ДЕЛЬВИГ Антон Антонович.
Сообщений 41 страница 50 из 51
Поделиться4216-03-2016 23:11:44
Елизавета Антоновна Дельвиг
20 мая 2015 г. исполнилось 175 лет со дня рождения Елизаветы Антоновны Дельвиг (1830–1913), единственной дочери поэта Антона Антоновича Дельвига. После смерти поэта, его вдова и мать Елизаветы, Софья Михайловна Дельвиг (урожд. Салтыкова), вышла замуж второй раз за родного брата поэта Евгения Боратынского, Сергея Аврамовича, и переехала в усадьбу Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Здесь родились единоутробные сестры и брат Елизаветы Дельвиг: Софья, Александра, Анастасия, Михаил.
Только одна из дочерей Сергея и Софьи Боратынских, Софья Сергеевна, вышла замуж. Ее супругом в 1861 году стал Владимир Николаевич Чичерин. Елизавета Дельвиг, Александра и Анастасия Боратынские остались незамужними и всю жизнь прожили в Маре. Главой семьи считалась Елизавета Антоновна. «Внешне, – писала дочь воспитанницы Боратынских А.Н. Тархова, – она напоминала чертами своего отца, и резко отличалась как наружностью, так и характером от своих сестер. Елизавета Антоновна... посвятила себя воспитанию детей своего брата и воспитанниц. С докладами об имении именно к ней являлся управляющий, и с ним она вела дела, мнение и воля ее были решающими в делах семьи».
Елизавета Антоновна много читала, сочиняла стихи и до конца жизни занималась самообразованием. Ее поэтическим опытам в семье особого значения не придавали, поэтому свидетельств о них сохранилось мало. Оттенок печальной автобиографичности лежит на стихотворении Елизаветы Дельвиг «Лесная фиалка», которое начинается словами:
В тени кустов, вдали от света
Фиалка бледная росла,
И никакого ей привета
Судьба в удел не принесла[1]
По воспоминаниям Е.Н. Шаховой, в юности Елизавета Дельвиг была влюблена в Сергея Александровича Рачинского (см. здесь и здесь), с семьей которого она дружила всю жизнь. Елизавета Антоновна переписывалась с тетушкой Варварой Аврамовной Рачинской и ее детьми – Сергеем и Варварой; время от времени ездила на Смоленщину – в усадьбу Татево.
Елизавета Антоновна сохраняла семейные отношения и с родственниками отца – Дельвигами. В 1860–1870-е годы она гостила в Тульской губернии у дядюшки и тетушки Александра Антоновича и Любови Антоновны Дельвиг, где подружилась с Марьей Николаевной Толстой, проживавшей в Покровском.
Все силы и средства Боратынские, впитавшие дух «шестидесятничества», вкладывали в благотворительные дела и просветительство. Русская литература в лице Некрасова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского, влиявшая на общество, развивала и поддерживала «покаянные» настроения сестер Боратынских, для которых чтение являлось главной школой жизни. Показательно, что Елизавета Дельвиг, тяготясь титулом баронессы, просила не указывать его на почтовой корреспонденции и завещала, чтобы его не писали на ее надгробном памятнике.
Сестры Боратынские занимались просветительством. Для молодежи создавались кружки: музыкальный, театральный, литературный. В Маре была построена сельская школа для крестьянских детей. Как правило, инициатором всех начинаний была Елизавета Дельвиг.
Большое влияние на умонастроение Елизаветы Антоновны оказал Сергей Рачинский. Надо думать, что именно под его воздействием на всем протяжении жизни она увлекалась естественными науками, совершенствуя ботанические познания. Именно Рачинский явился тем человеком, который привнес мысли о народном просвещении и воспитании крестьянских детей.
Семью сестрам Боратынским заменяли племянники и племянницы, в судьбе которых они принимали непосредственное участие, и девочки-воспитанницы, взятые из бедных семей. Среди воспитанниц Боратынских были Анастасия Петровна Синегубова (в замужестве Черкасова) и ее дочери – Елизавета (в замужестве Лапушанская) и Екатерина (в замужестве Шахова); Варвара Тимофеевна Ерохина; Мария Васильевна Успенская (в замужестве Пшенникова); Юлия Васильевна Покровская (в замужестве Горецкая).
