Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » "Алфавит" Боровкова. » "Алфавит" Боровкова.


"Алфавит" Боровкова.

Сообщений 411 страница 420 из 561

411

РОНОВ Александр Никитин

РОНОВ Александр Никитин. Отставной корнет, служивший в л[ейб]-г[вардии] Уланском полку. .
В всеподданнейшем на высочайшее имя письме от 24 февраля Ронов изъяснил, что в ноябре 1820 года капитан, тогда поручик лейб-гвардии Финляндского полка Синявин говорил ему, что некто сын Перетца приглашает их вступить в какое-то тайное общество, занимающееся конституциею. Не дав на то согласия своего, Ронов объявил о сем следственному приставу Батурину. Тотчас после сего был потребован к графу Милорадовичу и подтвердил сказанное, но Синявин отрекся от означенных слов, утверждая, что некогда он приглашал Ронова в масоны. Граф Милорадович сказал Ронову, что он солгал, возлагал на него открыть то общество. Потом приказано ему отправиться  в Стрельну, где по прибытии был арестован. Видя себя обиженным и обесчестенным, он вызвал Синявина на дуэль, но оная, по уклонению Синявина и по принятым от него мерам, не состоялась. Наконец все сие имело следствием то, что по высочайшему приказу 5-ro декабря 1820 года он отставлен от службы с тем, чтобы впредь никуда не определять, и выслан из столицы в г. Порхов под наблюдение полиции. Потом позволено ему жить при его матери. В то же время Перетц между прочим показал, что однажды Синявии, проговорившись об обществе Ронову, был под следствием, но успел оправдаться.
Напротив сего Синявин при допросе в Комиссии и на очных ставках с Роновым и Перетцом показал и подтвердил следующее: что Ронов, бывши с ним знаком и слышавши в разговорах о тайных обществах, существовавших в Италии и Испании, вздумал, что Синявин уже все знает и даже про тех, кои явились и в  России, и донес о сем графу Милорадовичу, вследствие чего он, Синявин, был допрашиван генерал-майором Горголием и самим графом, пред которым находился и на очной ставке с Роновым, где утвердил ту истину, что он никогда ни к какому тайному обществу не принадлежал, о существовании оных в России никогда не знал и показанного Роновым никогда не говорил. После того Ронов раз пришел к нему в 1-м часу ночи не в настоящем виде и наделал шуму, почему он, Синявин, просил генерала Чаликова о избавлении его от таковых посещений Ронова и за сим уже не видал его. Глинка на вопрос о сем деле показал, что однажды в продолжение сует по Семеновской истории генерал Васильчиков приехал к графу Милорадовичу. Граф, позвав Глинку, сказал: «Ну, вот этот Батурин! Его подбил полицейский шпион, а он стянул с меня 700 рублей, чтобы потчевать уланских офицеров и выведывать. Но уланы спокойны и офицеры в истории совсем не участвуют; Ронов молодой мальчик, а Синявин оказался прав». После, когда по приказанию графа Глинка отвозил бумаги к графу Кочубею, то сей последний сказал ему: «Доложите графу Михайле Андреевичу, что об известном деле о Ронове я имел щастие донести от себя государю императору».

По высочайшему приказу 16-го июля 1826 года Ронов определен в Староингерманландский пехотный полк поручиком.

412

РОСТОВЦЕВ Илья Иванов

РОСТОВЦЕВ Илья Иванов. Капитан, ныне полковник л[ейб]-г[вардии] Егерского Полка.
По показанию Евгения Оболенского и других, Ростовцев был членом Союза благоденствия, но уклонился и не участвовал в тайных обществах, возникших с 1821 года.

Высочайше повелено оставить без внимания.

