VI
Художественное дарование Н. Бестужева развернулось главным образом в Петровском остроге. Николай Иванович Пущин писал брату И. И. Пущину: "Никол(ай) Алексан(дрович) не оставил привычки заниматься рисованием и многими другими мастерствами; в том случае мне бы очень хотелось служить ему комиссионером, и он кажется может быть уверен, что я буду в возможной степени исправен, лишь бы не затруднялся делать мне поручения"*.
* (Письмо Н. И. Пущина к И. И. Пущину от 12 сентября 1832 г. ОРЛБ, шифр М/7576, л. 91.)
Благодаря женам декабристов, в частности А. Г. Муравьевой, у Н. Бестужева было все необходимое для занятия живописью.
В Петровском заводе Н. Бестужев показал себя настоящим, осмыслившим свое мастерство, художником. Он писал портреты своих товарищей и их жен. Многие портреты, дошедшие до нас, помимо основной коллекции в собрании И. С. Зильберштейна, сделаны на гладком английском бристоле и на шероховатом ватмане кофейного оттенка с водяными знаками годов: "1831", "1834" и "1837". Работал Н. Бестужев быстро, делая иногда портрет в один-два сеанса.
Он обладал необыкновенной зрительной памятью, что позволило ему написать в Петровском заводе по памяти портрет К. Ф. Рылеева. Особенно художнику удалось изобразить удивительные глаза поэта-гражданина.
Излюбленными темами Н. Бестужева в живописи были также пейзажи. "Кроме портретов (портреты декабристов и другие работы Н. Бестужева. - М. Б.), лучшими и любимейшими его работами были виды Читы и Петровска", - говорит М. Бестужев*.
* (Воспоминания Бестужевых, цит. соч., стр. 246.)
О своей любви к природе Н. Бестужев упоминает в одном из писем из Селенгинска к сестре Елене Александровне: "Я всегда любил природу... и спешу насладиться ею"*.
* (Письма из Сибири М. и Н. Бестужевых, стр. 84.)
В пейзаже Н. Бестужева вас захватывает убедительность передачи живой природы. Некоторые его работы показывают, как углублялся реалистический метод этого декабриста. В них поражает не только его живописное мастерство, но и его творческая способность расширять и углублять наше восприятие природы.
В Чите Н. Бестужев впервые познакомился с сибирской природой. Знания, полученные им в Академии художеств, он расширил в Чите и Петровском заводе теоретическими и практическими занятиями. Его маленькие акварели читинского периода, насыщенные воздухом и светом, свидетельствуют о растущем мастерстве. Легкими прикосновениями карандаша и акварели он передавал просторы замечательных окрестностей Читы, проявляя большую наблюдательность. Н. Бестужев видел разнообразие и красоту сибирской природы, находя для ее изображения верные тона акварельных красок.
Однажды в Чите декабристы любовались лунной ночью. Через несколько дней Н. Бестужев мастерски изобразил поразивший декабристов ночной пейзаж. Точность передачи ночного неба, луны и растительности по памяти были изумительны.
На одной из своих акварелей он запечатлел любимую им природу в яркий летний день. По берегу реки идет женщина; на коромысле она несет воду. Все залито солнечным светом, зелень деревьев и травы от этого кажется изумрудной. Бескрайние дали расстилающихся просторов. В этом рисунке пленяет и тонкость исполнения, и прозрачная голубизна в колорите, чистота и цельность восприятия природы.
Н. Бестужев хорошо изображал воду, зарисовывая реки Ингоду и Читу; яркими бликами передавал он течение Ингоды, поля и луга, отливающие блеском. Все это он давал на фоне гор, поросших густым лесом. Рисунки его отличаются мягкостью и прозрачностью отдаленных планов, теплотой воздушной перспективы и удивительного сибирского неба, которое так любили изображать декабристы-художники.