Помещицы Мары заботились о детях священника Н.В. Минервина, служившего в Вознесенской церкви. Оля и Лена Минервины приглашались в усадебный дом в качестве подруг воспитанниц Боратынских. Их крестной матерью была Анастасия Сергеевна, которая следила за обучением девочек, приобщала к иностранным языкам и музыке, купив им рояль.
В Маре находили приют престарелые люди, прежде работавшие в усадьбе. Их кормили и одевали, оказывали медицинскую помощь. В доме проживали бывшая гувернантка детей Михаила Сергеевича – немка Паулина Акимовна, бывшая швея Пелагея Андреевна Перетокина, бывшая учительница детей Боратынских Ольга Гавриловна Покровская (тетя одной из воспитанниц Боратынских – Юлии, бессменная компаньонка Елизаветы Антоновны).
Для воспитанниц «сестры Боратынские» приглашали гувернанток и учителей, преимущественно немок, поэтому их первое знакомство с азбукой происходило, как правило, на немецком языке. В Маре девочки получали начальное образование с глубоким изучением литературы, иностранных языков; учились играть на музыкальных инструментах, петь и рисовать. Затем их определяли в гимназию Кирсанова или Тамбова; собирали приданое, устраивали семейную жизнь.
Быстро бежали годы, одна за другой уходили из жизни сестры Боратынские. Елизавета Антоновна, пережив Александру и Анастасию, осталась в Маре единственной хозяйкой, дожив до 30 августа 2013 года.
После смерти Дельвиг имение перешло к двум ее племянницам (дочерям Михаила Сергеевича). Усадьбой стала владеть Анастасия Михайловна Баранова (урожд. Боратынская), проживавшая в имении мужа. Мара опустела.
[1] Это стих. Е. Дельвиг можно рассматривать как диалог с отцом – А.А. Дельвигом, размышлявшим о скоротечности времени в стихотворении «Тленность»:
Здесь фиалка на лугах
С зеленью пестреет,
В свежих Флоры волосах
На венке краснеет.
Юноша, весна пройдет,
И фиалка опадет…
Поделиться5012-05-2016 20:22:26
Наталья Михайлова
«…от Пушкина»
Сокровищница нашей культуры пополнилась еще одной драгоценностью. Во время юбилейных торжеств 2011 года, приуроченных к 70-летию Российского государственного архива литературы и искусства, Наталья Борисовна Волкова, 38 лет проработавшая его директором, передала архиву альманах «Северные цветы» на 1832 год с дарственной надписью А.С.Пушкина:
Плетневу
от Пушкина
В память Дельвига
1832
15 февр.
С.П.Б.
Альманах «Северные цветы» на 1832 год находился в собрании крупного искусствоведа и литературоведа, основателя и многолетнего руководителя беспрецедентного издания «Литературное наследство», блестящего коллекционера, вдохновителя и создателя Музея личных коллекций в Москве Ильи Самойловича Зильберштейна. Альманах был жемчужиной его выдающегося собрания. Теперь Н.Б.Волкова, его вдова, подарила книгу с автографом Пушкина родному ей РГАЛИ, где уже находится архив и рукописная коллекция И.С.Зильберштейна.
«Альманах с автографом Пушкина, по имеющимся сведениям, — пишет Н.Б.Волкова, — долгие годы хранился в семье Плетневых. В начале XX века он был приобретен историком и пушкинистом П.Е.Щеголевым у внука Плетнева, тоже Петра Александровича. После смерти П.Е.Щеголева в 1931 году перешел к его сыну П.П.Щеголеву, у которого находился по 1934 год.
Живя в Ленинграде, И.С.Зильберштейн работал совместно с П.С.Щеголевым, а с его сыном, Павлом Щеголевым, их связывала дружба со студенческих лет. В начале января 1936 года П.П.Щеголев скончался... По-видимому, в 1935 году “Северные цветы” с дарственной надписью Пушкина Плетневу были приобретены И.С.Зильберштейном и оставались у него в течение всех лет его жизни».