413

РОСТОВЦЕВ 4-й Яков Иванов

РОСТОВЦЕВ 4-й Яков Иванов. Поручик л[ейб]-г[вардии] Егерского полка.
В письме на высочайшее имя 12-го декабря Ростовцев между прочим писал:
«В народе и войске распространился уже слух, что Константин Павлович отказывается от престола. Следуя редко влечению Вашего доброго сердца, доверяя излишне приближенным к Вам, Вы весьма многих противу себя раздражили; для Вашей собственной славы погодите царствовать! Противу Вас должно таиться возмущение, которое вспыхнет при новой присяге, и, может быть, это зарево осветит конечную гибель России!
Государственный Совет, Сенат, и, может быть, гвардия будет за Вас; военные поселения и отдельный Кавказский корпус решительно будут против. Об двух армиях ничего не умею сказать. Пользуясь междоусобиями, Финляндия, Грузия, Польша, а, может быть, и Литва от нас отделятся. Европа вычеркнет раздираемую Россию из списка держав своих и соделает ее державою Азиатскою, и незаслуженные проклятия, вместо должных благословений, будут вашим уделом. Ваше высочество! Может быть, предположения мои ошибочны, дерзки и нелепы; может быть, я увлекся любовию к России и личною привязанностию к Вам, но дерзаю умолять Вас именем спокойствия России, именем Вашей собственной славы преклоните Константина Павловича принять корону! Не пересылайтесь с ним курьерами, ибо сие длит пагубное для Вас междуцарствие и может выискаться дерзкий преступный мятежник, который воспользуется брожением умов и общим недоумением. Поезжайте сами в Варшаву или убедите Константина Павловича приехать в Петербург, излейте ему откровенно мысли и чувства Ваши. Ежели он согласится быть императором, слава богу! Ежели же нет, то пусть всенародно на площади объявит Вас своим государем!» В заключение говорит, что если его величество изволит найти поступок его, Ростовцева, похвальным, то он умоляет не делать ему никакого награждения, чтобы остался благороден и бескорыстен в глазах его величества и собственных своих.
При производстве Комиссиею следствия насчет Ростовцева были следующие показания: Николай и Александр Бестужевы, Штейнгейль, Коновницын 1-й и Оболенский называли Ростовцева членом, из коих последний присовокупил, что он его принял за несколько недель до 27 ноября и что 14 декабря он должен был лично находиться на площади, но не был. Николай Бестужев говорит, что Ростовцев пользовался их доверенностию. Александр Бестужев показал, что он раза два был у Рылеева, когда многие из членов приезжали. За 3 дня  до 14 числа, увидевшись с ним  во дворце, Бестужев сказал, что дело доходит до палашей, и он промолвил, чтобы часовые слышали: "Да, палаши хороши!» В тот же день Бестужев узнал, что он писал к ныне царствующему государю императору. Сначала Ростовцев обманул Оболенского, сказав, что будто бы государь журил его за какие-то стихи, а потом отдал и письмо, но настоящее ли, они сомневались, и это еще более придало им решительности. Ростовцев, вспрошенный Комиссиею о поручике Львове, которому он, по словам Оболенского, открыл о существовании тайного общества и о намерениях на 14 декабря, отвечал, что он не только не уведомлял о сем Львова, но даже и сам не знал и самого названия сего общества.

Сие осталось без дальнейшего действия.

414

РОТМИСТРОВ

РОТМИСТРОВ. Поручик 8-й артиллерийской бригады.
Главнокомандующий 1 армиею уведомил о показании рядового Крайникова, что Ротмистров часто бывал у Бечасного и Горбачевского и что он слышал горячие разговоры их, которые они всегда прекращали, если кто приходил к ним. На вопросы о сем Комиссии все главные члены отозвались, что он не принадлежал к обществу. Бечасный присовокупил к тому, что Ротмистров всегда избегал суждений в духе общества и, если оные при нем случались, сильно возражал на безрассудство желать, не зная чего, а особливо, когда говорили, что, может быть, дождемся перемены, он отвечал, что никогда и быть не может. Об оном был уведомлен главнокомандующий, который  впоследствии отозвался, что по изысканию Комиссии, в Белой Церкви учрежденной, Ротмистров оказался непричастным к настоящему делу.

415

РУЛИКОВСКИЙ

РУЛИКОВСКИЙ. Бывший Васильковский маршал.
По словам рядового Грохольского, о чем уведомил главнокомандующий 1 армиею, Руликовский был в коротких связях с Сергеем Муравьевым и Бестужевым-Рюминым и приезжал в Мотовиловку во время возмущения Черниговского полка. Противу сего Муравьев на вопрос Комиссии отвечал, что он не только не был с Руликовским в коротких связях, но в первый раз увиделся с ним в его селе Мотовиловке, когда он приезжал с просьбою к нему, Муравьеву, чтобы приказал солдатам спокойно стоять в деревне.
Согласно с сим показали Матвей Муравьев и Бестужев; последний прибавил, что некоторые солдаты хотели оставить там жен своих, и он просил Руликовского призреть их. Об оном был уведомлен главнокомандующий, который впоследствии отозвался, что по изысканию Военного суда, в Белой Церкви учрежденного, Руликовский окаазался неприкосновенным к мятежу Муравьева.