В акварелях Н. Бестужев раскрывал основное содержание каждого своего пейзажа: жизнь природы, расцветшей, ликующей и умирающей. В акварели "Осень" показан двор тюрьмы - место, огороженное высоким тыном; в углу большая клумба, устроенная декабристами, с зачахшими сорными травами вместо цветов. Осень уничтожила убор деревьев и все зеленые насаждения; на фоне белесовато-коричневого печального осеннего пейзажа, под свинцовым небом, уныло бродит корова. Порыжелая трава обильно смочена дождем. Во втором варианте изображено это же место; все пространство покрыто снегом, небо однотонное и холодное. За частоколом высятся горы с зелеными елями, кое-где под снежным покровом.
На одном из читинских пейзажей, о котором мы уже говорили, Н. Бестужев поместил и себя за рисунком; вдали видны горы, деревянная церковь, строения, каземат. Рисуя с птичьего полета Петровский завод, он также изобразил самого себя. Художник и часовой на переднем плане. Пространственное решение пейзажа построено на широких планах. Темные очертания гор замыкают широкий простор пейзажа. Но художник уводит взгляд зрителя вправо, где яркой зеленью выступает полоска молодого леса. В центре - каземат, вокруг него церковь и дома жителей. Все это полно воздуха и света. За воротами каземата видны декабристы, идущие на мельницу молоть муку.
Пейзажи Н. Бестужева проникнуты тончайшей поэзией и лирикой. Он изображал сибирскую природу, зарисовывал тюремный и каторжный быт, с любовью передавал быт народных масс, мастеровых, солдат и нищих, чего в Сибири до него еще никто не делал.
Солнечный день, идет починка дороги. Несколько человек работают; один отдалился и пьет воду, поданную ему босоногим мальчиком; рядом стоит женщина, повязанная платком, с ребенком на руках. Справа нищий старик, просящий подаяние.
Вид Петровского завода. Опять солнечный день, какая-то дымка разлита в воздухе, группа босоногих мальчишек пускает змея. Проходят ремесленник и нищий, другие прохожие. Действенную роль в этой акварели Н. Бестужев отвел высокому сибирскому небу, которое сразу приковывает к себе внимание богатством и тонкостью освещения в облаках.Если скажут, - говорит далее Н. Бестужев, - что в государствах конституционных министры ответственны пред законом, то на это легко возразить: что ответственность сомнительна там, где судии, т. е. парламентские члены, или подкуплены, или имеют выгоду в безнаказанности министров, способствующих своим управлением наживе большей части своих судей, и если вопли народные когда-нибудь возбуждают в благонамеренных людях желание спросить этой ответственности, то выходит почти всегда, как сказано в басне Крылова Шлиссельбургская станция.
Это и было красноречивым ответом на вопрос, - говорит М. К. Азадовский*.
* (Воспоминания Бестужевых, цит. соч., стр. 626.)
ОБЩИЙ ВИД ПЕТРОВСКОГО ЗАВОДА.
В центре - тюрьма , где были заключены декабристы.
Акварель Н.А. Бестужева. 1834 г.
Справа художник изобразил себя за работой, рядом с ним - конвойный.
Всесоюзный музей А.С. Пушкина. СПБ
Замечателен еще один пейзаж - вид неизвестной местности, может быть, у Посольского монастыря, где Н. и М. Бестужевы прожили некоторое время после окончания срока заключения в Петровском, перед отъездом на поселение в Селенгинск. По зеленому склону невысокого холма медленно поднимается запряженная лошадь, за ней идут ободранный возница и двое мужчин с тяжелыми ношами на плечах. Н. Бестужев ведет глаз зрителя выше, к монастырской стене и башням; но они не довлеют над природой, а сливаются с широкими просторами и высоким небом.
Самым ценным в художественных работах Н. Бестужева является созданная им иконография декабристов. Ему мы обязаны незабываемыми образами лучших, передовых людей того времени, прочно вошедших вместе с их делом в народное сознание.
Исходной точкой портретного искусства является передача индивидуальности человека. Однако Н. Бестужев не ограничивался только этим. Поставив перед собой задачу создать правдивые образы своих товарищей, он широко использовал все-средства. Особенное внимание художник сосредоточивал на лицах портретируемых, выделяя их цветом и светом.
