Шатрова упомянула письмо Завалишина «от 19 января 1824 г. Калифорнийской Юнте» (Шатрова 1984: 33). В действительности единственное письмо декабриста к Юнте не датировано. Ошибка Шатровой объясняется тем, что расположенное в деле вслед за письмом к Юнте третье письмо Завалишина к Нориеге имеет зашифрованную дату: «IV — I — XIX». Однако и эту дату (которую, разумеется, нельзя было переносить на письмо к Юнте) Шатрова не сумела расшифровать. Завалишин пояснял, что указанная дата означает «4-й год, 1-й месяц, 19 день». Однако под «1-м месяцем» он понимал не январь, а февраль, так как вел счет от 2 февраля 1821 г., когда впервые задумал создать Общество Восстановления. Таким образом, как пояснял далее сам Завалишин, рассматриваемая зашифрованная дата означала 7(19) февраля 1824 г. (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 76, 80 об.)
Шатрова пересказывала и цитировала письмо Завалишина к Юнте (Шатрова 1984: 33), однако при сравнении цитат с текстами архивных документов (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 70 об., 77, 78 об.) нетрудно установить, что одна цитата взята из письма к Юнте, а две другие — из уже упоминавшегося письма к Нориеге от 7(19) февраля (при этом одна из цитат приведена с ошибками). Через несколько страниц, сообщая о письме Завалишина к Нориеге, Шатрова вновь привела ту же цитату (Шатрова 1984: 38). Получилось, что один и тот же текст приведен сначала как цитата из письма к Юнте, а потом — как цитата из письма к Нориеге.
В бумагах Завалишина сохранилось письмо на испанском языке, адресованное (как сказано в переводе его на русский язык) «селению Санта-Крусу — миссии в Вышней Калифорнии» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 80). «Какие были последствия письма твоего к жителям селения Санта-Круц?» — задали Завалишину вопрос во время следствия. Отвечая на него, декабрист написал, что в Калифорнии всего два селения, причем одно из них находится у миссии Сан-Диего в 600 верстах от Сан-Франциско, а другое — у миссии Санта-Клара, «а не С.Круз, как сказано в вопросе», и что именно к жителям Санта-Клары он и подготовил письмо (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 69, 81 об., 85 об., 88 об.) Шатрова не учла этой поправки и решила, что Завалишин писал «к жителям Санта-Круса», тогда как такого селения не существовало, да еще и «пояснила», что там «настоятелем был О.Лудовик» (Шатрова 1984: 37), видимо, даже не поняв, что настоятели управляли миссиями (где не было никаких жителей, кроме индейцев), а не испанскими селениями.
Шатрова без всяких оснований и без ссылок на источник утверждала, будто Завалишину удалось уговорить Юнту принять его планы и частично осуществить их. «Благодаря проведенной Завалишиным агитации, — писала она, — вскоре президент дон Аргуэльо был смещен, а кандидат от испанской партии дон Нориега стал президентом» (Шатрова 1984: 36, 175). В действительности ничего подобного не произошло (Коцебу 1981: 210).
Покинув Калифорнию и прибыв 18 марта 1824 г. на фрегате к Ситхе (Лазарев 1952: 255), Завалишин отправил письма к Аргуэльо, падре Луису и другим испанцам. Но наиболее важным было письмо к Альтимире, так как, поддерживая отношения с монахом, великий магистр создавал условия для осуществления своих планов (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 86-93 об., 114-119 об.)
На острове Ситха Завалишин познакомился с правителем Новоархангельской конторы Российско-Американской компании К.Т. Хлебниковым и, вероятно, открыл ему свои замыслы. Через несколько месяцев, уже из Охотска, Завалишин отправил к Хлебникову письмо, написанное 14 июня 1824 г., во время плавания от Ситхи к Охотску. В нем мичман сообщал об услышанных им предсказаниях, рассуждал о своем предназначении, предстоящем величии и падении (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 23 об.-26; Завалишин 1927: 353). Предсказания, изложенные в письме, относились к деятельности Завалишина как магистра Ордена. Кроме того, декабрист во время следствия назвал письмо к Хлебникову среди бумаг, «принадлежавших Ордену Восстановления» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 19). Все это дает основание предполагать, что Хлебников был принят в Орден.
