Показания М.А. Бестужева о восстании на Сенатской площади. 6 января 1826 г. ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 340. Л. 6 об. Писарская запись с правкой рукой М.А. Бестужева. В конце приписка снимавшего допрос генерала В.В. Левашова.
№ 33.
Показание Л[ейб]-г[вардии] Москов[ского] полка штабс-капитана Бестужева.
Вовлечен он был слухами о задержании будто бы великого князя Константина Павловича и тем, что будто письмо великого князя к императору есть ложное. Не принимать присяги согласны были многие офицеры, а именно: князь Щепин-Ростовский, Волков, поручики Броке, Кудашев, капитан Корнилов, сей последний, услышав содержание Манифеста, объявил им, что он присягает.
Цель бунтовщиков была от него совершенно скрыта, и он ничего про оную не знает и действовал единственно по заблуждению, для удержания на престоле великого князя Константина Павловича, которому он присягал.
В числе бунтующих он знал только к[нязя] Оболенского, Одоевского, Кюхельбекера, Каховского, Рылеева.
Якубович встретил бунтующих в Гороховой улице. Кричал «ура!» Константину Павловичу, вздевши шляпу на саблю. Когда же отстал от них, и возвращался ли к ним, не знает.
Был также с ними молодой человек в синем сюртуке, который раздавал деньги, в том числе отдал и ему 50 р., которые вручены им унтер-офицеру Макею Иванову для покупки вина, но кто именно, не знает.
На генерала Фридрикса никогда не целил и старался, напротив, всеми мерами удерживать солдат от пролития крови, запрещая им стрелять, в чем свидетельствуется 2-ою и 3-ею ротами.
Графа Милорадовича ранил не солдат, а выстрелил в него из толпы народа, но кто именно, не знает, ранен ли он был штыком, того не видел.
Штабс-капитан Бестужев.Когда и кем были приняты в тайное общество?
Я был принят в тайное общество несколько месяцев тому назад покойным Черновым. Намерения оного определительно не знал, но заметил, что оное клонилось к конституции.
Генерал-адъютант Левашов.