Н. Бестужев глубоко проникал в духовный мир декабристов. Некоторые портреты насыщены огромным содержанием. Каждая деталь, каждый штрих выявляют подлинные внутренние ценности, ум, силу воли человека. По свидетельству своего брата и товарища по заключению М. Бестужева, а также других товарищей, Н. Бестужев отличался поразительным умением улавливать и передавать в своих портретах главные черты характера. Вглядываясь в эти портреты, ощущаешь живых людей.
Лучшие портреты поражают своей художественной завершенностью. Жизненная убедительность образа неразрывно связана с изображением индивидуальных особенностей каждого лица. Вот, например, портрет И. И. Горбачевского. Какая сила, энергия и огромная воля чувствуется в его голубых глазах. Первый, кто привел 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь Московский полк и поднял знамя восстания, был М. Бестужев. Портрет 1838 года дает ясно понять, что его воля еще больше закалилась в тюрьме.
И. И. Горбачевский.
Акварель. Н. А. Бестужев. 1837 год.
Замечателен портрет Лунина - члена первых тайных организаций. Он и в тюрьме и на поселении служил тайному обществу и "свои письма к сестре превратил в политические памфлеты - острое орудие, терзавшее противника"* - Николая I. Мужественное лицо Лунина отмечено печатью нравственной силы, ума и смелости.
* (Декабрист М. С. Лунин. Сочинения и письма. Редакция и примечания С. Я. Штрейха. II. Цит. соч. 1923.)
До нас дошло три портрета умнейшего и образованнейшего человека своего времени - Никиты Муравьева, одного из организаторов тайных обществ. На первом мы видим не пассивного члена тайного общества, каким он стал в 1824-1825 годах, не сторонника умеренных политических и тактических взглядов, не морально сломленного узника Петропавловской крепости.
Перед нами - крупнейший член Северного общества в начале его возникновения, республиканец по своим политическим взглядам, единомышленник Пестеля. Легкие точные мазки обрисовали прекрасную голову, обрамленную темными волосами. Энергичное лицо с живыми глазами говорит о духовном богатстве натуры. То же самое мы видим и на втором портрете: строгое лицо со следами душевных страданий, волосы, подернутые сединой; но какая жизненная сила в глазах, какая жажда деятельности! Это будущий автор метких, смелых примечаний к "Разбору донесений тайной следственной комиссии" в 1826 году. Это ближайший друг и единомышленник Лунина на поселении в Урике.
За свою борьбу против правительства Лунин в 1841 году был подвергнут аресту и заключению в Акатуе. Никита Муравьев, опасаясь обысков и ареста, сжег большую часть своих; бумаг.
Трубецкой писал Якушкину после ареста Лунина: "В Лунине он (т. е. Никита Муравьев. - М. Б.) потерял собеседника, которого ему никто из окружающих не заменил"*.
* (ЦГИА, ОЛФ. Фонд № 1143, оп. № 1, ед. хр. 45, л. 52.)
Н. Бестужев написал не один портрет И. Пущина, друга А. С. Пушкина и любимого своего товарища, человека большого сердца и редких моральных качеств. Об этом мы знаем из писем Н. и М. Бестужевых к своим родным и писем к И. Пущину его близких.
На одном портрете активнейший участник восстания 14 декабря 1825 года И. Пущин изображен со сложенными на груди руками. С необычайной любовью нарисовал Н. Бестужев человека, столь любимого всеми узниками Читы и Петровского завода, до конца дней сохранившего свои верования и убеждения.