6 мая 1824 г.20 Завалишин на бриге «Волга» отплыл из Ново-Архангельска (Лазарев 1952: 256) и 12 июля прибыл в Охотск (РГАВМФ. Ф. 166. Д. 673. Л. 7). Правитель русских колоний в Америке капитан 2-го ранга М.И.Муравьев не только отказался поручить ему командовшие «Волгой»21, но и предписал командиру брига штурману Прокофьеву «обходиться вежливо с Завалишиным, но не слушать его приказаний». Когда бриг, огибая Алеутские острова, оказался на широте Калифорнии, Завалишин потребовал повернуть корабль к берегу, но штурман отказался (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 190-193).
«С самого вступления на землю русскую, — писал позднее Завалишин о своем возвращении из Калифорнии, — я стал действовать как человек, истинно принадлежащий Ордену Восстановления Истины. Я говорил правду, обличал ложь и неправосудие». В Иркутске мичман сообщил генерал-губернатору о замеченных им в пути злоупотреблениях (Завалишин 1927: 353).
В Охотске великий магистр обратил внимание на командира брига «Дионисий» лейтенанта Н.В.Головнина и бухгалтера Российско-Американской компании А.И. Ленже. Это были люди, «известные любовью к справедливости» и «подвергавшиеся неоднократно неприятностям, вступаясь за угнетенных невинных» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 18 об.; Завалишин 1927: 353; ср.: ОМС 6: 620-621).
Отъехав от Охотска, Завалишин отправил к Головнину и Ленже письма с предложением вступить в Орден Восстановления. 24 июля 1824 г. он писал Головнину: «Ища повсюду достойных утвердить славу вскоре имеющего явиться во всем блеске Ордена Восстановления... давно уже обращал я на Вас свое внимание... Ныне, утвердясь опытом в мнении своем, наиболее оке после слов, Вами произнесенных, что Вы готовы жертвовать собой для другого... предлагаю Вам... вступить в число рыцарей Ордена Восстановления и тем подкрепить себя и его, ибо таковые люди ему и нужны. Стремление к истине Ваше велико и желание горячо — но силы Ваши весьма несоразмерны с силою коварства и лжи... так и все рыцари каждый по единому слабы, но все вскоре сильное возымеют действие... Ежели Вы, не устрашившись предстоящих опасностей в речении бестрепетной истины и правды пред царями, и судиями, и начальниками, и испытав себя в совести своей, захотите вступить на поприще, в кое избраны уже вступить, то... получите и знаки Ордена, и правила обязанностей рыцарских...» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 26 об.-28)22.
Ответы великий магистр получил, видимо, уже в Петербурге. В письме от 5 октября 1824 г. Ленже сообщал: «Письмо Ваше с дороги охотской я получил. С какой готовностию, с какой радостию принимаю Ваше предложение вступить в число рыцарей Ордена Восстановления, того, право, не могу объяснить в полной мере. Иметь Вас своим начальником всегда было моим желанием с того времени, как я Вас узнал. С твердостию вступаю под то же знамя, под коим Вы служа приобрели честь и славу. При сем прилагаю прошение мое и присягу. Прошу Вас покорнейше снабдить меня правилами как поступать и действовать, как узнавать тех, кои принадлежат к сему Ордену...»
К письму были приложены составленные Завалишиным и переписанные и подписанные Ленже просьба о приеме в Орден и присяга на верность Ордену: «Правительствующего Ордена Восстановления в Верховный Капитул. Я, нижеподписавшийся, прилагая при сем письменное утверждение присяги, кою дал в совести своей и которую готов дать словом пред алтарем Божиим светлому Ордену Восстановления, прошу, вняв просьбе моей, в число рыцарей его меня включить и утвердить в звании сем, извести, когда и от кого могу принять посвящение? Какую должность исправлять и как поступать обязан?»
