоронив сына Николая и жену, с детьми Марией и Александром (старшая дочь Елена жила у теток и училась в одном из московских институтов) переехал в Москву. Вместе с сестрами и детьми он поселился в 7-м Ростовском переулке, д. 17, у самого берега Москвы-реки, что должно было напоминать ему их дом в Селенгинске, перед окнами которого протекала река., 1926, стр. 371.)
В 1867 году умерла дочь Елена, в 1871 году - М. Бестужев, в 1873 году - дочь Мария, в 1874 году - Елена Александровна, в 1876 году - сын Александр. Оставались две престарелые сестры Н. и М. Бестужевых - Мария и Ольга Александровны (близнецы). Они прожили долгую жизнь и умерли одна вслед за другой - 4 и 15 августа 1889 года.
Все Бестужевы похоронены вместе на Ваганьковом кладбище. Их могилы бережно охраняются отделом охраны памятников Министерства культуры РСФСР. К решетке, окружающей могилы Бестужевых, в 125-летнюю годовщину восстания декабристов прикреплена массивная мемориальная доска белого мрамора.
Сестры Н. и М. Бестужевых, нуждаясь в средствах, еще при жизни Елены Александровны продавали документы из семейного архива, а также художественные работы Н. Бестужева. Несомненно, помимо К. Т. Солдатенкова и П. И. Щукина в Москве, и другие собиратели приобрели у М. и О. Бестужевых разные документы, часть которых, по сообщению нам в свое время Н. П. Чулкова, была у Е. А. Иевлевой - внучатой племянницы декабриста А. П. Беляева, скончавшейся в Москве в 1943 году. В 1951 году все, что оставалось у ее потомков, - портреты, архивные материалы - было приобретено Государственным Историческим музеем.)
Нам известны собрания К. Т. Солдатенкова и П. И. Щукина. В настоящей работе мы приводим некоторые документы и рисунки Н. Бестужева из этих собраний.
Еще не закончено изучение вышеназванных собраний - фондов в Отделе рукописей Государственного Исторического музея, а также и в других рукописных собраниях. Несомненно, что будущий исследователь найдет там и высказывания Н. Бестужева с целом ряде современных ему событий.
А. А. "Пушников говорит в своих "Воспоминаниях": "Николаю Александровичу писал из Москвы обстоятельные письма моряк Нахимов"*.
* (А. А. Лушников. Воспоминания о декабристах. Архив Кяхтинского краеведческого музея им. академика В. А. Обручева.)
"Моряк Нахимов" - это друг и товарищ Н. Бестужева по Морскому корпусу, брат знаменитого адмирала П. С. Нахимова - Платон Степанович, капитан 2-го ранга, участник второй архипелажной экспедиции. В 1827 году П. С. Нахимов вышел в отставку и с 1834 по 1847 год занимал должность инспектора Московского университета.
Нахимов мог писать Н. Бестужеву об общественной жизни Москвы конца 30-х и 40-х годов, о ее университете, о "западниках" и "славянофилах". Мы пытались найти переписку Нахимова и Н. Бестужева. Изучение архивов Москвы, Ленинграда и Смоленской области* не привело к желаемым результатам; мы не нашли никаких следов этой переписки, а там для исследователя может быть много интересного.
* (П. С. Нахимов родился в селе Волочек Смоленской губернии и там же похоронен. В настоящее время селу присвоено в честь адмирала П. С. Нахимова новое название - Нахимове.)
Как мы уже выше говорили, Н. Бестужев вел большую переписку с друзьями, деятелями науки и бывшими товарищами по заключению. До нас дошла переписка Н. Бестужева с Батеньковым*; в архиве Елагиных хранятся письма Н. Бестужева к Батенькову, в которых Н. Бестужев откликнулся на военные события 1854-1855 годов и сообщает о своем пребывании в Иркутске в начале 1855 года**.
* (Письма Н. А. Бестужева к Г. С. Батенькову хранятся в ИРЛИ (ПД) Академии наук СССР (архив Бестужевых, фонд. 604).)
** (Письма Н. Бестужева к Г. С. Батенькову хранятся в ОРЛБ, в архиве Елагиных. Шифр Елаг. XVI/I и XVI/II.)
В Иркутске в доме Трубецких Н. Бестужев встретился с гувернанткой детей начальника штаба Иркутского округа Б. К. Кукеля - француженкой Луизой Антуан. По словам М. Бестужева, его брат Н. Бестужев "готов был сочетаться браком" с Антуан, "ежели бы его не останавливал страх за участь будущих его детей"*. Брак этот не состоялся, так как Антуан просила согласия своего сына, жившего в Париже, но тот решительно воспротивился тому, чтобы она связала свою судьбу с "государственным преступником".
* (Воспоминания Бестужевых, цит. соч. стр. 252.)
В своих "Воспоминаниях" П. И. Першин-Караксарский говорит, что у Н. Бестужева был сын, рожденный от бурятки. Его воспитание отец поручил своему другу Дмитрию Дмитриевичу Старцеву; тот его усыновил и вырастил вместе со своими детьми. Когда Старцев отправил своих детей в столицу, приемный сын Старцева Алексей остался в Селенгинске и, достигнув юношеского возраста, стал помощником своего отца в коммерческих делах*.
* (П. И. Першин-Караксарский. Воспоминания о декабристах. "Исторический вестник", 1908, XI, стр. 543.)
В литературе о декабристах это единственное упоминание о сыне Н. Бестужева. В 1935 году среди материалов, поступивших в историко-краеведческий музей Улан-Удэ (Бурят-Монгольская АССР), оказался и фотопортрет сына Н. Бестужева - Алексея Дмитриевича Старцева.