Правдиво и просто сделаны художником портреты крупнейших представителей декабристского движения и других участников восстаний в Петербурге и на юге: С. Г. Волконского, В. Л. Давыдова, А. В. Поджио, А. П. Барятинского, П. И. Борисова, Н. А. Крюкова, С. П. Трубецкого, М. А. Фонвизина, Ф. Ф. Вадковского, М. Ф. Митькова, Ю. К. Люблинского, Д. А. Щепина-Ростовского, В. Н. Соловьева, Н. А. Панова, А. Н. Сутгофа. Среди них были также участники и герои Отечественной войны 1812 года, позднее вступившие в ряды тайных обществ. Большой глубины проникновения во внутренний мир человека достиг Н. Бестужев в портретах П. И. Борисова, А. П. Барятинского, А. В. Поджио, М. Ф. Митькова.
Ярко раскрыт духовный мир и в портретах А. А. Крюкова, Артамона Муравьева и А. И. Якубовича. Как верно схвачены индивидуальные черты первых двух. Видно, что это - заурядные люди, гурманы; А. А. Крюков к тому же любитель поиграть в карты; этой страсти он предавался и на поселении в Минусинске.
Капитан Нижегородского драгунского полка Якубович, не принадлежа к тайному обществу, 14 декабря принял непосредственное участие в восстании и был осужден по I разряду. Якубович и сам был одарен талантом художника, прекрасного силуэтиста; но, к сожалению, бреттер и дуэлянт пренебрег своим дарованием. Состоя на службе при А. П. Ермолове, Якубович участвовал на Кавказе в покорении Казикумыхского ханства. Его жизнь в горах прошла в отчаянных боевых схватках. Он был ранен черкесской пулей в лоб и постоянно носил черную повязку.
Наряду с этим Якубович был прекрасно знаком с политической экономией того времени. Из Петропавловской крепости он написал Николаю I письмо, в котором критиковал экономическую политику правительства. Это было письмо настоящего патриота, глубоко озабоченного будущим своей родины.
Якубовича и каторга не угомонила. Дух бреттерства не покинул его до конца жизни. Нам известны два портрета Якубовича работы Н. Бестужева: первый, о котором идет речь, 1831 года, находится в основной коллекции. Н. Бестужев писал этот портрет в Петровском заводе в каземате Е. П. Оболенского, с которым Якубович особенно подружился во время пребывания в Благодатном руднике. На портрете Якубовича - рядом с автографом - даты: "1831 год - 12-е отделение". Якубович изображен в белой расстегнутой рубашке, голова повернута влево; из-под сдвинутых густых черных бровей сверкают большие темные глаза. На лбу шрам от полученной на Кавказе раны, которой он так гордился в Петербурге.
Прекрасно написаны портреты М. М. Нарышкина, а также его жены Е. Д. Нарышкиной, разделившей с мужем годы тюрьмы и поселения. Бодростью, сознанием выполненного долга веет от этих портретов. Нарышкин будто ожил под кистью Н. Бестужева. Перед нами человек с устремленными вдаль добрыми глазами (второй портрет); лицо его освещено внутренним светом.
Весьма примечателен портрет М. Бестужева в берете (основная коллекция). Он написан с большой тщательностью от складок головного убора до мелких деталей одежды. На автопортрете Н. Бестужева изображен как раз тот момент, когда художник рисовал своего брата Михаила. В этом автопортрете ярко чувствуется личность Н. Бестужева. Умное энергичное лицо выражает высокую интеллектуальную одаренность.
Михаил Александрович Бестужев (1838).
Н. А. Бестужев. Автокопия.
Жидкое масло. 40-е годы XIX века. Селенгинск.
Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Ленинград
Наряду с лучшими портретами этого периода могут быть поставлены портреты братьев А. и П. Беляевых, П. В. Аврамова, А. И. Одоевского, А. Е. Розена, Ф. П. Громницкого.
К сожалению, не все портреты декабристов, отбывавших каторгу в Чите и Петровском заводе, дошли до нас. Нам неизвестны портреты активных участников Северного и Южного обществ и Общества соединенных славян: Я. М. Андреевича, A. И. Борисова, Е. П. Оболенского, П. С. Бобрищева-Пушкина, B. И. Штейнгеля, А. О. Корниловича, А. С. Пестова, И. М. Спиридова, К. П. Торсона и З. Г. Чернышева. Несомненно, они были написаны Н. Бестужевым и могут быть еще выявлены исследователями.