416

РУСАНОВ Петр

РУСАНОВ Петр. 8-го класса.
Взят был по подозрению вечером 14-го декабря на Петровской площади, где из любопытства, как показал, подходил он к огням, там разложенным.
После предварительного допроса, снятого генерал-адъютантом Толем, по высочайшему повелению освобожден.

417

РУТКОВСКИЙ

РУТКОВСКИЙ. Шляхтич, управляющий имением графа Мечислава Потоцкого.
Капитан Майборода, назвав его членом Польского тайного общества, присовокупил, что чрез него Пестель имел сношения с сим обществом. Нa вопрос о сем Комиссии Пестель подтвердил, что, по словам доктора Плесселя, Рутковский принадлежал к Польскому обществу, но что сам он не имел с Рутковским никаких сношений.
Об оном доведено до сведения его Высочества цесаревича.

418

РЫБАКОВСКИЙ

РЫБАКОВСКИЙ. Поручик Черниговского пехотного полка.
По уведомлению главнокомандующего 1-ю армиею о показании рядового Ракузы, назвавшего Рыбаковского членом общества, Комиссия забирала о сем сведения. Все главные члены согласно отозвались, что Рыбаковский не принадлежал к обществу.
Один из них, Бестужев-Рюмин, присовокупил, что, сколько помнится ему, Рыбаковский во время Черниговского возмущения и при полку не был. О сем уведомлен главнокомандующий.

419

РЫЛЕЕВ Кондратий Федоров

РЫЛЕЕВ Кондратий Федоров. Отставной подпоручик, правитель Канцелярии Российской Американской Компании.
Поступил в Северное общество в 1823 году и с самого начала явился деятельнейшим членом и способствовал восстановлению оного. На одном из совещаний в 1824 году обещался составить Катехизис вольного человека, писал возмутительные песни и вольные стихотворения; принял многих членов; участвовал в совещаниях о соединении Северного общества с Южным, предполагал завесть общество в Кронштадте и набрать членов из купечества. Он более склонен был к ограниченной монархии, однако знал цель Южного общества ввесть республику с истреблением покойного императора и всего царствующего дома, о чем говорил некоторым сочленам своим, будучи уверен, что сие необходимо для прочности нового порядка вещей. Слышал о сношениях Южного общества с Польским и о взаимных их договорах. Знал о положении Южного общества начать открытые действия в 1826 году. Предназначал Каховского для нанесения удара покойному государю в случае переворота; а накануне возмущения 14 декабря уговаривал его убить ныне царствующего государя императора. Квартира его была местом совещания заговорщиков, которых он возбуждал и подкреплял своею настойчивостию. По поручению его Штейнгейль сочинил манифест о созвании народных представителей для избрания образа правления. Непосредственно участвовал во всех планах для возмущения и давал наставления, как возбудить нижних чинов и действовать на площади. Сам он находился там недолго и, видя совершенное безначалие, побежал отыскивать Трубецкого, но уже не возвращался. По делу и собственному выражению его он был главнейшим виновником возмущения: "Я мог бы предотвратить оное, - показал он, - но, напротив, был гибельным примером для других». При всем том он прежде склонил Якубовича отложить на неопределенное время намерение его покуситься на жизнь покойного императора, а накануне 14 декабря первый восстал против мнения его же, Якубовича, чтобы для ободрения солдат позволить им во время возмущения разбить кабаки.
По приговору Верховного уголовного суда 11-го июля 1826 года, повешен 13-го числа.

420

РЫНКЕВИЧ

РЫНКЕВИЧ. Дворянин, живущий в Тульчине.
С согласия генерал-интенданта Юшневского и Борятинского, Рынкевич принят был братом первого единственно для отправления его к Пестелю с известием о смерти покойного  государя, а по обществу ничего не знал.
По докладу о сем Комиссии 13-го июля высочайше повелено поручить местному начальству иметь за ним секретный надзор и ежемесячно доносить о поведении. Об оном к исполнению писано его высочеству цесаревичу и управляющему Министерством внутренних дел.


Вы здесь » Декабристы » "Алфавит" Боровкова. » "Алфавит" Боровкова.