«ТАТЕВСКИЙ ДНЕВНИК» С.А. РАЧИНСКОГО (ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ 1882 ГОДА)
А.В. ЛУХТА
Окончила Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета, факультет архивного дела. На кафедре истории и организации архивного дела занималась изучением архивных фондов семьи Рачинских.
Вниманию читателей предлагается публикация фрагмента «Татевского дневника» С.А. Рачинского (с 25 октября по 11 ноября 1882 года), сделанная на основе исследований документальных материалов семейного архива Рачинских в Российском государственном архиве литературы и искусства. Публикация предваряется описанием «Татевского архива» семьи Рачинских, в семейном фонде которых сложилось два архива: один – «Татевский», принадлежавший старшей линии семьи Рачинских, и второй – «Бобровский». Знакомство с еще одной страницей жизни замечательного русского педагога С.А. Рачинского открывает не только новые черты его личности, но и передает частицу атмосферы того времени.
ОБЗОР ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФОНДА СЕМЬИ РАЧИНСКИХ «ТАТЕВСКИЙ АРХИВ»
Обращаясь к изучению «Татевского архива» семьи Рачинских, нельзя не отметить великий труд, совершенный представителями этой семьи в сборе документального материала, охватывающего большой временной отрезок (с XVII в. по XX в.). Более того – это интереснейший материал, касающийся известных представителей родов Боратынских1, Толстых, Огонь-Догановских, Дмитриевых-Мамоновых.
Планомерный процесс создания и сохранения семейного архива начинается с начала XIX века. В семейный архив наравне с документами /165/ семьи Рачинских входят и другие документы, связанные с жизнедеятельностью близких друзей и знакомых Рачинских, таких как А.А. Дельвиг, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, М.Н. Капустин, Б.Н. Чичерин и другие. Процесс создания архива прервался только под воздействием политической ситуации в стране в начале XX века. Длительный период собирания архива свидетельствует о том, насколько глубоко разные поколения этой семьи прониклись идеей собирания документов ее истории, и это заслуживает особого внимания.
В семейном фонде Рачинских сложилось два архива: один – «Татевский », принадлежавший старшей линии семьи Рачинских и вмещающий в себя архивы семей Боратынских, Потемкиных, Пенских, Огонь-Догановских, Коховских, и второй – «Бобровский», принадлежавший младшей линии Рачинских, с архивами Колечицких и Верховских. Бобровка перешла во владение Рачинских через брак младшего сына Антона Михайловича Рачинского, Алексея Антоновича (1807–1888), с Анной Петровной Колечицкой (1818–1886), единственной дочерью Петра Петровича и Анастасии Ивановны Колечицких. Алексей Антонович и Анна Петровна Рачинские имели трех сыновей и двух дочерей. Из них старший – Николай Алексеевич (1847–1898) – был председателем Смоленской губернской земской управы, средний – Григорий Алексеевич (1856–1925) – посвятил себя главным образом литературной деятельности; его жена Татьяна Анатольевна Мамонтова (ум.1920) занималась общественной деятельностью (по женскому профессиональному образованию). Младшая из дочерей, Анна Алексеевна (1855–1916), унаследовала Бобровку, где много труда вложила в школьное и больничное дело, а в годы первой мировой войны занималась лазаретами и устройством беженцев. То, что Сергей Александрович Рачинский сделал для Татевского архива, для Бобровского архива сделали Николай Алексеевич и Анна Алексеевна Рачинские. После смерти Анны Алексеевны Бобровка перешла к ее племяннице, дочери Николая Алексеевича, Александре Николаевне, жене петербургского педагога-химика Вадима Никандровича Верховского. К архиву Колечицких и Рачинских присоединился еще и архив Верховских — родителей Вадима Никандровича (его отец Никандр Иванович был присяжным поверенным в Смоленске).
Для обзора нами был выбран «Татевский архив». В нем наиболее полно представлена разносторонняя информация о семейных отношениях, творческой и политической жизни Москвы и Петербурга, а также автографы, фотографии и рукописи известных современников, но в первую очередь интерес к исследованию «Татевского архива» /166/ связан с личностью и деятельностью великого русского педагога С.А. Рачинского.
Имя Сергея Александровича Рачинского и его деятельность, связанная с созданием в его родовом имении Татево начальных сельских школ, было достаточно широко известно в прошлом веке. Но С.А. Рачинский был не только ученым и художественно образованным человеком: помимо развития сельских школ и организации общества трезвости он принимал активное участие в разработке программ по объединению начальных народных училищ с церковноприходскими школами. При этом он, будучи профессором ботаники, до конца жизни не оставлял повседневную работу ученого-естествоиспытателя.