Как известно, практически все существующие автографы А.С.Пушкина хранятся в Институте русской литературы РАН (Пушкинском Доме). Каждый автограф Пушкина — национальное достояние. Тем более благороден дар Н.Б.Волковой: собрание РГАЛИ обогатилось бесценным и редчайшим шедевром.
Впервые этот текст А.С.Пушкина был напечатан Б.Л.Модзалевским в 1913 году в издании «Пушкин и его современники. Материалы и исследования»1, затем в 1927 году в издании «Письма Пушкина к Елизавете Михайловне Хитрово (1827–1832). Труды Пушкинского Дома»2. Факсимильное воспроизведение пушкинского автографа появилось в 1934 году в 16-18 томах «Литературного наследства»3. В 1935 году он был включен в сборник «Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты»4.
«Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства. Мы с любопытством рассматриваем автографы, хотя бы они были не что иное, как отрывок из расходной тетради или записка к портному об отсрочке платежа. Нас невольно поражает мысль, что рука, начертавшая эти смиренные цифры, эти незначащие слова, тем же самым почерком и, может быть, тем же самым пером написала и великие творения, предмет наших изучений и восторгов»5.
Приведенное суждение Пушкина тем более справедливо в отношении автографа, о котором идет речь, еще и потому, что за лаконичной пушкинской надписью — взаимоотношения русского гения, его лицейского товарища, поэта, издателя альманаха «Северные цветы» и «Литературной газеты» Антона Антоновича Дельвига, поэта и критика Петра Александровича Плетнева, преданного друга А.С.Пушкина, издателя его произведений, удостоенного чести быть адресатом посвящения к роману «Евгений Онегин». За этой надписью — трагическая страница в истории русской литературы, повествующая о подлости и благородстве, о дружбе и памяти сердца…
Дарственная надпись А.С.Пушкина на «Северных цветах» датирована 15 февраля 1832 года. За год и месяц до того — 14 января 1831 года А.А.Дельвига не стало. Потрясенный П.А.Плетнев тотчас же написал Пушкину:
«Ночью. Половина 1-го часа. Середа 14 января, 1831. С.П. бург.
Я не могу откладывать, хотя бы не хотел об этом писать к тебе. По себе чувствую, что должен перенести ты. Пока еще были со мною добрые друзья мои и его друзья, нам всем как-то было легче чувствовать всю тяжесть положения своего. Теперь я остался один. Расскажу тебе все, как это случилось. Знаешь ли ты, что я говорю о нашем добром Дельвиге, который уже не наш?»6
П.А.Плетнев рассказал Пушкину, как в три дня болезнь, которая «очень казалась обыкновенною», унесла их друга в могилу: «Милый мой, что ж такое жизнь?»
21 января из Москвы в Петербург было отправлено письмо Пушкина к П.А.Плетневу:
«Что скажу тебе, мой милый? Ужасное известие получил я в воскресенье. На другой день оно подтвердилось. Вчера ездил я к Салтыкову (отцу жены А.А.Дельвига. — Н.М.) объявить ему все — и не имел духу. Вечером получил твое письмо. Вот первая смерть, мною оплаканная. <…> никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду — около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели. Щитай по пальцам: сколько нас? Ты, я, Баратынский, вот и все.
Вчера провел я день с Нащокиным, который сильно поражен его смертью — говорили о нем, называя его покойник Дельвиг, и этот эпитет был столь же странен как и страшен. Нечего делать! Согласимся. Покойник Дельвиг. Быть так.
Баратынский болен от огорчения. Меня не так легко с ног свалить. Будь здоров — и постараемся быть живы»7.
Все знали, что внезапная смерть А.А.Дельвига была не случайна. В ноябре 1830 года было запрещено издание «Литературной газеты». Поводом послужила публикация в газете четверостишия Казимира Делавиня, посвященного жертвам недавней революции во Франции. Дельвиг был вызван к А.Х.Бенкендорфу для объяснений. Шеф жандармов счел возможным обращаться к нему на ты, сослался на доносы Ф.В.Булгарина о якобы противуправительственных разговорах в доме поэта, кричал, что он упрячет его, Дельвига, и его друзей в Сибирь. А.А.Дельвиг вел себя достойно, но потом слег, как тогда говорили, в гнилой горячке. Четвертый номер «Литературной газеты» (после закрытия она была возобнавлена благодаря хлопотам В.А.Жуковского и Д.Н.Блудова, но редактором уже был назначен О.М.Сомов) был посвящен покойному А.А.Дельвигу. В нем был напечатан некролог, написанный П.А.Плетневым.