Долгое время мы не знали о существовании портретов В. П. Ивашева, Н. Ф. Лисовского и И. Д. Якушкина, принадлежавших кисти Н. Бестужева. Первые два были обнаружены в основной коллекции Н. Бестужева, приобретенной И. С. Зильберштейном; портрет И. Д. Якушкина в настоящее время известен нам по фотографии 80-х годов XIX века с портрета 1835 года (?)*.
* (См. приложение № 2. Каталог портретов декабристов работы Н. Бестужева.)
Иван Дмитриевич Якушкин.
С портрета Мазера (карандаш). 1850 год.
Копия с портрета (акварель) 1835 года, работы Н. А. Бестужева (?).
Фотография 1880-х годов. Гос. Исторический музей
Грустью, обреченностью веет от портрета Ивашева, мастерски написанного Н. Бестужевым. Один из близких друзей Пестеля, талантливый художник, блестящий музыкант и поэт, Ивашев, по окончании срока заключения был поселен в глухом углу Западной Сибири - Туринске. Здесь разносторонне одаренному, широко образованному знатоку различных языков негде было приложить свои силы. На первых порах скрашивала и облегчала его жизнь жена, прибывшая к нему из России молодой девушкой и вышедшая за него замуж в Петровском заводе. К несчастью, она умерла в 1839 году. Бездействие и тоска по любимой женщине скоро сокрушили его. Он умер через год после ее смерти внезапно, в самом расцвете своих жизненных сил.
Активного участника восстания на юге, члена Общества соединенных славян И. Ф. Лисовского Н. Бестужев зарисовал в теплых желтоватых тонах. Портрет Лисовского, как и портрет А. Ф. Бриггена, может быть отнесен к числу наиболее удачных работ читинского периода.
Облик одного из лучших людей и виднейших декабристов, И. Д. Якушкина, дышит благородством и гуманностью. С первого взгляда видно, с какой любовью писал Н. Бестужев своего товарища, отразив в портрете ум, сильный характер и нравственную чистоту революционера.
В Чите к декабристам для отбывания каторжных работ были присоединены поручики Литовского пионерского батальона, члены Общества военных друзей А. И. Вегелин и К. Г. Игельстром, участники Оренбургского тайного кружка, организованного провокатором И. И. Завалишиным, - поручик В. П. Колесников, прапорщики X. М. Дружинин и Д. П. Таптыков. Их портреты (кроме портрета X. М. Дружинина, который несомненно существовал, но был утрачен), дошли до нас в основной коллекции в собрании И. С. Зильберштейна и в карандашных автокопиях в коллекции И. Пущина.
Наряду с портретной галереей своих товарищей Н. Бестужев создал серию портретов декабристок.
Ценой невероятных усилий и огромных жертв замечательные русские женщины с помощью знатных родных вырвали у мстительного Николая I право на соединение с мужьями.
"На днях мы видели здесь проезжающих далее Муравьеву-Чернышеву и Волконскую-Раевскую, - писал П. А. Вяземский в 1826 году из Москвы А. И. Тургеневу. - Что за трогательное и возвышенное обречение. Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории. В них точно была видна не экзальтация фанатизма, а какая-то чистая, безмятежная покорность мученичества, которая не думает о славе, а увлекается, поглощается одним чувством, тихим, но всеобъемлющим, все одолевающим. Тут ничего нет для Галлереи, да и где у нас Галлерея? Где публичная оценка деяний?"*.
* (Переписка А. И. Тургенева с кн. П. А. Вяземским. Т. 1, 1814-1833. П., 1921, стр. 43.)
Вслед за мужьями в Благодатский рудник и Читу одновременно прибыли М. Н. Волконская, Е. И. Трубецкая, А. Г. Муравьева, А. В. Ентальцева, Е. П. Нарышкина, А. И. Давыдова, Н. Д. Фонвизина и Полина Гебль, вышедшая замуж в Чите за И. А. Анненкова. Позднее в Петровском заводе к ним присоединились М. Ю. Юшневская, А. В. Розен и Камилла Ле-Дантю, ставшая женой В. П. Ивашева. Все они разделили с мужьями суровые годы тюрем и поселений. В каземате они были друзьями и помощницами не только своих мужей, но и их товарищей.