«Я, нижеподписавшийся, обещаюсь в совести моей и клянусь Всемогущим Богом и пред Ним, Ему же тайные помышления сердца известны, верно и с ревностию служить Ордену Восстановления и положенные рыцарские обязанности свято соблюдать, повеления великого Магистра, верховного Капитула или уполномоченных их во всем, к Ордену клонящемуся, исполнять беспрекословно; порученные тайны хранить, не отрицаться никакой должность или обязанности. Но ежели призван буду в Совет или поставлен Командором или судьею, или в каком бы чине или звании ни был начальником или подчиненным, на войне или в каком бы другом месте, всегда и везде, языком и мечем, словом и делом содействовать восстановлению истины и правды, утверждению и прославлению Ордена, его же крест хочу подъять и ему же в удостоверение верности клятву и присягу сию дая, утверждаю моим подписанием
Кандидат коммерции Анатолий23
Изотов Ленже подписуюсь
Октября 5 дня 1824 года.»
(ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 32-33 об.)
Головнин в письме от 17 сентября 1824 г. тоже выразил восторг по поводу сделанного ему предложения и согласие вступить в Орден, однако спрашивал, каким образом существование Ордена согласуется с императорским указом о запрещении тайных обществ. «Лестные желания Ваши, — писал он Завалишину, — конечно, увенчаются высоким для меня титулом братства! Опровергните мои заблуждения и тем восстановите спокойствие души моей, которой чувства Вам преданы по конец моей жизни...)) (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Лл. 34-35 об.)
Сохранилось очень мало документов, оформлявших вступление в декабристские общества. Это делает особенно ценными письма Завалишина с предложениями о вступлении в Орден, ответные письма с выражением согласия, а главное, разработанные Завалишиным и подписанные Ленже «формы» просьбы о приеме и присяги.
Ко времени возвращения в Петербург у Завалишина была написана основная часть устава Ордена Восстановления, разработаны и изготовлены знаки и одежды Ордена. В Калифорнии он «начал уже писать статуты рыцарского ордена, образовывая его по примеру Мальтийского)) (Завалишин 1927: 352), а во время плавания от Ситхи к Охотску в основном закончил работу над уставом (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 17 об., 18 об.) В Ново-Архангельске и потом в Калифорнии мичман «занимался рисунками)) знаков и одежд Ордена. Уже на острове Ситха по его рисунку был изготовлен медный орденский шлем (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 89об.; Завалишин 1927: 352). Прочие знаки и одежды Ордена, в том числе и печать, были изготовлены во время проезда Завалишина через Сибирь, в основном в Якуске и в Иркутске (Завалишин 1927: 276, 351; Завалишин 1882: 62). Наконец, уже по приезде в Петербург великий магистр заказал короткий орденский меч (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 17 об., 18 об.-19). Знаки и одежды Завалишин собирался представить императору, если бы тот одобрил образование Ордена Восстановления (РГИА. Ф. 1673. Оп. 1. Д. 26. Л. 5; Завалишин 1927: 276).
Так закончился первый период в «истории» Ордена Восстановления — период, когда Завалишин действовал, рассчитывая на поддержку Александра I, период возникновения и развития замысла, составления основной части устава, разработки и изготовления знаков и одежд Ордена и приема первых рыцарей. За этот период в Орден были приняты Альтимира, Ленже и Головнин (хотя прием последнего еще не был окончательно оформлен). Можно предполагать, что в Орден вступили также Хлебников и Лутковский. Кроме того, Завалишин известил об Ордене падре Луиса и предложил вступить в него Нориеге. Правда, великий магистр обманывал своих собеседников, завлекая в якобы давно существующий всемирный Орден, но так посту¬пали и другие основатели и руководители тайных обществ. А главное, тем или иным путем было положено начало существованию того реального Ордена Восстановления, который основал Завалишин.
БИБЛИОГРАФИЯ
Алексеев 1975 — Алексеев А.И. Судьба Русской Америки. Магадан, 1975.
Арбузов 1926 — Дело А.П.Арбузова // Восстание декабристов. Т. II. М.,; Л., 1926. С. 1-53.
Афанасьев 1982 — Афанасьев В.В. Рылеев: Жизнеописание. М, 1982.
Болховитинов 1966 — Болховитинов Н.Н. Становление русско-американских отношений. 1775-1815. М., 1966.
Болховитинов 1975 — Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения. 1815-1832. М., 1975.