В июне 1941 года молодой бурятский ученый Р. Ф. Тугутов в беседе со старым колхозником Цыренжапом Анаевым, сыном домашней работницы М. Бестужева, выяснил, что "Николай Бестужев имел детей: сына Алексея и дочь Екатерину, после смерти отца воспитывавшихся у Старцевых"*.
* (Р. Ф. Тугутов. Декабристы братья Бестужевы по воспоминаниям современника Цыренжапа Анаева. Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры и экономики. Бурятмонгиз, 1947, стр. 137-138.)
Таким образом, Анаев подтвердил слова П. И. Першин-Караксарского о сыне Н. Бестужева. Однако о дочери Н. Бестужева в литературе о декабристах ранее никаких сведений не встречалось.
В 1947 году в собраниях Государственного Исторического музея (Москва) нами было обнаружено письмо Н. Бестужева к Д. И. Завалишину от 10 мая 1853 года, в которой он с трогательной заботой упоминает о своей дочери.
Письмо Н. А. Бестужева Завалишину от 10 мая 1853 года.
"Ожидая тщетно шестой день приезда моих барынь (сестер. - М. Б.) и не имея никаких известий из Читы, я решился послать нарочного с письмом к вам. Покорнейше прошу не отказать мне в величайшем одолжении - известить меня немедля с тем же посланным об особах (о сестрах. - М. Б.), которых вы приняли под свое попечение и не лишить их вашего участия насколько можно. Я бы сам вернулся, чтобы устроить их, но болезнь Сережи*, у которого золотуха развилась еще сильнее, и дочери моей не позволяют мне бросить их в глуши"**.
* (Лицо, нами не выясненное.)
** (Отдел письменных источников Государственного Исторического музея. Фонд 250 (бумаги Д. И. Завалишина), ед. хр. 1, л. 41.)
Эти строки в свою очередь подтвердили сообщение Анаева о том, что у Н. Бестужева была от бурятки и дочь. Позднее его дочь вышла замуж за бурята Найдана Гомбоева и они жили в Китае. У нее было двое сыновей - Алексей и Николай. Алексей жил и умер в Китае, а Николай во время гражданской войны жил в Селенгинском аймаке и погиб в бою с белогвардейцами.
М. Н. Галкин-Врасский, описывая свое путешествие в Сибирь и на остров Сахалин, говорит, что при посещении Тянь-Дзиня и при осмотре города его сопровождал "здешний почтенный старожил коммерции советник Старцев"*.
* (Поездка в Сибирь и на остров Сахалин в 1881-1882 годах. Из путевого дневника М. Н. Галкина-Врасского. "Русская Старина", 1901, 1 января, 175-176.)
А. Д. Старцев в качестве помощника своего приемного отца Д. Д. Старцева жил в Китае. Цыренжап Анаев говорит: "Получив домашнее образование, сын Николая Бестужева Алексей Николаевич сперва работал в Кяхте приказчиком у Старцева и у Лушниковых, а потом уехал на постоянную работу в Бежин (Пекин). Оттуда он не вернулся. Там и умер. Наши селенгинские буряты казаки, когда ездили в Бежин (Пекин), бывали у него. Он жил шибко (очень хорошо)*.
* (Р. Ф. Тугутов. Декабристы братья Бестужевы по воспоминаниям современника Цыренжапа Анаева. Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры и экономики. Бурятмонгиз, 1947, стр. 137-138.)
М. Бестужев в своих "Воспоминаниях" о Л. Антуан, обращаясь к М. И. Семевскому, сообщает: "В тех записках, которые я вам готовлю и которые, вероятно, еще долго не увидят света, все это будет объяснено"*.
* (Воспоминания Бестужевых, цит. соч., стр. 346.)
Возможно, в предполагаемых "Записках" М. Бестужев хотел коснуться вопроса о семье Н. Бестужева.
Е. А. Бестужева в своих беседах с М. И. Семевским также ни словом не обмолвилась о семье своего старшего брата.
Н. Бестужев, как и другие декабристы, не считал Д. И. Завалишина близким себе человеком и тем не менее в письме к нему не счел нужным умолчать о своей дочери.
В своих письмах и записках М. А. и Е. А. Бестужевы тщательно обходят личную жизнь старшего брата. Очевидно, в этом сказалось влияние сословных предрассудков.
Алексей Дмитриевич Старцев - сын декабриста Н. А. Бестужева.
Фотография 90-х годов XIX века из собраний М. В. Кафка-Будылиной. Москва
Народоволец И. И. Попов, который лично знал А. Д. Старцева, рассказывал нам, что "это был благородный, умный и большой культуры человек". М. В. Будылина-Кафка, научный сотрудник Академии архитектуры СССР, племянница жены А. Д. Старцева - Елизаветы Николаевны (рожд. Сидневой), которой А. Д. Старцев заменил отца, подтвердила нам отзыв И. И. Попова и сообщила о своем родственнике, заменившем ей отца: "Он был умный и благородный человек, необыкновенной доброты, талантливый самородок. Близкие и окружающие его не знали о том, что он сын декабриста Н. А. Бестужева; сам А. Д. Старцев об этом никогда не говорил. И только спустя некоторое время после его смерти в шкатулке, ему принадлежавшей, были обнаружены бумаги, свидетельствующие о том, что он является сыном декабриста и бурятки. Будучи коммерции советником, А. Д. Старцев, когда ему предложили вступить в дворянское сословие, категорически отказался. Последние годы жизни сын Н. Бестужева провел на острове Путятине, где и скончался в 1900 году".
* * *