О М. Н. Волконской говорит писатель, публицист и политический деятель И. Г. Прыжов, живший с 1881 года на поселении в Петровском заводе:
"Эта женщина должна быть бессмертной в русской истории. В избу, где мокро, тесно, скверно, лезет, бывало, эта аристократка - и зачем? Да посетить больного. Сама исполняя роль фельдшера, приносила больному здоровую пищу и, разузнав о состоянии болезни, идет в каземат к Вольфу, чтобы он составил лекарство"*.
* (И. Г. Прыжов. Декабристы в Сибири на Петровском заводе. ЦГЛА, Фонд 1227, л. 130.)
Николай Александрович Бестужев. Портрет Марии Николаевны Волконской. 1828 г.
Бумага, акварель.
Всероссийский музей А. С. Пушкина.
А. Г. Муравьева, Е. И. Трубецкая, Е. П. Нарышкина и другие женщины старались во всем помогать декабристам и их родным, приносить пользу жителям, рабочим железоделательного завода и их детям, а также всем "отверженным", то есть каторжным.
А. Г. Муравьева сумела организовать в Чите больницу, полностью оборудовать ее и получить через свою сестру С. Г. Чернышеву-Кругликову медикаменты, которыми снабжала декабристов и местных жителей.
Александра Григорьевна Муравьёва.
Акварель Н.А. Бестужева. Июль 1832 г.
Государственный Исторический музей, Москва.
С помощью "декабристок" потерявшие связь с внешним миром заключенные стали получать от своих родных и близких письма, посылки и духовную пищу - книги, журналы, газеты, а также смогли писать через "благодетельных дам" своим родным.
"Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности таких чудных, идеальных жен. Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твердости при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши"*, - говорит о женах декабристов в своих "Записках" декабрист А. П. Беляев.
* (А. П. Беляев. Воспоминание о пережитом и перечувствованном. Цит. соч., стр. 216.)
С необычной мягкостью и лиризмом разработал Н. Бестужев образы "декабристок". В их портретах он показал всю их душевную силу, внутреннюю духовную красоту. В этих портретах он показал себя тонким психологом, подчеркнув живую одухотворенность их образов. Их портреты залиты ровным, мягким светом, пронизаны теплом.
Анненкова Прасковья Егоровна.
Акварель Н.А. Бестужева. 1836 г.
Основное собрание, Москва.
Подлинные портреты Н. Бестужев оставлял у себя, автокопии дарил товарищам и их женам. Портреты "декабристок", помимо основной коллекции (где имеются всего четыре акварели - Давыдовой, Ивашевой, Юшневской и Анненковой), дошли до нас в собраниях наших музеев и сохранились у потомков декабристов. Это автокопии акварельных портретов Ивашевой, Анненковой из основной коллекции, а также другие портреты. На этом основании можно заключить, что Н. Бестужев не один раз писал жен своих товарищей. До нас дошли портреты его кисти: Анненковой - два, Муравьевой - два, Волконской - три, Ивашевой - четыре.
Камилла Петровна Ивашева.
Акварель Н.А. Бестужева, 1834 г.
Литературный музей. Москва.
Мы не знаем его портретов Ентальцевой и Фонвизиной, но они несомненно были. Однако имеется документ, свидетельствующий, что портрет Н. Д. Фонвизиной был написан Н. Бестужевым. Ниже мы приводим этот документ*.
* (См. приложение № 3. Каталог портретов жен декабристов работы Н. Бестужева.)
Декабрист Н. И. Лорер говорит в своих "Записках": "Помню, что Бестужев срисовал во многих экземплярах наше печальное жилище, и рисунки его рассеялись по всей России и даже попали к императрице, которая просила через III Отделение доставить ей виды жилищ наших дам и вклеила их в свой альбом"*.