Головнин 1965 — Головнин В.М., Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе «Камчатка». М, 1965.
Дебидур 1903 — Дебидур А. Политическая история XIX века. Т. 1. Священный союз. СПб. 1903.
Еропкин 1971 — Еропкин Б.И. Декабрист Д.И.Завалишин //Сибирь. 1971. №2. С. 76-91.
Завалишин 1865 — Завалишин Д.И. Воспоминания о Калифорнии в 1824 году // Русский вестник. Т. 60. 1865. № 11. С. 322-368.
Завалишин 1866 — Завалишин Д.И. Дело о колонии Росс // Русский вестник. Т. 62. 1866. № 3. С. 36-65.
Завалишин 1877 — Завалишин Д.И. Кругосветное плавание фрегата «Крейсер» в 1822-1825 гг. под командою Михаила Петровича Лазарева // Древняя и новая Россия. 1877. Т. 2. С. 54-67, 115-125, 199-214.
Завалишин 1881 — Завалишин Д.И. Вселенский Орден Восстановления. 1880-1881. // Рукописный отдел Института русской литературы. Ф. 265 («Русская старина»). Оп. 2. Д. 1059.
Завалишин 1882 — Завалишин Д.И. Вселенский Орден Восстановления и отношения мои к «Северному тайному обществу» // Русская старина. Т. 33. 1882. Январь. С. 11-66.
Завалишин 1906 — Завалишин Д.И. Записки декабриста. СПб., 1906.
Завалишин 1927 — Дело Д.И.Завалишина // Восстание декабристов. Т. III. M.; Л., 1927. С. 217-403.
Замалеев, Матвеев 1975 — Замалеев А.Ф., Матвеев Г.Е. От просветительской утопии к теории революционного действия. Ижевск. 1975.
Командор 1995 — Командор. Страницы жизни и деятельности... Н.П.Резанова. (Красноярск,) 1995.
Коцебу 1948 — Коцебу О.А. Путешествия вокруг света. М., 1948.
Коцебу 1981 — Коцебу О.А. Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг. М., 1981.
Ланда 1975 — Ланда С.С. Дух революционных преобразований. М., 1975.
Лазарев 1952 — Лазарев М.,П. Документы. Т. 1. М., 1952.
Марков 1948 — Марков С. Летопись Аляски. М.; Л., 1948.
Марков 1978 — Марков С. Летопись. М., 1978.
Мирзоев 1965 — Мирзоев В. Историография Сибири. 1-я половина XIX в. Кемерово, 1965.
Окунь 1939 — Окунь СБ. Российско-Американская компания. М.; Л., 1939.
ОМС 6 — Общий морской список. Ч. 6. СПб., 1892.
Петровский 1975 — Петровский Л.П. История одного допроса // История СССР. 1975. № 6. С. 81-85.
Пигарев 1947 — Пигарев К.В. Жизнь Рылеева. М., 1947.
Рылеев 1925 — Дело К.Ф.Рылеева // Восстание декабристов. Т. I. M.; Л., 1925. С. 147-218.
Устав СБ — Устав Союза благоденствия // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. 1951. Т. 1. С. 237-276.
Шатрова 1984 — Шатрова Г.П. Декабрист Д.И.Завалишин. Красноярск, 1984.
Шешин 1975 — Шешин А.Б. Декабристское общество в. Гвардейском морском экипаже // Исторические записки. Т. 96. М., 1975.
Шешин 1979 — Шешин А.Б. «Морская управа» Северного // С 44 общества // Вопросы истории. 1979. № 2. С. 115-128.
Шешин 1980 — Шешин А.Б. Декабрист К.П. Торсон. Улан-Удэ, 1980.
Шешин 1981 — Шешин А.Б. Декабрист — защитник индейцев // Дружба народов. 1981. № 10. С. 267-269.
Шешин 1983 — Шешин А.Б. Письма декабриста Д.И.Завалишина к Александру I // Археографический ежегодник за 1982 гг. М., 1983. С. 192-195.
ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации.
РГАВМФ — Российский Государственный архив Военно-Морского Флота.
РГИА — Российский Государственный исторический архив.