Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » "Алфавит" Боровкова. » "Алфавит" Боровкова.


"Алфавит" Боровкова.

Сообщений 121 страница 130 из 561

121

ГАББЕ Михайло Андреев

ГАББЕ Михайло Андреев. Полковник 16-го егерского полка.

По поводу показания Матвея Муравьева-Апостола, что Габбе состоял в числе членов Союза благоденствия и был принят Фон-Визиным, Комиссия спрашивала о том сего последнего. Но он на сие отозвался, что Габбе вовсе и не знает. Сверх того Тютчев сказал о слышанном от Бестужева-Рюмина, что Габбе принят в общество в лагере при Лещине. Но Бестужев и другие главные члены общества на вопросы о сем утвердительно отвечали, что он не принадлежал к обществу и в действиях их никакого участия не принимал.

Итак Комиссия оставила сие без внимания.

122

ГАГАРИН  Федор Федоров

ГАГАРИН, князь Федор Федоров. Полковник Клястицкого гусарского полка.

При допросе показал, что в 1817 году, по предложению Александра Муравьева, он два раза посещал собрание членов общества, где слышал разговоры о представительном правлении, но участия в том никакого не принимал. В начале 1818 года слышал от Артамона Муравьева, что и он принадлежит к сему же обществу, но с того времени никаких сношений с членами не имел и о самом существовании общества ничего не слыхал. По изысканию Комиссии оказалось, что Гагарин принадлежал к Военному обществу, предшествовавшему Союзу благоденствия, но в сей последний он не поступал, не принимал никакого участия и не знал о существовании тайных обществ, возникших с 1821 года. По болезни содержался с 21-го генваря в Военно-сухопутном госпитале.

По высочайшему повелению, вследствие доклада Комиссии, 2 февраля 1826 года освобожден.

123

ГАГАРИН  Александр Иванов

ГАГАРИН, князь Александр Иванов. Прапорщик л[ейб]-г[вардии] Конной артиллерии.

Барон Штейнгель между прочим показал о слышанном от Пущина (коллежского асессора), что поутру 14 декабря два арестованные артиллерийские офицеры, выломав в комнате двери, прибежали к нему, но он отвечал им, что без людей в них нет надобности. Противу сего Пущин объяснил, что поутру, проходя с Рылеевым чрез Петровскую площадь, встретили они Гагарина, который сказал, что батарея их не присягнула и что их велено арестовать. На сие он, Пущин, отвечал ему, чтобы возвратился к своему месту и то же бы советовал товарищу своему Лукину, который также был у него на квартире. Что Гагарин не принадлежал к обществу и о намерениях оного не знал, сие подтвердили как Пущин, так Рылеев, Александр Бестужев и Оболенский.

Комиссия положила оставить сие без внимания.

124

ГАЙНАМ Василий

ГАЙНАМ Василий. Сын придворного часового мастера, великобританский подданный.

C.-Петербургский военный генерал-губернатор от 11-го февраля 1826 г. уведомил председателя Комиссии, что по высочайшему повелению Гайнама, как прикосновенного к происшествию 14-го декабря, следовало отправить в крепость, но он одержим болезнию и потому отправлен в Военно-сухопутный госпиталь. 21-го марта он же известил, что по высочайшему повелению Гайнам должен быть выслан за границу и что для препровождения его отсюда в Ригу наряжен будет чиновник здешней полиции, который явится за ним, бывши уже готовым к отъезду. По донесении главного смотрителя госпиталей, Гайнам 27-го марта отдан квартальному поручику Рехлицу.

Следствие о Гайнаме производилось независимо от Комиссии, а потому и неизвестна оной степень вины его.

125

ГАНГЕБЛОВ Александр Семенов

ГАНГЕБЛОВ Александр Семенов. Поручик лейб-гвардии Измайловского полка.

Вступил в Северное общество в 1825 году. Знал, что цель оного состояла  в введении республиканского правления. Слышал, что нашелся уже один молодец, который хотел покуситься на жизнь покойного государя императора, но не допустили его, потому что еще рано. Однажды после взаимного с Лаппою спора о возможности переворота в России, Гангеблов ударился об заклад. Лаппа утверждал, что оный случится прежде истечения десяти лет, а Гангеблов, что гораздо позже. Сам он никого не приобрел обществу и не участвовал в действиях его. Во время происшествия находился в Петергофе, где расположен баталион Измайловского полка; занятый слухами из столицы и прочитав записку Кожевникова, в коей он уведомлял о принятом несколькими лицами намерении лучше умереть, нежели присягнуть, Гангеблов с Лаппою решились твердо сохранить верность данной присяги, но присягнули спокойно. Содержался в крепости с 24-го декабря.

По докладу Комиссии 11-го июня высочайше повелено, продержав еще четыре месяца в крепости, выписать тем же чином в один из гарнизонных полков, в Грузии находящихся, и ежемесячно доносить о поведении.
По высочайшему приказу 7-го июля переведен в Владикавказский гарнизонный полк.

126

ГВОЗДЕВ

ГВОЗДЕВ. Подполковник Квартирмейстерской части.

