Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » "Алфавит" Боровкова. » "Алфавит" Боровкова.


"Алфавит" Боровкова.

Сообщений 171 страница 180 из 561

171

ДЕЛЬВИГ  Антон Антонов

ДЕЛЬВИГ, барон Антон Антонов.

По показанию князя Трубецкого, барон Дельвиг принадлежал к числу членов Общества Зеленой лампы, учрежденного Всеволожским и получившего название сие от лампы, висевшей в зале дома Всеволожского, где собирались члены.
По изысканию Комиссии оказалось, что предметом сего общества было единственно чтение вновь выходящих литературных произведений и что оно уничтожено еще до 1821 года.

Комиссия, видя, что общество сие не имело никакой политической цели, оставила оное без внимания.

172

Еврей ДАВЫД ЛОШАК

Еврей ДАВЫД ЛОШАК. Бывший фактор Пестеля.

Взят был по показанию Майбороды, который, полагая его фактором Пестеля, подозревал, что он употреблял его для сношений с членами Польского общества.
По изысканию Комиссии оказалось, что он не был фактором Пестеля, а только покупал ему ремонтных лошадей и доставлял разный товар, а равно не был употребляем ни в какие сношения. Содержался в крепости с 24-го генваря.

По докладу Комиссии 30-го генваря высочайше повелено выпустить, но держать в штабе до времени. 16-го февраля освобожден.

173

ЖАНДР Андрей Андреев

ЖАНДР Андрей Андреев. Надворный советник, правитель Канцелярии Военносчетной Экспедиции.

Требован к ответу по тому случаю, что вечером 14 декабря, после рассеяния мятежников, принял к себе одного из них, князя Одоевского, и дал ему способ уйти из города, снабдив его платьем и деньгами. О существовании общества и о замыслах мятежа не знал. Содержался на главной гауптвахте с 16 декабря.
Чрез несколько дней после ареста по высочайшему повелению освобожден.

174

ЖЕБРОВСКИЙ Фаддей Антонов

ЖЕБРОВСКИЙ Фаддей Антонов. Шляхтич, секретарь графа Ильинского.

В 1823 или в 1824 году Борисов и Красницкий, быв у него, Жебровского, предлагали ему вступить в тайное общество, и первый из них прочел ему один только Катехизис Славянского общества; но заметивши в нем нерешимость, не открыли ему ни настоящей цели, ни средств общества. Однако по убеждению их он изъявил свое согласие на вступление в общество, слыша от них, что намерение оного состоит в соделании щастия людей. Дальнейшие о том понятия обещали дать ему после, но сего не сделали, потому что он вскоре уехал в Варшаву и с тех пор не имел с ними ни свидания, ни сношения. Содержался в крепости с 14-го апреля.
По докладу Комиссии 15-ro июня высочайше повелено, вменя арест в наказание, освободить и отправить в место жительства, препоручив местной полиции иметь за ним надзор.
Об оном к исполнению донесено его высочеству цесаревичу.

175

ЖЕГАЛОВ

ЖЕГАЛОВ. Капитан 17 -го егерского полка.

По уведомлению главнокомандующего 1-ю армиею о показании рядового Грохольского, что Жегалов был в дружбе с Фурманом, Комиссия забирала о нем сведения от членов общества, но они отозвались, что Жегалов не принадлежал к нему.
О сем уведомлен главнокомандующий 1-ю армиею.

176

ЖЕМЧУЖНИКОВ 2-Й

ЖЕМЧУЖНИКОВ 2-Й. Поручик Квартирмейстерской части.

