Собрание А. И. Орлова
Подлопатки. Малая Разводная.
18ЗО-1840-е годы
Собрание сибирского врача А. И. Орлова состояло из десяти рисунков П. И. Борисова. Одна из этих работ известна только по «Книге доходов», девять входят в альбом, хранящийся в Историческом музее, куда он поступил в 1955 году в составе семейного архива Басниных '.
Альбом содержит рисунки, стихотворения и дарственныe записи друзей его владельца, в их числе автографы и рисунки П. И. Борисова и других декабристов - Н. А. Бестужева, Е. П. Оболенского, А. П. и М. К. Юшневских, А. И. Якубовича.
Размер альбома 21,0 х 32,5; оформлен он очень ярко: переплет из красного сафьяна с золотым тисненым орнаментом и золоченой застежкой, некоторые листы имеют золотой обрез, альбом украшают голубые муаровые форзацы; на титульном листе - заглавие: Album Александра Орлова.
Акварели П. И. Борисова сделаны на разной бумаге и расположены на листах, в альбом вклеeнных. Обратим внимание на особенности некоторых рисунков этого собрания. Одна из бабочек изображена на листе 52 (ил. 9), обрезанном по углам (в форме восьмиугольника, 10,2 х 13 х 3) и наклеенном на основной лист альбома. На этом рисунке Н. Н. Гончаровой обнаружена дата: 1839, поставленная художником карандашом очень мелкими цифрами, в настоящее время едва заметная. Дата свидетельствует о том, что П. И. Борисов был в гостях у А. И. Орлова вместе с другими декабристами, проезжавшими через Верхнеудинск на поселение в конце июля 1839 года2. Данныx для датировки остальныx рисунков не имеется, можно лишь отметить, что датированные работы других авторов, имеющиеся в альбоме, относятся к 1829-1849 годам. На остальных рисунках П.И.Борисова каких-либо авторских помет нет.
Мелким почерком неустановленного лица (возможно, рукою А. З. Муравьева) карандашом подписан рисунок с тремя птичками на листе 6 (ил.4): Петра Ивановича Борисова; на листах 21 и 33 (ил. 7 и 8), по всей видимости, - одним из последующих владельцев альбома, Н. В. Басниным, тоже карандашом написано (в старой орфографии): Декабрист П.И. Борисов; на всех других рисунках, по определению Н. Н. Гончаровой, были в свое время сделаны надписи М. Ю. Барановской, сотрудницей Отдела изобразительных материалов Исторического музея. Она писала карандашом под рисунками либо: П.И. Борисов, либо: Декабрист П.И. Борисов.
Что связывало А. И. Орлова (1802-1851) с Борисовыми и другими декабристами? Он приехал в Сибирь по окончании Московской медико-хирургической академии, прослужил двенадцать лет в Кяхте врачом таможни, В 1838-1840 годах осуществлял медицинский надзор в Нерчинских заводах и Верхнеудинске, а с 1841 года служил в Иркутске.
А. И. Орлов известен не только своими медицинскими познаниями, но и литературной деятельностью. Так, в Кяхте он стал одним их инициаторов выпуска первых В Забайкалье рукописных изданий - журнала «Кяхтинский литературный цветник» и газеты «Кяхтинская стрекоза», в Верхнеудинске - газеты «Метляк». А.И.Орлов сочинял стихи и эпиграммы, в Иркутске на любительской сцене была поставлена его пьеса.
Знакомство А. И. Орлова с декабристами началось еще в период их пребывания на каторге: его вызывали из Кяхты в случае особо серьезных заболеваний кого-либо из узников или членов их семей. Отношения А. И. Орлова с декабристами не ограничивались медициной. Известно, что в казематах Петровского завода хорошо знали все рукописные издания А. И. Орлова, некоторые декабристы сами принимал и в них участие3.
Для нас важны взаимоотношения А. И. Орлова с братьями Борисовыми. Его истинное к ним участие проявилось в тот момент, когда А. И. Борисов был помещен в отделение для душевнобольных Верхнеудинской городской больницы. Как врач этой больницы, А. И. Орлов дал медицинское заключение, в котором опроверг официальную точку зрения о психическом заболевании А.И.Борисова, несовместимом якобы с его пребыванием на свободе4. Именно он сделал первый заказ П.И.Борисову на рисунок в самое тяжелое для художника время: 21 апреля 1840 года П.И.Борисов внес в «Книгу доходов» свою первую запись, касающуюся заказов на рисунки: «За метляка от А. И. О. - сахару голову, 10 фун[тов] - 16.90; цветочного чаю, 2 фун[та] - 16; табаку Жукова 2.50». Криптоним - А. И. О. - раскрыт В. Б. Бахаевым, который считает, что П.И.Борисовым были выполнены рисунки для титульных листов нескольких экземпляров газеты А. И. Орлова «Метляк»5. На наш взгляд, оплата, полученная П. И. Борисовым за эту работу (в денежном выражении - 35р. 40к.), скорее, свидетельствует о том, что художником был сделан один, но сложный по своему сюжету рисунок, который мог служить украшением одного из номеров этой газеты и, возможно, использоваться в качестве образца при ручном тиражировании «Метляка». Поскольку ни один из номеров этой газеты до настоящего времени не обнаружен, неизвестным остается и рисунок П. И. Борисова.
Нет сомнения в ТОМ) что все акварели, которые находятся в альбоме, были художником А. И. Орлову подарены6.
Альбом называют в своих работах М. Ю. Барановская и И.С.ЗильберштеЙн в связи с изучением ими живописного творчества декабристов, но акварельные рисунки П. И. Борисова при этом не упоминаются. М. Ю. Барановская писала в 1952 году о том, что альбом А. И. Орлова перешел в свое время к иркутскому купцу В. Н. Баснину и хранился в семье его внуков в Москве7. И. С. Зильберштейн в 1977 году в книге, посвященной Н. Бестужеву, отметив также, что альбом А. И. Орлова «на протяжении долгих десятилетий принадлежал С. Н. Басниной», сообщил, что он находится в Историческом музее8.
Каким же образом альбом А. И. Орлова стал собственностью В. Н. Баснина? А. И. Орлов и В. Н. Баснин долгие годы были в самых дружеских отношениях, бывали друг у друга в гостях, обменивались стихотворными посланиями. Сохранился портрет А. И. Орлова, на обороте которого В. Н. Баснин написал: «Александр Иванович Орлов, медик, наш долговременный и любезный знакомый. Умер в Иркутске и погребен в девичьем Знаменском монастыре. Этот портрет передала мне супруга его, вдова Екатерина Петровна, по письму из С-Петербурга к Акиму Ивановичу, родному брату Александра Ивановича. Получен мною от Акима Ивановича в Москве, в 18б2 г., марта 23. Среда»9. Можно предположить, что и альбом после смерти А.И.Орлова был передан В.Н. Баснину его женой, Е. П. Орловой.
К 150-летию восстания декабристов две акварели из альбома - листы 6 и 9 (ил. 4 и 5), были опубликованы в юбилейном буклете Исторического музея. Однако ни в тексте буклета, ни в подписях к этим акварелям сам альбом не назван10. Третья акварель этого альбома - лист 33 (ил. 8), была тогда же опубликована М. Ю. Барановской в журнале «Художник»".