После смерти Дельвига его вдова и двое малолетних братьев остались без средств к существованию. Еще не зная об этом, Пушкин предложил Плетневу помянуть их близкого друга изданием «Северных цветов». Когда же Плетнев сообщил Пушкину о бедственном положении семьи, необходимость этого издания стала тем более очевидной.
«Северные цветы» — один из лучших альманахов пушкинского времени. Он издавался в Петербурге с 1825 по 1831 год. Выход в свет каждой из семи миниатюрных изящных книжек, украшенных гравированными картинками и виньетками, можно с полным правом считать литературным событием. Главенствующее место в «Северных цветах» занимала поэзия. А.А.Дельвигу удалось привлечь к изданию Е.А.Баратынского, К.Н.Батюшкова, П.А.Вяземского, Ф.Н.Глинку, Н.И.Гнедича, И.И.Дмитриева, В.А.Жуковского, И.И.Козлова, И.А.Крылова, В.К.Кюхельбекера, П.А.Плетнева, В.Л.Пушкина, В.И.Туманского и других поэтов. Пушкин отдал в альманах А.А.Дельвига свои лучшие произведения. В «Северных цветах» были напечатаны отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», поэму «Граф Нулин», такие шедевры пушкинской лирики, как «Подражания Корану», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день»), «Не пой красавица при мне» и многие другие стихотворения. В «Северных цветах» на 1828 год на фронтисписе был помещен портрет А.С.Пушкина — гравюра Н.И.Уткина с оригинала О.А.Кипренского. В письмах А.С.Пушкина часто встречаются упоминания о «северных цветах», просьбы к друзьям непременно поддержать издателя альманаха.
Поэтическая тризна по А.А.Дельвигу — так называл А.С.Пушкин «Северные цветы» на 1832 год. Выходу в свет этого альманаха предшествовали хлопоты по сбору материала, переписка с возможными участниками, решение финансовых вопросов, переговоры с книгопродавцами. Наконец альманах в конце 1831 года вышел в свет. Раздел «Поэзия» открывался пятью стихотворениями барона Дельвига:
«Сии пять стихотворений отыскали вместе с несколькими другими, доныне не изданными, в бумагах незабвенного поэта. Читатели увидят в них новые доказательства, сколь талант его разнообразен»8.
Поэтический венок на гроб А.А.Дельвига положили В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев, З.А.Волконская, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка, Н.М.Языков, другие поэты. Пушкин отдал дань памяти своему другу трагедией «Моцарт и Сальери», «Анфологическими эпиграммами» — «Царскосельская статуя»», «Отрок», «Рифма», «Труд», стихотворениями «Делибаш», «Анчар, древо яда», «Эхо», «Дорожные жалобы», «Бесы».
Стихи Пушкина в память Дельвига пронизаны светлыми воспоминаниями, грустью и тревогой.
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева над вечной струей, вечно печальна сидит9.
Сколько раз вместе с милым Дельвигом останавливались они перед этой царскосельской статуей!
Обстоятельства сложились так, что П.А.Плетнев, деятельный участник «Северных цветов», не смог сам принять участие в этом выпуске альманаха. Тем более дорог был ему подарок А.С.Пушкина со словами «В память Дельвига».
Примечания
1 Пушкин и его современники. Материалы и исследования. Вып. XVI. 1913. С.38.
2 Письма Пушкина к Елизавете Михайловне Хитрово (1827–1832) // Труды Пушкинского Дома. Вып. XLVIII. Л., 1927. С.91.
3 Литературное наследство. Т.16–18. М., 1934. С.595.
4 Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. М.; Л., 1935. С.719.
5 Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 17 т. Т. XII. М.; Л., 1949. С.75.
6 Цит. по: Пушкин А.С. Указ. соч. Т. XIV. C.145.
7 Там же. Т. XIV. C.147.
8 Северные цветы на 1832 год. М., 1980. С.141.
9 Там же. С.169.