СЕМЕНОВ Степан Михайлов.
СЕМЕНОВ Степан Михайлов. Титулярный советник, служащий в Канцелярии московского Военного генерал-губернатора.
Принят в Союз благоденствия в 1819 году. Впоследствии узнал, что сокровенная цель оного была - введение представительного правления. Вскоре по принятии был избран Коренною думою в секретари ее для сношений как с здешними, так и с Московскими управами. В звании сем он оставался недолго потому, что вскоре по отречении Александра Муравьева от общества (в 1819 году) положено было истребить все экземпляры Устава и не иметь никаких письменных сношений. Однако же и после сего, до разрушения Союза благоденствия, он был посредником между Советом и управами, а равно и учреждавшимися по уставу «Зеленой книги» вольными обществами. Ему предоставлено было собирать положенную часть доходов в общую кассу. В начале 1820-го года находился в совещании Коренной думы. По словам Пестеля, республиканское правление было всеми принято; но Семенов отвергнул сие, утверждая, что точно все согласны были с мнением Пестеля, превозносившего превосходство правления Соединенных Штатов Америки, когда же он коснулся возможности введения такового же правления и в России, то все подали отрицательное мнение, а потому спор сей не был кончен, и положено было иметь о сем рассуждение в следующем заседании, которое, однако, не состоялось. На очных ставках Никита Муравьев и Сергей Муравьев-Апостол согласились с показанием Пестеля, Колошин отозвался забвением памяти, но Семенов, фон-дер-Бриген и Глинка, отвергнув показание Пестеля, утвердили то, что предмет совещания остался нерешенным. По разрушении Союза благоденствия в 1821 году Николай Тургенев, располагая вновь учредить общество, выбрал к тому из прежних членов и Семенова, но с 1822-го по 1825 год что происходило, ему неизвестно, ибо, быв командирован в Курскую губернию, не имел ни с кем из членов сношения. По возвращении в Москву, в 1825 году, Пущин известил его об учрежденном им обществе, имевшем ближайшею целию освобождение крестьян, а дальнейшею достижение представительного правления. Слышал о злоумышлении Якубовича на жизнь покойного. императора, но вместе с прочими не одобрил сие покушение, говоря, что оно повлечет за собою разрушение общества и гибель членов.
После 14-го декабря он получил от Пущина письмо, писанное за два дня до происшествия, в коем извещал его о намерении Северного общества воспользоваться обстоятельствами для открытия своих действий. Письмо сие показывал сочленам своим.
Сначала при допросах и на очных ставках от всего отрицался, отвечая, что членом не был и ничего не знает. Содержался в крепости с 2-го генваря.
По докладу Комиссии 15-го июня высочайше повелено, продержав еще четыре месяца в крепости, отправить в Сибирь на службу, но без повышения чина и ежемесячно доносить о поведении. Об оном к исполнению сообщено управляющему Министерством внутренних дел.