Больше всего Сергей Александрович любил свое Татево и созданные им школы. В сущности, нельзя не поблагодарить судьбу, которая вывела его из московской профессуры в сельское уединение. Как только это совершилось, как только Рачинский отделился от чего-то общего, суетного, в нем на основательном интеллектуальном фундаменте стали слагаться уникальные черты, явилось то единственное призвание, дело и подвиг на виду всего Отечества и к пользе всей России. Он создал идеальный тип народной русской школы, во всяком случае, в нравственном отношении высоко прекрасной.
Следующие в наше время одна за другой попытки реформировать школу (создание лицеев, частных и воскресных школ и т. д.) в конечном итоге, видимо, сведутся к включению в образовательную программу отдельных специализированных духовных дисциплин. И именно тогда необходимо будет прибегнуть к уже существовавшему опыту, извлечь урок из истории образовательного процесса, который с успехом внедрил С.А. Рачинский. Его постулат о единстве Церкви и образования, единых истоках светской культуры и церковных устоев должен приобрести на переломе двух эпох новое звучание. Но в сущности своей он неизменен и не может быть заменен.
И главное, но не единственное, что можно извлечь из сохранившихся документов С.А. Рачинского и всей его семьи, это образцы достойного воспитания и достойно прожитой жизни, которые могут стать примером для поколений XXI века. Внутренние взаимоотношения, моральные устои, прекрасное выражение эмоциональных переживаний, художественное отображение событий и явлений, нередко связанных и с политической ситуацией в стране, обмен мнениями и изложение своих идей и философии, дают нам широкую картину жизни той части русского общества, нравственные и духовные устои которой являются сегодня предметом культурного наследия нашей /167/ страны. Эпистолярный жанр был искусством, что подтверждается также семейной перепиской Рачинских.
Семья Рачинских: Александр Антонович Рачинский и Варвара Абрамовна (урожденная Боратынская), их дети – Владимир, Сергей, Ольга, Варвара и Константин.
Варвара Абрамовна была родной сестрой поэта Евгения Абрамовича Боратынского. Семья поддерживала тесную связь с Боратынскими, поэтому переписка, помимо своей семейной ценности, может представлять большой интерес для исследователей творческого наследия Е.А. Боратынского. По линии Боратынских женой Сергея Абрамовича была Софья Михайловна Салтыкова (по первому браку – баронесса Дельвиг), а его падчерицей была дочь поэта Елизавета Антоновна Дельвиг.
Ольга Александровна Рачинская была женой художника Эммануила Александровича Дмитриева-Мамонова. Личность этого художника так же, как и его творческий путь, изучены недостаточно полно; знакомство с письмами и сохранившимися личными документами Э.А. Дмитриева-Мамонова помогут открыть новые страницы истории искусства XIX века.
Константин Александрович Рачинский занимался научной деятельностью и был директором Московского сельскохозяйственного института. Его дочь Мария Константиновна (жена старшего сына Льва Николаевича Толстого – Сергея Львовича) в своих письмах описывает жизнь этой семьи. При том, что биография, как и литературное наследие Л.Н. Толстого, хорошо изучены, этого нельзя сказать о его домочадцах. С.А. Рачинский сам состоял в переписке с Л.Н. Толстым. Эта переписка стала доступна в связи с публикацией в 1916 г. нескольких писем в издании М. Гершензона «Русские пропилеи»2.
История семьи Рачинских связана и с деятельностью воспитанника Татевской школы Николаем Богдановым-Бельским. В семейном архиве Рачинских остались художественные работы и письма художника, которые дают новый материал для исследования его творчества. Известно, что, благодаря С.А. Рачинскому, в итоге его непрестанных трудов художественный талант мальчика получил дальнейшее развитие. Николай Петрович Богданов-Бельский стал известным художником-передвижником, оставившим свой след в истории русского искусства. /168/
1 Такое написание этой фамилии является исторически верным, так как их предок Дмитрий Дмитриевич (XIV в.) наследовал от отца замок Боратынь, и по названию этого замка стала писаться фамилия. Однако еще при жизни поэта укоренилось написание «Баратынский» и продолжает употребляться во многих современных изданиях. В связи с тем, что в архивных документах, используемых в данной работе, чаще всего встречается написание «Боратынский», то автор оставил орфографию этих источников.
2 Письма Л.Н. Толстого к С.А. Рачинскому // Русские пропилеи: Материалы по истории русской мысли и литературы / Сост. М. Гершензон. Т. 2. М., 1916. С. 264–268.