Титов показал, что в ноябре 1825 года вовлек он Жемчужникова в свою полууправу, исхитив у него слово на сочленство. Он рассказал ему некоторые артикулы общества и в том числе: а) доставить государству конституцию, подобную Американским штатам, b) освободить крестьян от рабства, с) с подчиненными обходиться сколь можно человеколюбивее, а с начальниками быть почтительну, d) идти с своею командою туда, куда будет приказано, и другие. Впрочем, сам Титов не имел основательного понятия о силе общества и даже, видя спокойное воцарение Константина Павловича, стал сомневаться в существовании общества, каковое сомнение обнаружил и Жемчужникову. Из числа спрошенных о нем членов Евгений Оболенский, Нарышкин и Никита Муравьев отозвались, что Жемчужников принадлежал к Союзу благоденствия, но короткое время, и вскоре совсем отказался от участия в оном. О принадлежности же его к обществу после уничтожения Союза никто, кроме Титова, не показал.
Впоследствии в подписке о непринадлежности к тайным обществам Жемчужников отозвался совершенным незнанием об оных и, когда при всех убеждениях генерал-майора Бутурлина о показании истины остался при своем отрицании, он представлял об отстранении от Жемчужникова подозрения или, ежели он виновен, о переводе его из корпуса Квартирмейстерской части.
По распоряжению г [осподина] начальника  Главного штаба 21 декабря 1826 г. Жемчужников оставлен под надзором.

177

ЖЕРЕБЦОВ Семен Николаев

ЖЕРЕБЦОВ Семен Николаев. Прапорщик лейб-гвардии Гренадерского полка.
Требовался к ответу по подозрению в участии в мятеже 14 декабря. При допросе сознался, что Сутгоф открыл ему все намерения, но он, не входя в его виды, отвечал ему, что во всех полках присягнули и что пустое затевает. В мятеже не участвовал.
При производстве следствия никто не сделал на него никакого показания.
После предварительного допроса по высочайшему повелению освобожден.

178

ЖИТКОВ Семен Артемьев

ЖИТКОВ Семен Артемьев. Капитан, бригадный адъютант 19-й пехотной дивизии 1-й бригады.
Он был взят по показанию Майбороды, сделанному по слуху. Но по изысканию Комиссии все главные члены отозвались, что он не принадлежал к обществу, о существовании оного не знал. Содержался в крепости с 26-го генваря.
По высочайшему повелению, вследствие доклада Комиссии, 20-го февраля освобожден с аттестатом.

179

ЖИЛЬИ

ЖИЛЬИ. Итальянец.
Умер.
По показанию Лаппы, он принят был в общество, имевшее целию введение конституционного правления, сим Жильи, преподававшим ему уроки в науках. Однако никто из членов Северного и Южного обществ не знал его.

180

ЖУКОВ Иван Петров

ЖУКОВ Иван Петров. Штабс-ротмистр гусарского принца Оранского полка.

О существовании тайного общества он слышал в 1824 году, но отказался вступить в оное, а дал согласие на то уже в 1825 году. Ему известно было только, что цель сего общества состояла в улучшении законов и введении конституции. Бестужев-Рюмин, хотя просил его о принятии нескольких членов, но он сего не сделал; на совещаниях общества не был и никакого действия в пользу оного не оказал. Он сочинил ключ для тайной переписки, но, однако, никогда не употреблял его.
Стихи, переведенные Паскевичем, на смерть дюка де Бери, исполненные ужаса, когда убийца, готовясь на злодеяние, говорит для своего ободрения, Жуков переписал и дал
Бестужеву-Рюмину, но без всякого, как уверяет, вредного намерения, а единственно по легкомыслию. По словам Бестужева-Рюмина, однажды Жуков при Сергее Муравьеве и Швейковском сказал: «Я знаю, что для успеха в предприятии нашем необходима смерть государя, но если бы на меня пал жребий быть в числе заговорщиков, то после сего я сам бы себя лишил жизни». Жуков не сознался в произнесении сих слов, и означенные два свидетеля не подтвердили оных, утверждая то, что Жуков, со времени сговора его на княгине Враницкой ни малейшего участия в делах общества не принимал. Содержался с 21-го генваря за болезнью в госпитале.
По докладу Комиссии 24 июня  высочайше повелено выдержать шесть месяцев на гауптвахте и перевесть в Архангелогородский гарнизонный полк и ежемесячно доносить о поведении. О переводе его отдано в высочайшем приказе 7 июля.


Вы здесь » Декабристы » "Алфавит" Боровкова. » "Алфавит" Боровкова.