Титов показал, что в ноябре 1825 года вовлек Гвоздева в свою полу-управу, исхитив у него слово на сочленство, причем рассказал ему некоторые артикулы общества, а именно: а) доставить государству конституцию, подобную Американским Штатам, в) освободить крестьян от рабства, с) с подчиненными обходиться сколь можно человеколюбивее, а с начальниками быть почтительну, d) идти с своею командою туда, куда будет приказано, и другие. Впрочем, сам Титов не имел основательного понятия о силе общества и даже по смерти покойного государя, видя спокойное воцарение Константина Павловича, стал сомневаться в существовании общества, каковое сомнение обнаружил он и Гвоздеву. Спрошенные главные члены Северного и Южного обществ отозвались, что о принадлежности Гвоздева к обществу не слыхали.
По докладу Комиссии 13-го июля высочайше повелено учредить над ним секретный надзор и ежемесячно доносить о поведении. О исполнении сего писано главнокомандующему 1 армиею. Впоследствии, по распоряжению г [осподина) начальника Главного штаба от 6 ноября 1826 г. в исполнение высочайшего повеления Гвоздев за фальшивую подачу подписки о непринадлежности к тайному обществу предан военному суду арестованным.

127

ГЕНЕ

ГЕНЕ. 7-го класса, служащий в Канцелярии генерал-интенданта 2 армии.
Прежде по подозрению от него взято было объяснение генерал-адъютантом Киселевым, а потом Комиссиею забирались сведения от главных членов Южного общества, но оказалось, что он не принадлежал к обществу и ни в чем ему не содействовал.
Один полковник Аврамов присовокупил, что Гене служил в разных иностранных службах и человек ума хитрого.

Комиссия оставила сие без внимания.

128

ГЛИНКА Федор Николаев

ГЛИНКА Федор Николаев. Полковник, состоящий по армии.

В 1819 году был принят Новиковым в общество, имевшее целию просвещение и благотворение. Тогда же объявлено ему, что когда общество получит вид более правильный, то представят правительству и станут искать открытого покровительства на дальнейшие действия. Однако он с 1821 года отстал и не принадлежал к возникшим потом тайным обществам. По словам Пестеля, в квартире Глинки в 1820 году было совещание коренных членов Союза благоденствия, где после рассуждений о формах правлений все приняли республиканское; один Глинка сначала говорил в пользу монархического правления и предлагал императрицу Елизавету Алексеевну. Глинка, отрицая сие показание и на очных ставках с Пестелем, утвердил то, что многие из членов так называемого политического отделения, слушая курсы наук, по удобности квартиры его съезжались к нему, когда трое, когда четверо, заводили разговоры и даже споры о разных системах, иногда и о формах правления, но все в ученом смысле и с тем намерением, чтобы лучше вразумиться  в сих науках. Государыню императрицу в таком смысле, как показал Пестель, не предлагал, но говорил и печатал о добродетельных деяниях особ императорского дома. Показания других, бывших в сем собрании, также не согласны между собою. Сверх того Перетц показал, что Глинка принял его в члены тайного общества в 1819 или в 1820 году. Глинка отвечал при допросах и на очных ставках, что он принял Перетца в члены Ланкастерской школы. Семенов подкрепил слова Перетца, а Кутузов утвердил то же самое, что и Глинка. На вопросы, многим сделанные о том, был ли Глинка извещен о намерениях на 14 декабря, Александр Бестужев отвечал отрицательно, прибавив: но что готовилось что-то, знал, ибо при свидании с ним за три дня до 14 числа говорил ему: «Ну, вот и приспевает время!» Глинка на сие отвечал: «Смотрите вы, не делайте никаких насилий». На очных ставках Александр Бестужев, подтверждая свое показание, пояснил, что не помнит, было ли в ответе Глинки слово «насилие», но смысл ответа был точно такой. Рылеев показал, что при свидании с Глинкою сказал ему, что общество положило воспользоваться переприсягою и что оно взяло уже свои меры. На сие он отвечал: «Смотрите, господа!» На очных ставках Рылеев объяснил, что, может быть, вместо слова общество сказал: «Мы», полагая, что Глинка должен был принадлежать к обществу. Но Глинка, отрицая показание обоих, остался при том, что он не имел с ними означенного разговора и не слыхал показанных ими слов. Содержался в крепости с 11 марта.

По докладу Комиссии 15 июня высочайше повелено выпустить, перевесть в гражданскую службу с чином коллежского советника и во уважение прежней его службы и недостаточного состояния употребить его в Петрозаводске по гражданской части, где и жить ему безвыездно под бдительным тайным надзором полиции. О нем в высочайшем приказе отдано 7-го июля.

129

ГЛИНКА Владимир Андреев

ГЛИНКА Владимир Андреев. Полковник артиллерии.

По показанию четырех членов, Глинка принадлежал к Союзу благоденствия и уклонился от оного. Что он не участвовал в тайных обществах, возникших с 1821 года, и не знал о их существовании, сие утверждено показаниями всех главных членов.

Высочайше повелено оставить без внимания.

130

ГЛЕБОВ Михайло Николаев

ГЛЕБОВ Михайло Николаев. Коллежский секретарь.

Знал о существовании и цели Северного тайного общества - введение конституции, но членом оного быть не захотел. О намерении действовать 14 декабря знал и в самом возмущении лично участвовал, имея в руках шпагу. На площади он дал сто рублей для покупки солдатам вина, в каре оставался до тех пор, пока не выстроилась Конная гвардия. После сего, оставя бунтовщиков, возвратился домой.

По приговору Верховного уголовного суда осужден к лишению чинов и дворянства и к ссылке в каторжную работу на 10 лет.

Высочайшим же указом 22 августа повелено оставить его в работе 6 лет, а потом обратить на поселение в Сибири.


Вы здесь » Декабристы » "Алфавит" Боровкова. » "Алфавит" Боровкова.