В показаниях декабристов переданы многочисленнейшие разговоры их о цареубийстве, отдельная фразы. Противоречие между ними очень значительно, каждый из них утверждал, что он не сказал тех слов, которая ему приписаны другим; один ссылается на другого. Один говорит, что это тот-де говорил о цареубийстве и изобрел такой-то метод истребления фамилии, а тот сваливал на первого. Все эти разговоры, рассеянные в различных показаниях, конечно, не имеют никакого значения для выяснения тактики декабристов в вопросе о цареубийстве: ведь в программу действий общества этот акт введен не был. Самое большее — перед 14 декабря предоставляли разрешение этого вопроса случаю или ждали действий от «обреченных», как это было с Каховским. Но все эти разговоры, не имеющие никакой юридической цены, важны для выяснения психологии декабристов: они вскрывали их душевное отношение к этому акту. И их нужно взять все целиком, во всей их полноте со всеми противоречиями и взаимными отрицаниями. Вот эти-то противоречия именно и характерны.
Пользуясь этими показаниями, мы нарисуем несколько моментов из истории отношений Каховского и Рылеева на почве главной идеи, их соединявшей. Воображение воскресит несколько сцен, разыгравшихся в Петербурге в достопамятный год. Boт рассказ Рылеева (24 апреля 1826 г.).
«В начале прошлого года Каховский входит ко мне и говорить:
— Послушай, Рылеев! Я пришел тебе сказать, что я решил убить царя. Объяви об этом Думе, Пусть она назначить мне срок.
«Я, в смятении вскочив с софы, на которой лежал, сказал ему:
— «Что ты, сумасшедший Ты верно хочешь погубить общество! И кто тебе сказал, что Дума одобрить такое злодеяние? — За сим старался я отклонить его от его намерения, доказывая, сколь оное может быть пагубно для цели общества; но Каховский никакими моими доводами не убеждался и говорил, чтобы я насчет общества не беспокоился, что он никого не выдаст, что он решился и намерение свое исполнить непременно. Опасаясь, дабы в самом деле того не совершил, я наконец решился прибегнуть к чувствам его. Мне несколько раз удалось помочь ему в его нуждах. Я заметил, что он всегда тем сильно трогался и искренно любил меня, почему я и сказал ему:
— Любезный Каховский! Подумай хорошенько о своем намерении. Схватят тебя, схватят и меня потому что ты у меня часто бывал. Я общества не открою, но вспомни, что я отец семейства. 3а что ты хочешь погубить мою бедную жену и дочь? «Каховский прослезился и сказал:
— Ну, делать нечего. Ты убедил меня!
— Дай же мне честное слово, — продолжал я, — что ты не исполнишь своего намерения. Он мне дал оное. Но после сего разговора он часто сталь задумываться; я охладел к нему; мы часто стали спорить друг с другом и, наконец, в сентябрь месяце он снова обратился к своему намерению и постоянно требовал, чтобы я его представил членам Думы. Я решительно отказал ему в том и сказал, что я жестоко ошибся в нем и раскаиваюсь, приняв его в общество. После сего мы расстались в сильном неудовольствии друг на друга. Засим узнал я, что его несколько дней не было в городе. Я спешил с ним увидеться, чтобы узнать, не ездил ли он в Царское Село, боясь, что не там ли он хочет исполнить свое предприятие, но подозрения мои оказались ложными. Он ездил в деревню, в которой была расположена рота Сутгофа. С самого того дня, как я узнал о намерении Каховского, я стал стараться о удалении его из Петербурга, и, наконец, советовал ему опять вступить в военную службу, представляя, что он в мундире полезнее будет обществу, нежели во фраке. Он согласился и подал прошение об определении его в какой-то пехотный полк, но ему отказали, потому что он служил в кавалерии. Я склонял его вступить в прежний полк, но как уже он совершенно обмундировался в пехоту, то и стал снова домогаться об определении в оную. Между тем при свиданиях мы продолжали спорить и даже ссориться. И, наконец, видя его непреклонность, я сказал однажды ему, чтобы он успокоился, что я извещу Думу о его намерении, и что если общество решится начать действия свои покушением на жизнь государя, то никого, кроме его, не употребить к тому. Он этим удовлетворился. Это происходило за месяц до кончины покойного государя императора».