* (Н. И. Лорер. Записки, стр. 113.)
Андрей Евгеньевич Розен с женой Анной Васильевной в камере Петровского острога.
Акварель Н.А. Бестужева. 1831 г.
Благодаря художникам-декабристам Н. Бестужеву, Репину и Ивашеву мы можем судить о тюремной жизни и быте декабристов и их жен. В своих рисунках Н. Бестужев давал не только портретную характеристику, но и показывал отдельные стороны быта (камера А. Е. Розена № 11). Иногда то или другое отходило на второй план и ярко выступали либо портретная характеристика (Н. Бестужев тщательно выписывал лица, платья жен декабристов, одежду и волосы их детей), либо, наоборот, на первое место выдвигалась характеристика быта (как это мы видим в камере № 23 у Н. А. Панова, где Н. Бестужев зарисовал и себя с письмом в руках, а также и в его камере - № 39, где он пишет портрет с И. В. Киреева; здесь же М. Бестужев). Тщательно выписаны портреты матери и сестры Елены Александровны, Е. П. Нарышкиной, развешенные на стенах, двое часов его работы, незатейливая обстановка камеры, токарный станок, на котором Н. Бестужев вытачивал игрушки для детей товарищей.
Н. А. Бестужев в своей камере № 39 (Петровский завод) пишет портрет И. В. Киреева.
У стола М. Л. Бестужев. Акварель. 30-е годы XIX столетия.
Тула. Художественный музей.
По желанию товарищей он писал их портреты, зарисовывал их жилища, копировал те или другие изображения, которые по просьбе своих родных и близких жены посылали им в столицу. М. К. Юшневская писала С. П. Юшневскому: "На днях может быть сделают портрет твоего брата (декабриста А. П. Юшневского, - М. Б.)*.
* (П. В. Голубовский, проф. Письма декабриста А. П. Юшневского и его жены М. К. Юшневской из Сибири. Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца. Киев, 1904, кн. XX, вып. 2, стр. 93.)
М. А. Фонвизин, обосновавшись на поселении в Енисейске, в письме к И. Д. Якушкину в Петровский завод писал в 1835 году: "Николаю Александровичу Бестужеву присовокупи к тому, что я от всего сердца благодарю его за постоянную снисходительность его и доброту и за одолжение, которое он сделал нам, скопировав портреты жены (Натальи Дмитриевны. - М. Б.) для Марии Павловны (матери Н. Д. Фонвизиной - Апухтиной. - М. Б.), которая ему чрезвычайно обрадовалась"*.
* (ЦГИА, ОЛФ. Фонд (Якушкиных) 279, оп., ед. хр. 101, л. 56-об.)
Существуют также копии с копий, тождественные с портретами в основной коллекции в собрании И. С. Зильберштейна: братьев А. и П. Беляевых, В. Н. Лихарева, М. М. Нарышкина, С. И. Кривцова.
Нам известны и другие портреты декабристов, написанные в разные годы их пребывания в Петровском заводе: С. Г. Волконского, М. Ф. Митькова, С. П. Трубецкого, А. А. Крюкова и других*.
* (См. приложение № 3. Каталог работ Н. А. Бестужева.)
Из Малой Разводной (вблизи Иркутска), где декабрист А. П. Юшневский был на поселении, он писал брату С. П. Юшневскому 13 января 1841 года: "В 3-м письме от 3 ноября изъявляешь ты, мой друг, желание иметь мой портрет. Разумеется, что я тотчас исполнил бы его, если бы было в моей воле. В Петровском заводе, где мы были все вместе, оно очень легко было, но после рассеяния нашего товарищ (Н. Бестужев.- М. Б.), оказывавший всем нам услугу эту, остался по ту сторону Байкала в г. Селенгинске. Здесь же в целом крае нет даже плохого маляра"*.
* (П. В. Голубовский. Письма декабриста А. П. Юшневского и его жены М. К. Юшневской из Сибири. Киев, 1908.)